РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2023 года                                                                    г. Салехард

        Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

    председательствующего судьи             Токмаковой Н.А.,

    при секретаре судебного заседания        Дейбус А.А.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1088/2023 по иску Лясковского З.П. к департаменту агропромышленного комплекса ЯНАО о взыскании задолженности по оплате проезда, к месту использования отпуска и обратно, задолженности по премиальным выплатам, задолженности по денежному содержанию при увольнении по сокращению штата, денежной компенсации морального вреда,

    УСТАНОВИЛ:

        Лясковский З.П. 15.03.2023 обратился в суд с иском к департаменту агропромышленного комплекса ЯНАО о взыскании задолженности по оплате проезда, к месту использования отпуска и обратно, задолженности по премиальным выплатам, задолженности по денежному содержанию при увольнении по сокращению штата, денежной компенсации морального вреда.

        В обоснование иска указано, что истец состоял в трудовых отношениях с департаментом агропромышленного комплекса ЯНАО с января 2006 по служебному контракту от 11 января 2006 -к, в должности начальника отдела государственных программ управления экономического развития департамента с 01 января 2020 с месячным денежным содержанием 112 829 руб. 60 коп., в т.ч. подоходный налог 13%. На основании ст. 325 Трудового кодекса РФ и согласно Постановления Правительства РФ от 12 июня 2008 № 455 «О порядке компенсации расходов оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах российской федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей», работодатель обязан один в два года компенсировать расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. В 2020 истцом было использовано право на льготный проезд в отпуск и обратно. В соответствии с пп. 3 п. 6 ст. 5 Закона автономного округа от 16 декабря 2004 № 89-ЗАО истцом для окончательного расчета были своевременно предоставлены (01 сентября 2020 и 07 сентября 2020) в отдел финансирования, оказания государственной поддержки и бухгалтерского учёта департамента, подлинники проездных документов по проезду в отпуск и обратно, подтверждающие расходы истца, и расходы его сына, а именно: маршрут-квитанции электронных билетов; посадочные талоны; квитанции об оплате сверх нормативного багажа; чеки об оплате бензина; дорожная ведомость на перевозку автотранспорта и пассажиров; справка о стоимости авиаперелета по маршруту Краснодар - Москва - Салехард; копии ПТС и ТС транспортного средства. В устной форме, заместителем начальника управления - начальником отдела финансирования, оказания государственной поддержки и бухгалтерского учета департамента, для окончательного расчета истцу было предложено предоставить чеки ККМ, ссылаясь на закон Российской Федерации от 22 мая 2003 № 54-ФЗ. В пп.1, 3 п.6 ст.5 Закона № 89-ЗАО указан исчерпывающий перечень проездных документов, подтверждающий расходы: билеты, документы об оплате услуг (сборов) по оформлению проездных документов, предоставления в поездах постельных принадлежностей. Чеки ККМ в данный перечень документов не входят. В проездных документах, предоставленных истцом, содержится информация о расчете и подтверждающий факт его осуществления. На основании п. 6 ст. 5 Закона № 89-ЗАО окончательный расчет с работником организации, финансируемой за счет средств окружного бюджета, расположенной на территории автономного округа, фонда обязательного медицинского страхования производится в течение месяца со дня предоставления отчета работником. 29 сентября 2020 истцу перечислена только часть средств за льготный отпуск в размере 25 940,52 рублей, не произведена оплата ни за один авиабилет. 07 декабря 2020 истец официально направил служебную записку на директора департамента с просьбой рассмотреть представленные проездные документы для компенсации расходов по проезду к месту проведения отпуска и обратно, либо в случае отказа дать мотивированный ответ с разъяснением причин отказа. Данная служебная записка оставлена без рассмотрения, ответ истцом получен не был. 24 февраля 2021 истец обратился в ГИТ ЯНАО, по результатам проведенной указано на наличие индивидуального трудового спора, но не даны какие-либо рекомендации по его разрешению. В декабре 2022 истец обратился в прокуратуру ЯНАО, обращение было перенаправлено в Аппарат Губернатора ЯНАО. По результатам проведенной проверки установлено, что требование о наличии чеков ККМ в соответствии с Законом № 89-ЗАО не установлено. Истец по результатам проведенной проверки в очередной раз обратился в департамент для компенсации расходов по проезду к месту проведения отпуска и обратно, но получил отказ. До настоящего времени оплата проездных билетов не произведена, в связи с чем, истец вынужден был обратиться в суд. Департаментом не произведена оплата авиаперелета истца и его сына, ФИО3, <дата> г.р., и провоза багажа по маршруту: Салехард - Москва в сумме 14 250 руб. 00 коп.; Москва - Ростов-на-Дону в сумме 15 462 руб. 00 коп.; Краснодар - Москва в сумме 9 789 руб. 00 коп.; Москва - Салехард в сумме 13 750 руб. 00 коп. В общей сумме 53 251 руб. 00 коп. Истцом понесены дополнительные расходы на заказ справок, подтверждающих перелет, в связи с отказом департаментом представить копии проездных документов, направленных истцом в рамках авансового отчета в 2020, в сумме 3 500 руб. 00 коп. Приказом департамента от 13 апреля 2022 № 65-ОД утверждено Положение о порядке осуществления выплат государственным гражданским служащим ЯНАО, замещающим должности государственной гражданской службы в департаменте агропромышленного комплекса ЯНАО, которым установлены условия выплаты премий по итогам работы за квартал, год и премий за выполнение особо важных и сложных заданий. В течении 2022 истцу выплачивались премии по итогам работы за I -IV кварталы и по итогам работы за 2022 в размере менее 100%: за I и II кварталы - по 70% месячного денежного содержания, за III, IV кварталы и по итогам работы за год - 75% (стр. 2 письма департамента от 13.01.2023 г. №89-22/01-08/82). Порядком прописаны условия снижения либо не выплаты премий по итогам заботы за квартал и по итогам работы за год - систематическое нарушение исполнительской дисциплины - наличие дисциплинарных, административных взысканий. Также Порядком установлен размер премий - не более одного месячного денежного содержания гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы.

    В течении 2022 в отношении истца каких-либо дисциплинарных, либо административных взысканий со стороны департамента наложено не было, даже наоборот на протяжении трудовой деятельности в департаменте, истца неоднократно поощряли наградами - благодарность департамента, Почетная грамота департамента, Почетная грамота Губернатора автономного округа, Благодарность Министерства сельского хозяйства РФ. Выплаты истцу премии по итогам работы за I - IV кварталы и по итогам работы за 2022 в размере менее 100% месячного денежного содержания, считает необоснованным и неправомерным и ка к следствие, истцом недополучено денежное содержание в сумме 132 518 руб. 36 коп.: за I и II кварталы - по 33 848 руб. 88 коп. - 30% от месячного денежного содержания, за III, IV кварталы и по итогам работы за год - по 28 207 руб. 40 коп. - 25% от месячного денежного содержания. На отдел государственных программ управления экономического развития департамента возложен широкий спектр задач, в том числе представление предложений в формирование бюджета автономного округа на очередной финансовый год. Истец, как начальник отдела, всегда принимал непосредственное участие в анализе и разработке предложений в бюджет автономного округа на очередной финансовый год. На протяжении трудовой деятельности истца, в должности начальника отдела, каких-либо нареканий со стороны руководства по качеству, срокам представляемых предложений в бюджет автономного округа на очередной финансовый год не было, истец из года в год поощрялся руководством департамента за качественную подготовку предложений в бюджет автономного округа на очередной финансовый год в части компетенции отдела. В 2022 году истцом также была проделана работа по подготовке и представлению предложений в бюджет автономного округа на очередной финансовый год. По итогам проведенной работы департаментом издан приказ от 26 декабря 2022 № 184-лс «О премировании за выполнение особо важного и сложного задания», в котором отмечены премией сотрудники отдела государственных программ управления экономического развития департамента, что говорит о высоком вкладе отдела и непосредственно истца, как начальника отдела, в проведенную работу по разработке, анализу и своевременному предоставлению предложений в бюджет автономного округа на очередной финансовый год в части компетенции отдела. Истец по итогам проделанной работы премией за выполнение особо важного и сложного задания - своевременное и качественное представление предложений в бюджет автономного округа на очередной финансовый год в части компетенции отдела - отмечен не был. На запрос истца о причинах его не премирования, получены ответы о том, что такой вид премирования не предусмотрен и не осуществлялся (стр. 2 письма департамента от 13.01.2023 №89-22/01-08/82), и что истец не принимал участия (письмо департамента от 30.01.2023 № 89-22/01-09/347). Считает необоснованным и неправомерным со стороны департамента невыплаты премии за выполнение особо важного и сложного задания - своевременное и качественное представление предложений в бюджет автономного округа на очередной финансовый год в части компетенции отдела в 2022. 26 сентября 2022 истец получил уведомление о проводимых организационно-штатных мероприятиях и сокращении должности с 01 января 2023. От предложенных вакантных должностей истец отказался и был уволен по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ РФ от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В соответствии с п. 3.1 ч. 3 ст. 37 79-ФЗ при увольнении по сокращению штата гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. В день увольнения департаментом было выплачено четырехмесячное денежное содержание в сумме 758 958 руб. 96 коп. Правила исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих при расторжении служебного контракта по основаниям, предусмотренным п. 8.2 ч. 1 ст. 37 79-ФЗ установлены постановлением Правительства РФ от 01 апреля 2022 № 554 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 № 562 и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации». По правилам установленным постановлением № 554 в данном случае, месячное денежное содержание государственного гражданского служащего, это фактически среднемесячная заработная плата за 12 полных месяцев до дня увольнения. Согласно представленной справке от 28 декабря 2022 № 89-22/01-06/7040 среднемесячная зарплата истца за 12 полных месяцев составляет 327 508 руб. 86 коп., соответственно четырехмесячное денежное содержание Истца должно составлять 1 310 035 руб. 44 коп. Истцом не дополучено денежное содержание в размере 1 076 руб. 48 коп. На запрос истца о методике расчета и сумме произведенной выплаты, дан ответ о том, что расчет произведен в соответствии с постановлением Губернатора автономного округа от 30 марта 2022 № 47-ПГ (стр. 2 письма от 13.01.2023 № 89-22/01-08/82). Но в данном случае применимо постановление № 554, также нормативные документы местных органов власти не должны противоречить федеральному законодательству, или каким-либо образом ущемлять права граждан.

