Решение изготовлено в полном объеме 10.09.2021 года
Дело № 2а-2383/21
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 сентября 2021 года г. Чехов
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Казеровой С.М.,
с участием помощника судьи Хоменко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Малёкиной ФИО4, ФИО2, ФИО3 к ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании незаконным в части решения № от ДД.ММ.ГГГГ, обязании включить членов семьи для участия в ведомственной целевой программе,
У С Т А Н О В И Л :
Административные истцы, ФИО12 ФИО2, ФИО3, обратились в суд с административным иском к ответчику, ФГАУ «Росжилкомплекс», о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения членов семьи в ведомственную целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» незаконным, обязании включить ФИО2 и ФИО3 в состав членов семьи ФИО13 ФИО4 для участия в указанной ведомственной целевой программе. Свои требования мотивируют тем, что оспариваемым решением, оформленным в виде уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 и ее несовершеннолетняя дочь ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признаны участниками ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», тогда как члены ее семьи – сестра ФИО2 и сын сестры ФИО3 не включены в состав ее семьи. Полагая данное решение в части незаконным, истцы обратились в суд с настоящим иском.
Административный истец, ФИО16 в судебное заседание не явилась, извещена, ранее направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Административные ответчики, ФИО2, ФИО3, в судебное заседание не явились, извещены. Их представитель по доверенности ФИО6 в судебном заседании заявленные требования поддержал, также пояснил, что истцы проживают в одной квартире на территории закрытого военного городка, ведут совместное хозяйство.
Административный ответчик, представитель ФГАУ «Росжилкомплекс», в судебное заседание не явился, извещен, возражений не направил, об уважительности причины неявки суд не известил.
Заинтересованные лица, ФИО9, ДЖО Минобороны РФ, ТУ Росимущества в Московской области, в судебное заседание не явились, извещены.
Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, представленные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 на семью из 4-х человек КЭЧ Чеховского района Московского военного округа выдан ордер № на занятие квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, что подтверждается ордером (л.д.41).
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны РФ и ФИО25 заключен договор социального найма жилого помещения №/Д, согласно которому нанимателя и членам его семьи в бессрочное пользование и владение передается жилое помещение, находящееся в государственной собственности, по адресу: <адрес>, что подтверждается договором (л.д.11).
Как следует из представленного договора, в качестве членов семьи нанимателя с ним в жилое помещение вселяются: мать ФИО9, дочь ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сестра ФИО2, племянник ФИО3
Согласно выписки из домовой книги, финансового лицевого счета (л.д.15,16) в жилом помещении по адресу: <адрес> <адрес>, зарегистрированы и проживают: ФИО11 Викторовна, ФИО2, ФИО3 и несовершеннолетняя ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно ответа Управления Росреестра по Московской области на судебный запрос сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – квартире, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, в ЕГРН отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ решением ФГАУ «Росжилкомплекс» ФИО19 и члены ее семьи – дочь ФИО20 признаны участниками ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», дата постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ, дата включения в реестр – ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).
Как следует из письменных объяснений истцов, указанных в иске и поддержанных их представителем в судебном заседании, истцы проживают одной семьей, ведут общее хозяйство, вселены в жилое помещение в качестве членов семьи истца ФИО21 в связи с чем также должны быть включены в состав ее семьи для участия в указанной ведомственной целевой программе.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов, перечни которых утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Служебные жилые помещения и жилые помещения в закрытых военных городках не могут быть переданы безвозмездно в собственность занимаемым им лицам (абзац девятый пункта 1, пункт 6 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 752-р <адрес> включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России.
Исходя из положений законодательства в сфере жилищных правоотношений, включая Государственную целевую программу "Жилище", одобренную Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 595, Основные направления нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренные Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 431, Федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 675, Государственную программу Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1710, проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем, является одной из наиболее острых социальных проблем, что одной из форм бюджетного финансирования расходов по обеспечению их жильем для постоянного проживания является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
К таким гражданам в названных нормативных правовых актах наряду с военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненным к ним лицам, отнесены граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1), а также утверждены Правила, которые в пункте 5 устанавливают категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного Кодекса, других федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации.
Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "б" пунктом 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в основном мероприятии намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Пункт 17 Правил определяет круг лиц, которые признаются членами семьи гражданина - участника подпрограммы, в зависимости от того, к какой категории граждан Российской Федерации, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, относится этот участник. Подпункт "а" данного пункта распространяется на граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 Правил, к их числу относится истец (наниматель служебного жилого помещения), как гражданин, подлежащий переселению из закрытого военного городка.
Так, применительно к условиям основного мероприятия членами семьи гражданина - участника основного мероприятия признаются следующие граждане: постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети и родители данного гражданина; а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Перечень лиц, признаваемых членами семьи гражданина - участника подпрограммы, определенный в подпункте "а" пункта 17 Правил, по своему содержанию соответствует части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
По смыслу указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации для признания названной категории лиц членами семьи нанимателя жилого помещения юридическое значение имеет факт их вселения в жилое помещение именно в качестве членов семьи.
Как следует из материалов дела, истцы являются членами одной семьи, вселены в жилое помещение нанимателем, ведут общее хозяйство.
Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений п. 8, 9, 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, учитывая то. Что истцы являются членами одной семьи, вселены в жилое помещение в качестве членов семьи нанимателя, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд, -
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФИО22 ФИО4, ФИО2, ФИО3 к ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании незаконным в части решения № от ДД.ММ.ГГГГ, обязании включить членов семьи для участия в ведомственной целевой программе – удовлетворить.
Признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное ФГАУ «Росжилкомплекс» в лице филиала Московский, в части не включения в состав членов семьи ФИО23 -ФИО2 и ФИО3.
Обязать ФГАУ «Росжилкомплекс» включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированных по адресу: <адрес>, в состав членов семьи ФИО24 ФИО4 для участия в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья С.М. Казерова