Дело №
УИД 05RS0№-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2023 года <адрес>
Хунзахский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Магомедовой А.К., при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Государственному бюджетному учреждению Республики Дагестан «Хунзахской центральной районной больнице» (далее – ГБУ РД «Хунзахская ЦРБ») о признании права собственности на недвижимость в силу приобретательской давности,
установил:
ФИО3-Г.А-Н. обратился в суд с исковым заявлением к ГБУ РД «Хунзахская ЦРБ» о признании права собственности на недвижимость в силу приобретательской давности. В обоснование своих требований истец указывает на то, что в 1984 году профсоюзный комитет Хунзахской центральной районной больницы предоставил ему, как врачу стоматологу, не имеющему собственного жилья 3 комнаты и коридор в жилом доме, 1960 года постройки, площадью 67,6 кв.м., номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в котором (которых) находится объект недвижимости 05:36:000008, расположенный по адресу: сел. <адрес> Республики Дагестан по <адрес> ФИО7, <адрес>. С тех пор, на протяжении 39 лет он проживает в этом доме.
Он обращался в <адрес>ную больницу и ему выдали справку о том, что данный жилой дом не находится на балансе ГБУ РД «Хунзахская ЦРБ». Вышеуказанный жилой дом в реестре муниципальной собственности не числится и на балансе администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан не состоит, что подтверждается справкой администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан.
До настоящего времени право собственности на жилой дом не оформлено. Он владеет настоящим имуществом добросовестно, открыто и непрерывно на протяжении 39 лет, оплачивает коммунальные услуги, производит ремонт жилого дома за свой счет, поскольку получая его во владение от профсоюзного комитета <адрес>ной больницы он предполагал возникновение у него на жилой дом права собственности.
Истец просит установить его право собственности на жилой дом площадью 67,6 кв.м. расположенный по адресу: сел. Арани, <адрес>, Республики Дагестан по <адрес> ФИО7, <адрес>.
Надлежаще извещенные стороны, в судебное заседание не явились и не просили рассмотреть дело без их участия.
Привлеченные в качестве соответчика по делу администрация МР «<адрес>» Республики Дагестан и администрация МО СП «Сельсовет Хунзахский» <адрес> Республики Дагестан возражения (отзыв) в письменной форме на указанное заявление не представили.
В связи, с чем и на основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Гражданский кодекс Российской Федерации среди прочих предусматривает такое основание возникновения права собственности на имущество, как приобретательная давность.
В соответствии со ст. 234 ГК РФ лицо – гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Как следует из положений ст. 234 ГК РФ объектами завладения могут выступать как движимые, так и недвижимые вещи.
Право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретавшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Таким образом, для приобретения права собственности в силу приобретательной давности необходимо наличие совокупности следующих условий владения вещью: добросовестность; открытость; непрерывность.
Добросовестность означает, что владение не было приобретено путем хищения, неправомерного завладения вещью или со знанием того, что оно приобретается против воли собственника и т.п.
Открытость означает, что владелец не скрывает ни от кого факт владения, а владеет открыто, как если бы он сам был собственником вещи.
Непрерывность означает, что владение длится весь срок необходимый для возникновения права.
Согласно ч. 4 ст. 234 ГК РФ течение срока приобретательной давности в отношении вещей находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям. Иначе говоря, данный срок начинает течь после трех лет пользования и владения вещью.
Смысл приобретательной давности заключается в том, чтобы защитить интересы лиц, хотя и не являющихся собственниками вещи, но длительное время владеющих ими добросовестно, и открыто, так как данные лица поддерживают вещь в надлежащем состоянии, привыкают, что это их вещь и исходят в своих планах из того, что вещь принадлежит им.
В то же время собственник, который не интересуется вещью и не несет бремя её содержания, скорее всего, утрачивает интерес к данной вещи.
При оценке же балансов интересов приобретателя и такого собственника закон исходит из того, что и по справедливости и по экономической целесообразности вещь должна остаться в собственности того, кто столь длительное время владел и пользовался ей, конечно же, если он завладел ей добросовестно.
Согласно статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» действие статьи 234 Кодекса (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до ДД.ММ.ГГГГ и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № и Пленума Высшего Арбитражного Суда № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», давностное владение, является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении.
Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.
В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается.
Передача давностным владельцам имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения.
Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
По этой причине ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования).
Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше постановления, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Владение жилым домом и земельным участком никем, в том числе районной и местной администрацией не оспаривалось.
В соответствии с п.п. 2 и 3 ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а при отсутствии утвержденных правил землепользования застройки поселения, органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района.
Каких-либо требований о сносе дома либо его безвозмездном изъятии по правилам статьи 109 Гражданского кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также требований об истребовании земельного участка необходимого для обслуживания дома, не заявлялось.
Истец фактически приобрел в собственность после того, как профсоюзный комитет <адрес>ной больницы предоставил ему жилой дом площадью 67,6 кв.м., расположенный по адресу: Республики Дагестан, <адрес> ФИО7, <адрес>.
Свидетели: ФИО1 и ФИО2 подтвердили факт, что ФИО3 добросовестно, открыто и непрерывно владеет домом на протяжении 39 лет.
Учитывая, что в течение более чем 39 лет истец добросовестно, как своим собственным владеет предоставленным в <адрес> Республики Дагестан домом, притязаний со стороны собственника и третьих лиц не имел, суд признает за истцом право собственности на названный дом в силу приобретательной давности.
Таким образом, иск подлежат удовлетворению в полном объеме.
В связи с изложенным и руководствуясь ст.ст.194-198, суд
решил:
удовлетворить иск ФИО3 и признать за ним право собственности на жилой дом, 1960 года постройки, площадью 67,6 кв.м., расположенный по адресу: Республики Дагестан, <адрес> ФИО7, <адрес>, в силу приобретательной давности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Хунзахский районный суд Республики Дагестан.
Судья А.К. Магомедова