Дело № 2-151/2023 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
с. Орда Пермского края 20 апреля 2023 года
Ординский районный суд Пермского края
в составе председательствующего Вавикиной Т.С.,
при секретаре судебного заседания Е
с участием представителя ответчика МП Ординского округа «Теплоплюс» Шустиковой Т.Г, действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица администрации Ординского муниципального округа Пермского края Чиж Н.М, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю к Муниципальному предприятию Ординского округа «Теплоплюс» о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в <адрес> в соответствии с требованиями СанПиН,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю), действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному предприятию Ординского округа «Теплоплюс» о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в <адрес> в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с требованиями СанПиН, с учетом уточнения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Свои требования мотивировал тем, что Муниципальное предприятие «Теплоплюс» имеет в хозяйственном ведении подземный источник водоснабжения в <адрес> (скважина №.)). У ответчика отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (скважины) в питьевых и хозяйственно-бытовых целях. Таким образом, водоснабжение населения д. Серкино Ординского муниципального округа осуществляется из водоисточника, не имеющего разрешения к использованию в качестве источника питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отсутствие указанных заключений является нарушением требований законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещена, просила дело рассмотреть в его отсутствие, с учетом уточнения, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме, в части срока уточняет, что просят обязать получить санитарно- эпидемиологическое заключение до ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика МП Ординского округа «Теплоплюс» Шустикова Т.Г. в судебном заседании с иском не согласилась, указала, что поскольку в настоящее время в <адрес> проживает семь человек, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в <адрес> является нецелесообразным. Для того, чтобы получить санитарно- эпидемиологическое заключение, необходимо выполнить ряд мероприятий, предусмотренных проектом границ зон санитарной охраны источника водоснабжения. В частности, необходимо ограждение зоны санитарной охраны, устройство дорожек с твердым покрытием, оборудование водозабора аппаратурой для систематического контроля за качеством воды, установка смягчающего фильтра для снижения жесткости. Всего ориентировочно стоимость работ составляет <данные изъяты> тыс. рублей. Предприятие является убыточным и такие денежные средства выделены быть не могут. Не будут они выделены и из местного бюджета, так как свободные денежные средства в таком размере отсутствуют. В настоящее время для питьевого водоснабжения населения организован подвоз питьевой воды. Вода берется из артезианской скважины в <адрес> и соответствует всем предъявляемым к ней требованиям. На подвоз воды установлен тариф, подвоз осуществляется своевременно.
Представитель третьего лица администрации Ординского муниципального округа Чиж Н.М. с иском не согласна. Указала, что получение санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта является затратным, а поскольку в д. Серкино проживает 7 семь человек, ответчиком для питьевого водоснабжения населения организован подвоз питьевой воды.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно статье 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения поселения.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Статьей 6 указанного Закона определены полномочия органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующей территории, к числу которых относится принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения специализированными организациями своих обязательств.
Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии со ст. 2 Закона № 52-ФЗ одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу ст. ст. 10, 11 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Статьей 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам. Так, в силу части 1 указанной нормы водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктах, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека
В силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии со статьей 39 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Гигиенические нормативы по качеству и безопасности питьевой и горячей воды установлены СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". Данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой такими системами, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
В соответствии с п. п. 1, 2, 3 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Судом установлено:
Распоряжением администрации Ординского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ года № из состава имущества муниципальной казны Ординского муниципального округа исключено недвижимое имущество, в том числе <адрес> (скважина №.) (л.д. 9-15). Скважина в д. Серкино передана в хозяйственное ведение МП «Теплоплюс».
МП «Теплоплюс» осуществляет деятельность по эксплуатации источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и подачу питьевой воды населению д<адрес>.
На источник питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (водозаборную скважину №.) <адрес> получено санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ года о соответствии источников питьевого водоснабжения государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д. 55), а также составлен проект зон санитарной охраны (65-73).
Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю установлено, что в реестре Роспотребнадзора России, отсутствуют данные о наличии выданного санитарно-эпидемиологического заключения на источник водоснабжения (скважины №.), расположенного в <адрес> о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на использование источника водоснабжения - скважины в д. Серкино в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно части 9 статьи 7 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным и Правительством Российской Федерации.
Пунктом 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644, предусмотрено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют централизованное холоднее водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с указанными Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу п.4 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в соответствии с ч.1 ст.17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (п.3); полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (п.4.3).
Таким образом, действующее законодательство, возлагая на муниципальный орган обязанность по организации в границах муниципального образования водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, выбор варианта организации водоснабжения относит к исключительной компетенции органа местного самоуправления, и в случае отсутствия возможности организовать централизованное водоснабжение, администрация обязана организовать водоснабжение иными способами. При этом выбор такого способа реализации указанных обязанностей не может быть предрешен судом.
В указанном случае орган местного самоуправления принял меры для обеспечения населения д.Починки водой надлежащего качества путем подвоза воды, что соответствует номам ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Администрация Ординского муниципального округа обратилась с письмом к МП «Теплоплюс» о расчете тарифа на подвоз воды (л.д. 56).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ординского муниципального округа в адрес Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края направлено письмо о согласовании тарифов (л.д. 57).
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ года №в установлены и введены в действие тарифы в сфере холодного водоснабжения МП Ординского района «Теплоплюс», в том числе и <адрес> (л.д. 84-85 ). Директором МП «Теплоплюс» утвержден график подвоза питьевой воды для населения, проживающего в д<адрес>. Транспортируемая вода добывается МП «Теплоплюс» из артезианских скважин, расположенных в <адрес>. Качество воды в с. Орда соответствует СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (л.д. 86, 87, 88-91, 92).
Как следует из информации, предоставленной МП «Теплоплюс», для выполнения всех мероприятий, необходимых для получения санитарно- эпидемиологического заключения, требуется около 1, 6 млн. рублей. (л.д.40-54).
Из пояснений представителя административного ответчика следует, что в настоящее время муниципальным органом для обеспечения населения д. Серкино водоснабжением организован подвоз питьевой воды, отвечающей требованиям санитарных норм и правил. В <адрес> проживает семь человек, получение санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта является нецелесообразным.
Таким образом, из материалов дела и пояснений участников судебного разбирательства следует, что жители д. Серкино Ординского муниципального округа, в целях обеспечения населения питьевой водой, соответствующей установленным требованиям, в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей обеспечены холодным водоснабжением путем подвоза питьевой воды, отвечающей санитарным нормам и правилам, что не противоречит действующему законодательству.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, суд полагает, что в удовлетворении исковых требований истцу следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю к муниципальному предприятию Ординского округа «Теплоплюс» о возложении обязанности получить санитарно- эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в д.Серкино в соотвествиии с требованиями СанПиН отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ординский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись Т.С. Вавикина
.
.