КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Попов А.В. Дело № 33-5851/2016
А-57
15 июня 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Тихоновой Ю.Б.
судей Петрушиной Л.М., Потехиной О.Б.
при секретаре Зыковой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Потехиной О.Б.
гражданское дело по иску Фадиной АА к Администрации города Ачинска Красноярского края, Алиеву СШо о признании незаконным предоставления участка земли под строительство и сносе самовольной постройки,
по апелляционным жалобам представителя Фадиной А.А.- Машинуа А.А., представителя Администрации г. Ачинска Красноярского края Андриановой Н.В.
на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 20 февраля 2016 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Фадиной АА к Администрации города Ачинска Красноярского края, Алиеву СШо о признании незаконным предоставления участка земли под строительство и сносе самовольной постройки отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фадина А.А. обратилась в суд с требованиями к Администрации г.Ачинска, Алиеву С.Ш. о признании незаконным предоставления участка земли под строительство капитального объекта торгово-офисного здания, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, признании незаконными распоряжения от 11.01.2012 года №-р о предварительном согласовании нежилого здания торгово-офисного назначения и распоряжения от 30.10.2012 №-р о предоставлении в аренду указанного земельного участка для строительства нежилого здания торгово-офисного назначения, признании незаконным строительства капитального объекта торгово-офисного здания и сносе самовольной постройки, расположенной по указанному адресу.
Требования мотивированны тем, что Фадина А.А. является собственником квартиры <адрес>, на прилегающем к домам № и № земельном участке, выделен участок для строительства нежилого здания торгово-офисного назначения, площадью 60.1 кв.м., с кадастровым номером №, который выделен из земель населенных пунктов и расположен по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. Истец считает выделение участка под строительство здания торгово-офисного назначения незаконным, принятым администрацией г. Ачинска с нарушением Правил застройки и землепользования г. Ачинска Красноярского края и Градостроительного кодекса РФ без проведения публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территорий. При этом при строительстве в зоне многоэтажной и среднеэтажной застройки (Зона Ж-1), необходимо учитывать предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду на основе определения сё потенциальных возможностей, режима рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению, недопущений нарушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде. В соответствии с Правилами застройки и землепользования г. Ачинска от 30.05.2014 №58-407р офисные объекты относятся к условно-разрешенным видам использования земельных участков. В связи с чем, вопрос о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Однако, публичных слушаний ни по вопросу планировки застроенных территорий, ни о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с собственниками соседствующих земельных участков не проводилось. В настоящее время Алиев С.Ш. осуществляет строительство торгово-офисного здания без разрешения на строительство, что является незаконным.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Фадиной А.А.- Машинец А.А. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что судом неправомерно применен трехмесячный срок для обращения в суд, поскольку данное дело подлежало рассмотрению в исковом порядке, кроме того, истец узнала о нарушении ее прав только в августе- сентябре 2015 г. Поскольку судом установлена незаконность предоставления спорного земельного участка, осуществляемое строительство на земельном участке незаконно и подлежит сносу.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Ачинска- Андрианова Н.В. просит изменить решение суда, полагает неправильным вывод суда о несоблюдении процедуры предоставления спорного земельного участка в связи с необходимостью проведения публичных слушаний, поскольку Администрация не производила действий по изменению разрешенного использования спорного земельного участка (по его разделению, объединению, перераспределению). Просит изменить решение суда в части указанных выводов.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела, не предоставивших в суд доказательств уважительности своей неявки.
Проверив материалы дела, решение суда по правилам апелляционного производства (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), выслушав пояснения представителя Фадиной А.А.- Машинца А.А., поддержавшего доводы своей жалобы и возражавшего против доводов жалобы Администрации г.Ачинска, представителя Алиева С.Ш.о.- Лычковскую Н.П., поддержавшую доводы апелляционной жалобы Администрации г.Ачинска и возражавшую против доводов апелляционной жалобы истца, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Фадина А.А. является собственником квартиры <адрес> на основании договора купли-продажи от 19.02.1997, зарегистрированного в БТИ 20.02.1997 (л.д.5).
Администрацией города Ачинска на основании заявления ФИО12 от 26.12.2011 с учетом акта выбора и обследования земельного участка под строительство от 25.10.2011, в соответствии с которым земельный участок, расположенный: <адрес>, <адрес> <адрес> площадью 450 кв.м., по санитарным и пожарным основаниям признан пригодным для строительства нежилого здания торгово-офисного назначения, было вынесено распоряжение №-р от 11.01.2012 о предварительном согласовании места размещения нежилого здания торгово-офисного назначения ФИО12 по указанному адресу и утверждении акта выбора и обследования земельного участка под строительство (л.д.26,27).
Согласно справке КУМИ администрации г. Ачинска от 27.01.2016 указанный земельный участок был сформирован из земель государственной собственности на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий от 21.12.2011 № и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером №. При формировании данного земельного участка границы придомовых территорий жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, № и №, не изменялись (л.д.66-76).
В результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, был подготовлен межевой план от 23.12.2011, из которого следует, что указанный земельный участок площадью 450 кв.м., образован из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для строительства нежилого здания торгово-офисного назначения, при этом сведения о каких-либо частях исходных, измененных или уточняемых земельных участков не имеется (л.д.117-122). Указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости при постановке земельного участка на кадастровый учет 13.01.2012 (л.д.34).
На основании распоряжения Администрации г. Ачинска №-р от 30.10.2012 земельный участок с кадастровым номером № из земель населенных пунктов предоставлен ФИО12 в аренду с 01.01.2013 сроком на 364 дня, для строительства нежилого здания торгово-офисного назначения, о чем КУМИ Администрации г. Ачинска с ФИО12 заключен договор аренды земельного участка №-№ от 21.01.2013 (л.д.28,29-31).
Соглашением от 15.12.2013 ФИО12 передала ФИО13 свои права и обязанности по договору аренды земельного участка № от 21.01.2013, по согласованию с арендодателем в лице председателя КУМИ Администрации г. Ачинска (л.д.35).
Дополнительными соглашениями от 29.08.2014 и от 02.12.2014, заключенными между КУМИ Администрации г. Ачинска и ФИО13 срок действия договора аренды земельного участка №-№ продлен до 18.08.2015 (л.д.32,33).
19.08.2014 года Администрацией города Ачинска ФИО13 выдано разрешение № № на строительство нежилого здания торгово-офисного назначения на земельном участке по адресу <адрес>, <адрес> <адрес>, сроком действия до 19.08.2015 (л.д.78).
Соглашением от 10.02.2015 ФИО13 передала свои права и обязанности по договору аренды земельного участка №-№ от 21.01.2013 Алиеву С.Ш., что также было согласовано с КУМИ Администрации г. Ачинска (л.д.36).
На основании заявления Алиева С.Ш. в связи невозможность окончания им в установленный срок строительных работ, начатых лишь в августе 2015 года, ранее выданное разрешение №№, на строительство нежилого здания торгово-офисного назначения продлено до 19.06.2016 (л.д.78,79-81).
Согласно техническому плану объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в <адрес> <адрес>, и акту осмотра земельного участка нежилое здание имеет площадь застройки 89,1 кв.м., расположено в границах земельного участка с кадастровым номером №, степень готовности объекта 55% (л.д.135-145, 152-155).
Отказывая в удовлетворении заявленных Фадиной А.А. требований, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 37 и 39 Градостроительного кодекса РФ, а также статьи 35 Правил землепользования и застройки на территории г. Ачинска, утвержденных решением Ачинского городского Совета депутатов от 24.11.2006 г. №№, исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в подзоне "жилая зона, занятая многоэтажными многоквартирными жилыми домами" территориальной зоны "жилая зона", при этом при его образовании установлен разрешенный вид использования: для строительства нежилого здания торгово- офисного назначения, отнесенный к условно разрешенному виду использования земельных участков, без проведения публичных слушаний, которые в силу закона были необходимы в связи с предоставлением разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, в связи с чем Адмнистрацией г.Ачинска нарушена процедура предоставления земельного участка, что является основанием для признания недействительными оспариваемые решения Администрации. Однако, поскольку истец Фадина А.А. пропустила предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ, подлежащей применению по аналогии процессуального закона при разрешении данного дела, отказал в удовлетворении исковых требований к Администрации г.Ачинска в связи с пропуском срока для обращения в суд.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они постановлены с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Части 2 и 3 статьи 35 Градостроительного кодекса предусматривают, что в состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами; 5) зоны жилой застройки иных видов. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
В силу части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с частями 2 - 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно части 6 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
В силу частей 1, 2 и 5 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.
Согласно частям 8 и 9 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. На основании таких рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня их поступления принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" устанавливалось общее правило, в соответствии с которым до утверждения в установленном Градостроительного кодекса РФ порядке правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 24 ноября 2006 г. N 20-113р были утверждении Правила землепользования и застройки на территории города Ачинска (признаны утратившими силу решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 30 мая 2014 г. N 58-407р).
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 указанных Правил землепользования и застройки на территории г. Ачинска градостроительный регламент по разрешенным видам использования недвижимости (статья 34 настоящих Правил) включает:
-основные виды разрешенного использования недвижимости, которые при условии соблюдения строительных норм и стандартов безопасности, правил пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, иных обязательных требований не могут быть запрещены;
-разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости, которые по отношению к последним являются вспомогательными. При отсутствии на земельном участке основного вида использования сопутствующий вид использования таковым не является и считается неразрешенным, если иное специально не оговаривается настоящими Правилами применительно к конкретным случаям и местам расположения недвижимости;
-виды использования недвижимости, для которых необходимо получение специальных согласований в порядке публичных слушаний (статья 23 настоящих Правил).
Виды использования недвижимости, отсутствующие в статье 34 настоящих Правил, являются не разрешенными для соответствующей зоны и не могут быть разрешены, в том числе и по процедурам специальных согласований посредством публичных слушаний.
Согласно статье 34 названных Правил землепользования и застройки на территории г. Ачинска применительно к условиям г. Ачинска выделены территориальные зоны различного функционального назначения, в частности жилые зоны (1.1).
В соответствии со статьей 35 указанных Правил землепользования и застройки на территории г. Ачинска жилая зона г. Ачинска разделена на подзоны: занятые многоэтажными многоквартирными жилыми домами (1.1.1.1); занятые коттеджной, усадебной застройкой (1.1.1.2). Жилая зона, занятая многоэтажными многоквартирными жилыми домами предназначена для застройки многоквартирными жилыми домами средней и повышенной этажности (при условии соблюдения принципов построения силуэта застройки и размещения градостроительных акцентов), а также сопутствующих объектов повседневного обслуживания местного уровня, скверов, игровых и спортивных площадок.
В этой же статье 35 Правил землепользования и застройки на территории г. Ачинска установлены регламенты жилой зоны, занятой многоэтажными многоквартирными жилыми домами:
-в многоэтажных жилых зонах разрешается размещение отдельно стоящих, встроенных объектов культурно-бытового обслуживания повседневного и периодического спроса, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, в том числе многоуровневых гаражей-стоянок, многоэтажных гаражей, промышленных, коммунальных и складских объектов, для которых не требуется санитарно-защитных зон или установление таковых возможно по планировочным условиям и деятельность которых не оказывает вредного воздействия на окружающую среду (не пожароопасных, не взрывоопасных, не создающих шума, превышающего установленные нормы для жилой зоны, не требующих устройства подъездных путей и не занимающих более 15% площади планировочной единицы территориальной зоны);
-разрешается размещение объектов культурно-бытового, социального и коммунального обслуживания повседневного спроса, отдельно стоящих, встроенных, пристроенных и в первых этажах жилых домов (детские сады, иные объекты дошкольного воспитания, школы начальные и средние, внешкольные учреждения, клубы, библиотеки, архивы, информационные центры, музеи, выставочные залы, спортплощадки, аптеки, поликлиники, пошивочные отделения, ремонтные мастерские бытовой техники, парикмахерские и иные подобные объекты обслуживания, почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции, бани, оздоровительные центры, магазины отдельно стоящие, кафе, закусочные, столовые отдельно стоящие, бытовое обслуживание в отдельно стоящем здании, культовые сооружения, скверы, бульвары и др.);
-допускается размещение объектов культурно-бытового, социального и коммунального обслуживания периодического спроса отдельно стоящих, встроенных, пристроенных и в первых этажах жилых домов (поликлиники, магазины, кафе, закусочные, столовые, объекты бытового обслуживания, гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов, спортзалы, залы рекреации (с бассейном или без), больницы, госпитали общего типа, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения, общественные туалеты, рестораны, бары, автозаправочные станции, дома для престарелых, инженерно-технические и коммунальные объекты для обслуживания жилья, видеозалы, административные организации, офисы, конторы, издательства, гаражи и открытые стоянки);
-допускается в рамках проведения мероприятий по реконструкции жилых домов надстройка мансардного этажа жилых домов, переоборудование квартир в первых этажах жилых зданий в объекты культурно-бытового, социального и торгового назначения;
-не допускается самовольное строительство погребов, овощехранилищ, самовольные рубки зеленых насаждений.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок с кадастровым номером 24:43:0126001:736 образован как вновь созданный и поставлен на кадастровый учет <дата>, вид разрешенного использования определен- для строительства нежилого здания торгово- офисного назначения, согласно Правил землепользования и застройки на территории города Ачинска, утвержденные Решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 24 ноября 2006 г. N 20-113р, земельный участок расположен в зоне 1.1.1.1 Жилая зона занятая многоэтажными многоквартирными жилыми домами.
