Дело №2а-415/18
Решение
Именем Российской Федерации
14 сентября 2018 года г. Карачаевск, КЧР
Судья Карачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики Байрамкулова М.К. рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Карачаевского рай-она КЧР в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карачаевского муниципального района, Управлению образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района и МКОУ «СОШ а. Каменномост» об обязании оборудовать здание МКОУ «СОШ а. Каменномост» кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом сигналов тревоги на местный (автономный) пульт охраны с обязательным его дублированием на системы централизованного наблюдения территориального подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел, на договорной основе, частного охранного предприятия,
установил:
Прокурор Карачаевского района КЧР обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карачаевского муниципального района, Управлению образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района и МКОУ «СОШ а. Каменномост» об обязании оборудовать здание МКОУ «СОШ а. Каменномост» кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом сигналов тревоги на местный (автономный) пульт охраны с обязательным его дублированием на системы централизованного наблюдения территориального подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел, на договорной основе, частного охранного предприятия, мотивируя тем, что прокуратурой района во исполнение задания Генеральной прокуратуры РФ, прокуратурой Карачаевского района проведена проверка соблюдения законодательства направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях Карачаевского района. В ходе проверки установлено следующее. В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-Ф3 «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма. На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Правительством РФ 23.12.2005 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях. В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан ряд приказов. Приказом №2013 от 11 ноября 2009 года «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и анти-террористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена в приказах и письмах Министерства образования и науки Российской Федерации о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы, из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего, установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны. Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, Министерством образования и науки Российской Федерации 04 июня 2008 года разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу. При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность учитывается наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля). Согласно пункту 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года №635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вне-ведомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». Из со-держания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении. В силу пункта 2 части 3 статьи 28 названного Федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 названного Федерального). Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму»). Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Согласно Уставу муниципального казенного общеобразовательного учреждения «СОШ а. Каменномост» (далее Учреждение) учредителем данного образовательного учреждения является Карачаевский муниципальный район, функции и полномочия от имени учредителя осуществляет Управление образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района. Функции собственника имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления в пределах своей компетенции осуществляет отдел экономического развития, имущества и земельных отношений администрации Карачаевского муниципального района. Образовательное учреждение находится в ведении Управления образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, выделяемых Учреждению. Из Устава Учреждения также следует, что Управление образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных ему учреждений образования, обеспечивает условия соблюдения законодательства Российской Федерации. В соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка, а так же решают иные вопросы местного значения.
Из положения п.6.1 части 1 ст.15 ФЗ от 06.10.2003 №2131-Ф3«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизм, а так же минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 указанного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют полномочия по финансовому обеспечению деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Утвержденная Президентом РФ от 05.10.2009 года «Концепция противодействия терроризму в РФ» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Здание МКОУ «СОШ а. Каменномост» посещает 104 учащийся, а также 40 работников, при этом здание школы не оборудовано кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на местный (автономный) пульт охраны при органе внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала муниципального образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение. Отсутствие в образовательном учреждении кнопки охранной сигнализации («тревожная кнопка») отрицательно сказывается на комплексной безопасности учащихся лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитер-рористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении несовершеннолетних учащихся. Осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а так же ущерб имуществу.
В связи с вышеизложенным административный истец просит: обязать администрацию Карачаевского муниципального района, Управление образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района, муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа а. Каменномост» оборудовать здание МКОУ «СОШ а. Каменномст» кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом сигналов тревоги на местный (автономный) пульт охраны с обязательным его дублированием на системы централизованного наблюдения территориального подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел, на договорной основе, частного охранного предприятия.
От представителя административного истца – помощника прокурора Карачаевского района Хубиева Б.О., представителей административных ответчиков - администрации Карачаевского муниципального района, Управления образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района, администрации МКОУ «СОШ а. Каменномст» поступили ходатайства о рассмотрении административного иска в порядке упрощенного производства.
Дело рассмотрено в соответствии с п.2 ч.1 ст.291 КАС РФ в порядке упрощённого (письменного) производства, без проведения устного разбирательства.
Рассмотрев административное исковое заявление, исследовав представленные административным истцом письменные доказательства, приложенные к административному исковому заявлению, суд пришёл к выводу о необходимости удовлетворения административного иска.
В соответствии со ст. 3 КАС РФ основными задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, а также укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Прокуратурой Карачаевского района во исполнении задания Генеральной прокуратуры РФ проведена проверка соблюдения законодательства направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях Карачаевского района. В ходе проверки установлено следующее. В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-Ф3 «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и со-оружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Правительством РФ 23.12.2005 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях. В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан ряд приказов. Приказом №2013 от 11 ноября 2009 года «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и анти-террористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена в приказах и письмах Министерства образования и науки Российской Федерации о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы, из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего, установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны. Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, Министерством образования и науки Российской Федерации 04 июня 2008 года разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу. При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность учитывается наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля). Согласно пункту 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года №635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вне-ведомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». Из со-держания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении. В силу пункта 2 части 3 статьи 28 названного Федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 названного Федерального).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ«О противодействии терроризму»).
Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного само-управления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Согласно Уставу муниципального казенного общеобразовательного учреждения «СОШ а. Каменномост» (далее Учреждение) учредителем данного образовательного учреждения является Карачаевский муниципальный район, функции и полномочия от имени учредителя осуществляет Управление образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района. Функции собственника имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления в пределах своей компетенции осуществляет отдел экономического развития, имущества и земельных отношений администрации Карачаевского муниципального района. Образовательное учреждение находится в ведении Управления образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, выделяемых Учреждению. Из Устава Учреждения также следует, что Управление образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных ему учреждений образования, обеспечивает условия соблюдения законодательства Российской Федерации. В соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка, а так же решают иные вопросы местного значения.
В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что здание МКОУ «СОШ а. Каменномост» посещает 102 учащийся, а также 40 работников, при этом здание школы не оборудовано кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на местный (автономный) пульт охраны при органе внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала муниципального образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение. Отсутствие в образовательном учреждении кнопки охранной сигнализации («тревожная кнопка») отрицательно сказывается на комплексной безопасности учащихся лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении несовершеннолетних учащихся.
Таким образом, осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а так же ущерб имуществу.
В силу ст. ст. 39, 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 291-294 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление прокурора Карачаевского рай-она КЧР в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карачаевского муниципального района, Управлению образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района и МКОУ «СОШ а. Каменномост» об обязании оборудовать здание МКОУ «СОШ а. Каменномост» кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом сигналов тревоги на местный (автономный) пульт охраны с обязательным его дублированием на системы централизованного наблюдения территориального подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел, на договорной основе, частного охранного предприятия, удовлетворить.
Обязать администрацию Карачаевского муниципального района, Управление образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района, муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа а. Каменномост» в течение 1 месяца после принятия судом решения оборудовать здание МКОУ «СОШ а. Каменномост» кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом сигналов тревоги на местный (автономный) пульт охраны с обязательным его дублированием на системы централизованного наблюдения территориального подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел, на договорной основе, частного охранного предприятия.
Об исполнении решения сообщить суду в установленный законом срок.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Карачаевский районный суд в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья М.К. Байрамкулова