        Просил взыскать задолженность по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в размере 56 751 руб. 00 коп., в т.ч. дополнительные расходы на заказ справок в сумме 3 500 руб.00 коп.; премии по итогам работы за I - IV кварталы и по итогам работы за 2022 год в размере 100% месячного денежного содержания в размере 132 518 руб. 36 коп.; премии за выполнение особо важного и сложного задания в 2022 году в размере 100% месячного денежного содержания в размере 98 161 руб. 75 коп.; не дополученное денежное содержание при увольнении по сокращению штата в размере 551 076 руб. 48 коп. Всего просил взыскать 838 507 руб. 59 копеек и компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

        В судебном заседании 29.05.2023 истцом заявлено об увеличении исковых требований, о чем подано письменное заявление, согласно которому истец сообщает, что по итогам работы 2022, 20.03.2023 принято распоряжение Губернатора ЯНАО № 63-рк, на основании которого производится премирование государственных гражданских служащих департамента по итогам 2022 в размере трех месячных денежных содержаний, то есть департаментом недоплачено истцу два месячных содержания в сумме 196 323 руб. 50 коп. Всего просил взыскать 1 034 831 руб. 09 коп. и компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

        Истец в судебном заседании, до перерыва в нем, настаивал на удовлетворении требований иска по доводам, приведенным в иске, в заявлении от 29.05.2023 об увеличении исковых требований, в отзыве на возражения ответчика от 14.07.2023. Отвечая на вопросы суда по заявленным исковым требования, в том числе, являлись ли предметом оспаривания приказы, которыми установлен размер премиальных выплат в процентном соотношении, истец ответил, что приказы им обжалованы не были. Высказал намерение в устном порядке увеличить исковые требования.

        Представитель истца в судебном заседании выступила по доводам, приведенным в иске.

        После разъяснения порядка увеличения исковых требований, в судебном заседании в 18 час. 15 мин. был объявлен перерыв до 09 час. 00 мин. следующего рабочего дня, однако каких-либо заявлений, в том числе об увеличении исковых требований, от истца не поступило.

        Представитель ответчика Березкин Э.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований иска, выступил по доводам, приведенным в письменном возражении на иск. Так же указал на пропуск срока исковой давности для обращения в суд, поскольку проезд в отпуск имел место в 2020, обращение же в суд лишь в 2023.

        Суд, выслушав истца и его представителя (до перерыва в судебном заседании), представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

        Судом установлено и следует из материалов дела, что истец проходил государственную гражданскую службу в департаменте агропромышленного комплекса ЯНАО на основании служебного контракта от 11.01.2006 № 33/10-к, в должности начальника отдела государственных программ управления экономического развития департамента.

        На основании приказа директора департамента агропромышленного комплекса ЯНАО от 23.12.2022 № 172-лс, 31.12.2022 с истцом расторгнут служебный контракт от 11.01.2006, с освобождением от замещаемой должности начальника отдела государственных программ управления экономического развития и увольнении с государственной гражданской службы по инициативе представителя нанимателя, в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе.

        Также в приказе указано на то, что необходимо произвести окончательный расчет и выплатить и компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания; премию по итогам работы за 2022 в размере 75 % месячного денежного содержания за фактически отработанное время, каких-либо отметок о несогласии с приказом, в самом приказе не содержится.

        Установлено, что истцом в 2020 было использовано право на льготный проезд в отпуск и обратно. 01 сентября 2020 и 07 сентября 2020 истцом, для окончательного расчета, в отдел финансирования, оказания государственной поддержки и бухгалтерского учёта департамента, были предоставлены подлинники проездных документов по проезду в отпуск и обратно, подтверждающие расходы истца, а также его сына: маршрут-квитанции электронных билетов; посадочные талоны; квитанции об оплате сверх нормативного багажа; чеки об оплате бензина; дорожная ведомость на перевозку автотранспорта и пассажиров; справка о стоимости авиаперелета по маршруту Краснодар - Москва - Салехард; копии ПТС и ТС транспортного средства. 29 сентября 2020 истцу была перечислена только часть средств в размере 25 940 руб. 52 коп, не произведена оплата ни за один авиабилет, что явилось причиной обращения 07 декабря 2020 с служебной запиской на имя директора департамента. Поскольку ответ не был получен, 24 февраля 2021 истец обратился в ГИТ в ЯНАО с указание на допущенные нарушения.

        Согласно Акту проверки ГИТ в ЯНАО от 06.04.2021 государственным инспектором труда, по результатам проведенной проверки установлены признаки индивидуального трудового спора на предмет применения законодательства, органами, по рассмотрению которых являются комиссия государственного органа по служебным спорам и суды. Нарушений норм трудового законодательства, подведомственных ГИТ в ЯНАО, не выявлено.

        Поскольку данный Акт представлен именно истцом, суд приходит к выводу о том, что истец знаком с его содержанием в полном объеме, в том числе в части указания на то, что по результатам проведенной проверки установлены признаки индивидуального трудового спора, органами, по рассмотрению которых являются комиссия государственного органа по служебным спорам и суды, что опровергает доводы истца, приведенные в иске о том, что ГИТ ЯНАО, по результатам проведенной проверки не даны какие-либо рекомендации по разрешению индивидуального трудового спора. Таким образом, еще в апреле 2021 года заявителю (истцу) было разъяснено право обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора с соответствующим исковым заявлением.

        Установлено, что по указанным выше фактам в декабре 2022 истец обратился в прокуратуру ЯНАО.

        Согласно письму прокуратуры ЯНАО от 20.12.2022 № 7-р-3500-22/3773 обращение, в соответствии с ч.3 ст. 8 ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ, было по компетенции направлено в Аппарат Губернатора ЯНАО. Также заявителю (истцу), еще в декабре 2022 были разъяснены положения ст. 391 ТК РФ, о том, что за разрешением индивидуального трудового спора он вправе обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.

        Рассматривая требования иска о взыскании задолженности по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно за 2020, в т.ч. дополнительных расходов на заказ справок, суд приходит к следующему.

        Как установлено ранее, с настоящим исковым заявлением – за разрешением индивидуального трудового спора, возникшего в 2020, истец обратился 15.03.2023.

        Согласно ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

        Согласно ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

        В соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

        Согласно ч.4 ст. 392 ТК РФ при пропуске по уважительным причинам названных сроков они могут быть восстановлены судом.

        В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

        Из ч.4 ст. 198 ГПК РФ следует, что обстоятельства, касающиеся причин пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и их оценка судом должны быть отражены в решении.

        Исходя из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен в судебном порядке. При этом перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Указанный же в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.

        Поскольку истцом не было заявлено ходатайство о восстановлении в судебном порядке пропущенного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора относительно взыскания задолженности по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно за 2020, в т.ч. дополнительных расходов на заказ справок, ответчиком заявлено о пропуске срока, то данной требование удовлетворению не подлежит.

        Рассматривая требования иска о взыскании премии по итогам работы за I - IV кварталы и по итогам работы за 2022 год в размере 100% месячного денежного содержания, суд приходит к следующему.

        Установлено, что премирование работников департамента осуществляется в соответствии с Положением об отдельных дополнительных и других выплатах государственным гражданским служащим автономного округа и Типовым положением о порядке осуществления выплат государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы автономного округа в исполнительных органах государственной власти автономного округа, утвержденными постановлением Губернатора автономного округа от 30 марта 2022 № 47-ПГ.

        Так, согласно п. 6 постановления № 47-ПГ приложение № 1, в целях материального стимулирования труда, повышения эффективности и результативности деятельности, уровня ответственности по выполнению возложенных на государственный орган задач и функций гражданским служащим выплачиваются премии: по итогам работы за квартал, год; за выполнение особо важных и сложных заданий.

        Согласно п. 10 постановления № 47-ПГ приложение № 2, гражданским служащим выплачиваются премии по итогам работы за квартал, год в целях материального стимулирования труда, повышения эффективности и результативности деятельности, уровня ответственности по выполнению возложенных на исполнительный орган задач и функций.

        Согласно п. 11 постановления № 47-ПГ приложение № 2, оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего осуществляется в соответствии со следующими общими критериями:

    1) выполнение утвержденных показателей деятельности структурного подразделения исполнительного органа;

    2) личный вклад гражданского служащего в общие результаты работы (выполняемый объем служебной деятельности, количество завершенной и текущей работы);

    3) уровень управленческих и организационных навыков, планирование работы (расстановка приоритетов в работе, порядок в документации, умение организовывать и контролировать свою работу, в том числе умение планировать, организовывать и контролировать работу других для обеспечения достижения поставленных целей);

    4) уровень исполнительской дисциплины;

    5) досрочное и качественное выполнение плановых работ и внеплановых заданий;

    6) качество работы с документами и выполнения поручений руководителей (качественное выполнение должностных обязанностей, тщательность и аккуратность, качество исполнения управленческих функций, достижение намеченных целей);

    7) соблюдение сроков рассмотрения поступающих и рассматриваемых обращений граждан, а также качество принятых по обращениям управленческих решений или ответов;

    8) внедрение новых форм и методов в работе, позитивно отразившихся на результатах;

    9) соблюдение служебной дисциплины (добросовестное выполнение своих должностных обязанностей, соблюдение правил служебного распорядка, бережное отношение к государственному имуществу, в том числе предоставленному для исполнения должностных обязанностей);

    10) соблюдение требований к антикоррупционному поведению.

        Согласно п. 12 постановления № 47-ПГ приложение № 2, премирование гражданских служащих по итогам работы за квартал производится за счет фонда оплаты труда гражданских служащих, за исключением случаев, установленных пунктом 14 настоящего Типового положения, на основании правового акта представителя нанимателя в размере не более одного месячного денежного содержания гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы (далее - месячное денежное содержание) согласно заключенному служебному контракту с учетом месячного денежного содержания, установленного гражданскому служащему, на последнюю дату квартала, по результатам которого производится премирование. В случае если гражданский служащий в квартале, по результатам профессиональной служебной деятельности в котором он премируется, замещал несколько должностей гражданской службы в исполнительном органе, его премирование по итогам работы за этот квартал осуществляется на основании правового акта представителя нанимателя из расчета не более одного месячного денежного содержания, пропорционально времени фактического исполнения должностных обязанностей по каждой должности гражданской службы.

        Согласно п. 13 постановления № 47-ПГ приложение № 2, премии по итогам работы за год гражданским служащим выплачиваются на основании правового акта представителя нанимателя в пределах фонда оплаты труда гражданских служащих, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящего Типового положения.

        Согласно п.п. 12, 13 Положения о порядке осуществления выплат государственным гражданским служащим ЯНАО, замещающим должности государственной гражданской службы ЯНАО в департаменте агропромышленного комплекса ЯНАО, утвержденному приказом департамента агропромышленного комплекса ЯНАО от 13.04.2022 № 65-ОД, премирование гражданских служащих по итогам работы за квартал производится на основании правового акта представителя нанимателя в размере не более одного месячного денежного содержания гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы согласно заключенному служебному контракту с учетом денежного содержания, установленного гражданскому служащему, на последнюю дату квартала, по результатам которого производится премирование; премии по итогам работы за год гражданским служащим выплачиваются на основании правового акта представителя нанимателя в пределах фонда оплаты труда гражданских служащих.

        Таким образом, установлено, что основанием премиальных выплат, как за квартал, так и за год является правовой акт представителя нанимателя, о чем истцу известно достоверно, поскольку именно им к исковому заявлению приложено, в том числе, Положение от 13.04.2022 № 65-ОД.

        Так, приказом и.о. директора департамента агропромышленного комплекса ЯНАО от 18.03.2022 № 44-лс государственным гражданским служащим департамента за I квартал 2022 установлен размер премии в % от размере месячного денежного содержания. Истцу установлен размер премии 70%.

        Приказом директора департамента агропромышленного комплекса ЯНАО от 28.06.2022 № 95-лс государственным гражданским служащим департамента за II квартал 2022 установлен размер премии в % от размере месячного денежного содержания. Истцу установлен размер премии 70%.

        Приказом директора департамента агропромышленного комплекса ЯНАО от 16.12.2022 № 167-лс государственным гражданским служащим департамента за IV квартал 2022 установлен размер премии в % от размере месячного денежного содержания. Истцу установлен размер премии 75%.

        Как установлено ранее, на основании приказа директора департамента агропромышленного комплекса ЯНАО от 23.12.2022 № 172-лс с истцом расторгнут служебный контракт, размер премии по итогам работы за 2022 установлен в размере 75 % месячного денежного содержания за фактически отработанное время.

        Поскольку истцу достоверно известно о приказах: от 18.03.2022 № 44-лс, от 28.06.2022 № 95-лс, от 16.12.2022 № 167-лс, от 23.12.2022 № 172-лс, которые изданы во исполнение Положения об отдельных дополнительных и других выплатах государственным гражданским служащим автономного округа и Типового положения о порядке осуществления выплат государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы автономного округа в исполнительных органах государственной власти автономного округа, утвержденных постановлением Губернатора автономного округа от 30 марта 2022 № 47-ПГ, Положения о порядке осуществления выплат государственным гражданским служащим ЯНАО, замещающим должности государственной гражданской службы ЯНАО в департаменте агропромышленного комплекса ЯНАО, утвержденного приказом департамента агропромышленного комплекса ЯНАО от 13.04.2022 № 65-ОД, при этом истец, не оспаривая их, просит установить ему в судебном порядке размер спорных премий равный 100% от размера месячного денежного содержания, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований.

        Суд исходит из того, что в соответствии с действующим законодательством, условиями служебного контракта, указанных локальных нормативных актов, премии в размере 100% от размера месячного денежного содержания, не являются обязательными, гарантированными и безусловными выплатами, носят стимулирующий характер, при этом устанавливаются и выплачиваются исключительно на основании правового акта представителя нанимателя.

        Более того, суд обращает внимание на то, что указанными приказами никому из государственных гражданских служащих департамента, премия не устанавливалась в размере 100% от размера месячного денежного содержания.

        Доводы истца о том, что 20.03.2023 Губернатором автономного округа принято распоряжение № 63-рк, на основании которого премирование государственных гражданских служащих департамента по итогам 2022 производилось в размере трех месячных денежных содержаний, о чем ему стало известно в устной беседе с бывшими коллегами по работе, не нашли своего подтверждения в суде.

        Так, согласно п.1.2 распоряжения Губернатора ЯНАО от 20.03.2023 № 63-рк, за достигнутые результаты в профессиональной служебной деятельности в 2022 произведено премирование государственных гражданских служащих ЯНАО категории «руководители» высшей и главной группы должностей: директора департамента агропромышленного комплекса ЯНАО и первого заместителя директора департамента агропромышленного комплекса ЯНАО в размере 100% месячного денежного содержания.

        Рассматривая требования иска о премии за выполнение особо важного и сложного задания в 2022, суд приходит к следующему.

        Пунктом 24 Постановления Губернатора ЯНАО от 30.03.2022 № 47-ПГ установлены категории особо важных и сложных заданий, а именно: оперативное выполнение на высоком профессиональном уровне конкретных поручений и заданий непосредственных руководителей, реализация которых имеет важное значение для исполнительного органа; достижение высоких конечных результатов исполнительного органа в результате внедрения новых форм и методов работы; существенное снижение затрат окружного бюджета или увеличение доходной части окружного бюджета, давшие значительный экономический эффект; эффективное участие в реализации регионального проекта или проекта Ямала, обеспечившее своевременное достижение промежуточных итогов (значимых контрольных точек, этапов) или основных результатов проекта; участие в судебных делах, повлекших судебно-исковое привлечение денежных средств или экономию денежных средств окружного бюджета, а также принятие судебного решения в пользу Правительства автономного округа либо исполнительного органа; разработка особо значимых, важных для социально-экономического развития автономного округа или направленных на повышение эффективности государственного управления проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и автономного округа; большая организаторская работа по подготовке и проведению мероприятий государственного либо окружного значения или масштаба; результативность деятельности гражданского служащего в качестве наставника; участие гражданского служащего в разработке вопросов, заданий (тем), необходимых для проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы в исполнительном органе, включение в кадровый резерв исполнительного органа, а также по формированию резерва управленческих кадров автономного округа; иные действия, направленные на социально-экономическое развитие автономного округа, результативную деятельность исполнительных органов и повышение эффективности государственного управления.

        Истец, приводя доводы о том, что им в спорный периоды выполнялись особо важные и сложные задания, ссылался на квартальные и годовой отчеты, при этом указал, что в рамках регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» - по проведению двух конкурсов на предоставление грантов субъектам МСП, по подписанию соглашения с Минсельхозом России, по подготовке документов в Минсельхоз России на предоставление субсидии из федерального бюджета, проведены дополнительные конкурсы на грант «Агростартап»; в рамках мероприятий «Комплексное развитие сельских территорий» по улучшению жилищных условий граждан - работа по заключению соглашения с Минсельхозом России, по предоставлению социальной выплаты гражданам, проживающим в сельских территориях; по предоставлению в Минсельхоз России заявочной документации на очередной 2023, а также по строительству жилого дома, предоставляемого гражданам РФ, проживающим на сельских территориях; по реализации и подготовке предложений по актуализации Плана мероприятий («дорожной карты») по улучшению социально-экономического благополучия КМНС ЯНАО. В 2022 была проделана работа по подготовке и представлению предложений в бюджет автономного округа на очередной финансовый год в части полномочий отдела (предоставление субвенций муниципальным образованиям в автономном округе по трем направлениям, реализация регионального проекта, приобретение имущества за счет средств окружного бюджета, реализация мероприятий программы КРСТ).

        При этом доказательств, что проделанная работа подпадает под критерии особо важных и сложных заданий, истцом не представлено.

        Приводя доводы о том, что в 2022 истцом был внесен значительный вклад в работу, в том числе по утверждению бюджета на очередной финансовый год, что также сказалось на изменении графика отпусков, и необходимость дополнительного сверхурочного нахождения на рабочем месте, поскольку истец вынужден был изменить периоды своих отпусков, истцом не представлено каких-либо доказательств.

        Согласно представленных ответчиком табелей учета рабочего времени в 2022: в январе истец отсутствовал 6 рабочих дней, находился в отпуске; в феврале отсутствовал 9 рабочих дней: 2 рабочих дня - отпуск без сохранения заработной платы, 7 рабочих дней – период временной нетрудоспособности; в апреле отсутствовал 10 рабочих дней, находился в отпуске; в мае отсутствовал 18 рабочих дней: 5 рабочих дней, находился в отпуске, 13 рабочих дня - период временной нетрудоспособности; в июне отсутствовал 8 рабочих дней - период временной нетрудоспособности; в сентябре отсутствовал 3 рабочих дня - отпуск без сохранения заработной платы; в октябре отсутствовал 15 рабочих дня, находился в отпуске; в ноябре отсутствовал 4 рабочих дня, находился в отпуске; в декабре отсутствовал 12 рабочих дня - период временной нетрудоспособности.

        С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований иска и взыскания премии за выполнение особо важного и сложного задания в 2022.

        Рассматривая требования иска о взыскании не дополученного денежного содержания при увольнении по сокращению штата в размере, суд приходит к следующему.

        Согласно ч. 8.1. ст. 50 Федерального закона 79-ФЗ исчисление денежного содержания федеральных гражданских служащих в предусмотренных законом случаях сохранения за гражданскими служащими денежного содержания и выплаты им денежных компенсаций осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а в отношении гражданских служащих субъекта Российской Федерации - нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений порядка, определенного Правительством Российской Федерации.

        Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.04.2022 № 554. Так, согласно п. 8 Правил, денежное содержание для расчета денежной компенсации в размере 4-месячного денежного содержания, выплачиваемой при расторжении служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ, исчисляется исходя из: оклада денежного содержания, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячного денежного поощрения; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; других предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ежемесячных надбавок и иных ежемесячных выплат, устанавливаемых в количестве должностных окладов или в процентах должностного оклада, выплачиваемых за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, если иное не предусмотрено указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В расчет также включаются 1/12 размера: выплат премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

        Постановлением Губернатора автономного округа от 30.03.2022 № 47-ПГ утвержден Порядок исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе при сокращении должностей государственной гражданской службы. Так, согласно п. 8 Порядка, месячное денежное содержание гражданского служащего в случае его увольнения в связи с сокращением должности государственной гражданской службы исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров выплат: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином; ежемесячной надбавки за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячного денежного поощрения. В расчет также включаются 1/12 размера: премий за выполнение особо важных и сложных заданий; премий по итогам работы за квартал, год; премии в связи с празднованием годовщины со дня образования автономного округа; материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, фактически начисленных в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

        Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.04.2022 № 554, и Порядок исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденный постановлением Губернатора автономного округа от 30.03.2022 № 47-ПГ, идентичны.

        Как ранее было установлено, истец был уволен с государственной гражданской службы в соответствии с п. 8.2. ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

        Во исполнение ч. 3.1. ст. 37 Федерального закона 79-ФЗ истцу произведена выплата компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, расчет которой произведен в соответствии с постановлением Губернатора ЯНАО от 30.03.2022 № 47-ПГ приложение № 4 к постановлению.

        Ответчиком предоставлен расчет компенсации четырехмесячного денежного содержания, с учетом денежного содержания учитываемого в полном размере, так и с учетом дополнительных выплат, учитываемых в размере 1/12 фактически начисленных сумм, за основу взят расчетный период с 1 декабря 2021 по 30 ноября 2022.

        Так, денежное содержание учитываемое в полном размере:

Начисление Сумма
Надбавка за выслугу лет ГС 2 645,40
Надбавка за особые условия службы 13 227,00
Оклад за классный чин 3 715,00
Ежемесячное денежное поощрение 14 990,60
Оплата по окладу 8 818,00
Итого: 43 396,00
Прочие выплаты
Начисление Сумма
Районный коэффициент 34 716,80
Северная надбавка 34 716,80
Итого: 69 433,60
Всего МДС 112 829,60

        Дополнительные выплаты, учитываемые в размере 1/12 фактически начисленных сумм (период с 1 декабря 2021 по 30 ноября 2022):

Период Начисление Сумма Учтено в расчете
дек.21 Квартальная премия за 4 кв 2021 81 359,85 6 779,99
дек.21 Премия к дню округа 81 359,85 6 779,99
дек.21 Премии за особо важные задания 97 631,82 8 135,99
янв.22 Единовременная выплата к отпуску госслужащего 216 959,60 18 079,97
янв.22 Материальная помощь к отпуску госслужащего 108 479,80 9 039,98
мар.22 Премии за особо важные задания 108 479,80 9 039,98
апр.22 Квартальная премия за 1 кв 2022 71 939,24 5 994,94
июл.22 Квартальная премия за 2 кв 2022 75 935,86 6 327,99
окт.22 Квартальная премия за 3 кв 2022 80 775,74 6 731,31
Итого: 922 921,56 76 910,13

Итого сумма сохраняемого денежного содержания за полный месяц составляет 189 739,74 руб. С учетом приведенных расчетом, исчисление четырехмесячного денежного содержания при увольнении истца в связи с сокращением должности государственной гражданской службы было осуществлено в соответствии с действующим законодательством, составило 758 958, 96 руб. из расчета: 189 739,74 (месячное денежное содержание) х 4 (месяцев выплаты компенсации).

Доводы истца о том, что методика расчета, произведенная ответчиком в соответствии с постановлением Губернатора автономного округа от 30.03.2022 № 47-ПГ противоречит нормам ТК РФ, а потому расчет должен быть произведен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», суд находит не основанными на нормах права, поскольку в соответствии со ст. 73 Федерального закона № 79-ФЗ и ч. 2 ст. 5 Закона автономного округа «О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа» от 29.03.2005 № 26-ЗАО федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, а потому требования иска в указанной части также не подлежат удовлетворению.

        Рассматривая требования иска о взыскании денежной компенсации морального вреда, суд не находит правовых оснований для их удовлетворения, поскольку они являются производными от требований иска о взыскании задолженности по оплате проезда, к месту использования отпуска и обратно, задолженности по премиальным выплатам, задолженности по денежному содержанию при увольнении по сокращению штата в удовлетворении которых отказано.

        Руководствуясь ст.ст. 195-198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

    Иск Лясковского З.П. к департаменту агропромышленного комплекса ЯНАО о взыскании задолженности по оплате проезда, к месту использования отпуска и обратно, задолженности по премиальным выплатам, задолженности по денежному содержанию при увольнении по сокращению штата, денежной компенсации морального вреда, - оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

    Судья                                                                                                                        Н.А. Токмакова

    <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1088/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лясковский Захар Петрович
Ответчики
Департамент агропромышленного комплекса ЯНАО
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Токмакова Наталья Александровна
Дело на сайте суда
salehardsky.ynao.sudrf.ru
23.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2023Передача материалов судье
24.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2023Судебное заседание
25.07.2023Судебное заседание
26.07.2023Судебное заседание
07.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2023Дело оформлено
18.08.2023Дело передано в архив
26.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее