Решение по делу № 2-4392/2024 от 15.08.2024

Дело №2-4392/2024

64RS0045-01-2024-007385-83

Решение

Именем Российской Федерации

8 октября 2024 года г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Лазаревой Е.К.,

при ведении протокола секретарем Суворовой А.В.,

с участием представителя истца Албинкиной М.Б., представителя ответчика и третьего лица Степанович Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Селютиной ФИО8 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области об обязании включить периоды работы в выслугу лет для назначения пенсии,

установил:

Селютина Е.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (далее УФСИН России Саратовской области) о возложении обязанность включить периоды работы в выслугу лет для назначения пенсии. Требования обоснованы тем, что Селютина ФИО9 в апреле 2006 года официально начала трудовую деятельность в ФКУ НК - 17 ФИО1 по Саратовской области на должности бухгалтер бухгалтерии 2 категории. В июле 2015 года перевелась в <данные изъяты> на должность главный бухгалтер. В феврале 2022 года аттестована в ФКУ ИК-17 России по Саратовской области в должности младший инспектор отдела безопасности, в декабре 2023 года переведена ФКУ ИК-4 России по Саратовской области в должности старший инспектор оаг. Ею было направлено письменное заявление о предоставлении информации, что именно у нее включено льготный стаж для выхода на пенсию. 12.07.2024 УФСИН России по Саратовской области предоставил ответ, а именно, что засчитано в трудовой стаж для выхода на досрочную пенсию. Согласно ответу ответчика в выслугу лет для назначения пенсии засчитываются периоды: с 01.09.1995 год по 01.07.1997 года обучение в Пугачевском мелиоративном техникуме. В данный период истец не обучался и стаж не может включен. На основании трудовой книжки ТК № от 28.04.2006 г. истец работала по вольному найму с 22.07.2015 года по 03.02.2022 год главным бухгалтером ФКП ОУ №184 ФСИН России, данный трудовой период включению не подлежит для назначении по линии уголовно-исполнительной системы не подлежит. Согласно ст. 38 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», стаж службы (выслуга лет) в уголовно-исполнительной системе исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными сами отличия. В стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включаются: период замещения сотрудником должностей в уголовно-исполнительной системе; период нахождения сотрудника в распоряжении учреждения или органа уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; период прикомандирования сотрудника в соответствии со статьей 32 настоящего ФЗ; период приостановления сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. При назначении пенсии в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон N 4468-1) перед выслугой лет указывается общий трудовой стаж на основании данных трудовой книжки либо иных документов, подтверждающих трудовой стаж. В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон № 5473-1) Согласно Приказу Минюста России от 03.04.2020 N 86 (ред. от 09.03.2022) Об учреждении перечней должностей, предприятий, учреждений, организаций уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, служба в которых считывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, образовательные учреждения высшего, среднего, начального, профессионального и дополнительного образования Минюста России, ФСИН России и их филиалы, реализующие профессиональные программы для уголовно-исполнительной системы (за исключением очной формы обучения курсантов); межрегиональные учебные центры (учебные центры, пункты) ГУИН Минюста России, ЦИТО ГУИН Минюста России, ФСИН России, территориальных органов в форме подразделений территориальных органов либо государственных (федеральных государственных, федеральных бюджетных, федеральных казенных) учреждений. Селютина Е.Н., исполняя обязанности по вольному найму главного по бухгалтера ФКП ОУ № 184 ФСИН России, относилась к работникам уголовно-исполнительной системы.

На основании изложенного просит суд включить период с 22.07.2015 по 03.02.2022 в должности главный бухгалтер ФКП ОУ № 184 ФСИН России в выслугу лет для назначения пенсии по линии уголовно-исполнительной системы.

Истец Селютина Е.Н. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель истца Албинкина М.Б. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Степанович Ю.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований в полном объеме. Согласно письменным возражениям должность главный бухгалтер ФКП ОУ № 184 ФСИН России, которую занимала истец в период с 22.07.2015 по 03.02.2022 не подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии, поскольку ФКП ОУ № 184 ФСИН России не относится к учреждениям, поименованным в п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941. ФКП образовательное учреждение № 184 в период работы в нем Селютиной Е.Н. осуществляло образовательную деятельность по программе среднего профессиональное образования и не относится к исправительно-трудовым учреждениям, исправительным учреждениям, следственным изоляторам, транзитно-пересыльным пунктам, лечебно-трудовым профилакториям и лечебным учреждениям мест лишения свободы, лечебно-профилактическим учреждениям и лечебным исправительным учреждениям, подразделениям, осуществляющим медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений статьи 123 Конституции РФ и статей 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, установлен Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем (в статье 1) категорий граждан с учетом спецификации прохождения ими службы.

Закрепляя право на получение пенсии за выслугу лет для лиц, у которых имеется необходимая выслуга на соответствующей службе, федеральный законодатель в статье 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 установил правило о том, что порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.

Советом Министров - Правительством Российской Федерации издано постановление от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации».

Пунктом 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитываются: время работы до зачисления на службу в органы внутренних дел, федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в качестве рабочих и служащих в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы, лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях, подразделениях, осуществляющих медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что истец Селютина Екатерина Николаевна 07.02.1982 года рождения проходит службу в уголовно-исполнительной системе с 2006 года по настоящее время.

Согласно справке - объективке Селютина Е.Н. с 09.1999 по 11.2005 являлась студенткой СГАУ им. Н.И. Вавилова, с 11.2005 по 04.2006 временно не работала (трудоустраивалась), с 04.2006 по 07.2015 работала бухгалтером (по вольному найму) бухгалтерии ФКУ ИК-17 У ФСИН России по Саратовской области, с 07.2015 по 02.2022 являлась главным бухгалтером (по вольному найму) ФКП ОУ № 184 ФСИН России, с 02.2022 по 12.2022 проходила службу в должности младшего инспектора группы надзора отдела безопасности ФКУ ИК-17 УФСИН России по Саратовской области, с 12.2022 по 04.2024 проходила службу в должности старшего инспектора организационно - аналитической группы ФКУ ИК-4 УФСИН России по Саратовской области, с 18.04.2024 по настоящее время замещает должность главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК-4 УФСИН России по Саратовской области (л.д. 23-24).

Истец обратилась к ответчику за разъяснением порядка назначения пенсии, а именно какие периоды ее службы входят в выслугу лет для назначения пенсии.

В ответ на обращение Селютиной Е.Н. письмом от 12.07.2024 № ответчик ей сообщил, что в выслугу лет для назначения пенсии засчитываются следующие периоды:

с 01.09.1995 по 01.07.1997 – обучение в Пугачевском гидромелиоративном техникуме.

с 28.04.2006 по 21.07.2015 работа в должности бухгалтера (по вольному найму) бухгалтерии ФБУ ИК-17 ГУФСИН России по Саратовской области.

с 04.02.2022 по 26.12.2022 младший инспектор группы надзора отдела безопасности ФКУ ИК-17 УФСИН России по Саратовской области,

с 26.12.2022 по 18.04.2024 старший инспектор организационно - аналитической группы ФКУ ИК-17 УФСИН России по Саратовской области,

с 18.04.2024 по 11.07.2024 заместитель главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК-4 УФСИН России по Саратовской области (л.д. 12-13).

Истец выражает несогласие с доводами ответчика о том, что период её работы с 22.07.2015 по 03.02.2022 в должности главный бухгалтер ФКП ОУ № 184 ФСИН России не подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии по линии уголовно-исполнительной системы.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что в спорный период истец работала ФКП ОУ № 184 ФСИН России по вольному найму до зачисления на службу в учреждения уголовно-исполнительной системы (в феврале 2022 года).

Пунктом 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения засчитываются: время работы до зачисления на службу в органы учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в качестве рабочих и служащих в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы, лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях, подразделениях, осуществляющих медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Согласно п. 1.1. Устава ФКП образовательное учреждение № 184 (далее Учреждение) является федеральным казенным профессиональным образовательным учреждением, осуществляющим среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности.

Согласно п. 1.3. устава «Учреждение» находится в ведении ФСИН России.

Согласно п. 2.1. Устава предметом и целями деятельности «Учреждения» являются: обеспечение условий для получения среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих и профессионального обучения лицами, осужденными к лишению свободы, не имеющими профессии (специальности), по которой они могут работать в учреждении, исполняющим наказания в виде лишения свободы, после освобождения из него, а так же дополнительного профессионального образования посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки); привитие и закрепление трудовых навыков у обучающихся осужденных для их ресоциализации через профессию, труд и законопослушное поведение; ускоренное приобретение обучающимися профессиональных знаний и трудовых навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ; удовлетворение потребностей исправительных учреждений и рынков труда субъектов РФ в квалифицированных рабочих из числа осужденных, в том числе по дефицитным рабочим профессиям, а также удовлетворение потребностей личности осужденного в профессиональном становлении; удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие осужденных, обеспечение соответствия их квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды; иные цели, возложенные на «Учреждение» в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 2.2. Устава основным видом деятельности «Учреждения» является среднее профессионально образование по программам подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с лицензией и федеральными государственными образовательными стандартами по профессиям (л.д. 25-47)

ФКП образовательное учреждение № 184 в период работы в нем Селютиной Е.Н. осуществляло образовательную деятельность по программе среднего профессиональное образования.

К исправительно-трудовым учреждениям, исправительным учреждениям, следственным изоляторам, транзитно-пересыльным пунктам, лечебно-трудовым профилакториям и лечебным учреждениям мест лишения свободы, лечебно-профилактическим учреждениям и лечебным исправительным учреждениям, подразделениям, осуществляющим медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, ФКП образовательное учреждение № 184 не относится.

В силу статьи 24 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники уголовно-исполнительной системы), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему.

Таким образом, Селютина Е.Н., исполняя обязанности по вольному найму главного по бухгалтера ФКП ОУ № 184 ФСИН России, относилась к работникам уголовно-исполнительной системы.

Вместе с тем, в силу статьи 24 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством РФ о труде, а не специальными законами, регулирующим порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

Кроме этого, согласно пункту 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 перечень учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, время работы в качестве рабочих и служащих, в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий, является исчерпывающим и включает в себя работу в исправительно-трудовых учреждениях, следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы, лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях, однако профессиональные училища в данный перечень не входят.

Таким образом, поскольку в спорный период истец работала ФКП ОУ № 184 ФСИН России по вольному найму, до зачисления на службу в учреждения уголовно-исполнительной системы, при этом работа в указанном учреждении не подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсий на основании постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941, поскольку профессиональные училища не входят в указанный в нем перечень, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований истца.

Ссылка истца на п. 5 Приказа Минюста России от 03.04.2020 N 86 (ред. от 09.03.2022) «Об утверждении перечней должностей, предприятий, учреждений, организаций уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях» является несостоятельной, поскольку в спорный период истец не находилась на службе в уголовно-исполнительной системе РФ, а работала по вольному найму.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

При оценке доказательств судом определяется их относимость и допустимость (ст. ст. 59, 60 ГПК РФ).

В соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности включить истцу период с 22.07.2015 по 03.02.2022 в должности главный бухгалтер ФКП ОУ № 184 ФСИН России в выслугу лет для назначения пенсии по линии уголовно-исполнительной системы, в связи с чем исковые требования Селютиной Е.Н. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

в удовлетворении исковых требований Селютиной ФИО10 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области об обязании включить периоды работы в выслугу лет для назначения пенсии – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения – 22.10.2024.

Судья Е.К. Лазарева

Дело №2-4392/2024

64RS0045-01-2024-007385-83

Решение

Именем Российской Федерации

8 октября 2024 года г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Лазаревой Е.К.,

при ведении протокола секретарем Суворовой А.В.,

с участием представителя истца Албинкиной М.Б., представителя ответчика и третьего лица Степанович Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Селютиной ФИО8 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области об обязании включить периоды работы в выслугу лет для назначения пенсии,

установил:

Селютина Е.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (далее УФСИН России Саратовской области) о возложении обязанность включить периоды работы в выслугу лет для назначения пенсии. Требования обоснованы тем, что Селютина ФИО9 в апреле 2006 года официально начала трудовую деятельность в ФКУ НК - 17 ФИО1 по Саратовской области на должности бухгалтер бухгалтерии 2 категории. В июле 2015 года перевелась в <данные изъяты> на должность главный бухгалтер. В феврале 2022 года аттестована в ФКУ ИК-17 России по Саратовской области в должности младший инспектор отдела безопасности, в декабре 2023 года переведена ФКУ ИК-4 России по Саратовской области в должности старший инспектор оаг. Ею было направлено письменное заявление о предоставлении информации, что именно у нее включено льготный стаж для выхода на пенсию. 12.07.2024 УФСИН России по Саратовской области предоставил ответ, а именно, что засчитано в трудовой стаж для выхода на досрочную пенсию. Согласно ответу ответчика в выслугу лет для назначения пенсии засчитываются периоды: с 01.09.1995 год по 01.07.1997 года обучение в Пугачевском мелиоративном техникуме. В данный период истец не обучался и стаж не может включен. На основании трудовой книжки ТК № от 28.04.2006 г. истец работала по вольному найму с 22.07.2015 года по 03.02.2022 год главным бухгалтером ФКП ОУ №184 ФСИН России, данный трудовой период включению не подлежит для назначении по линии уголовно-исполнительной системы не подлежит. Согласно ст. 38 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», стаж службы (выслуга лет) в уголовно-исполнительной системе исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными сами отличия. В стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включаются: период замещения сотрудником должностей в уголовно-исполнительной системе; период нахождения сотрудника в распоряжении учреждения или органа уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; период прикомандирования сотрудника в соответствии со статьей 32 настоящего ФЗ; период приостановления сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. При назначении пенсии в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон N 4468-1) перед выслугой лет указывается общий трудовой стаж на основании данных трудовой книжки либо иных документов, подтверждающих трудовой стаж. В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон № 5473-1) Согласно Приказу Минюста России от 03.04.2020 N 86 (ред. от 09.03.2022) Об учреждении перечней должностей, предприятий, учреждений, организаций уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, служба в которых считывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, образовательные учреждения высшего, среднего, начального, профессионального и дополнительного образования Минюста России, ФСИН России и их филиалы, реализующие профессиональные программы для уголовно-исполнительной системы (за исключением очной формы обучения курсантов); межрегиональные учебные центры (учебные центры, пункты) ГУИН Минюста России, ЦИТО ГУИН Минюста России, ФСИН России, территориальных органов в форме подразделений территориальных органов либо государственных (федеральных государственных, федеральных бюджетных, федеральных казенных) учреждений. Селютина Е.Н., исполняя обязанности по вольному найму главного по бухгалтера ФКП ОУ № 184 ФСИН России, относилась к работникам уголовно-исполнительной системы.

На основании изложенного просит суд включить период с 22.07.2015 по 03.02.2022 в должности главный бухгалтер ФКП ОУ № 184 ФСИН России в выслугу лет для назначения пенсии по линии уголовно-исполнительной системы.

Истец Селютина Е.Н. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель истца Албинкина М.Б. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Степанович Ю.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований в полном объеме. Согласно письменным возражениям должность главный бухгалтер ФКП ОУ № 184 ФСИН России, которую занимала истец в период с 22.07.2015 по 03.02.2022 не подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии, поскольку ФКП ОУ № 184 ФСИН России не относится к учреждениям, поименованным в п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941. ФКП образовательное учреждение № 184 в период работы в нем Селютиной Е.Н. осуществляло образовательную деятельность по программе среднего профессиональное образования и не относится к исправительно-трудовым учреждениям, исправительным учреждениям, следственным изоляторам, транзитно-пересыльным пунктам, лечебно-трудовым профилакториям и лечебным учреждениям мест лишения свободы, лечебно-профилактическим учреждениям и лечебным исправительным учреждениям, подразделениям, осуществляющим медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений статьи 123 Конституции РФ и статей 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, установлен Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем (в статье 1) категорий граждан с учетом спецификации прохождения ими службы.

Закрепляя право на получение пенсии за выслугу лет для лиц, у которых имеется необходимая выслуга на соответствующей службе, федеральный законодатель в статье 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 установил правило о том, что порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.

Советом Министров - Правительством Российской Федерации издано постановление от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации».

Пунктом 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитываются: время работы до зачисления на службу в органы внутренних дел, федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в качестве рабочих и служащих в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы, лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях, подразделениях, осуществляющих медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что истец Селютина Екатерина Николаевна 07.02.1982 года рождения проходит службу в уголовно-исполнительной системе с 2006 года по настоящее время.

Согласно справке - объективке Селютина Е.Н. с 09.1999 по 11.2005 являлась студенткой СГАУ им. Н.И. Вавилова, с 11.2005 по 04.2006 временно не работала (трудоустраивалась), с 04.2006 по 07.2015 работала бухгалтером (по вольному найму) бухгалтерии ФКУ ИК-17 У ФСИН России по Саратовской области, с 07.2015 по 02.2022 являлась главным бухгалтером (по вольному найму) ФКП ОУ № 184 ФСИН России, с 02.2022 по 12.2022 проходила службу в должности младшего инспектора группы надзора отдела безопасности ФКУ ИК-17 УФСИН России по Саратовской области, с 12.2022 по 04.2024 проходила службу в должности старшего инспектора организационно - аналитической группы ФКУ ИК-4 УФСИН России по Саратовской области, с 18.04.2024 по настоящее время замещает должность главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК-4 УФСИН России по Саратовской области (л.д. 23-24).

Истец обратилась к ответчику за разъяснением порядка назначения пенсии, а именно какие периоды ее службы входят в выслугу лет для назначения пенсии.

В ответ на обращение Селютиной Е.Н. письмом от 12.07.2024 № ответчик ей сообщил, что в выслугу лет для назначения пенсии засчитываются следующие периоды:

с 01.09.1995 по 01.07.1997 – обучение в Пугачевском гидромелиоративном техникуме.

с 28.04.2006 по 21.07.2015 работа в должности бухгалтера (по вольному найму) бухгалтерии ФБУ ИК-17 ГУФСИН России по Саратовской области.

с 04.02.2022 по 26.12.2022 младший инспектор группы надзора отдела безопасности ФКУ ИК-17 УФСИН России по Саратовской области,

с 26.12.2022 по 18.04.2024 старший инспектор организационно - аналитической группы ФКУ ИК-17 УФСИН России по Саратовской области,

с 18.04.2024 по 11.07.2024 заместитель главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК-4 УФСИН России по Саратовской области (л.д. 12-13).

Истец выражает несогласие с доводами ответчика о том, что период её работы с 22.07.2015 по 03.02.2022 в должности главный бухгалтер ФКП ОУ № 184 ФСИН России не подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии по линии уголовно-исполнительной системы.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что в спорный период истец работала ФКП ОУ № 184 ФСИН России по вольному найму до зачисления на службу в учреждения уголовно-исполнительной системы (в феврале 2022 года).

Пунктом 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения засчитываются: время работы до зачисления на службу в органы учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в качестве рабочих и служащих в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы, лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях, подразделениях, осуществляющих медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Согласно п. 1.1. Устава ФКП образовательное учреждение № 184 (далее Учреждение) является федеральным казенным профессиональным образовательным учреждением, осуществляющим среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности.

Согласно п. 1.3. устава «Учреждение» находится в ведении ФСИН России.

Согласно п. 2.1. Устава предметом и целями деятельности «Учреждения» являются: обеспечение условий для получения среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих и профессионального обучения лицами, осужденными к лишению свободы, не имеющими профессии (специальности), по которой они могут работать в учреждении, исполняющим наказания в виде лишения свободы, после освобождения из него, а так же дополнительного профессионального образования посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки); привитие и закрепление трудовых навыков у обучающихся осужденных для их ресоциализации через профессию, труд и законопослушное поведение; ускоренное приобретение обучающимися профессиональных знаний и трудовых навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ; удовлетворение потребностей исправительных учреждений и рынков труда субъектов РФ в квалифицированных рабочих из числа осужденных, в том числе по дефицитным рабочим профессиям, а также удовлетворение потребностей личности осужденного в профессиональном становлении; удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие осужденных, обеспечение соответствия их квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды; иные цели, возложенные на «Учреждение» в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 2.2. Устава основным видом деятельности «Учреждения» является среднее профессионально образование по программам подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с лицензией и федеральными государственными образовательными стандартами по профессиям (л.д. 25-47)

ФКП образовательное учреждение № 184 в период работы в нем Селютиной Е.Н. осуществляло образовательную деятельность по программе среднего профессиональное образования.

К исправительно-трудовым учреждениям, исправительным учреждениям, следственным изоляторам, транзитно-пересыльным пунктам, лечебно-трудовым профилакториям и лечебным учреждениям мест лишения свободы, лечебно-профилактическим учреждениям и лечебным исправительным учреждениям, подразделениям, осуществляющим медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, ФКП образовательное учреждение № 184 не относится.

В силу статьи 24 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники уголовно-исполнительной системы), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему.

Таким образом, Селютина Е.Н., исполняя обязанности по вольному найму главного по бухгалтера ФКП ОУ № 184 ФСИН России, относилась к работникам уголовно-исполнительной системы.

Вместе с тем, в силу статьи 24 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством РФ о труде, а не специальными законами, регулирующим порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

Кроме этого, согласно пункту 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 перечень учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, время работы в качестве рабочих и служащих, в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий, является исчерпывающим и включает в себя работу в исправительно-трудовых учреждениях, следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы, лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях, однако профессиональные училища в данный перечень не входят.

Таким образом, поскольку в спорный период истец работала ФКП ОУ № 184 ФСИН России по вольному найму, до зачисления на службу в учреждения уголовно-исполнительной системы, при этом работа в указанном учреждении не подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсий на основании постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941, поскольку профессиональные училища не входят в указанный в нем перечень, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований истца.

Ссылка истца на п. 5 Приказа Минюста России от 03.04.2020 N 86 (ред. от 09.03.2022) «Об утверждении перечней должностей, предприятий, учреждений, организаций уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях» является несостоятельной, поскольку в спорный период истец не находилась на службе в уголовно-исполнительной системе РФ, а работала по вольному найму.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

При оценке доказательств судом определяется их относимость и допустимость (ст. ст. 59, 60 ГПК РФ).

В соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности включить истцу период с 22.07.2015 по 03.02.2022 в должности главный бухгалтер ФКП ОУ № 184 ФСИН России в выслугу лет для назначения пенсии по линии уголовно-исполнительной системы, в связи с чем исковые требования Селютиной Е.Н. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

в удовлетворении исковых требований Селютиной ФИО10 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области об обязании включить периоды работы в выслугу лет для назначения пенсии – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения – 22.10.2024.

Судья Е.К. Лазарева

2-4392/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Селютина Екатерина Николаевна
Ответчики
Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области
Другие
ФСИН России
Албинкина Махри Байрамклычевна
Суд
Кировский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
kirovsky.sar.sudrf.ru
15.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2024Передача материалов судье
22.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.09.2024Судебное заседание
01.10.2024Судебное заседание
08.10.2024Судебное заседание
22.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее