Гражданское дело № 2-587/2023
УИД 42RS0037-01-2023-000583-10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Юргинский городской суд Кемеровской области
в с о с т а в е:
председательствующего Королько Е.В.,
при секретаре Адаменко Н.А.,
03 мая 2023 года
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Юрга Кемеровской области гражданское дело по исковому заявлению Парфенова ВИ к администрации Юргинского муниципального округа о возложении обязанности предоставить денежную компенсацию в связи с признанием аварийным многоквартирного дома, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Парфенов В.И. обратился в суд с иском к администрации Юргинского муниципального округа о возложении обязанности предоставить денежную компенсацию в связи с признанием аварийным многоквартирного дома, взыскании судебных расходов, указав следующее.
Парфенов В.И., *** года рождения, является собственником квартиры с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м., расположенной по адресу: ***, ***. Данная квартира принадлежит истцу на основании свидетельства о праве на наследство по закону, поскольку он является наследником ПИС, умершего ***.. На основании заключения межведомственной комиссии от *** многоквартирный дом по адресу: *** ***, был признан непригодным для проживания и включен в реестр домов, признанных ветхими и непригодными для проживания. Экспертизой указанный дом признан аварийным, опасным для проживания и подлежащим демонтажу. Постановлением Администрации Юргинского муниципального района от 13.08.2018г. *** многоквартирный дом по адресу: ***, признан аварийным и подлежащим сносу. Прокуратурой Кемеровской области по факту нарушения жилищных прав была проведена проверка, в ходе которой установлено, что указанный жилой дом не включен в реестр аварийных многоквартирных домов Кемеровской области, что является нарушением федерального жилищного законодательства. В адрес Юргинского муниципального образования прокуратурой внесено представление об устранении нарушений. 28.04.2022г. истцом в администрацию Юргинского муниципального округа было направлено почтовой связью заявление о предоставлении ему равнозначного благоустроенного жилья взамен аварийного, либо денежной компенсации. Положительного результата не последовало. 17.07.2022г. истец направил ответчику досудебную претензию, до настоящего времени требования истца ответчиком не исполнены. Согласно нормам действующего законодательства, при признании жилья аварийным истцу обязаны предоставить денежную компенсацию. Поскольку истец не обладает специальными познаниями в области права, он был вынужден обратиться за юридической помощью, в связи с чем, понес расходы, связанные с подготовкой заявления в администрацию Юргинского муниципального округа, досудебной претензии, настоящего иска и представлением его интересов в суде в размере 87 000 рублей.
Истец просит обязать администрацию Юргинского муниципального округа предоставить Парфенову ВИ, *** года рождения, денежную компенсацию в связи с признанием аварийным многоквартирного дома, расположенного по адресу: *** ***; взыскать с администрации Юргинского муниципального округа в пользу Парфенова ВИ расходы на оплату юридических услуг в размере 87 000 рублей (том *** л.д. 6-7).
Истец Парфенов В.И. и его представитель Шевченко Е.М., действующая на основании доверенностей (копии на л.д.. 101, 102-103 в томе № 1), в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, представитель истца Шевченко Е.М. в письменном ходатайстве просила о рассмотрении дела в отсутствии истца Парфенова В.И. и представителя истца Шевченко Е.М. (том № 2 л.д. 188 оборот).
Представитель ответчика администрации Юргинского муниципального округа Куриганова Н.А., действующая на основании доверенности от 16.11.2022г. (том № 1 л.д. 140), в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в письменном ходатайстве просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, поддерживает позицию, изложенную в письменном отзыве (том № 2 л.д. 195). В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика указала, что администрация Юргинского муниципального округа не признает заявленные требования в полном объеме. Дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции после 01.02.2017г., не включены в действующую на территории Кемеровской области – Кузбасса региональную адресную программу «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.03.2019г. ***. Многоквартирный дом по адресу: *** ***, был признан аварийным и подлежащим сносу в 2018 году, на основании заключения межведомственной комиссии от *** ***. В соответствии со сроком действия региональной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» на 2019-2025 годы, расселение жителей дома, расположенного по адресу: ***, планируется после 2025 года. Поскольку данный многоквартирный дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, органом местного самоуправления не принимались решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Таким образом, у органа местного самоуправления еще не возникло обязанности по осуществлению изъятия жилого помещения путем выкупа. В заявленных исковых требованиях просит отказать в полном объеме (том № 1 л.д. 110-112).
Помощник Юргинского межрайонного прокурора в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом (том № 2 л.д. 199).
Изучив доводы искового заявления и отзыва на него представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 данного Кодекса.
Как разъяснено в абзаце 5 раздела 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Копией паспорта подтверждается личность истца Парфенова ВИ, *** года рождения, который зарегистрирован по месту жительства по адресу: *** (том № 1 л.д. 11-12).
Квартира с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м., расположенная по адресу: ***, принадлежит истцу Парфенову В.И., *** года рождения, на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону после смерти его отца ПИС, умершего *** (том № 1 л.д. 14), право собственности в ЕГРН зарегистрировано *** г. (том № 1 л.д. 76-79, 93, 94-95).
В соответствии с заключением от 08.08.2018г. ***, по результатам рассмотренных документов, в том числе Технического заключения ООО «ОТИЗиС» по обследованию строительных конструкций жилого дома, межведомственная комиссия приняла решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу: ***, аварийным и подлежащим сносу (том № 1 л.д. 16-17, 18-60, 113).
Постановлением администрации Юргинского муниципального района от 13.08.2018г. *** многоквартирный дом, расположенный по адресу: ***, ***, признан аварийным и подлежащим сносу. Определен срок отселения физических и юридических лиц – не позднее 31.12.2035 г. (том № 1 л.д. 15, 139).
На территории Кемеровской области – Кузбасса действует региональная адресная программа «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» на 2019-2024 годы, утвержденная постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29 марта 2019 года *** (том № 2 л.д. 1-175), соответственно дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции после 01.02.2017г., в нее не включены.
Учитывая, что многоквартирный дом по адресу: ***, был признан аварийным и подлежащим сносу в 2018 году, на основании заключения межведомственной комиссии от 08.08.2018г. ***, не включен в действующую региональную адресную программу «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» на 2019-2024 годы, утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29 марта 2019 года ***, органом местного самоуправления – администрацией Юргинского муниципального округа еще не принималось решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа, срок отселения физических и юридических лиц из данного дома определен – не позднее 31.12.2035 г., суд соглашается с доводами ответчика о том, что у органа местного самоуправления еще не возникло обязанности по осуществлению изъятия спорного жилого помещения путем выкупа.
При этом суд принимает во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства фактического проживания истца Парфенова В.И. по адресу: ***, который с ***. зарегистрирован по месту жительства по адресу: *** (том № 1 л.д. 11-12), судебная корреспонденция, направленная по указанному истцом адресу: ***, возвращена в суд с пометкой почты «истек срок хранения».
При таких обстоятельствах, суд отказывает Парфенову В.И. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Парфенова ВИ к администрации Юргинского муниципального округа о возложении обязанности предоставить денежную компенсацию в связи с признанием аварийным многоквартирного дома, взыскании судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Юргинского городского суда -подпись- Е.В. Королько
Решение принято в окончательной форме 12 мая 2023 года
Судья Юргинского городского суда -подпись- Е.В. Королько