Решение по делу № 33-13060/2024 от 07.06.2024

УИД 03RS0060-01-2024-000330-56

№ 2-326/2024

судья Гареева Л.И.

Категория дела 101г

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 июля 2024 года № 33-13060/2024

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего                      Алексеенко О.В.,

судей                                   Абдрахмановой Э.Я.,

                                                                                       Фахрисламовой Г.З.

при секретаре                                                                Каскиновой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на решение Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 апреля 2024 года

по гражданскому делу по иску прокурора Миякинского района Республики Башкортостан, действующего в интересах Якуповой А.И., к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Миякинская центральная районная больница о бесперебойном обеспечении лекарственными препаратами, взыскании расходов за самостоятельное приобретение лекарственных препаратов.

Заслушав доклад судьи Алексеенко О.В., судебная коллегия

установила:

    прокурор Миякинского района Республики Башкортостан, действующий в интересах ФИО1, дата года рождения, обратился в суд с иском (с учетом последующего уточнения в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, листы дела 53-57) к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Миякинская центральная районная больница (далее – ГБУЗ Республики Башкортостан Миякинская ЦРБ) о возложении обязанности бесперебойно обеспечивать лекарственным препаратом Хумалог раствор для внутреннего и подкожного введения 100МЕ/3мл № 5 в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, до момента отмены их применения по медицинским показаниям; возложении обязанности выписывать рецепты на бесплатное получение ребенком-инвалидом вышеуказанного лекарственного препарата в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями; взыскании расходов на приобретение данного лекарственного препарата в размере 3 584,26 рублей; обращении решения суда к немедленному исполнению.

    Исковые требования мотивированы тем, что Якупова А.И. является ребенком-инвалидом. Решением врачебной комиссии от 30 августа 2023 года Якуповой А.И. назначен инсулин Хумалог 100 ед. 3,0 № 5, однако в настоящее время вышеуказанным препаратом она не обеспечена, в связи его отсутствием. Фактически с сентября 2023 года Якупова А.И. лекарственным препаратом не обеспечивалась. В виду отсутствия бесплатного обеспечения в целях недопущения ухудшения состояния здоровья законный представитель Якупова О.Н. приобрела 2 упаковки Хумалог на сумму 3 584,26 рублей.

    Решением Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 апреля 2024 года постановлено:

    исковые требования прокурора Миякинского района Республики Башкортостан в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Миякинская ЦРБ о бесперебойном обеспечении лекарственными препаратами и взыскании денежных средств удовлетворить.

    Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно бесплатно обеспечивать Якупову А.И., дата года рождения, жизненно необходимым лекарственным препаратом Хумалог раствор для внутреннего и подкожного введения 100МЕ/3мл №5, входящим в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения в целях обеспечения в амбулаторных условиях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 сентября 2022 года №639н, в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, до момента отсутствия показаний к применению препаратов.

    Обязать ГБУЗ РБ Миякинская ЦРБ выписывать рецепт на бесплатное получение ребенком-инвалидом Якуповой А.И., дата года рождения, лекарственный препарат Хумалог раствор для внутреннего и подкожного введения 100МЕ/3мл №5, входящим в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения в целях обеспечения в амбулаторных условиях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 сентября 2022 года № 639н, в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями.

    Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу законного представителя ФИО1, дата года рождения, - ФИО2 денежные средства, затраченные на приобретение 2 упаковок лекарственного препарата Хумалог раствор для внутреннего и подкожного введения 100МЕ/3мл №5, в размере 3 584,26 рублей.

    Решение суда в части бесперебойного бесплатного обеспечения Якуповой А.И., 21 ноября 2010 года рождения, жизненно необходимым лекарственным препаратом Хумалог раствор для внутреннего и подкожного введения 100МЕ/3мл №5, обратить к немедленному исполнению.

    В поданной апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Республики Башкортостан просит отменить вышеуказанное решение суда по мотиву незаконности и необоснованности, указывая на то, что процедура приобретение медицинского изделия занимает порядка 35 дней при условии, что на контракт находится поставщик сразу. Данная процедура является обязательной.

    Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения дела, выслушав представителя апеллянта – Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Гузаирову З.М., истца – прокурора Латыпова А.А., судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда.

    Как следует из материалов дела и установлено судом, протоколом врачебной комиссии от 30 августа 2023 года Якуповой А.И. назначен инсулин Хумалог 100 ед 3, № 5 (лист дела 16).

    Протоколом врачебной комиссии от 21 ноября 2023 года Якуповой А.И. назначен глюкагон 1 мг подкожно или введение сотрудником скорой медицинской помощи 20-40% раствора глюкозы внутривенно струйно для купирования симптомов гипогликемии, на 6 месяцев – 1 флакон, на 12 месяцев – 2 флакона (лист дела 25).

    12 сентября 2023 года главный врач ГБУЗ Миякинская ЦРБ направил в адрес Министра здравоохранения Республики Башкортостан письмо с просьбой обеспечить по федеральной льготе в межзаявочный период больного ФИО1 И., 2010 года рождения, препаратом инсулин хумалог - 9 упаковок (лист дела 15).

    Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что истцом представлена достаточная совокупность доказательств того, что отсутствие обеспечения лекарственным препаратом приводит к жизни угрожающим для него последствиям, что является нарушением приведенных конституционных принципов приоритета и высшей ценности прав и свобод человека, не допускающих ставить жизнь пациента под непосредственную угрозу и зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на лекарственное обеспечение органов публичной власти, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом.

    С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

    Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве здравоохранении Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09 июля 2014 года № 310 (далее - Положение), Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти Республики Башкортостан.

    В полномочия Республики Башкортостан, осуществляемые Министерством здравоохранения, входит, в том числе, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 10 пункта 4.2 Положения.).

    Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН).

    Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

    Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

    В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

    Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

    Протоколом врачебной комиссии от 30 августа 2023 года подтверждается необходимость использования Якуповой А.И. препарата Хумалог 100 ед 3, № 5, который необходим последней по жизненным показаниям (лист дела 16).

    Учитывая, что государством гарантировано инвалиду обеспечение всеми необходимыми лекарственными препаратами бесплатно, в том числе, медицинскими изделиями необходимыми для нормальной жизнедеятельности, такое обеспечение является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

    Соответственно, необеспечение Якуповой А.И. препаратом Хумалог 100 ед 3, № 5, назначенным ей врачебной комиссией, нарушает её фундаментальное право на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно.

    Кроме того, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан осуществляет ведомственный контроль за качеством и безопасностью медицинской деятельности подведомственных Министерству медицинских и фармацевтических организаций посредством осуществления полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 89 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (пункт 3.7 Положения), осуществляет в установленном порядке ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также внутренний финансовый контроль (пункт 3.9 Положения).

    На Министерство возложены полномочия: по осуществлению организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (подпункт 2 пункта 4.2 Положения); разработка и реализация программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан, включающей программу обязательного медицинского страхования в Республике Башкортостан (подпункт 3 пункта 4.2 Положения); создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности (подпункт 6 пункта 4.2 Положения); координация деятельности субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории Республики Башкортостан (подпункт 11 пункта 4.2 Положения); осуществление полномочий оператора информационных систем в сфере здравоохранения (подпункт 21 пункта 4.2 Положения).

    Соответственно, довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

    Указание представителем ответчика в суде апелляционной инстанции на то, что медицинская организация не выписывала рецепт именно по региональной льготе состоятельным быть признан не может, поскольку фактически на правильность выводов суда первой инстанции не влияет.

    Поскольку решение суда в части удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика расходов на приобретение лекарственного препарата, обращении решения суда к немедленному исполнению не обжалуется, доводов апелляционной жалобы в приведенной части не имеется, судебная коллегия не усматривает правовых оснований не согласиться с выводами суда.

    Указанные апеллянтом обстоятельства направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нашедших отражение в мотивировочной части решения, в апелляционной жалобе не содержится новых обстоятельств, а также не представлены новые доказательства, опровергающие выводы судебного постановления, а потому не могут служить основанием для его отмены.

    Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

    Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

    решение Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – без удовлетворения.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 15 июля 2024 года.

Председательствующий                            О. В. Алексеенко

Судьи                                        Э. Я. Абдрахманова

                                                                                         Г. З. Фахрисламова

33-13060/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Миякинского района
Ответчики
министерство здравоохранения РБ
ГБУЗ РБ Миякинский ЦРБ
Другие
ГУП Башфармация
Якупова Ольга Николаевна (в интересах Якуповой Арины Ильдусовны)
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Алексеенко Оксана Владимировна
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
10.06.2024Передача дела судье
09.07.2024Судебное заседание
22.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2024Передано в экспедицию
09.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее