Решение по делу № 2-231/2019 от 06.05.2019

Гражданское дело № 2-231/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июля 2019 года      г. Избербаш

Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Исаева И.М..,

при секретаре судебного заседания Гасановой А.О.,

с участием старшего помощника прокурора г. Избербаш Султанова С.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Избербаш Гамидова М.Ш., поданное в суд в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Мусалаеву Шамилю Арсеновичу, Мусалаевой Равганият Ахмедовне о признании незаконными действий ответчика Мусалаева Ш.А. и иных уполномоченных им лиц по эксплуатации АЗС «Чарма», расположенной по адресу: РД, г.Избербаш, ул. Буйнакского (в районе горпромкомбината «Горянка»), запрете ответчику Мусалаеву Ш.А. и иным лицам по договору с ним эксплуатировать АЗС до полного устранения выявленных нарушений законодательства в сфере пожарной и промышленной безопасности, обязании ответчика Мусалаева Ш.А. демонтировать автогазозаправочное оборудование, установленное на АЗС «Чарма» до получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, обязании ответчика Мусалаева Ш.А. устранить допущенные нарушения законодательства о пожарной и о промышленной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора г. Избербаш Гамидов М.Ш. обратился в Избербашский городской суд с исковым заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю (далее по тексту ИП) Мусалаеву Ш.А., Мусалаевой Р.А., о запрете эксплуатации автозаправочной станции, демонтаже автогазозаправочного оборудования до получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта и устранении нарушений законодательства о пожарной и о промышленной безопасности, в обоснование которого указал, что прокуратурой города Избербаша на основании поручения прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка автозаправочной станции «Чарма», расположенной по адресу: <адрес> (в районе горпромкомбината «Горянка») на предмет соблюдения требований законодательства в сфере пожарной и промышленной безопасности.

Установлено, что на указанном АЗС установлена одна колонка и необходимое оборудование для реализации сжиженного углеводородного газа, с которой осуществляется его реализация потребителям.

Опрошенный в прокуратуре города индивидуальный предприниматель Мусалаев Ш,А. пояснил, что собственником данной АЗС и земельного участка (кадастровый № 05:49:000017:0011) на котором расположена АЗС является его бабушка Мусалаева Равганият Ахмедовна. Предпринимательскую деятельность по реализации сжиженного углеводородного газа на АЗС «Чарма» он осуществляет без письменного договора. В настоящее время лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта не получена.

Проверкой, проведенной совместно с привлеченными специалистами ОНД и ПР №11 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, в деятельности указанного взрывопожароопасного объекта выявлены многочисленные нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности, а именно:

- Отсутствует техническая документация на технологическую систему АЗС, которая должна содержать требования к технологическому оборудованию, зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, организационно-технических условиях интеграции с технологически связанными производственными объектами (при наличии), сроке службы и гарантийных обязательствах поставщика технологической системы АЗС (Свод Правил автомобильные заправочные требования пожарной безопасности СП 156.1130.2014 п. 6.2)

- На въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки и очистные сооружения. ( СП 156.1130.2014, п. 6.21);

- Для целей пожаротушения АЗС не предусмотрены:

- стационарные установки пожаротушения( в том числе автоматические) ;

- наружный противопожарный водопровод или водоем (резервуар). ( СП 156.1130.2014, п. 6.35);

- Наружное пожаротушение АЗС не осуществляется не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (резервуара), которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 метров от АЗС. (СП 156.1130.2014, п. 6.37);

- Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АЗС жидкого моторного топлива с надземными резервуарами не приняты в соответствии с таблицей 3 Свода правил станции автомобильные заправочные требования пожарной безопасности СП 156.13130.2014:

- расстояние от топливораздаточной колонки до здания персонала АЗС менее 9 метров;

- расстояние от здания персонала АЗС до площади для АЦ менее 8 метров;

- расстояние от контейнеров для хранения топлива до площадки для АЦ менее 8 метров;

- расстояние от здания персонала АЗС до контейнеров для хранения топлива менее 8 метров (СП 156.1130.2014, п. 7.3)

- Технологические отсеки контейнеров хранения топлива не отделены от резервуаров противопожарными перегородками первого типа. Наружные поверхности оборудования контейнера хранения топлива, не защищенные от прямого воздействия солнечных лучей, не защищены рефлекторными покрытиями.

    На боковых поверхностях резервуаров или ограждающих конструкции (при их наличий) контейнеров хранения топлива не расположена полоса желтого цвета шириной от 38 до 42 см с надписью «ОГНЕОПАСНО», выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо) ( СП 156.1130.2014, п. 7.7).

- Минимальные расстояния от АЗС, выполненных как самостоятельный участок многотопливной АЗС до объектов, к ним не относящихся, не приняты в соответствии с таблицей 5 Свода правил.

- расстояние от зданий, сооружений и оборудования технологических систем АЗС с наличием СУГ до мест массового пребывания людей менее 40 метров.

- расстояние от зданий сооружений и оборудования технологических систем АЗС с наличием СУГ до зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1 – Ф4 менее 60 метров. ( СП 156.1130.2014, п. 8.3);

- Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АЗС, выполненных как самостоятельный участок многотопливной АЗС не приняты по таблице 6 Свода правил станции автомобильные заправочные требования пожарной безопасности СП 156.1130.2014:

- расстояние от подземных резервуаров с СУГ до топливораздаточной колонки жидкого моторного топлива менее 20 метров;

- расстояние от топливораздаточной колонки жидкого моторного топлива до площадки для АЦ СУГ и наружных установок перекачивания СУГ менее 20 метров. ( СП 156.1130.2014, п. 8.4)

- Между заправочными островками с СУГ, а также между ними и заправочными островками с другими видами топлива не устроены экраны из негорючего материала высотой не менее 2 м. Ширина экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину автозаправочного островка (СП 156.1130.2014, п. 8.15)

- Резервуары для хранения СУГ не расположены подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м.

    На АЗС размещаемых в черте населенных пунктов общая вместимость резервуаров для СУГ превышает 20 куб.м, а единичная – 10 куб.м. (СП 156.1130.2014, п. 8.30)

- Резервуары для хранения СУГ и СПГ, мерные емкости СПГ не оснащен системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ и 95 % геометрического объема резервуара СПГ и мерной емкости СПГ) (СП 156.1130.2014, п. 8.35);

- В случае применения технических решений, создающих в аварийной ситуации возможность повышения давления СУГ или его паров на каких-либо участках технологической системы выше допустимых значений приведенных в документацию на технологическую систему АЗС, не предусмотрена система автоматического контроля давления на указанных участках. При повышении давления на контролируемых участках трубопроводов выше допустимых значений система автоматического контроля должна обеспечивать сигнализацию (световым и звуковым сигналом), прекращение операции по наполнению резервуаров топливом и выдаче его потребителю на всех технологических участках многотопливной АЗС, а также отключение компрессорного оборудования. (СП 156.1130.2014, п. 8.37)

- Сбросная труба паров СУГ и СПГ не защищена от воздействия пожара(теплоизоляция, водяное орошение, применение устойчивых к воздействию огня материалов) таким образом, чтобы обеспечить ее функционирование в течение времени, необходимого для прибытия и развертывания передвижной пожарной техники( СП 156.1130.2014, п. 8.42)

- АЗС не оснащено наружным противопожарным водопроводом (СП 156.1130.2014, п. 8.49);

- Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке, а также резервуаров хранения СПГ, транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ и АЦ СПГ, которые не отвечают требованиям пункта 6.6. СП 156.1130.2014, не предусмотрено устройство стационарных систем водяного орошения, обеспечивающих подачу на поверхности указанного оборудования в случаях пожара.

    Минимальные расстояния от АЗС с одностепенными резервуарами до объектов, к ней не относящихся, а также до зданий и сооружений предприятия, на котором она эксплуатируется в качестве топливораздаточного пункта, не приняты в соответствие с таблицей Е1:

- расстояние от оборудования технологических систем АГЗС, зданий и сооружений с этим оборудованием с надземными резервуарами СУГ до зданий и сооружения классов функциональной пожарной опасности Ф1-Ф; менее 300 метров;

- расстояние от оборудования технологических систем АЗМ, зданий и сооружений с этим оборудованием с надземными резервуарами СУГ до мест массового пребывания людей менее 300 метров

- расстояние от оборудования технологических систем АГЗС, зданий и сооружений с этим оборудованием с надземными резервуарами СУГ до автомобильных дорог общей сети (край проезжей части) I II и III категорий менее 100 метров. ( СП 156.1130.2014, п. 8.50).

- Не разработана и не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями установленными п. 2 Правилами противопожарного режима утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее – ППР № 390);

- Допускаются к работе на объекте лица не прошедшие обучение мерам пожарной безопасности ( п.3 ППР № 390);

- В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок не обеспечено наличий табличек с номером телефона для вызова пожарной безопасности. ( п. 6 ППР № 390)

- на АЗС не обеспечено наличие огнетушителей по нормам согласно п.468 и 474 Правил противопожарного режима, а также не обеспечено соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены указанных в паспорте огнетушителя. ( п. 70 ППР № 390)

        В ходе проверки на АЗС «LIDER» выявлены и другие нарушения законодательства о пожарной безопасности, которые отражены в информации ОНД и ПР №11 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД от 18.04.2019 № 213-4-14.

Помимо изложенного, проверкой установлено, что деятельность по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта - АЗС «Чарма», расположенной по адресу: <адрес> (в районе горпромкомбината «Горянка»), осуществляется без получения соответствующей лицензии, что является нарушением требований Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Кроме того, на данной АЗС без регистрации в государственном реестре взрывопожароопасных объектов, без проведения экспертизы промышленной безопасности, составления декларации промышленной безопасности объекта осуществляется реализация свободному кругу покупателей сжиженного газа с нарушением требований федерального законодательства в сфере промышленной безопасности.

    Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности промышленных объектов" установлено, что объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после удаления, относятся к категории опасных производственных объектов.

    В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения федеральных законов в области промышленной безопасности, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями, организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требовании промышленной безопасности. обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.

    В силу Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов связана с возможностью возникновения пожаров чрезвычайных, ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу, такая деятельность подлежит обязательному лицензированию. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может, повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

    В связи с тем, что АЗС «Чарма», занимается хранением и реализацией горючего вещества - газа, который способен возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также используется (эксплуатируется) оборудование, работающее под давлением, указанная АЗС относится к взрывопожароопасным производственным объектам.

    В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемому виду относится "эксплуатация взрывопожароопасного производственного объекта".

    Проверкой установлено, что Мусалаевым Ш.А. лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта в органах Ростехнадзора не получена, то есть в нарушение требований законодательства, регулирующего правоотношения в указанной сфере, им осуществляется предпринимательская деятельность, связанная с эксплуатацией взрывопожароопасного производственного объекта - АЗС без специального разрешения (лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов).

    Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О промышленной безопасности промышленных объектов" опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном Реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом требования к регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, в том числе к идентификации опасных производственных объектов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Между тем установлено, что данное АЗС в государственном Реестре опасных производственных объектов не значится, что подтверждается информацией ТУ Ростехнадзора по РД.

     В соответствии со ст.1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Дальнейшее функционирование АЗС «Чарма», расположенной по адресу: <адрес> (в районе горпромкомбината «Горянка»), в отсутствие разрешительной документации, при наличии нарушений законодательства в сфере промышленной и пожарной безопасности представляет реальную и непосредственную угрозу жизни и здоровью многочисленного количества людей, наступления аварии или техногенной катастрофы, которая может причинить существенный вред экологии.

    Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципальных образований.

    Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

     Из изложенного следует, что заявление прокурором подается в суд в целях предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

    В данном случае прокурор защищает права неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности и проживание. Предъявление настоящего искового заявления обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, поскольку эксплуатируемый Мусалаевым Ш.А. по вышеуказанному адресу взрывопожароопасный объект не отвечает требованиям безопасности, создает угрозу жизни и здоровья людей при возникновении пожара.

В связи с тем, что предметом иска является взрывопожароопасный объект и непринятие мер по приостановлению деятельности автогазозаправочной станции, эксплуатируемой с нарушениями требований пожарной и промышленной безопасности, могут привести к наступлению тяжких последствий, технологической катастрофе и человеческим жертвам, необходимо в соответствии с п.2 ст. 140 Гражданского процессуального кодекса РФ принять меры по обеспечению иска, а именно запретить индивидуальному предпринимателю Мусалаеву Шамилю Арсеновичу эксплуатировать АЗС «Чарма», расположенную по адресу: <адрес> (в районе горпромкомбината «Горянка»).

    Исходя из характера правоотношений и субъектного состава участников, исковое заявление подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просит признать незаконными действия индивидуального предпринимателя Мусалаева Шамиля Арсеновича и иных уполномоченных им лиц по эксплуатации АЗС «Чарма», расположенной по адресу: <адрес> (в районе горпромкомбината «Горянка»; запретить Мусалаеву Шамилю Арсеновичу и иным лицам по договору с ним эксплуатацию АЗС «Чарма», расположенную по адресу: <адрес> (в районе горпромкомбината «Горянка») до полного устранения выявленных нарушений законодательства в сфере пожарной и промышленной безопасности, указанных в информаций из ОНД и ПР №11 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД от 18.04.2019 № 208-4-14, а также Кавказского управления Ростехнадзора от 18.04.2019 № 1366-13/6/61; обязать Мусалаева Шамиля Арсеновича демонтировать автогазозаправочное оборудование, установленное на АЗС «Чарма», расположенную по <адрес> (в районе горпромкомбината «Горянка»), г. Избербаша, Республики Дагестан, до получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности; обязать индивидуального предпринимателя Мусалаева Шамиля Арсеновича устранить допущенные нарушения законодательства о пожарной и промышленной безопасности.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Избербаш РД Султанов С.Р. поддержал исковые требования заместителя прокурора г. Избербаш Гамидова М.Ш. в полном объёме и просил удовлетворить их по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснив, что по поручению Генеральной прокуратуры РФ прокуратурой г. Избербаш Республики Дагестан была проведена проверка на АЗС «Избербаш», арендатором которой является ответчик ИП Мусалаева Ш.А., в ходе которой были выявлены нарушения ФЗ «О пожарной безопасности», ФЗ «О промышленной безопасности и промышленных объектов», в связи с чем, были приняты меры прокурорского реагирования, собран материал и направлено на рассмотрение в суд настоящее исковое заявление. Ввиду изложенного просил удовлетворить исковое заявление в полном объеме.

Ответчик ИП Мусалаев Ш.А. исковые требования заместителя прокурора г. Избербаш Гамидова М.Ш. признал частично и пояснил, что действительно в ходе проверки на его АЗС «Избербаш» Прокуратурой г. Избербаш были выявлены указанные ими нарушения норм пожарной и промышленной безопасности, но в настоящее время он устраняет все эти нарушения, в частности: им получены паспорта безопасности на установленные на АЗС сосуды (резервуары) с зав. номерами № 92451, 96946, 52504, 92137 с расчетным давлением не свыше 0,05 МПа, без давления (под налив), а также на сосуд, работающий под давлением 1,6 МПа, с заводским номером № 20, 1988 года выпуска, которые в ближайшее время будут направлены для регистрации в Кавказское управление Ростехнадзора.

Также им получено Заключение экспертизы промышленной безопасности № 361-05/19-ТУ на сосуд, работающий под давлением 1,6 МПа, с заводским номером № 20, 1988 года выпуска, и подготовлено Заявление о внесении изменений в Реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, которые в ближайшее время также будут направлены им для регистрации в Кавказское управление Ростехнадзора. В части устранения нарушений требований пожарной безопасности им на АЗС по договору с ИП Таймазовым М.А. произведены укладка дренажных локтей, установка пожарных гидрантов и огнетушителей, что подтверждается соответствующими фотоснимками АЗС; по договору с ООО «Стронг» завершаются работы по установлению на АЗС системы орошения и отсоса паров СУГ, проводятся иные работы по устранению оставшихся нарушений требований пожарной и промышленной безопасности. Также им в настоящее время готовятся документы для получения на АЗС Свидетельства о регистрации опасного производственного объекта 3 класса опасности на основании указанных выше паспортов безопасности и Заключения экспертизы промышленной безопасности, после чего им в Кавказское управление Ростехнадзора будет подано заявление о выдаче лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта к которому относится его АЗС.

Ответчик Мусалаева Р.А. будучи надлежаще извещенной о времени и месте рассмотрения дела в суд не явилась, о причинах своей неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие или о его отложении на другой срок не просила.

Третье лицо начальник ОНД и ПР № 11 УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РД Алискендеров М.Д. и представитель третьего лица Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) – Кавказское управление, будучи надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направили, об отложении дела на другой срок или рассмотрении дела в их отсутствие не просили.

Заслушав объяснения старшего помощника прокурора г. Избербаш Султанова С.Р., ответчика ИП Мусалаева Ш.А., исследовав письменные доказательства по делу, и оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд, приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Настоящее исковое заявление, как следует из материалов дела, подано прокурором г.Избербаш в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности и проживание, полагая, что эксплуатируемая ИП Мусалаевым Ш.А. АЗС «Чарма», расположенная по адресу: <адрес> в районе горпромкомбината «Горянка»), относится к опасному производственному объекту I, II, III класса опасности и эксплуатируется с нарушениями требований пожарной, промышленной безопасности и лицензионного законодательства РФ.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Прокуратурой г. Избербаш по поручению Прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка АЗС «Чарма», расположенной по адресу: <адрес> (в районе горпромкомбината «Горянка»), с привлечением представителей ОНД и ПР №11 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД и Кавказского управления Ростехнадзора на предмет соблюдения требований законодательства в сфере пожарной и промышленной безопасности.

В ходе проверки установлено, что на АЗС ответчика ИП Мусалаева Ш.А. установлена одна колонки по реализации сжиженного газа и три колонки по реализации бензина и дизельного топлива, с которых ИП Мусалаевым Ш.А в нарушение требований пожарной и промышленной безопасности осуществляется реализация бензина, дизельного топлива и сжиженного газа.

Согласно ст. 1 ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ, пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, обеспечиваемое соблюдением специальные условия социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно справке начальника ОНД и ПР №11 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД Алискендерова М.Д. за исх. № 209-4-14 от 18.04.2019 г., в ходе проверки Прокуратуры г. Избербаш в деятельности АЗС ответчика ИП Мусалаева Ш.А. был выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, предусмотренных п.п. 6.1, 6.2, 6.19, 6.37, 7.3, 8.3, 8.4, 8.14, 8.15, 8.30, 8.49, 8,50, Е.3, 20, указанных в исковом заявлении и изложенных выше.

Из объяснений ответчика ИП Мусалаева Ш.А. и представленных им документов следует, что на день рассмотрения дела последним устранены некоторые нарушения требований пожарной безопасности, в частности, произведена укладка дренажных локтей, установлены пожарные гидранты и огнетушители, что подтверждается представленными суду фотоснимками АЗС, производятся работы по устанавлению на АЗС системы орошения и отсоса паров СУГ, что подтверждается соответствующим договором поставки и монтажа оборудования № 10/18 от 30.05.2019 г.

Данные обстоятельства ст. помощником прокурора г. Избербаш Султановым С.Г. в судебном заседании не оспаривались.

Согласно ст. 1 ФЗ от 21.07.1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" под промышленной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Частью 2 ст. 3 вышеназванного ФЗ, предусмотрены требования промышленной безопасности, которые должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно- эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Как следует из ст. 2 данного ФЗ, опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 г. № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов).

В соответствии с ч. 4 ст. 2 ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.

Согласно пп. «в» п. 1 Приложения № 1 «Опасные производственные объекты» к ФЗ 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в Приложении 2 «Классификация опасных производственных объектов» к настоящему Федеральному закону количествах (I класс опасности – 2000т и более, II класс – 200 и более, но менее 2000 т, III класс – 20 и более, но менее 200т, IV класс – 1т и более, но менее 20т) горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Согласно пп. «а» п. 2 Приложения № 1 «Опасные производственные объекты» к ФЗ 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии).

Согласно п. 5 Приложения 2 «Классификация опасных производственных объектов», для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 Приложения 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются следующие классы опасности: 1) III класс опасности - для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более (за исключением оборудования автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом) или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более; 2) IV класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Согласно ст. 9 указанного ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана, в числе прочего, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями, принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01, принятыми и введенными в действие приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 года N 229, требования РД обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС.