До утверждения на основании абзаца третьего пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков нормативно-правового акта, который бы непосредственно устанавливал единообразные виды разрешенного использования земельных участков в целях строительства, не существовало.
Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельного кодекса РФ вышеуказанного классификатора, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (часть 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
На момент предоставления спорного земельного участка, издания оспариваемого распоряжения от 11.01.2012 г. о предварительном согласовании места размещения спорного нежилого здания торгово- офисного назначения и утверждении акта выбора и обследования земельного участка под строительство указанного нежилого здания, а также распоряжения от 30.10.2012 г. о предоставлении земельного участка в аренду действовали Правила землепользования и застройки на территории города Ачинска, утвержденные Решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 24 ноября 2006 г. N 20-113р, которые не устанавливали конкретных видов разрешенного использования входящих в них земельных участков.
При таких данных, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером № является вновь созданным, с определением вида разрешенного использования- для строительства нежилого здания торгово- офисного назначения, при предварительном согласовании места размещения нежилого здания торгово- офисного назначения распоряжением от 11.01.2012 г. и при предоставлении указанного земельного участка в аренду для строительства нежилого здания торгово- офисного назначения распоряжением от 30.10.2012 г. изменения вида разрешенного использования земельного участка не производилось, при этом достаточных данных, свидетельствующих о том, что такой вид использования земельного участка на момент его предоставления являлся условно- разрешенным, в связи с чем требовалось соблюдение правил ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии со стороны Администрации г.Ачинска нарушений процедуры предоставления спорного земельного участка и соответственно отсутствии оснований для признания оспариваемых решений незаконными, а потому выводы суда первой инстанции в указанной части подлежат исключению из решения.
Кроме того, неправильными, сделанными с нарушением процессуальных норм являются выводы суда первой инстанции о применении к рассматриваемым правоотношениям положений ч.1 ст.219 КАС РФ, устанавливающей трехмесячный срок обращения в суд с административным иском, и соответственно вывод о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований иска в связи с пропуском такого срока, поскольку требования о признании названных выше актов исходя из сложившихся между сторонами характера правоотношений правомерно предъявлено в порядке искового производства, в связи с чем, к таким требованиям применяются общие сроки исковой давности, установленные ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ и п.1 ст. 200 ГК РФ в данном случае срок исковой давности составляет три года со дня, когда истец узнала или должна была узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, который исходя из материалов дела Фадиной А.А. не пропущен.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы представителя истца в части разрешения исковых требований к Алиеву С.Ш.о. о признании незаконным строительства объекта торгово- офисного здания на спорном земельном участке и его сносе как самовольной постройки, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для их удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в указанной норме, а именно: постройка создана на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами; постройка создана без получения необходимых для этого разрешений; постройка создана с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
Как установлено судебной коллегией, при строительстве нежилого здания торгово- офисного назначения по адресу: <адрес> <адрес> целевое использование земельного участка не нарушено, строительство указанного объекта ведется на основании разрешения на строительство, выданного администрацией г.Ачинска, которое до настоящего времени не отозвано и недействительным не признано, доказательств нарушения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве данного объекта в материалы дела не представлены, в связи с чем отсутствуют предусмотренные законом основания для признания спорного объекта самовольной постройкой и его сноса.
На основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Фадиной А.А. по основаниям, изложенным в апелляционном определении, в полном объеме.
Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы представителя Фадиной А.А. Машинца А.А. и отмены принятого по данному делу судебного акта по доводам жалобы, не имеется, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права и противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 20 февраля 2016 года изменить, апелляционную жалобу представителя Администрации г. Ачинска Красноярского края Андриановой Н.В. удовлетворить.
Исключить из описательно- мотивировочной части решения вывод о нарушении процедуры предоставления земельного участка с кадастровым номером № и наличии оснований для признания недействительными оспариваемых решений Администрации г.Ачинска.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Фадиной А.А.- Машинца А.А. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: