Дело № 12-171/2024
Р Е Ш Е Н И Е
05 августа 2024 года г. Миасс Челябинская область
Судья Миасского городского суда Челябинской области Шагеева О.В.,
при секретаре Матвеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Дорожкина А.В. на постановление НОМЕР государственного инспектора Миасского территориального отдела регионального государственного экологического надзора Министерства экологии Челябинской области от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора Миасского территориального отдела регионального государственного экологического надзора Министерства экологии Челябинской области Лукьяновой Э.С. от ДАТА НОМЕР индивидуальный предприниматель Дорожкин А.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей.
ИП Дорожкин А.В. обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушение, просит отменить постановление и прекратить производство по делу.
В судебном заседании ИП Дорожкин А.В. доводы жалобы поддержал, суду объяснил, что при указанных в постановлении обстоятельствах опилки ООО «Полигон ТБО» не передавал, в спецификацию изначально не вносил, поскольку полагал, что опилки не относятся к отходам. В настоящее время в приложение к договору на оказание услуг по обращению с ТКО внес опилки натуральной чистой древесины.
Должностное лицо, вынесшее постановление, государственный инспектор территориального отдела регионального государственного экологического надзора Министерства экологии Челябинской области Лукьянова Э.С., представитель Чебаркульской городской прокуратуры, представитель Министерства экологии Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав заявителя жалобы, изучив доводы жалобы, исследовав все материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из обжалуемого постановления, ИП Дорожкину А.В. вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пункта 2 статьи 11 указанного закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 2 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (п. 4 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее Правила), а также Типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с п.10 Правил в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В силу пункта 15 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 N 641» потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.4.1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Согласно ч. 6, 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Требования к обращению с отходами I - V классов опасности установлены статьей 14 Федерального закона N 89-ФЗ, в соответствии с которой индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.1).
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (ч.3).
При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, в том числе к способам складирования, помещениям, в которых осуществляется складирование, оборудованию, применяемому для складирования отходов и их компонентов, ограничениям по срокам накопления и хранения отходов, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (ч.4).
Согласно Приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», блок № 3 ФККО содержит классификатор отходов обрабатывающих производств. В числе перечисленных в блоке № 3 ФККО имеются ФККО 30531331204 - опилки и стружка разнородной древесины. Данный вид отходов малоопасные, относятся к IV классу опасности. Блок № 3 ФККО также содержит классификатор отходов обрабатывающих производств ФККО 30523001435 - опилки, натуральной чистой древесины. Данный вид отходов безвредный, относится к V классу опасности (практически не опасные).
Судом установлено, что ИП Дорожкин А.В., осуществляя деятельность по сборке мебели по адресу: АДРЕС, в период с ДАТА по ДАТА не убедившись в безопасности отходов в виде опилок, образующихся от его предпринимательской деятельности, самостоятельно и по своему усмотрению осуществлял их обращение, нарушив ст.ст. 13.4, 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Исходя из приложения НОМЕР договора об оказании услуг НОМЕР от ДАТА, ИП Дорожкиным А.В. был заключен указанный договор с ООО «Полигон ТБО» только на отход прочей продукции из натуральной древесины, утратившая потребительские свойства, незагрязненная (ФККО 40419000515), без учета образующихся также отходов в виде опилок.
Указанные обстоятельства подтверждены: постановлением заместителя Чебаркульского городского прокурора о возбуждении дела административном правонарушении от ДАТА; объяснением ИП Дорожкина А.В., данным ДАТА старшему помощнику Чебаркульского городского прокурора о том, что ИП Дорожкин А.В. осуществляет предпринимательскую деятельность по производству (сборке) корпусной мебели в здании столярного цеха по адресу: АДРЕС, договор на вывоз ТКО заключен ИП Дорожкиным с ООО «Полигон ТБО» ДАТА, фактически отходы по указанному договору не передавались в связи с их отсутствием осуществления деятельности, образующиеся в ходе осуществления деятельности опилки передаются владельцам соседних участков по месту жительства для использования при ведении подсобного хозяйства; актом осмотра от ДАТА помещения столярного цеха по адресу: АДРЕС с фототаблицей, согласно которому в результате обработки и распила дерева образуются отходы в виде опилок, которые собираются в мешки; договором НОМЕР от ДАТА; ответом ООО «Полигон ТБО» на запрос суда о том, что ДАТА между ООО «Полигон ТБО» и ИП Дорожкиным А.В. заключен договор НОМЕР от ДАТА об оказании услуг, предметом которого является оказание ИП Дорожкину А.В. услуг по обращению с отходами III, IV, V класса опасности, в период с ДАТА по ДАТА услуги ИП Дорожкину А.В. не оказывались, оплата по указанному договору заказчиком не производилась, отходы от заказчика на полигон не поступали.
В силу требований вышеуказанного Федерального закона N89-ФЗ, а также Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, ИП Дорожкин А.В. как потребитель, не вправе распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, обязан утилизировать их не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
ИП Дорожкин А.В. обязан был внести изменения по приложению НОМЕР к заключенному договору об оказании услуг НОМЕР от ДАТА и осуществить надлежащее исполнение указанного договора, также и в части обращения с отходами в виде опилок (ФККО 30531331204 и (или) ФККО 30523001435), образующихся от его предпринимательской деятельности.
Самостоятельная утилизация твердых коммунальных отходов влечёт административную ответственность в соответствии со ст.8.2 КоАП РФ.
Выводы о виновности ИП Дорожкина А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, основаны на доказательствах, которые были всесторонне и полно проверены и оценены должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ИП Дорожкина А.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Порядок привлечения ИП Дорожкина А.В. к административной ответственности не нарушен.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом данного правонарушения может являться лицо, осуществляющее деятельность по обращению с отходами.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела нарушены не были, поскольку имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении доказательства свидетельствуют о наличии в действиях ИП Дорожкина А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, обязанность должностного лица по представлению доказательств вины лица, привлекаемого к ответственности, выполнена.
Вместе с тем, судьей установлено, что допущенные нарушения были устранены, ИП Дорожкиным А.В. внесены изменения по приложению НОМЕР к заключенному договору об оказании услуг НОМЕР от ДАТА в части указания наименования отходов: опилки натуральной чистой древесины (ФККО 30523001435), что подтверждается спецификацией.
Кроме того, доказательств того, что правонарушение привело к негативным последствиям, судье не представлено.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Данное полномочие является правом, но не обязанностью суда, его реализация зависит от установленных по делу обстоятельств.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Принимая во внимание вышеизложенное, все обстоятельства по делу, оценив характер и степень общественной опасности правонарушения, допущенного индивидуальным предпринимателем, оснований для признания данного правонарушения малозначительным суд не находит.
С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Учитывая то, что какие-либо негативные последствия от нарушения ИП Дорожкиным А.В. в данном случае не наступили, что существенного нарушения окружающей среде не последовало, принимая во внимание, что ИП Дорожкин А.В. впервые привлекается к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного главой 8 КоАП РФ, устранил допущенные нарушения, судья приходит к выводу о возможности применения положений ст. 3.4 и ст. 4.1.1 КоАП РФ, и назначения наказания в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление НОМЕР государственного инспектора Миасского территориального отдела регионального государственного экологического надзора Министерства экологии Челябинской области от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Дорожкина А.В. изменить, - назначить индивидуальному предпринимателю Дорожкину А.В. административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Челябинский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Миасский городской суд Челябинской области.
Судья О.В.Шагеева