Судом установлено, что на день рассмотрения дела, часть нарушений требований промышленной безопасности, установленных в ходе проверки, ИП Мужаидовым М.М. устранены, в частности, ИП Мужаидовым М.М. получены паспорта безопасности на установленные на АЗС сосуды (резервуары) с зав. номерами № 92451, 96946, 52504, 92137 с расчетным давлением не свыше 0,05 МПа, без давления (под налив), а также на сосуд, работающий под давлением 1,6 МПа, с заводским номером № 20, 1988 года выпуска, заключение экспертизы промышленной безопасности № 361-05/19-ТУ на сосуд, работающий под давлением 1,6 МПа, с заводским номером № 20, 1988 года выпуска, и подготовлено Заявление о внесении изменений в Реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, однако указанные документы в настоящее время в установленном законом порядке не зарегистрированы в Управлении Ростехнадзора.

В силу Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов связана с возможностью возникновения пожаров чрезвычайных, ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу, такая деятельность подлежит обязательному лицензированию. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может, повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В связи с тем, что АЗС «Избербаш», занимается хранением и реализацией горючего вещества (газ), который способен возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также используется (эксплуатируется) оборудование (одна колонка), работающее под давлением 1.6 МПа, указанная АГЗС относится к взрывопожароопасным производственным объектам.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемому виду относится "эксплуатация взрывопожароопасного производственного объекта".

На день проверки и рассмотрения дела в суде соответствующей лицензии у ИП Мужаидова М.М. не имеется.

Таким образом, при указанных выше обстоятельствах, учитывая, что выявленные в ходе проверки Прокуратурой г. Избербаш нарушения требований пожарной и промышленной безопасности и лицензионного законодательства РФ ответчиком ИП Мусалаевым М.Ш. при эксплуатации АГЗС «Избербаш» на день рассмотрения дела в суде устранены не в полном объеме, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований заместителя прокурора г. Избербаш к ИП Мусалаеву Ш.А. в части признания незаконными действий ИП Мусалаева Ш.А. и иных уполномоченных им лиц по эксплуатации АЗС «Чарма», расположенной по адресу: <адрес> (в районе горпромкомбината «Горянка»); запрета ИП Мусалаеву Ш.А. и иным лицам по договору с ним эксплуатацию АЗС «Чарма», расположенной по адресу: <адрес> до полного устранения выявленных нарушений законодательства в сфере пожарной и промышленной безопасности, указанных справках ОНД и ПР №11 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД от 18.04.2019 № 209-4-14 и Кавказского управления Ростехнадзора от 18.04.2019 № 1366-13/6/6.1, обязав ИП Мусалаева Ш.А. устранить имеющиеся нарушения законодательства о пожарной и промышленной безопасности, полагая, что запрет эксплуатации АЗС «Чарма» при оставшихся не устраненными нарушениях требований пожарной и промышленной безопасности отвечает общественным интересам, поскольку основным принципом осуществления предпринимательской деятельности, в том числе в сфере промышленной безопасности, является приоритет жизни и здоровья граждан над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Вместе с тем, учитывая характер и объем устраненных ответчиком ИП Мусалаевым Ш.А. нарушений требований пожарной и промышленной безопасности, характер и объем оставшихся нарушений, для устранения которых ответчиком в настоящее время предпринимаются меры, а также учитывая финансовое положение ответчика ИП Мусалаева Ш.А. и политику государства направленную на поддержку малого и среднего предпринимательства, суд полагает возможным отказать в удовлетворении исковых требований прокурора г. Избербаш в части демонтажа автогазозаправочного оборудования, установленного на АЗС «Чарма», расположенной по <адрес> (в районе горпромкомбината «Горянка»), г. Избербаша, Республики Дагестан, до получения соответствующего свидетельства о регистрациикак опасного производственного объект I, II III класса опасности и лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта I, II III класса опасности, так как демонтаж и монтаж автогазозаправочного оборудования после получения лицензии повлечет значительные денежные затраты, что в свете уже понесенных ответчиком в ходе оформления разрешительных и иных документов, может негативно сказаться на финансовом положении ответчика и деятельности принадлежащей ему АЗС.

Учитывая, что в соответствии со ст. 14 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 17.06.2019) "О лицензировании отдельных видов деятельности", вопрос о предоставлении лицензии решается в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, после чего соответствующее решение оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа и в течение трех дней доводится до лицензиата (вручается или направляется ему вместе с лицензией заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении), а также то обстоятельство, что деятельность ответчика ИП Мусалаева Ш.А. и иных уполномоченных им лиц по эксплуатации АЗС «Чарма», расположенной по <адрес> (в районе горпромкомбината «Горянка»), г. Избербаша, Республики Дагестан, признана судом незаконной и ИП Мусалаева Ш.А. и иным лицам по договору с ним настоящим решением будет запрещена эксплуатация АГЗС «Избербаш», расположенной по <адрес>, Республики Дагестан, до полного устранения имеющихся нарушений законодательства в сфере пожарной и промышленной безопасности, указанных справках ОНД и ПР №11 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД от 18.04.2019 № 209-4-14 и Кавказского управления Ростехнадзора от 18.04.2019 № 1366-13/6/6.1, отказ в демонтаже автогазозапровочного оборудования при указанных обстоятельствах до получения соответствующей лицензии, по мнению суда, не представляет опасности жизни и здоровью граждан, и не создает угрозы наступления аварии или техногенной катастрофы, которая может причинить существенный вред экологии, обороне и безопасности государства и культурному наследию народов РФ, так как деятельность АЗС связанная с эксплуатацией данного оборудования запрещена до устранения имеющихся нарушений пожарной и промышленной безопасности, в том числе, до получения соответствующей лицензии.

На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя прокурора г. Избербаш Гамидова М.Ш. к индивидуальному предпринимателю Мусалаеву Шамилю Арсеновича о запрете эксплуатации автозаправочной станции, демонтаже автогазозаправочного оборудования до получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта и устранении нарушений законодательства о пожарной и о промышленной безопасности, удовлетворить частично.

Признать незаконными действия индивидуального предпринимателя Мусалаева Шамиля Арсеновича и иных уполномоченных им лиц по эксплуатации АГЗС, расположенной по адресу: РД, <адрес>, (в районе горпромкомбината «Горянка»).

Запретить ИП Мусалаеву Шамилю Арсеновичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженцу г. Избербаш РД, проживающему по адресу: <адрес>, и иным лицам по договору с ними эксплуатацию АЗС «Чарма», расположенной по адресу: <адрес> (в районе горпромкомбината «Горянка»), до полного устранения выявленных нарушений законодательства в сфере пожарной и промышленной безопасности, указанных в справках ОНД и ПР №11 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД от 18.04.2019 № 209-4-14 и Кавказского управления Ростехнадзора от 18.04.2019 № 1366-13/6/6.1.

Обязать ИП Мусалаева Шамиля Арсеновича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца г. Избербаш РД, проживающему по адресу: <адрес> «а»устранить имеющиеся нарушения законодательства о пожарной и промышленной безопасности, указанные в справках ОНД и ПР №11 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД от 18.04.2019 № 209-4-14 и Кавказского управления Ростехнадзора от 18.04.2019 № 1366-13/6/6.1.

В остальной части иска, отказать.

Взыскать с Мусалаева Шамиля Арсеновича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца г. Избербаш РД, проживающему по адресу: <адрес>, в доход бюджета ГО "город Избербаш» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

По вступлении настоящего решения в законную силу, отменить принятые определением Избербашского городского суда РД от 08.05.2019 г. меры по обеспечению иска в виде запрета индивидуальному предпринимателю Мусалаеву Шамилю Арсеновичу и другим лицам по его поручению совершать действия по эксплуатации АЗС «Чарма», расположенной по адресу: РД, <адрес>, (в районе горпромкомбината «Горянка»).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Избербашский городской суд РД.

Судья И.М. Исаев

Мотивированное решение

составлено 05.07.2019

2-231/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г.Избербаш
Ответчики
Мусалаева Равганият Ахмедовна
Мусалаев Шамиль Арсенович
Другие
ОНД и ПР №11 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) - Кавказское управление
Суд
Избербашский городской суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
izberbashskiy.dag.sudrf.ru
25.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее