Дело № 5-76/2023
УИД 41RS0001-01-2023-001988-56
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, 6
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«14» марта 2023 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лошаков Тарас Николаевич при секретаре Гончаренко А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
ФИО9, юридический адрес: 683003, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, ОГРН №, ИНН №, зарегистрированного в качестве юридического лица 27 апреля 2006 года, поставленного на учет в УФНС по Камчатскому краю ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
При осуществлении постоянного рейда в соответствии со ст. 97.1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» уполномоченными должностными лицами Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу выявлено, что муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа «Спецдорремстрой» (далее – МУП «Спецдорремстрой», Предприятие), юридический адрес: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, д. 74, было допущено осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), что выразилось в том, что 3 февраля 2023 года в 10 часов 05 минут по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, пр-т Победы, д. 28 Предприятие с использованием принадлежащего ему автобуса «ПАЗ-32054», государственный регистрационный номер В476ЕЕ41, под управлением работника Предприятия - водителя ФИО6 осуществляло перевозку своих работников для собственных нужд по дорогам общего пользования, не обладая лицензией на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусом, чем нарушены требования п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ), абз. 1 п. 4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Положение №).
Законный представитель МУП «Спецдорремстрой» ФИО3 оглы на рассмотрение дела не явился, извещался о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 25.4, п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствие законного представителя юридического лица.
Защитник ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, при рассмотрении дела пояснила, что юридическое лицо полностью признает свою вину в совершении административного правонарушения. Ссылая на то, что правонарушение совершено впервые, вред жизни и здоровью в результате допущенного нарушения не причинен, просила заменить наказание в виде штрафа на предупреждение. Также пояснила, что Предприятие в настоящее время не осуществляет деятельность по перевозке людей автобусом, идет подготовка к получению лицензии, решается вопрос с обучением специалиста Предприятия.
Государственный инспектор Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу ФИО5 при рассмотрении дела, будучи предупрежденным об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в рамках осуществления рейда по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, на остановочном пункте общественного транспорта «10 км» было выявлено подъехавшее на остановку транспортное средство – автобус марки «ПАЗ», из которого вышло около десяти человек в спецодежде и начали осуществлять уборку территории. В целях проверки соблюдения действующего лицензионного законодательства, представившись водителю, попросили предъявить документы. В результате проверки было установлено, что автобус принадлежал МУП «Спецдорремстрой», путевой лист был выписан на перевозку людей. Также было выявлено, что указанное предприятие не получало в установленном порядке лицензию на перевозку людей. Нарушения были зафиксированы в акте, протоколе осмотра, а также явились основанием для составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Для получения лицензии на указанный вид деятельности соискатель лицензии должен представить ряд документов, перечень которых установлен. В том числе соискатель должен обеспечить наличие в своем штате аттестованного специалиста - ответственного за безопасность дорожного движения лица. При перевозке людей должны выполняться определенные обязанности, направленные на предупреждение причинения вреда жизни и здоровью участников дорожного движение, в том числе связанные с проверкой технического состояния транспортных средств, подбором кадров, проверкой допуска людей к управлению транспортными средствами, наличием соответствующего оборудования. Осуществление деятельности по перевозки людей без соответствующей лицензии создает угрозу безопасности жизни и здоровью людей.
Выслушав защитника ФИО4, опросив ФИО5, исследовав материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, нахожу факт совершения административного правонарушения МУП «Спецдорремстрой» при вышеизложенных обстоятельствах и его вину в содеянном полностью доказанными в связи со следующим.
Частью 1 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно положениям ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Частями 1 и 3 статьи 2 Федерального закона № 99-ФЗ предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Из указанного следует, что получение лицензиатом специального разрешения (лицензии) непосредственно связано с намерением данного лица осуществлять лицензируемый вид деятельности.
В силу п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ лицензированию среди прочего подлежит деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Согласно абз. 1 п. 4 Положения № 1616 лицензируемая деятельность включает в себя перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства (далее - коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.
Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для его возбуждения, были выявлены в рамках федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве на предмет соблюдения обязательных требований нормативных правовых актов на основании решения заместителя начальника Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу от 1 февраля 2023 года № 5.6.11-01 о проведении постоянного рейда (л.д. 10-12).
Согласно акту постоянного рейда от 3 февраля 22023 года № 5.6.37-23, в ходе проведения постоянного рейда с 09 часов 25 минут по 10 часов 04 минуты 3 февраля 2023 года в районе остановочного пункта «10 км» по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, в отношении МУП «Спецдорремстрой» было выявлено нарушение п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ, п. 4 Положения №.
С актом проверки работник Предприятия – водитель ФИО6 ознакомлен, копию акта получил (л.д. 13).
В ходе рейда был произведен осмотр, по результатам которого составлен протокол осмотра пассажирского транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором зафиксировано, что в присутствии водителя ФИО6 было осмотрено транспортное средство категории М-3, марки «ПАЗ», модель 32054, государственный регистрационный номер В476ЕЕ41, собственником которого является МУП «Спецдорремстрой». Вид перевозки - перевозка людей Предприятия (перевозка пассажиров для собственных нужд) (л.д. 14).
При осмотре осуществлялась фотосъемка (л.д. 16-28).
Факт осуществления МУП «Спецдорремстрой» посредством транспортного средства - автобуса марки «ПАЗ-32054», государственный регистрационный номер В476ЕЕ41, под управлением водителя ФИО6 перевозки работников Предприятия для собственных нужд по дорогам общего пользования также подтверждается путевым листом автобуса необщего пользования от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного водителю ФИО6, организация - МУП «Спецдорремстрой», задание - перевозка людей (л.д. 15).
Как следует из свидетельства о регистрации транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ 4154 №, автобус «ПАЗ-32054», государственный регистрационный номер В476ЕЕ41, принадлежит на праве собственности МУП «Спецдорремстрой» (л.д. 19).
Как следует из письменных пояснений представителя Предприятия ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, он работает в МУП «Спецдорремстрой» с мая 2019 года в должности главного инженера. В собственности Предприятия находится около 35 единиц автомобильной техники, в том числе одна машина для перевозки опасных грузов и три автобуса «ПАЗ», которыми осуществляется перевозка работников исключительно для собственных нужд. Каких-либо коммерческих услуг, связанных с перевозкой людей автобусами, сторонним организациям Предприятие не оказывает. ДД.ММ.ГГГГ автобусом «ПАЗ-32054», регистрационный номер В476ВЕ41, под управлением водителя ФИО6 осуществлялась перевозка работников Предприятия к местам очистки дорог и тротуаров от снега. Водитель ФИО6 является постоянным работником МУП «Спецдорремстрой», с которым заключен трудовой договор в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Врач ФИО8 также является штатным работником Предприятия в должности фельдшера, имеет удостоверение об окончании курсов по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Лицензией на право осуществления медицинской деятельности по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей МУП «Спецдорремстрой» не обладает. О наличии нарушений требований законодательства в области автомобильного транспорта, связанных с эксплуатацией на линии автобуса «ПАЗ-32054», регистрационный номер В476ЕЕ41, без лицензии на перевозку пассажиров и иных лиц автобусами, он (Лисов) узнал в 9 часов утра ДД.ММ.ГГГГ. Вину Предприятия признал, указав, что в настоящее время предпринимают все необходимые меры для получения лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, а также получения лицензии на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (л.д. 20-21).
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу ФИО5 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении МУП «Спецдорремстрой» по выявленному в ходе постоянного рейда ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 05 минут по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> нарушению требований п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ, абз. 1 п. 4 Положения № 1616.
Законный представитель МУП «Спецдорремстрой» при вынесении постановления не присутствовал, о месте и времени составления данного процессуального действия юридическое лицо было надлежащим образом уведомлено, в связи с чем составление протокола без участия законного представителя юридического лица соответствует требованиям ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 5-7).
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предъявляемым к его содержанию, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены.
На основании вышеизложенного прихожу к выводу о том, что обстоятельства, установленные на основании совокупности представленных по делу доказательств, содержание которых приведено выше, свидетельствуют о нарушении МУП «Спецдорремстрой» требований п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ, абз. 1 п. 4 Положения № 1616.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, МУП «Спецдорремстрой» является действующим юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке (л.д. 23-51).
Являясь самостоятельным юридическим лицом, МУП «Спецдорремстрой» может самостоятельно нести ответственность за свою деятельность.
Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудовых обязанностей представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление.
Согласно материалам дела, директором МУП «Спецдорремстрой» является ФИО3 оглы.
Вступая в соответствующие правоотношения, юридическое лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
На момент совершения административного правонарушения МУП «Спецдорремстрой» имело все необходимые полномочия и возможности для соблюдения действующего законодательства.
Каких-либо объективных обстоятельств, препятствовавших МУП «Спецдорремстрой» обеспечить неукоснительное соблюдение установленных действующим законодательством ограничений, при рассмотрении дела не установлено, следовательно, МУП «Спецдорремстрой» имело правовую и реальную возможность обеспечить их соблюдение.
Доказательств принятия привлекаемым к административной ответственности лицом всех зависящих от него мер по соблюдению установленных требований, по предупреждению возможности нарушения действующего законодательства не представлено.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, считаю вину МУП «Спецдорремстрой» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказанной.
С учетом фактических обстоятельств и конкретного характера совершенного МУП «Спецдорремстрой» административного правонарушения, объектом посягательства которого является установленный порядок управления, оснований для применения для применения по настоящему делу положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и признания совершенного административного правонарушения малозначительным не нахожу.
Существенных нарушений процессуальных требований при закреплении процессуальных действий по делу не допущено, на момент рассмотрения настоящего дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек.
Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность МУП «Спецдорремстрой» согласно ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, расцениваю признание Предприятием в лице своего защитника вины в содеянном.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность МУП «Спецдорремстрой» согласно ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
При решении вопроса о виде и размере административного наказания, в соответствии со ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, являющегося муниципальным унитарным предприятием, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельства, считаю необходимым в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами назначить МУП «Спецдорремстрой» административное наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом, принимая во внимание, что по характеру правоограничительного воздействия на юридических лиц административное приостановление деятельности является мерой исключительной, считаю, что с учетом, установленных по делу обстоятельств совершенного административного правонарушения, его характера, оснований для назначения МУП «Спецдорремстрой» административного наказания в виде административного приостановления деятельности по настоящему делу не усматривается.
Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, при наличии которых судья в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях вправе назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, по настоящему делу не установлено.
Также отсутствуют основания для назначения по настоящему делу административного наказания в виде предупреждения, поскольку в силу положений ч. 2 ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В данном случае объективно отсутствуют основания утверждать, что совершением административного правонарушения, выразившегося в осуществлении деятельности по осуществлению по дорогам общего пользования перевозки людей в отсутствие лицензии на осуществление данного вида деятельности, не была создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, принимая во внимание также, что целями осуществления лицензирования отдельных видов деятельности является, в том числе, предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФИО10 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 170 000 (сто семьдесят тысяч) рублей.
Частью 1.3-3 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5-7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1-8.1, 9.1-39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8-19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 данного Кодекса.
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа: получатель – УФК МФ РФ по Приморскому краю г. Владивосток (МТУ Ространснадзора по ДФО), л/с 04201F19670, ИНН 2540261603, КПП 254001001, Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (МТУ Ространснадзора по ДФО), ОКТМО 05701000, счет 40102810545370000012// счет 0310064300000001200 в Дальневосточное ГУ Банка России//УФК по Приморскому краю г. Владивосток, БИК 010507002, КБК 10611601191019000140, УИН 10638512230000562684.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения либо получения его копии.
Судья подпись Т.Н. Лошаков
Верно:
Судья Т.Н. Лошаков