Дело № 2а-167/2022
УИД 76RS0017-01-2021-002309-54
Принято в окончательной форме 25.03.2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2022 года г.Ярославль
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Хахиной А.М.,
при ведении протокола помощником судьи Никулиной Г.С.,
с участием прокурора Муравьевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мурадова Алихана Цонцароевича, Матвеева Александра Сергеевича, Матвеевой Юлии Анатольевны, Шабанова Владимира Владимировича, Терехина Сергея Геннадьевича, Муцаевой Петиматы Баудиевны, Матвеевой Людмилы Александровны, Магамедова Махмуда Лечиевича, Ковалика Евгения Владимировича, Магашева Ахмеда Хожахмедовича, Даудова Мухлиза Маулидиновича, Ковалик Ангелины Геннадьевны к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Главе Ярославского муниципального района Ярославской области Золотникову Николаю Владимировичу о признании незаконным постановления,
у с т а н о в и л :
Матвеев А.С., Матвеева Ю.А., Шабанов В.В., Терехин С.Г., Муцаева П.Б., Матвеева Л.А., Магамедов М.Л., Ковалик Е.В., Магашев А.Х., Даудов М.М., Ковалик А.Г. обратились в суд с административным иском (том 2 л.д.16-24) к Администрации ЯМР ЯО, в котором с учетом устного уточнения в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ, сделанного представителем административных истцов, просили:
- признать незаконным постановление Администрации ЯМР ЯО от ДД.ММ.ГГГГ № «О резервировании земельных участков, расположенных в <адрес> с целью строительства объектов местного значения» в отношении резервирования земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №.
Мурадов А.Ц. также обратился в суд с административным иском к Администрации ЯМР ЯО, согласно которого с учетом уточнения (том 1 л.д.48-52) просил:
- признать незаконным постановление Администрации ЯМР ЯО от ДД.ММ.ГГГГ № «О резервировании земельных участков, расположенных в <адрес> с целью строительства объектов местного значения» в части несоответствия Генеральному плану Заволжского сельского поселения, утвержденного решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, в отношении резервирования земельных участков с кадастровыми номерами №, №.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ (том 3 л.д.97-98) административные дела по вышеуказанным административным искам объединены в одно производство.
Согласно административных исковых требований административные истцы ссылаются на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы в Ярославском районном суде Ярославской области рассматривались гражданские дела по искам Прокурора Ярославского района Ярославской области, заявленных в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к административным истцам, предметом спора являлись вышеуказанные земельные участки. Прокурор в исковых требованиях ссылался на незаконность приобретения административными истцами земельных участков в аренду и в собственность. Решениями суда исковые требования удовлетворены частично, право собственности на земельные участки прекращено, договоры купли-продажи признаны недействительными, восстановлено право аренды административных истцов в отношении всех вышеуказанных участков.
Указывают, что в ходе рассмотрения гражданских дел Администрацией ЯМР ЯО высказывалась позиция в поддержку прокуратуры и заявлялось о необходимости лишения административных истцов права аренды. В ходе судебных разбирательств представители Мурадова А.Ц. заявляли о том, что спорные земельные участки представляют интерес для определенных лиц, которые используют инструмент судебной защиты для необоснованного ограничения прав граждан. Решениями суда установлен факт отсутствия недобросовестных действий со стороны административных истцов при заключении договоров аренды.
Постановлением Администрации ЯМР ЯО от ДД.ММ.ГГГГ № «О резервировании земельных участков, расположенных в <адрес> с целью строительства объектов местного значения» были зарезервированы спорные земельные участки, указанные в просительной части административных исков.
Считают, что со стороны Администрации ЯМР ЯО имеет место злоупотребление своими правами, поскольку в перечень резервируемых земельных участков вошли исключительно те участки, по которым судом восстановлено право аренды, а границы резервирования определены строго по границам спорных земельных участков. Ссылаются на положения ст.10 ГК РФ.
Также считают, что при вынесении оспариваемого постановления не была учтена невозможность резервирования земельных участков, поскольку не указано на каком основании проводится резервирование, не указана цель резервирования.
Кроме того, указывают о том, что в постановлении не содержится сведений о том, в чем заключается исключительность случая изъятия конкретных земельных участков.
Также ссылаются на то, что нарушен порядок резервирования земельных участков, поскольку проект планировки территории <адрес> был вынесен на общественное обсуждение лишь ДД.ММ.ГГГГ и на момент вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ утвержден не был.
Судом в качестве административного соответчика привлечен Глава Ярославского муниципального района Золотников Н.В. (том 2 л.д.170), в качестве заинтересованных лиц МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района», Управление Росреестра по ЯО, Администрация Заволжского с/п ЯМР ЯО.
В судебное заседание административные истцы не явились, о дне слушания дела извещены заранее.
Представитель административных истцов Матвеева А.С., Матвеевой Ю.А., Шабанова В.В., Терехина С.Г., Муцаевой П.Б., Матвеевой Л.А., Магамедова М.Л., Ковалика Е.В., Магашева А.Х., Даудова М.М., Ковалик А.Г. по доверенностям адвокат Ляпин М.Р. в судебном заседании административный иск с учетом устного уточнения поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные административному иску. Считает, что со стороны административного ответчика были нарушены положения ст.49, 70.1 ЗК РФ, отсутствовала документация по планировке территории. Ссылался на то, что в Генеральном плане Заволжского с/п ЯМР ЯО отсутствует обозначение объекта – школы, которая планировалась к размещению. Фактически оказались зарезервированы именно те участки, в отношении которых имелся спор. Считает, что права административных истцов нарушены оспариваемым постановлением, поскольку оно препятствует в использовании земельных участков по назначению. Также считает, что оспариваемое постановление не обладает признаками нормативно-правового акта, поскольку вынесено в отношении конкретных участков.
Административный истец Мурадов А.Ц. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен заранее, по известному суду месту регистрации.
Представители административного истца по доверенности адвокаты Чуранова Е.А., Пошехонов С.В. в судебном заседании доводы административного иска поддержали в полном объеме, дали пояснения аналогичные объяснениям представителя других административных истцов Ляпина М.Р.
Представитель административного ответчика Администрации ЯМР ЯО по доверенности Стрекаловская Е.В. в судебном заседании возражала по административным искам, представила письменный отзыв по делу (том 3 л.д.118-119) с дополнением от ДД.ММ.ГГГГ. Указывала в судебном заседании о том, что оспариваемое постановление является документом, имеющим признаки нормативно-правового акта, опубликовано в установленном порядке. К полномочиям Ярославского муниципального района относится в том числе организация общедоступного дошкольного, начального общего, основного общего образования. С указанной целью ДД.ММ.ГГГГ решением Муниципального совета ЯМР № была утверждена схема территориального планирования Ярославского муниципального района, в которой на территории <адрес> планировалось к размещению образовательное учреждение – школа. В последующем Генеральным планом Заволжского сельского поселения ЯМР, утвержденного решением Муниципального Совета ЯМР от ДД.ММ.ГГГГ №, на территории <адрес> запланировано строительство средней общеобразовательной школы. Во исполнении документов территориального планирования постановлением Администрации ЯМР ЯО от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории в <адрес> Данный проект в настоящее время был разработан в соответствии с нормативными требованиями, учитывая необходимость в обеспечении образовательными учреждениями. Постановлением Администрации ЯМР ЯО от ДД.ММ.ГГГГ № проект планировки утвержден. На данной территории согласно схеме радиусов обслуживания, нормативных требований необходимы 2 школы. С учетом всех имеющихся документов территориального планирования Администрацией ЯМР ЯО вынесено оспариваемое постановление. Иных земельных участков, которые соответствовали бы установленным требованиям, на территории <адрес> не имеется. При этом учитывалось то, что на территории <адрес> практически все земельные участки находятся в частной собственности, соответственно их резервирование могло повлечь значительные затраты для бюджета ЯМР. Рассматривались в первую очередь земельные участки, находящиеся в государственной собственности, также рассматривались и иные участки, выборочного рассмотрения участков не было. При этом спорные земельные участки являются незастроенными, то есть фактически являются единственно возможным вариантом размещения школы в <адрес>. Кроме того считает, что права административных истцов оспариваемым постановлением не нарушаются, поскольку срок резервирования установлен 3 года, участки у административных истцов не изымались.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены заранее, надлежаще.
Заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении административного иска, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что в удовлетворении административных исковых требований должно быть отказано по следующим основаниям:
Решением Ярославского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к Магамедову М.Л., Мурадову А.Ц., Администрации ЯМР ЯО, КУМИ Администрации ЯМР ЯО, МКУ «Центр земельных ресурсов ЯМР», Администрации Заволжского с/п ЯМР ЯО о признании договора аренды ничтожным, признании отсутствующим права собственности, аннулировании записи в ЕГРН, признании недействительным постановления постановлено:
Признать недействительным договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером №, заключенный между КУМИ Администрации ЯМР и Магомедовым М.Л.
Признать недействительным договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером №, заключенный между Магамедовым М.Л. и Мурадовым А.Ц.
Прекратить право собственности Мурадова А.Ц. на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Восстановить право аренды Магамедова М.Л. в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, возникшее на основании договора № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать постановление Администрации ЯМР ЯО от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении А.Ц Мурадову в собственность бесплатно земельного участка в <адрес>» недействительным.
Прекратить право собственности Мурадова А.Ц. на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Восстановить право аренды Мурадова А.Ц. в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, возникшее на основании договора № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать недействительным договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером №, заключенный между КУМИ Администрации ЯМР и Мурадовым А.Ц.
Прекратить право собственности Мурадова А.Ц. на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Восстановить право аренды Мурадова А.Ц. в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, возникшее на основании договора № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.116-134).
Решением Ярославского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску прокуратуры ФИО19 района Ярославской области к Шабанову В.В., Мурадову А.Ц., Администрации Заволжского с/п ЯМР, Администрации ЯМР ЯО о признании недействительными постановления, договора аренды, договора купли-продажи, признании отсутствующим права собственности, аннулировании в ЕГРН записи о регистрации права (том 2 л.д.31-39), постановлено:
Признать незаконным постановление Администрации ЯМР ЯО № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ФИО10 в собственность бесплатно земельного участка в <адрес>».
Признать недействительным договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО10 и Мурадовым А.Ц. в отношении земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 2 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Признать отсутствующим право собственности Мурадова А.Ц. на земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 2 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Аннулировать в ЕГРН запись о праве собственности Мурадова А.Ц. в отношении земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 2 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (запись № от ДД.ММ.ГГГГ) с восстановлением в ЕГРН записи о регистрации договора аренды указанного земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией Заволжского сельского поселения ЯМР и ФИО10 (запись № от ДД.ММ.ГГГГ).
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ярославского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску Прокурора Ярославского района Ярославской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к Магамедову М.Л., Матвеевой Л.А., Мурадову А.Ц., Администрации ЯМР ЯО, Администрации Заволжского с/п ЯМР ЯО о признании постановлений недействительными, признании договоров аренды, купли-продажи недействительными, прекращении права собственности на земельный участок, аннулировании записи в ЕГРН (том 2 л.д.40-53) постановлено:
Исковые требования Прокурора Ярославского района Ярославской области удовлетворить частично.
Признать постановление Администрации ЯМР ЯО от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении М.Л.Магамедову в собственность бесплатно земельного участка в <адрес>» недействительным.
Признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Магамедовым М.Л. и Мурадовым А.Ц. в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, недействительным.
Прекратить право собственности Мурадова А.Ц. на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
Восстановить право аренды Магамедова М.Л. в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, возникшее на основании договора № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать постановление Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Л.А.Матвеевой в собственность бесплатно земельного участка в <адрес>» недействительным.
Признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Матвеевой Л.А. и Мурадовым А.Ц. в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, недействительным.
Прекратить право собственности Мурадова А.Ц. на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
Восстановить право аренды Матвеевой Л.А. в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, возникшее на основании договора № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ярославского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску Прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к Ковалику Е.В., Матвеевой Ю.А., Муцаевой П.Б., Ковалик Л.В., Мурадову А.Ц., Администрации Заволжского с/п ЯМР ЯО, Администрации ЯМР ЯО о признании постановлений незаконными, договоров аренды и купли-продажи недействительными, применении последствий недействительности сделок (том 2 л.д.54-75) постановлено:
Требования прокурора Ярославского района Ярославской области удовлетворить частично.
I. 1. Признать недействительным постановление Администрации ЯМР ЯО № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении Ковалику Е.В. в собственность бесплатно земельного участка в <адрес>».
2. Признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Коваликом Е.В. и Мурадовым А.Ц., в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, недействительным.
3. Прекратить право собственности Мурадова А.Ц. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
4. Восстановить право аренды Ковалика Е.В. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, возникшее на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.
II. 1. Признать недействительным постановление Администрации ЯМР ЯО№ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении Ю.А. Матвеевой в собственность бесплатно земельного участка в <адрес>».
2. Признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Матвеевой Ю.А. и Мурадовым А.Ц., в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, недействительным.
3. Прекратить право собственности Мурадова А.Ц. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
4. Восстановить право аренды Матвеевой Ю.А. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> возникшее на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.
III. 1. Признать недействительным постановление Администрации ЯМР ЯО № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении П.Б. Муцаевой в собственность бесплатно земельного участка в <адрес>».
2. Признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Муцаевой П.Б. и Мурадовым А.Ц., в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 2600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, недействительным.
3. Прекратить право собственности Мурадова А.Ц. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 2600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
4. Восстановить право аренды Муцаевой П.Б. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 2600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, возникшее на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.
IV.1. Признать недействительным договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между КУМИ Администрации ЯМР ЯО и Ковалик Л.В., в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
2. Признать недействительным договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Ковалик Л.В. и Мурадовым А.Ц., в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
3. Прекратить право собственности Мурадова А.Ц. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
4. Восстановить право аренды Ковалик Л.В. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, возникшее на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении требований прокурора в остальной части отказать.
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ярославского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску Прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Ковалик А.Г., Даудову М.М., Мурадову А.Ц., Администрации Заволжского с/п ЯМР ЯО, Администрации ЯМР ЯО о признании постановлений незаконными, договоров аренды и купли-продажи недействительными, применении последствий недействительности сделок (том 2 л.д.88-105) постановлено:
Требования прокурора Ярославского района Ярославской области удовлетворить частично.
I. 1. Признать недействительным Постановление Администрации ЯМР ЯО № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении Ковалику А.Г. в собственность бесплатно земельного участка в <адрес>».
2. Признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Ковалик А.Г. и Мурадовым А.Ц., в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> недействительным.
3. Прекратить право собственности Мурадова А.Ц. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
4. Восстановить право аренды Ковалик А.Г. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, возникшее на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.
II. 1. Признать недействительным постановление Администрации ЯМР ЯО № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении Даудову М.М. в собственность бесплатно земельного участка в <адрес>».
2. Признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Даудовым М.М. и Мурадовым А.Ц., в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 1670 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, недействительным.
3. Прекратить право собственности Мурадова А.Ц. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1670 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
4. Восстановить право аренды Даудова М.М. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1670 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, возникшее на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении требований прокурора в остальной части отказать.
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, исходя из указанных решений, восстановлено право аренды:
- Даудова М.М. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1670 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
- Ковалик А.Г. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
- Ковалика Е.В. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
- Ковалик Л.В. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
- Магамедова М.Л. в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
- Магамедова М.Л. в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
- Матвеевой Л.А. в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
- Матвеевой Ю.А. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
- Мурадова А.Ц. в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
- Мурадова А.Ц. в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
- Муцаевой П.Б. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 2600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
- Шабанова В.В. в отношении земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 2 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Из выписок из ЕГРН в отношении указанных участков следует, что до настоящего времени восстановленное право аренды в ЕГРН не зарегистрировано по причине имеющихся ограничений, до настоящего времени в отношении указанных участков в ЕГРН имеется запись о регистрации права собственности Мурадова А.Ц. в отношении сех вышеуказанных земельных участков.
Также согласно представленных выписок из ЕГРН следует, что:
- земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 2 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (том 3 л.д.65-72) принадлежит на праве собственности Мурадову А.Ц.
- земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 2 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (том 3 л.д.41-48) принадлежит на праве собственности Мурадову А.Ц.
- земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 2 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (том 2 л.д.245-252) принадлежит на праве собственности Мурадову А.Ц.
- земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (том 2 л.д.201-207) принадлежит на праве собственности Матвееву А.С.
- земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 2 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства принадлежит на праве аренды Матвеевой Ю.А., что подтверждается решением Ярославского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску Матвеевой Ю.А. к КУМИ Администрации ЯМР ЯО, Администрации ЯМР ЯО о признании незаконным решения, возложении обязанности.
- земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (том 2 л.д.230-236) принадлежит на праве собственности ФИО27, однако решением Ярославского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску Прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к ФИО28, ФИО27, Администрации ЯМР ЯО, КУМИ Администрации ЯМР ЯО о признании постановления незаконным, договоров аренды и купли-продажи недействительными, применении последствий недействительности сделок, признан недействительным договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между КУМИ Администрации ЯМР ЯО и ФИО28, в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Также признан недействительным договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО28 и ФИО27, в отношении вышеуказанного земельного участка. Право собственности ФИО27 на указанный земельный участок прекращено и восстановлено право аренды ФИО28
Судом установлено, что постановлением Ярославского муниципального района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О резервировании земельных участков, расположенных в <адрес> с целью строительства объектов местного значения» (том 1 л.д.171-173) зарезервированы для муниципальных нужд с целью строительства объектов местного значения сроком на 3 года земли, согласно схеме резервируемых земель (приложение №) и перечню кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель (приложение №). Также утверждена схема резервируемых земель в границах <адрес> для муниципальных нужд (приложение №). Определен перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель (приложение №). установлены ограничения прав на земельные участки в соответствии с ЗК РФ и другими Федеральными законами, необходимых для достижения целей резервирования земель.
Приложением № к данному постановлению (том 1 л.д.172) определена схема расположения резервируемых земель с характерными точками координат границ.
Согласно приложения № к указанному постановлению (том 1 л.д.173) в перечень земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель включены участки со следующими кадастровыми номерами:
- №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №.
Указанное постановление с приложениями опубликовано в газете «Ярославский агрокурьер» № от ДД.ММ.ГГГГ, которая согласно ч.1 ст.8 Устава ФИО19 муниципального района Ярославской области является официальным источником опубликования текстов муниципальных правовых актов Ярославского муниципального района и соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления.
Суд считает, что указанное постановление является нормативно-правовым актом исполнительного органа местного самоуправления в силу следующего:
Согласно п.5 ч.1 ст.7 Устава ЯМР ЯО, принятого решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № в систему муниципальных правовых актов Ярославского муниципального района входят в том числе постановления и распоряжения Администрации Ярославского муниципального района.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты Ярославского муниципального района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает Ярославский муниципальный район, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования.
Решения Муниципального Совета Ярославского муниципального района вступают в силу со дня их официального опубликования, если самими решениями не установлен иной порядок их вступления в силу.
Иные муниципальные правовые акты Ярославского муниципального района вступают в силу со дня их принятия, если самими правовыми актами не установлен иной порядок их вступления в силу.
Под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом в пределах его компетенции, содержащий правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).
Из оспариваемого постановления следует, что оно издано в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права, данным актом регулируется резервирование земельных участков с конкретными кадастровыми номерами, а также земельного участка, расположенного между ними, являющегося фактически проездом, который используется неопределенным кругом лиц. Данным актом вводится ограничение в использовании указанных земель, что свидетельствует о возможности его применения не только к конкретным правообладателям земельных участков, но и к неопределенному кругу лиц, который использует земли, не занятые какими-либо участками.
Согласно ч.8 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Частью 9 данной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Суд считает, что при принятии оспариваемого нормативного акта не нарушены положения, предусмотренные пунктами 2-3 ч.8 ст.213 КАС РФ. При этом суд исходит из следующего:
Согласно п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Пунктом 15 ч.1 ст.15 указанного Федерального закона к полномочиям муниципального района также отнесено утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
Аналогичные положения содержаться в пунктах 14 и 17 ч.1 ст.13 Устава ЯМР ЯО.
Согласно ч.1, 2 ст.48 Устава ЯМР ЯО Администрация Ярославского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом Ярославского муниципального района. Главой Администрации Ярославского муниципального района является Глава Ярославского муниципального района.
В силу ч.1 ст.50 Устава ЯМР ЯО Администрация Ярославского муниципального района решает вопросы местного значения и осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления Ярославского муниципального района федеральными законами и законами Ярославской области.
Пунктами 14 и 17 ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что к полномочиям Администрации Ярославского муниципального района относится:
- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Ярославской области), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья (пункт 14);
- разработка схем территориального планирования Ярославского муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования Ярославского муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории Ярославского муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах Ярославского муниципального района для муниципальных нужд (пункт 17).
Согласно ч.1 ст.51 Устава ЯМР ЯО Глава Ярославского муниципального района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Ярославской области, настоящим Уставом, решениями Муниципального Совета Ярославского муниципального района, издает постановления Администрации Ярославского муниципального района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Ярославского муниципального района федеральными законами и законами Ярославской области, а также распоряжения Администрации Ярославского муниципального района по вопросам организации работы Администрации Ярославского муниципального района.
В силу ч.1 ст.70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса.
Частью 2 указанной статьи установлено, что резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Согласно части 3 данной статьи земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года.
Статьей 49 ЗК РФ предусмотрены основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе пунктом 3 данной статьи – по иным основаниями, предусмотренными федеральными законами
В силу абз.2 п.2 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» (далее по тексту – Положение) решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
На основании подп. «а» п. 3 Положения решение о резервировании земель принимается в том числе на основании документации по планировке территории.
Согласно ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Пунктами 1, 3 части 3 данной статьи предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в при необходимости изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения; образовании земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории.
Частью 4 данной статьи установлено, что видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории.
Согласно части 6 указанной статьи проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ решением Муниципального совета Ярославского муниципального района шестого созыва № «Об утверждении схемы территориального планирования Ярославского муниципального района и о признании утратившим силу решения Муниципального Совета ЯМР пятого созыва от ДД.ММ.ГГГГ №» (том 1 л.д.187) утверждена прилагаемая схема территориального планирования Ярославского муниципального района. Из указанной схемы с учетом увеличения обозначений (том 1 л.д.188-189) следует, что в <адрес> было запланировано размещение объектов капитального строительства учебно-образовательного назначения.
Постановлением Администрации ЯМР ЯО от ДД.ММ.ГГГГ № (том 1 л.д.190) постановлено о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории в соответствии с заданием на разработку документации по планировке территории (том 1 л.д.191).
Решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района (л.д.183-185), согласно которым все участки, указанные в оспариваемом постановлении расположены в территориальной зоне ОД-2 «Зона размещения объектов общественного назначения», то есть зоне размещения объектов капитального строительства в целях обеспечения удовлетворения бытовых, социальных, духовных потребностей человека, с сопутствующими объектами, обеспечивающими их функционирование и проведение досуга. К одному из основным видам разрешенного использования земельных участков в указанной зоне является: образование и просвещение. данный факт подтверждается выпиской из Правил землепользования и застройки Заволжского с/п ЯМР ЯО (том 2 л.д.175-180). При этом к ни к основным, ни к вспомогательным, ни к условно разрешенным видам разрешенного использования земельных участков в указанной зоне вид разрешенного использования земельных участков - для индивидуального жилищного строительства – не относится.
Согласно абз.2, 3 ч.2 ст.85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Частью 3 данной статьи установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В силу части 6 данной статьи земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.
Судом установлено, что решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Генеральный план Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района (том 1 л.д.181-182), из которого следует, что в <адрес> предусмотрено размещение 2 общеобразовательных организаций.
Судом также установлено, что постановлением Администрации ЯМР ЯО от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Проект планировки территории <адрес> (том 3 л.д.83-92), из которого следует, что в месте зарезервированных земельных участков запланировано размещение школы на 1400 мест, площадь участка 3,9 га.
При этом из документов по обоснованию указанного проекта следует, что земельные участки, зарезервированные оспариваемым постановлением, полностью необходимы для размещения школы вместимостью 1400 мест. В соответствии с проектом планировки обеспеченность школьными учреждениями осуществляется за счет двух планируемых школ. Расчет необходимого места размещения образовательного учреждения произведен в соответствии с приложением Д СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» 9том 2 л.д.202-224).
Кроме того судом установлено, что постановлением Администрации ЯМР ЯО от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Проект межевания территории <адрес>, в котором предусмотрено образование земельного участка 76П площадью 38 988 кв.м. за счет зарезервированных оспариваемым постановлением земельных участков.
Судом установлено, что при выборе земельных участков для резервирования со стороны Администрации ЯМР ЯО не допущено какого-либо злоупотребления правом, рассматривались любые земельные участки, а не только участки административных истцов, и с учетом нормативных требований, площади земельного участка под школу, удаленности резервируемых земель от жилой застройки, орган местного самоуправления пришел к выводу о невозможности резервирования земель в ином месте.
Данный факт в суде подтвердила допрошенная в качестве свидетеля ФИО29, директор ФИО34, которое разрабатывало проект планировки и проект межевания территории. Из показаний данного свидетеля следует, что проект планировки разрабатывался с ДД.ММ.ГГГГ. При этом учитывались основные технико-экономические показатели, близость к <адрес>, застройка данного поселка многоквартирными домами. В районе участка 76П расположена зона многоквартирных домов, однако отсутствуют объекты инфраструктуры, в том числе школа. При этом учитывался радиус доступности от многоквартирных домов – 500 м., в которых, как правило, проживает большая часть населения по сравнению с зоной расположения индивидуальных жилых домов. Для размещения образовательных учреждений рассматривались и другие участки, однако они не подходили как по существующим ограничениям – ЛЭП, санитарно-защитные зоны, так и радиусу расположения. Также учитывался и тот факт, что земельные участки, включенные в участок 76П почти все не были застроены, в большинстве своем находятся в муниципальной собственности.
Таким образом суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ соответствует документам территориального планирования – схеме территориального планирования Ярославского муниципального района, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, Генеральному плану Заволжского с/п ЯМР ЯО, проекту планировки и проекту межевания территории.
Указанное постановление принято уполномоченным органом местного самоуправления, который вправе принимать решения о резервировании для муниципальных нужд в пределах полномочий по организации образования на территории муниципального района. Указанное постановление опубликовано в установленном порядке.
Кроме того как установлено в суде данное постановление не нарушает прав и законных интересов административного истца Терехина С.Г., поскольку какого-либо земельного участка, правообладателем которого бы он являлся, в постановлении не указано, а также не затрагивает прав и законных интересов всех административных истцов в части резервирования земельного участка с кадастровым номером №, поскольку административные истцы не являются правообладателями данного участка.
Также оспариваемое постановление не нарушает прав и интересов всех административных истцов, поскольку ещё до принятия оспариваемого постановления были приняты Правила землепользования и застройки Заволжского с/п ЯМР ЯО, в соответствии с которыми земельные участки, правообладателями которых являются административные истцы, располагаются в зоне ОД-2, и градостроительный регламент вида разрешенного использования данных участков не соответствует тем видам разрешенного использования, которые установлены в данной территориальной зоне, в связи с чем подлежал приведению в соответствие с регламентом данной территориальной зоны.
В силу п.1 ч.2 ст.26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.
При этом судом учитывается, что участие правообладателей земельных участков в градостроительной деятельности предусмотрено путем организации общественных обсуждений по проектам генерального плана, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории в порядке, установленном п.5.1 Градостроительного кодекса РФ. Вместе с тем, каких-либо возражений по размещению образовательного учреждения в <адрес> по проекту Генерального плана Заволжского с/п ЯМР не поступало, что подтверждается заключением о результатах общественных обсуждений от ДД.ММ.ГГГГ, опубликованном в газете «Ярославский агрокурьер» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Какого-либо противоречия оспариваемого постановления Генеральному плану Заволжского с/п ЯМР ЯО, документации по планировке территории судом не установлено.
При этом судом учитывается, что в силу разъяснений содержащихся в подп. «а» абз.3 п.28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо, в частности, учитывать следующее: суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, в удовлетворении административных исковых требований должно быть отказано.
В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в издании – газета «Ярославский агрокурьер» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.175-180, главой 21 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Мурадова Алихана Цонцароевича, Матвеева Александра Сергеевича, Матвеевой Юлии Анатольевны, Шабанова Владимира Владимировича, Терехина Сергея Геннадьевича, Муцаевой Петиматы Баудиевны, Матвеевой Людмилы Александровны, Магамедова Махмуда Лечиевича, Ковалика Евгения Владимировича, Магашева Ахмеда Хожахмедовича, Даудова Мухлиза Маулидиновича, Ковалик Ангелины Геннадьевны о признании незаконным постановления ФИО19 муниципального района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О резервировании земельных участков, расположенных в <адрес> с целью строительства объектов местного значения» оставить без удовлетворения.
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в издании – газете «Ярославский агрокурьер» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ярославский районный суд Ярославской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.М.Хахина