Дело № 2-1866/2024
11RS0005-01-2024-002175-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,
при секретаре Шишикиной Т.И.,
с участием прокурора Гомоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 16.05.2024 гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Ухты в интересах Ларичнева Г.Н. к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании убытков, компенсации морального вреда,
установил:
Прокурор г.Ухты в интересах Ларичнева Г.Н. обратился в суд с заявлением к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств в счет возмещения стоимости лекарственного препарата в размере 4121 рубль, компенсации морального вреда 10 000 рублей, в обоснование требований указав, что согласно истец имеет право на бесплатное получение препарата « по 3,75 мг 1 раз в 28 дней длительно, не был им обеспечен бесплатно в период с 16.11.2023 по 21.12.2023. В связи с несвоевременным предоставлением препарата истцом приобретено лекарственное средство за счет собственных средств 01.12.2023 (3,75 мг) на сумму 4 121 рубль. Необеспечение требуемым препаратом неразрывно связано со здоровьем истца, что влечет обязанность компенсировать моральный вред.
Определением суда от 08.04.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми».
Стороны, третье лицо, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, истец просил о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Суд с учетом мнения прокурора и положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании прокурор Гомонова А.В. на удовлетворении иска настаивала.
В письменных объяснениях истец требования прокурора поддержал.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В развитие положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Согласно статье 4, п.5 ч.1 ст.29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; организация охраны здоровья осуществляется путем, в том числе, обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение № 1, далее Перечень), закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне, в том числе предписано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п.4).
В силу Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми № 283 от 05.07.2012, ответчик является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми (далее - в сфере охраны здоровья), фармацевтической деятельности, демографической политики, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление государственного контроля (надзора) в сфере охраны здоровья на территории Республики Коми в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1 Положения), исполняет функции организатора по обеспечению граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, в том числе государственные программы Республики Коми, а также территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству (пп.3, 6, 33 п.9 Положения).
Таким образом, ответчик является лицом, отвечающим за своевременное и в полном объеме обеспечение отдельных категорий населения Республики Коми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения бесплатно.
В Перечень включены все онкологические заболевания, дающие право на обеспечение всеми лекарственными средствами бесплатно.
Указывает прокурор, следует из представленных им документов, не оспаривается участниками процесса, что Ларичнев Г.Н. имеет заболевание, является инвалидом , ему назначено лекарственное средство « по 3,75 мг 1 раз в 28 дней длительно.
С рецептом на « по федеральной льготе истец обратился к третьему лицу 02.11.2023, однако указанный рецепт был аннулирован, 16.11.2023 выписан рецепт на « по региональной льготе, с которым истец вновь обратился к третьему лицу 17.11.2023. Лекарственное средство выдано истцу только 21.12.2023.
Следует из сведений, предоставленных третьим лицом, и какими – либо доказательствами не опровергнуто, что Ларичнев Г.Н. не был обеспечен лекарственным средством в период с 16.11.2023 по 21.12.2023 в связи с отсутствием поставок по федеральной льготе и недостаточностью поставок по региональной льготе.
Истец приобрел лекарственное средство « , № 1, 1 шт, 01.12.2023 за счет собственных средств в размере 4121 рубль, что подтверждается кассовым чеком от 01.12.2023.
На основании ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с ч.1 ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье и иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину от рождения или в силу закона. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
На основании ч.1 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) вред, причиненный личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Ненадлежащее исполнение своих полномочий ответчиком повлекло для истца, инвалида I группы, необходимость приобретения лекарственного средства, безотлагательная нуждаемость в котором в силу заболевания очевидна, за счет собственных средств. Поставленный перед угрозой неполучения жизненно важного лекарственного средства истец безусловно испытывал нравственные страдания, заявленный размер компенсации которых, с учетом длительности нарушения прав истца с ограниченными возможностями здоровья на его поддержание не представляется чрезмерным.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Требования прокурора г.Ухты в интересах Ларичнева Г.Н. удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми, ИНН 1101481623, в пользу Ларичнева Г.Н., паспорт ...., в возмещение убытков 4121 рубль, компенсацию морального вреда 10 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Е.Г.Берникова
Мотивированное решение составлено 23.05.2024.