Строка статотчета 045/3, г/п 00 =00
Судья: Каркавцева А.А. Дело № 33-6466/2019 11 ноября 2019 года
Докладчик: Маслов Д.А. г. Архангельск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Хмара Е.И.
судей Гулевой Г.В. и Маслова Д.А.
при секретаре Искусовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-1562/2019 по иску Лысова Юрия Михайловича к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, процентов за задержку выплаты, денежной компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Лысова Юрия Михайловича на решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 11 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции
установил:
Лысов Ю.М. обратился в суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) о взыскании задолженности по заработной плате, процентов за задержку выплат, денежной компенсации морального вреда, сославшись на то, что с 1 января по 19 октября 2018 года работал в ЖКС № 2/1 (архипелаг Новая Земля) ЖЭ(К)О № 2 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по 12 ГУ МО) вахтовым методом. За работу в районах Крайнего Севера ему установлен районный коэффициент 2,0 и процентная надбавка в размере 50% в период с 1 января 2018 года по 30 апреля 2018 года, в размере 60% в период с 1 мая 2018 года по 30 сентября 2018 года, в размере 70% в период с 1 октября 2018 года по 19 октября 2018 года. Основной его трудовой функцией являлось <данные изъяты> № 1 п. Белушья Губа (которое располагалось в закрытых помещениях) согласно должностной инструкции <данные изъяты>. На основании пункта 6.3 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России до проведения специальной оценки условий труда должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, занятому обслуживанием и ремонтом оборудования дизельных электростанций, установленного в закрытых помещениях, повышаются на 12%. Согласно пункту 3.3 Положения об отпусках работников ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и статье 117 ТК РФ работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 7 календарных дней. При начислении компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении ему произвели расчет без учета фактически отработанного времени во вредных условиях труда и не рассчитали дополнительные 5,5 календарных дней. На основании пункта 11.2 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России работникам Ж(К)О № 2 начисляется единовременное денежное вознаграждение в размере двух должностных окладов за календарный год, которое ему выплачено в меньшем размере, чем ему полагалось пропорционально отработанному времени (им фактически отработан 1551 час). Также в 2018 году ему не начислялись районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера на ежемесячно выплачиваемые суммы дополнительной стимулирующей выплаты «Бюджет». Кроме того, ему была установлена надбавка за выслугу лет в размере 15%, однако при расчете заработной платы за дни междувахтового отдыха и дни в пути работодатель производил начисления без учета данной надбавки.
В связи с изложенным Лысов Ю.М. суд просил взыскать с ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России компенсацию за работу с вредными условиями труда в размере 33 324 рубля 20 копеек, компенсацию за дополнительный отпуск в размере 11 245 рублей 38 копеек, недоплаченное ЕДВ в размере 1 968 рублей 8 копеек, невыплаченную процентную надбавку и районный коэффициент на дополнительную стимулирующую выплату в размере 457 783 рубля 32 копейки, надбавку за выслугу лет в размере 4 170 рублей 16 копеек, компенсацию за задержку выплат в размере 37 057 рублей 30 копеек, денежную компенсацию морального вреда за нарушение трудовых прав.
В судебном заседании Лысов Ю.М. заявленные требования поддержал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
Решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от 11 июля 2019 года Лысову Ю.М. отказано в удовлетворении иска к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда.
С данным решением не согласился Лысов Ю.М., в поданной апелляционной жалобе он просит решение суда отменить ввиду незаконности, неверной оценки представленных доказательств, неправильного применения закона, невыяснения обстоятельств, имеющих существенной значение и принять по делу новое – об удовлетворении иска, мотивируя это тем, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие важное значение для дела, и, соответственно, вынес неправильное решение, указав на отсутствие сведений об его работе во вредных условиях труда не менее половины рабочего времени. Он имеет право на выплату надбавки за работу с вредными условиями труда в размере 12 % и компенсацию дополнительного оплачиваемого отпуска. В соответствии с Приложением № 1 к приказу начальника ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ от 11 мая 2017 года № 50 работникам филиалов осуществляется дополнительная выплата материального стимулирования за счет экономии фонда оплаты труда и средств от приносящей доход деятельности. Под выплатами материального стимулирования понимается поощрение работников за добросовестный и эффективный труд и заключается в выплате работникам денежных сумм сверх оклада и гарантированных выплат. Указывает, что нормы ст. 129, ч. 1 ст. 135, ст. 148 ТК РФ конкретизированы в ст.ст. 315, 316, 317 ТК РФ, предусматривающих, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Аналогичные правовые положения содержатся в Законе Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Из вышеуказанных норм материального права следует, что начисление районных коэффициентов и процентных надбавок производится на фактический заработок работника. В месте с тем в заработок включаются, оплата по тарифным ставкам и окладам, надбавки и доплаты, повышенная оплата сверхурочных работ и работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата простоя и вознаграждения, обусловленные системой оплаты труда, вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально и единовременно. Считает, что суд первой инстанции неправильно применил указанные нормы материального права и не учел судебную практику Верховного Суда Российской Федерации, Архангельского областного суда.
Изучив материалы дела, выслушав Лысова Ю.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав принятые судом апелляционной инстанции в качестве новых доказательств копию трудового договора Лысова Ю.М., копии расчетных листков Лысова Ю.М. за 2018 год, копию Положения о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, утвержденного приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11 мая 2017 года № 49, копию Положения об отпусках работников в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утвержденного приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11 мая 2017 года № 51, копию Правил внутреннего трудового распорядка в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утвержденного приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 31 марта 2017 года № 13/3, копии табелей учета использования рабочего времени структурного подразделения дизельная электростанция № 1 (пос. Белушья Губа), копию положения о дизельной электростанции № 1 (пос. Белушья Губа), копию служебной записки начальника филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации от 11.05.2017, копию приказа начальника ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации от 30.10.2018 № 72-ШР, копию кадастрового паспорта дизельной электростанции № 1 (пос. Белушья Губа), копию записки-расчета при увольнении Лысова Ю.М., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
В соответствии со ст. 21 этого же Кодекса работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством работы.
Как следует из материалов дела, Лысов Ю.М. с 1 января 2018 года по 19 октября 2018 года работал вахтовым методом в филиале ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по 12 ГУМО), жилищно-коммунальная служба № 2/1, жилищно-эксплуатационный отдел № 2, дизельная электростанция № 1 (архипелаг Новая Земля, п. Белушья Губа). Изначально он был принят на должность моториста (машиниста) дизельной электростанции № 1, с 1 февраля 2018 года был переведен на должность <данные изъяты>
В силу императивных норм ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 2 ст. 22 и ст. 140 Трудового кодекса РФ именно работодатель обязан доказать, что заработная плата выплачена работнику своевременно и в полном размере, а при увольнении с ним произведен полный окончательный расчет.
Отказывая Лысову Ю.М. в удовлетворении иска в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что наличие со стороны ответчика нарушений трудовых прав истца не нашло подтверждения в судебном заседании.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом и решением суда ввиду неправильного применения норм материального права и существенного нарушения норм процессуального права, неопределения обстоятельств, имеющих значение для дела, и то, какой стороне надлежит их доказывать, и не установления этих обстоятельств.
Из материалов гражданского дела видно, что подготовка дела к судебному разбирательству в той форме, как того требует ст. 150 ГПК РФ, судом первой инстанции не проводилась.
Таким образом, в нарушение требований ст. 56, ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, согласно которым выявление и собирание доказательств по делу является деятельностью не только лиц, участвующих в деле, но и суда, в обязанность которого входит установление того, какие доказательства могут подтвердить или опровергнуть факты, входящие в предмет доказывания, суд первой инстанции, установив наличие индивидуального трудового спора, не разрешил этот спор по существу, что повлекло за собой вынесение решения, не соответствующего положениям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из приобщенного к материалам дела нового доказательства - трудового договора № 409 от 29 декабря 2017 года работнику Лысову Ю.М. установлен должностной оклад в размере 6160 руб. в месяц с оплатой пропорционально отработанному времени (пункт 6.1).
Пунктом 6.2. указанного договора за работу в районах Крайнего Севера истцу установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 2,0 в соответствии со ст.10 Закона РФ от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и иными нормативными актами РФ.
Пунктом 6.3. трудового договора за работу в районах Крайнего Севера истцу установлена процентная надбавка к заработной плате в размере «50 %, с последующим увеличением до 100 %» в соответствии со ст.11 Закона РФ от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и иными нормативными актами РФ.
В трудовом договоре работодатель не предусмотрел Лысову Ю.М. гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (п.6.6)
19 октября 2018 года трудовой договор с Лысовым Ю.М. расторгнут и он уволен по п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ.
Согласно ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
В силу ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 настоящего Кодекса.
В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.
Согласно ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
К целям, для которых применяются результаты проведения специальной оценки условий труда, относится в том числе установление работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций (пункт 6 ст. 7 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).
Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации» (далее - Положение № 255).
Согласно пункту 16 указанного Положения должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) отнесены к вредным либо опасным условиям труда и отработавшему в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени.
Должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, занятому на работах, указанных в приложении № 1 к настоящему Положению, повышаются до проведения специальной оценки условий труда в следующих размерах на работах с вредными условиями труда - на 12 процентов.
Приложением № 1 предусмотрен перечень работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к которым отнесено обслуживание и ремонт оборудования дизельных электростанций, установленного в закрытых помещениях (пункт 283).
Указанные положения также нашли свое закрепление в пункте 6.3 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, утвержденном приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ № 49 от 11 мая 2017 года.
Как следует из объяснений Лысова Ю.М., основной его трудовой функцией являлось обслуживание, эксплуатация и ремонт оборудования дизельной электростанции № 1 п. Белушья Губа (которое (оборудование) располагалось в закрытых помещениях) согласно должностной инструкции <данные изъяты>. Вместе с тем в нарушение вышеприведенных норм надбавка за работу с вредными условиями труда ему не начислялась и не выплачивалась, при окончательном расчете он также не получил денежную компенсацию за неиспользованный дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда, что подтверждается расчетными листками по выплате заработной платы.
Судебной коллегией на основании исследованных материалов дела (с учетом новых доказательств) установлено, что место работы Лысова Ю.М. было расположено на архипелаге Новая Земля Архангельской области пос. Белушья Губа. Основной его трудовой функцией являлся ремонт, обслуживание и эксплуатация электрооборудования дизельной электростанции № 1 с целью выработки и передачи электроэнергии потребителям. Данное электрооборудование дизельной электростанции № 1 расположено в закрытом помещении, что также подтверждается кадастровым паспортом дизельной электростанции № 1, положением о дизельной электростанции № 1.
Таким образом, поскольку ответчиком в нарушение ст. ст. 56, 68 ГПК РФ не представлено сведений о том, что на рабочих местах, связанных с обслуживанием и ремонтом оборудования дизельной электростанции № 1, проведена специальная оценка условий труда (аттестация рабочих мест по условиям труда), не представлено доказательств изменения условий труда и перечня гарантий и компенсации, предоставляемых работнику в связи с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции, который, отказывая истцу в удовлетворении данного требования, при неправильном распределении бремени доказывания посчитал, что доказательств того, что оборудование данной электростанции, обслуживание и ремонт которого осуществлял истец, располагалось в закрытых помещениях, суду не представлено, а также в материалах дела отсутствуют сведения о работе Лысова Ю.М. с вредными условиями труда.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что у ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России правовых и фактических оснований для неначисления и невыплаты Лысову Ю.М. надбавки в размере 12% за работу во вредных условиях труда не имелось, факт отсутствия вредных условий труда указанного работника надлежащим и допустимым образом работодателем не подтвержден.
Отменяя в данной части решение суда, судебная коллегия принимает по делу новое решение в указанной части, которым с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неначисленная и невыплаченная заработная плата за работу с вредными условиями труда за период с января по 19 октября 2018 года в сумме 33324 рубля 20 копеек.
В соответствии со ст. 116 Трудового кодекса РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.
Указанные положения также нашли свое закрепление в пункте 3.3 Положения об отпусках работников в ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, утвержденном приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России № 51 от 11 мая 2017 года.
В силу ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Таким образом, поскольку судебной коллегией установлено, что Лысову Ю.М. при окончательном расчете, связанном с увольнением, не была начислена и выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск, предоставляемый работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, решение суда в данной части, как производное от указанного выше требования истца, также подлежит отмене с принятием по делу в данной части нового решения, которым с ответчика в пользу истца подлежит взысканию данная денежная компенсация пропорционально отработанному Лысовым Ю.М. времени в сумме 11245 рублей 38 копеек.
Пунктом 36 Положения № 255 предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливается процентная надбавка за выслугу лет к должностным окладам, ставкам заработной платы (тарифным ставкам) в следующих размерах: свыше 1 года - 5 процентов; свыше 2 лет - 10 процентов; свыше 3 лет - 15 процентов; свыше 5 лет - 20 процентов; свыше 10 лет - 30 процентов; свыше 15 лет - 40 процентов.
Периоды, подлежащие и не подлежащие учету при определении продолжительности выслуги лет, перечислены в пунктах 37-43 указанного Положения.
Указанные положения также нашли свое закрепление в разделе 10 «Выплаты за выслугу лет» Положения о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, утвержденном приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ от 11 мая 2017 года № 49.
Как видно из расчетных листков по выплате заработной платы Лысову Ю.М. и об этом он указывает в исковом заявлении и своих дополнительных пояснениях к апелляционной жалобе ему была установлена процентная надбавка к должностному окладу в размере 15% (свыше трех лет).
По делу также видно, что при определении истцу продолжительности выслуги лет и назначении ему процентной надбавки к должностному окладу в размере 15% работодатель учел прохождение истцом военной службы по призыву и стаж его предшествующей работы в организации Министерства обороны Российской Федерации (02.05.2017 - 31.12.2017). При таком положении доводы апелляционной жалобы, в том числе и о том, что период военной службы (в течение 1,5 лет) из расчета одного дня службы по призыву за два дня работы подлежит зачету в выслугу лет, дающий право на назначение истцу более высокой процентной надбавки, лишены фактических и правовых оснований.
Также не является основанием для удовлетворения апелляционной жалобы и довод истца о том, что с 01.01.2018 по 19.10.2018 им отработан 1551 час при норме рабочего времени за указанный период 1523 часа и, соответственно, за октябрь 2018 года, как за полный месяц, также должно быть выплачено единовременное денежное вознаграждение.
В соответствии с пунктом 51 Положения № 255 гражданскому персоналу воинских частей и организаций выплачивается единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года (далее - вознаграждение).
Размер вознаграждения, выплачиваемого работнику, не может превышать двух должностных окладов (тарифных ставок) с учетом повышений, установленных ему по занимаемой должности (профессии) на 1 декабря календарного года, за который производится выплата вознаграждения, а уволенному с работы в течение года - на день увольнения (пункт 53 Положения № 255).
По правилам пункта 56 Положения № 255 гражданскому персоналу, отработавшему в воинской части или организации неполный календарный год, вознаграждение выплачивается пропорционально полным отработанным календарным месяцам.
Аналогичные условия содержатся в п. 11.2 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, утвержденном приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ № 49 от 11 мая 2017 года.
При таких обстоятельствах право на получение единовременного денежного вознаграждения за неполно отработанный октябрь 2018 года у Лысова Ю.М. не возникло.
Не подлежат удовлетворению и доводы апелляционной жалобы о праве истца на начисление компенсационных выплат за стаж работы в районе Крайнего Севера на ежемесячную дополнительную стимулирующую выплату.
Действительно, как видно из расчетных листков, в январе, феврале, марте, мае, июне, июле и августе 2018 года истцу работодателем начислялась и выплачивалась дополнительная стимулирующая выплата.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 утвержден Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации (далее – Порядок формирования и использования фонда оплаты труда), который регулирует, в том числе, выплаты компенсационного и стимулирующего характера (за исключением выплачиваемых за счет экономии фонда оплаты труда).
Как следует из материалов дела, приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11 мая 2017 года № 50 предусмотрено осуществление работникам ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России дополнительных выплат материального стимулирования за счет экономии фонда оплаты труда в соответствии с Положением о выплате дополнительного материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (приложение № 1 к приказу от 11 мая 2017 г. № 50) (далее - Положение).
Пунктом 1.3 Положения устанавливается порядок и условия выплаты материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России за счет экономии фонда оплаты труда и средств от приносящей доход деятельности.
Пунктом 2.1 Положения прямо предусмотрено, что выплата дополнительного материального стимулирования может осуществляться ежемесячно за счет экономии фонда оплаты труда при наличии средств на эти цели и устанавливается в пределах, утвержденных начальником Учреждения контрольных сумм по фонду оплаты труда филиалам (начальником филиала для ЖКО).
Таким образом, несмотря на то обстоятельство, что спорное материальное стимулирование выплачивалось истцу ежемесячно, правовое значение для решения вопроса о необходимости начисления районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера имеет именно источник формирования выплаты, а именно – денежные средства, имеющиеся за счет экономии фонда оплаты труда, который в соответствии с подп. «в» п. 5 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда, который сформирован уже с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера.
О том, что при формировании фонда оплаты труда учитываются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера, следует и из подп. «в» п. 12.3, 12.4 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утвержденного приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11 мая 2017 года № 49.
Дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11 мая 2017 года № 50, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, в силу правовой природы дополнительного материального стимулирования, установленного приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11 мая 2017 года № 50, оснований для применения к спорной выплате районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера не имеется.
Согласно части 1 статьи 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
В этой связи, с учетом того, что исковые требования Лысова Ю.М. о взыскании заработной платы за работу с вредными условиями труда в сумме 33324 рубля 20 копеек и денежной компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда были удовлетворены, решение суда первой инстанции об отказе в выплате процентов за задержку выплат подлежит отмене как незаконное, с принятием по делу в данной части нового решения о взыскании с ответчика в пользу истца процентов за задержку выплаты заработной платы в сумме 3850 рублей 60 копеек.
Из положений ч. 1 ст. 237 ТК РФ следует, что во всех случаях причинения работнику морального вреда неправомерными действиями или бездействием работодателя ему возмещается денежная компенсация морального вреда.
На основании изложенного, судебная коллегия также приходит к выводу о том, что решение суда в части отказа истцу во взыскании такой компенсации подлежит отмене как незаконное и, принимая по делу в данной части новое решение об удовлетворении указанного требования, учитывая фактические обстоятельства, при которых причинены Лысову Ю.М. нравственные переживания в связи с неправомерной невыплатой в полном объеме заработной платы и окончательного расчета, считает необходимым в соответствии со ст. 237 ТК РФ с учетом обстоятельств дела, требований разумности и справедливости определить к взысканию денежную компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 11 июля 2019 года отменить и принять по делу новое решение, которым:
Иск Лысова Юрия Михайловича удовлетворить частично.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Лысова Юрия Михайловича неначисленную и невыплаченную заработную плату за работу с вредными условиями труда в сумме 33324 рубля 20 копеек, денежную компенсацию за неиспользованный дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда в сумме 11245 рублей 38 копеек, проценты за задержку выплаты заработной платы в сумме 3850 рублей 60 копеек, денежную компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей.
Лысову Юрию Михайловичу в удовлетворении исковых требований к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании неначисленного и невыплаченного единовременного денежного вознаграждения в сумме 1 968 рублей 8 копеек, неначисленных и невыплаченных районного коэффициента за работу в районах Крайнего Севера и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера на дополнительную стимулирующую выплату «Бюджет» в размере 457783 рубля 32 копейки, неначисленной и невыплаченной надбавки за выслугу лет в сумме 4170 рублей 16 копеек, а также взыскании связанной с каждой невыплатой денежной компенсации морального вреда и процентов за задержку каждой выплаты, – отказать.
Председательствующий: Е.И.Хмара
Судьи: Г.В.Гулева
Д.А.Маслов