64RS0045-01-2024-007385-83
Решение
Именем Российской Федерации
8 октября 2024 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Лазаревой Е.К.,
при ведении протокола секретарем Суворовой А.В.,
с участием представителя истца Албинкиной М.Б., представителя ответчика и третьего лица Степанович Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Селютиной ФИО8 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области об обязании включить периоды работы в выслугу лет для назначения пенсии,
установил:
Селютина Е.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (далее УФСИН России Саратовской области) о возложении обязанность включить периоды работы в выслугу лет для назначения пенсии. Требования обоснованы тем, что Селютина ФИО9 в апреле 2006 года официально начала трудовую деятельность в ФКУ НК - 17 ФИО1 по Саратовской области на должности бухгалтер бухгалтерии 2 категории. В июле 2015 года перевелась в <данные изъяты> на должность главный бухгалтер. В феврале 2022 года аттестована в ФКУ ИК-17 России по Саратовской области в должности младший инспектор отдела безопасности, в декабре 2023 года переведена ФКУ ИК-4 России по Саратовской области в должности старший инспектор оаг. Ею было направлено письменное заявление о предоставлении информации, что именно у нее включено льготный стаж для выхода на пенсию. 12.07.2024 УФСИН России по Саратовской области предоставил ответ, а именно, что засчитано в трудовой стаж для выхода на досрочную пенсию. Согласно ответу ответчика в выслугу лет для назначения пенсии засчитываются периоды: с 01.09.1995 год по 01.07.1997 года обучение в Пугачевском мелиоративном техникуме. В данный период истец не обучался и стаж не может включен. На основании трудовой книжки ТК №№ от 28.04.2006 г. истец работала по вольному найму с 22.07.2015 года по 03.02.2022 год главным бухгалтером ФКП ОУ №184 ФСИН России, данный трудовой период включению не подлежит для назначении по линии уголовно-исполнительной системы не подлежит. Согласно ст. 38 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», стаж службы (выслуга лет) в уголовно-исполнительной системе исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными сами отличия. В стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включаются: период замещения сотрудником должностей в уголовно-исполнительной системе; период нахождения сотрудника в распоряжении учреждения или органа уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; период прикомандирования сотрудника в соответствии со статьей 32 настоящего ФЗ; период приостановления сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. При назначении пенсии в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон N 4468-1) перед выслугой лет указывается общий трудовой стаж на основании данных трудовой книжки либо иных документов, подтверждающих трудовой стаж. В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон № 5473-1) Согласно Приказу Минюста России от 03.04.2020 N 86 (ред. от 09.03.2022) Об учреждении перечней должностей, предприятий, учреждений, организаций уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, служба в которых считывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, образовательные учреждения высшего, среднего, начального, профессионального и дополнительного образования Минюста России, ФСИН России и их филиалы, реализующие профессиональные программы для уголовно-исполнительной системы (за исключением очной формы обучения курсантов); межрегиональные учебные центры (учебные центры, пункты) ГУИН Минюста России, ЦИТО ГУИН Минюста России, ФСИН России, территориальных органов в форме подразделений территориальных органов либо государственных (федеральных государственных, федеральных бюджетных, федеральных казенных) учреждений. Селютина Е.Н., исполняя обязанности по вольному найму главного по бухгалтера ФКП ОУ № 184 ФСИН России, относилась к работникам уголовно-исполнительной системы.
На основании изложенного просит суд включить период с 22.07.2015 по 03.02.2022 в должности главный бухгалтер ФКП ОУ № 184 ФСИН России в выслугу лет для назначения пенсии по линии уголовно-исполнительной системы.
Истец Селютина Е.Н. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель истца Албинкина М.Б. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Степанович Ю.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований в полном объеме. Согласно письменным возражениям должность главный бухгалтер ФКП ОУ № 184 ФСИН России, которую занимала истец в период с 22.07.2015 по 03.02.2022 не подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии, поскольку ФКП ОУ № 184 ФСИН России не относится к учреждениям, поименованным в п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941. ФКП образовательное учреждение № 184 в период работы в нем Селютиной Е.Н. осуществляло образовательную деятельность по программе среднего профессиональное образования и не относится к исправительно-трудовым учреждениям, исправительным учреждениям, следственным изоляторам, транзитно-пересыльным пунктам, лечебно-трудовым профилакториям и лечебным учреждениям мест лишения свободы, лечебно-профилактическим учреждениям и лечебным исправительным учреждениям, подразделениям, осуществляющим медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 123 Конституции РФ и статей 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, установлен Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем (в статье 1) категорий граждан с учетом спецификации прохождения ими службы.
Закрепляя право на получение пенсии за выслугу лет для лиц, у которых имеется необходимая выслуга на соответствующей службе, федеральный законодатель в статье 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 установил правило о том, что порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.
Советом Министров - Правительством Российской Федерации издано постановление от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации».
Пунктом 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитываются: время работы до зачисления на службу в органы внутренних дел, федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в качестве рабочих и служащих в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы, лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях, подразделениях, осуществляющих медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что истец Селютина Екатерина Николаевна 07.02.1982 года рождения проходит службу в уголовно-исполнительной системе с 2006 года по настоящее время.
Согласно справке - объективке Селютина Е.Н. с 09.1999 по 11.2005 являлась студенткой СГАУ им. Н.И. Вавилова, с 11.2005 по 04.2006 временно не работала (трудоустраивалась), с 04.2006 по 07.2015 работала бухгалтером (по вольному найму) бухгалтерии ФКУ ИК-17 У ФСИН России по Саратовской области, с 07.2015 по 02.2022 являлась главным бухгалтером (по вольному найму) ФКП ОУ № 184 ФСИН России, с 02.2022 по 12.2022 проходила службу в должности младшего инспектора группы надзора отдела безопасности ФКУ ИК-17 УФСИН России по Саратовской области, с 12.2022 по 04.2024 проходила службу в должности старшего инспектора организационно - аналитической группы ФКУ ИК-4 УФСИН России по Саратовской области, с 18.04.2024 по настоящее время замещает должность главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК-4 УФСИН России по Саратовской области (л.д. 23-24).
Истец обратилась к ответчику за разъяснением порядка назначения пенсии, а именно какие периоды ее службы входят в выслугу лет для назначения пенсии.
В ответ на обращение Селютиной Е.Н. письмом от 12.07.2024 № № ответчик ей сообщил, что в выслугу лет для назначения пенсии засчитываются следующие периоды:
с 01.09.1995 по 01.07.1997 – обучение в Пугачевском гидромелиоративном техникуме.
с 28.04.2006 по 21.07.2015 работа в должности бухгалтера (по вольному найму) бухгалтерии ФБУ ИК-17 ГУФСИН России по Саратовской области.
с 04.02.2022 по 26.12.2022 младший инспектор группы надзора отдела безопасности ФКУ ИК-17 УФСИН России по Саратовской области,
с 26.12.2022 по 18.04.2024 старший инспектор организационно - аналитической группы ФКУ ИК-17 УФСИН России по Саратовской области,
с 18.04.2024 по 11.07.2024 заместитель главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК-4 УФСИН России по Саратовской области (л.д. 12-13).
Истец выражает несогласие с доводами ответчика о том, что период её работы с 22.07.2015 по 03.02.2022 в должности главный бухгалтер ФКП ОУ № 184 ФСИН России не подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии по линии уголовно-исполнительной системы.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что в спорный период истец работала ФКП ОУ № 184 ФСИН России по вольному найму до зачисления на службу в учреждения уголовно-исполнительной системы (в феврале 2022 года).
Пунктом 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения засчитываются: время работы до зачисления на службу в органы учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в качестве рабочих и служащих в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы, лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях, подразделениях, осуществляющих медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Согласно п. 1.1. Устава ФКП образовательное учреждение № 184 (далее Учреждение) является федеральным казенным профессиональным образовательным учреждением, осуществляющим среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности.
Согласно п. 1.3. устава «Учреждение» находится в ведении ФСИН России.
Согласно п. 2.1. Устава предметом и целями деятельности «Учреждения» являются: обеспечение условий для получения среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих и профессионального обучения лицами, осужденными к лишению свободы, не имеющими профессии (специальности), по которой они могут работать в учреждении, исполняющим наказания в виде лишения свободы, после освобождения из него, а так же дополнительного профессионального образования посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки); привитие и закрепление трудовых навыков у обучающихся осужденных для их ресоциализации через профессию, труд и законопослушное поведение; ускоренное приобретение обучающимися профессиональных знаний и трудовых навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ; удовлетворение потребностей исправительных учреждений и рынков труда субъектов РФ в квалифицированных рабочих из числа осужденных, в том числе по дефицитным рабочим профессиям, а также удовлетворение потребностей личности осужденного в профессиональном становлении; удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие осужденных, обеспечение соответствия их квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды; иные цели, возложенные на «Учреждение» в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 2.2. Устава основным видом деятельности «Учреждения» является среднее профессионально образование по программам подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с лицензией и федеральными государственными образовательными стандартами по профессиям (л.д. 25-47)
ФКП образовательное учреждение № 184 в период работы в нем Селютиной Е.Н. осуществляло образовательную деятельность по программе среднего профессиональное образования.
К исправительно-трудовым учреждениям, исправительным учреждениям, следственным изоляторам, транзитно-пересыльным пунктам, лечебно-трудовым профилакториям и лечебным учреждениям мест лишения свободы, лечебно-профилактическим учреждениям и лечебным исправительным учреждениям, подразделениям, осуществляющим медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, ФКП образовательное учреждение № 184 не относится.
В силу статьи 24 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники уголовно-исполнительной системы), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему.
Таким образом, Селютина Е.Н., исполняя обязанности по вольному найму главного по бухгалтера ФКП ОУ № 184 ФСИН России, относилась к работникам уголовно-исполнительной системы.
Вместе с тем, в силу статьи 24 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством РФ о труде, а не специальными законами, регулирующим порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы.
Кроме этого, согласно пункту 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 перечень учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, время работы в качестве рабочих и служащих, в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий, является исчерпывающим и включает в себя работу в исправительно-трудовых учреждениях, следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы, лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях, однако профессиональные училища в данный перечень не входят.
Таким образом, поскольку в спорный период истец работала ФКП ОУ № 184 ФСИН России по вольному найму, до зачисления на службу в учреждения уголовно-исполнительной системы, при этом работа в указанном учреждении не подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсий на основании постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941, поскольку профессиональные училища не входят в указанный в нем перечень, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований истца.
Ссылка истца на п. 5 Приказа Минюста России от 03.04.2020 N 86 (ред. от 09.03.2022) «Об утверждении перечней должностей, предприятий, учреждений, организаций уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях» является несостоятельной, поскольку в спорный период истец не находилась на службе в уголовно-исполнительной системе РФ, а работала по вольному найму.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
При оценке доказательств судом определяется их относимость и допустимость (ст. ст. 59, 60 ГПК РФ).
В соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности включить истцу период с 22.07.2015 по 03.02.2022 в должности главный бухгалтер ФКП ОУ № 184 ФСИН России в выслугу лет для назначения пенсии по линии уголовно-исполнительной системы, в связи с чем исковые требования Селютиной Е.Н. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
в удовлетворении исковых требований Селютиной ФИО10 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области об обязании включить периоды работы в выслугу лет для назначения пенсии – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения – 22.10.2024.
Судья Е.К. Лазарева