Дело № 2а-2144/2021
(УИД № 27RS0005-01-2021-002673-47)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«25» ноября 2021 г. г. Хабаровск
Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Л.В. Ивановой,
при секретаре Варнаской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснофлотского районного суда г. Хабаровска административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Хабаровскому краю к Войцеховской Галине Михайловне о взыскании налогов,
У С Т А Н О В И Л:
МИФНС России № 6 по Хабаровскому краю обратилась в суд с настоящим административным иском к Войцеховской Г.М., мотивируя свои требования тем, что Войцеховская Г.М. является плательщиком налогов и сборов и обязана уплачивать их в установленные законом сроки. Войцеховской Г.М. <данные изъяты> в качестве объекта налогообложения выбраны доходы. Декларация по УСН за 2016 год в отношении ответчика поступила в налоговый орган 03.07.2017. В связи с пропуском срока предоставления налоговых деклараций по УСН за 2016 год, в отношении Войцеховской Г.М. <данные изъяты> истцом вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.01.2018 № 12-06/5261, на основании которого Войцеховская Г.М. привлечена к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 1080,56 руб. (14 407,44 х 5% х 3 мес.) = 2161,12/2 (снижен штраф в 2 р.) Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.01.2018 № 12-06/5261 вступило в законную силу, налогоплательщиком не обжаловалось.
Поскольку плательщиком в установленные законом сроки, не исполнена обязанность по уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, а также пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 в адрес плательщика было выставлены требования от 08.09.2017 № 79858 и от 13.03.2018 № 7782 (направленно заказным почтовым отправлением 23.03.2018). Налоговым органом в отношении Войцеховской Г.М. <данные изъяты> был исчислен транспортный налог 2018 год в связи с чем, ей было выставлено налоговое уведомление от 10.07.2019 № 22727347 направленное заказным почтовым отправлением от 19.07.2019.
На основании изложенного МИФНС России № 6 по Хабаровскому краю просит суд взыскать указанную задолженность с административного ответчика Войцеховской Г.М.
До начала судебного заседания от представителя истца Межрайонной ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю поступило заявление об уточнении (уменьшении) исковых требований, согласно которому Инспекцией в соответствии с пп. 4.1 ст. 59 Налогового кодекса РФ проведено списание задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме 14 407,44 руб. Текущая задолженность по состоянию на 23.11.2021 по транспортному налогу сохраняется за 2018 по требованию № 7534: налог в сумме 1 872 руб., пени в сумме 21.56 руб., по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы по требованию № 7782: штраф в сумме 1 080,56 руб. В связи с чем, просит взыскать сумму исковых требований по административному исковому заявлению от 30.09.2021 № 5668 к Войцеховской Галины Михайловны о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 года, по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в общей сумме 2 974,12 руб. (транспортный налог 1 872,00 руб., пени 21,56 руб., штраф 1 080,56 руб.).
Представитель административного истца МИФНС России № 6 по Хабаровскому краю в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик Войцеховская Г.М. не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, ходатайств об отложении слушания дела не заявляла, на личном участии не настаивала, возражения по существу административного спора от ответчика не поступали. Судебная корреспонденция, направленная ответчику, возвращена с почтового отделения за истечением срока хранения.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 96 КАС РФ судом принимались необходимые меры для уведомления административного ответчика о времени, дате и месте судебного заседания, позволяющие убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова, производились звонки на мобильные телефоны, однако они не дали положительных результатов.
В соответствии с положениями статей 100 - 102 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа адресата принять судебную повестку (неявки в почтовое отделение), имеются законные основания для рассмотрения заявления в отсутствие ответчика. Отсутствие добросовестности в действиях Войцеховской Г.М. относительно получения судебных извещений и вызовов влечет риск наступления неблагоприятных последствий, выразившихся в невозможности реализовать право на участие в судебном разбирательстве.
На основании ст., ст. 100, 150, 289 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговых органов, наделенных в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций и требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Положениями статьи 57 Конституции РФ закреплена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы. Аналогичные требования закреплены в ч. 1 ст. 3 и п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.
Материалами дела судом установлено, что по состоянию на отчетный налоговый период за Войцеховской Г.М. ИНН 272506214547, зарегистрировано транспортное средство марки: «Nissan Sentra» гос. рег. номер М 030 ОО 27 регион.
Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора установлены статьей 44 НК РФ, часть 1 которой предусматривает, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным законодательным актом о налогах и сборах.
В силу положений статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации для автомобилей в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну единицу транспортного средства.
В соответствии с п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 363 НК РФ).
На территории Хабаровского края ставки по транспортному налогу, а также сроки и порядок уплаты налога устанавливаются Законом Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае».
Как усматривается из материалов дела, в пределах трехлетнего срока предусмотренного законом, налоговым органом налогоплательщику Войцеховской Г.М. направлены налоговые уведомления.
Из материалов дела следует, что в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от 10.07.2019 № 22727341, в котором исчислен транспортный налог за 2018 г. на сумму 1 872 руб.
В указанный срок требование об уплате налога, изложенное в налоговом уведомлении ответчиком не исполнено, доказательств обратного материалы дела не содержат. <данные изъяты>
В силу статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Согласно п. 1 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога (извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога) должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Поскольку административным ответчиком не был уплачены вышеуказанный налог в установленный в налоговом уведомлении срок, административным истцом в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ в адрес ответчика было направлено требование об оплате налога от 08.02.2020 № 7534, в котором исчислен транспортный налог за 2018 г. на сумму 1 872 руб. и пени 26,33 руб., которое также административным ответчиком не исполнено.
Суду истцом представлены расчет задолженности по транспортному налогу, а также пени. Правильность расчетов судом проверена и сомнений не вызывает. Своего расчета административный ответчик не представил.
Статья 62 КАС РФ устанавливает: лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Между тем, доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих возмещение административным ответчиком указанной выше суммы транспортного налога и пени, а равно наличия иных обстоятельств, имеющих значение для дела, Войцеховской Г.М. суду не представлено.
Административным истцом реализовано предусмотренное законом право на обращение в суд.
Так, из материалов дела следует, что Межрайонная ИФНС России №6 по Хабаровскому краю 18.11.2020, то есть до истечения годичного срока для взыскания, в том числе по требованию об оплате налога требование от 08.02.2020 № 7534 со сроком уплаты до 23.03.2020, в котором исчислен транспортный налог за 2018 г. на сумму 1 872 руб. и пени 26,33 руб., обратилась к мировому судье судебного участка № 21 Краснофлотского района г. Хабаровска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности.
Определением мирового судьи от 15.11.2020 по административному делу № 2а-5088/2020 МИФНС России № 6 по Хабаровскому краю вынесен судебный приказ о взыскании с Войцеховской Г.М., в том числе указанной задолженности по транспортному налогу и пени за заявленный в иске период. Данный судебный приказ отменен на основании письменных возражений ответчика 12.04.2021.
В Краснофлотский районный суд г. Хабаровска административный иск налогового органа о взыскании с Войцеховской Г.М. вышеперечисленных налогов поступил 30.09.2021.
По смыслу п. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В пункте 4 ст. 2 КАС РФ, пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» указано, что в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
Как следует из материалов дела, административный истец просит суд взыскать задолженность по вышеперечисленным налогам (уведомление от 10.07.2019 № 22727341, требование об оплате налога требование от 08.02.2020 № 7534 со сроком уплаты до 23.03.2020), которые также административным ответчиком не исполнены.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. За просрочку платежей налогов гражданам начисляется пеня в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка России от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что указанные выше требования в части взыскания транспортного налога за 2018 год административного истца законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
МИФНС России № 6 по Хабаровскому краю также заявлено требование о взыскании с ответчика штрафа в сумме 1 080,56 руб.
Разрешая данные требования административного иска, суд исходит из следующего.
По смыслу ст. 115 Налогового кодекса РФ, налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.
Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.
Анализ взаимосвязанных положений п.п. 1-3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, ст. 286 КАС РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснением, изложенным в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ», согласно которому при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд, имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 № 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
С учетом того, что в требовании об уплате штрафа № 7782 от 13.03.2018 указан срок уплаты 02.04.2018, а за судебной защитой истец обратился только 18.11.2020, то срок давности по указанному требованию истек.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Пунктом 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ установлено, что налоговые доходы от государственной пошлины - в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 настоящего Кодекса (по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции) зачисляются в бюджеты городских округов.
Учитывая, что административный истец на основании п.7 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ в доход местного бюджета от удовлетворенной судом суммы иска, с учетом положений ч.6 ст. 52 НК РФ, что составит 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 114, 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Хабаровскому краю к Войцеховской Галине Михайловне о взыскании задолженности по налогам удовлетворить частично.
Взыскать с Войцеховской Галины Михайловны, зарегистрированной по адресу: ****, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Хабаровскому краю задолженность за 2018 год по уплате транспортного налога в сумме 1 872 руб., пени в размере 26,33 руб.
Взыскать с Войцеховской Галины Михайловны в доход городского округа «Город Хабаровск» государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда через Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в течение месяца, со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 08.12.2021 и будет доведено до сведения лиц, участвующих в деле, их представителей путем направления посредством почтовой связи.
Судья Л.В. Иванова