Решение по делу № 2-1075/2023 от 15.05.2023

Дело № 2-1075/2023

11RS0003-01-2023-002127-89

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

судьи Литвиненко С.К.,

с участием помощника прокурора Роик М.С.

при секретаре судебного заседания Макаровой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре 16 июня 2023 года дело по иску Яковлевой О. Ю. к Администрации МО ГО «Инта» о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Яковлева О.Ю. обратилась в Интинский городской суд Республики Коми с иском к администрации МО ГО «Инта» о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указав, что **.**.** в 13 часов 00 минут она шла возле магазина «**********», находящегося по **********. Сзади нее подбежала черная собака среднего размера и укусила ее за ногу. Собака была без владельца, безнадзорная, так как она была неухоженная, без ошейника, с чипом, рядом с собакой никого не было. В этот же день она обратилась в приемное отделение ГБУЗ РК «Интинская ЦРБ», где ей был поставлен диагноз: укушенные ссадины правой голени, укус неизвестной собакой средней степени тяжести, и назначены прививки противорабической вакциной КОКАВ по схеме, последняя прививка **.**.**.

На основании соглашения от 28.01.2022 №7ж-22 Министерством сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми предоставлено из республиканского бюджета бюджету МО ГО «Инта» субвенция на осуществление государственных полномочий Республики Коми по организации на территории МО ГО «Инта» мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельца в 2022 году в размере 2 450 714 рублей, из которых фактически израсходовано в 2022 году 2 440 704 рубля.

На основании соглашения от 19.01.2023 №7ж-23 Министерством сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми предоставлено из республиканского бюджета бюджету МО ГО «Инта» субвенция на осуществление государственных полномочий Республики Коми по организации на территории МО ГО «Инта» мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельца в 2023 году в размере 2 385 705 рублей.

На территории МО ГО «Инта» в 2022 году по результатам мониторинга выявлено: в 1 квартале – 345, во 2 квартале – 317, в 3 квартале – 344, в 4 квартале 302 собак без владельца.

На основании заключенных договоров между МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством» и ИП Минихановой Е.А. на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории МО ГО «Инта», а именно: №... от **.**.**, №... от **.**.**, договор от **.**.**, №... от **.**.**, за 2022 года чипировано, стерилизовано, вакцинировано и возвращено на прежнее место обитание 109 собак, то есть менее 1/3 от проживающих на территории МО ГО «Инта».

В этой связи ответственность должна быть возложена на администрацию МО ГО «Инта» как орган местного самоуправления, осуществляющий государственные полномочия по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Истец обосновала моральный вред объемом и тяжестью полученного ею телесного повреждения, необходимостью многократно проходить вакцинацию противорабической вакциной, испытанным страхом за свою жизнь и здоровье, эмоциональным потрясением, соразмерным физическим и нравственным страданиям.

Истец, обосновывая свои требования положениями ст.ст. 38, 46, 55 Конституции РФ, ст.ст. 45, 151, 1064, 1069 ГК РФ, Постановления Пленума ВС РФ №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека», Федеральным законом от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 21.12.2021 №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Федеральным законом от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Коми от 01.12.2015 №115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми», просит суд взыскать в администрации МО ГО «Инта» компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

Определением судьи Интинского городского суда Республики Коми Изюмовой Е.С. от **.**.** заявлен самоотвод (л.д.2).

Определением председателя Интинского городского суда Республики Коми от **.**.** дело направлено в Верховный Суда Республики Коми для изменения территориальной подсудности (л.д.18).

Определением судьи Верховного Суда Республики Коми от **.**.** дело передано на рассмотрение в Печорский городской суд (л.д.25-26).

Заявлением от **.**.** истец уточнила исковые требования, просила взыскать с администрации МО ГО «Инта» за счет средств казны МО ГО «Инта» в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей (л.д.81).

Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца, представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (л.д.33, 83-84). Истец просила о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.81).

Возражая против удовлетворения иска, ответчик в письменном отзыве указал, что в соответствии с постановлением администрации МО ГО «Инта» от 18.01.2023 №1/57 «О внесении изменений в Устав Муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунальным хозяйством», осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающих на территории ГО «Инта» возложена на МКУ «УЖКХ», в связи, с чем администрация МО ГО «Инта» считает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме (л.д.55-56).

Исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника Печорского межрайонного прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, размер компенсации морального вреда просила назначить на усмотрение суда, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 1 ГК РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено и стороной ответчика не оспаривается, что **.**.** в 13 часов 00 минут Яковлеву О.Ю. в районе ********** в ********** укусила за ногу безнадзорная собака без ошейника, с чипом. В этот же день истец обратилась в приемное отделение ГБУЗ РК «Интинская ЦРБ», где ей был поставлен диагноз: укушенные ссадины правой голени, укус неизвестной собакой средней степени тяжести, и назначены прививки противорабической вакциной КОКАВ по схеме.

Согласно представленных ГБУЗ РК «Интинская ЦРБ» протоколов приема врача-травматолога в отношении Яковлевой О.Ю., истец обратилась за медицинской помощью **.**.** в 18 часов 20 минут, ей был установлен диагноз «укушенные ссадины правой голени, укус неизвестной собакой средней степени тяжести», проведен инструктаж по поводу вакцинации от бешенства КОКАВ – 1.0 в/м №..., рекомендована обработка ссадин зеленкой, продолжить КОКАВ -1.0 по схеме, наблюдение травматолога. Врача-травматолога истец посещала **.**.**, **.**.**, **.**.**, **.**.**, **.**.**. Согласно протокола приема врача-травматолога от **.**.** Яковлевой О.Ю. полностью проведен курс КОКАВ, трудоспособна (л.д. 49-52).

Как следует из ответа ОМВД России по г. Инте Яковлева О.Ю. по факту причинения травмы (покусала бродячая собака) не обращалась (л.д. 54).

Согласно ответа Прокуратуры города Инты, обращения Яковлевой О.Ю. по факту нахождения на территории МО ГО «Инта» безнадзорных собак, не зарегистрировано. При этом сообщаются о выявленных прокуратурой нарушениях, в подтверждение чего представляют представление №... от **.**.** и копию искового заявления о взыскании с администрации МО ГО «Инта» компенсации морального вреда в пользу Кузнецова Д.А., пострадавшего от укуса бездомной собаки (л.д. 39).

Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с положениями ст.1 указанного Федерального закона, безопасные условия для человека – это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.

Согласно ч.1 ст.29 указанного Федерального закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан, санитарно-гигиенического просвещения населения и пропаганды здорового образа жизни.Согласно п.9.1-9.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 (действовавших до 01.09.2021), утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 №54, органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляют контроль за соблюдением требований санитарного законодательства РФ, направленных на предупреждение возникновения и распространения случаев бешенства среди людей.

Мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включают: благоустройство населенных пунктов; регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства; соблюдение правил содержания и выгула домашних животных и их иммунизация против бешенства; санитарно-просветительная работа с населением.

Согласно п.9.5 Правил, регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.

В соответствии с п.7 ст.18 Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Постановления Правительства Республики Коми №41 от 30.01.2020 «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Коми» в целях настоящего Порядка под Уполномоченным органом понимается орган местного самоуправления муниципального образования муниципального района и городского округа в Республике Коми, наделенный государственным полномочием Республики Коми по организации на территории соответствующего муниципального образования мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Таким образом, уполномоченным органом по осуществлению деятельности об обращении с животными без владельцев на территории МО ГО «Инта» является администрация МО ГО «Инта».

На основании п. **.**.** Устава МКУ «УЖКХ» организация на территории МО ГО «Инта» мероприятий при осуществлении деятельности по обращению животных без владельцев отнесена к деятельности МКУ «УЖКХ» (л.д. 65 об.ст.).

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Республики Коми №41 от 30.01.2020 к исполнению мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев могут привлекаться в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В судебном заседании установлено, что администрацией МО ГО «Инта» на момент происшествия **.**.** не была надлежащим образом организована деятельность по отлову бездомных животных, не был организован надлежащий контроль за исполнением муниципальных контрактов, заключенных между МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством» и ИП Минихановой Е.А., на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории МО ГО «Инта» от **.**.**, от **.**.**, от **.**.**, от **.**.**, от **.**.**.

Данный факт подтверждается, представленным в материалы дела Прокуратурой города Инты представлением №... от **.**.** об устранении нарушений законодательства об ответственном обращении с животными, выданном в адрес руководителя администрации МО ГО «Печора» Киселева В.А. Указанные в представлении обстоятельства являются следствием отсутствия контроля за деятельностью МКУ «УЖКХ», непринятия должностными лицами эффективных мер к выполнению, возложенных на администрацию МО ГО «Инта» Законом №115-РЗ полномочий по контролю и отлову безнадзорных животных в МО ГО «Инта», влекут увеличение популяции бродячих собак, их бесконтрольное передвижение по лицам города, существенное нарушение требований по обеспечению безопасности граждан города. Бездействие администрации МО ГО «Инта» в части организации деятельности в данной сфере препятствует своевременному принятию адекватных мер, направленных на стабилизацию негативной обстановки по урегулированию численности безнадзорных животных, влечет нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц на жизнь, охрану здоровью и общественную безопасность. Основными причинами и условиями допущенных нарушении явились организация работы, при которой указанная сфера деятельности не отнесена к первоочередным, требующим незамедлительного решения вопроса, поскольку связана с организацией безопасности граждан, и в первую очередь детей, в жилых микрорайонах города.

Согласно данного представления установлено, исполнителем муниципальных контрактов Минихановой Е.А. выполнены работы на сумму договором в полном объеме в отношении 98 особей, при этом на территории МО ГО «Инта» по результатам мониторинга на конец 2022 года выявлено 302 собаки. В 2022 году медицинская помощь вследствие укусов безнадзорных животных на территории МО ГО «Инта» оказана 127 пациентам, из них 46 несовершеннолетние; в 1 квартале 2023 года – 38 пациентам, из них 10 несовершеннолетние (л.д. 40-42).

В силу ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Доводы представителя ответчика о том, что осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающих на территории ГО «Инта» возложена на МКУ «УЖКХ», в связи с чем, они являются ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, судом не принимаются, поскольку согласно Закона Республики Коми от 01.12.2015 №115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» на администрацию МО ГО «Инта» возложены полномочия по контролю и отлову безнадзорных животных в МО ГО «Инта».

Факт укуса Яковлевой О.Ю. бродячей собакой нашел свое полное подтверждение. В силу деликтного обязательства, обязанность предоставления суду доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины, а равно освобождения от ответственности, лежит на стороне ответчика.

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ данных доказательств ответчиком администрацией МО ГО «Инта» суду при рассмотрении дела по существу представлено не было.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно положениям ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

На основании ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что доводы истца, изложенные в исковом заявлении о ненадлежащем исполнении администрацией МО ГО «Инта» полномочий по отлову безнадзорных животных, непринятии администрацией МО ГО «Инта» всевозможных мер, обеспечивающих безопасность граждан на улицах, нашли свое подтверждение, суд приходит к выводу, что Яковлевой О.Ю. причинен моральный вред, нарушены её личные неимущественные права, выразившиеся в том, что во время нападения безнадзорного животного она испытала страх за свою жизнь и здоровье, эмоциональное потрясение, кроме того в связи с укусом ей причинен легкий вред здоровью, она находилась на лечении (амбулаторном, сделано 5 прививок противорабической вакциной КОКАВ), что свидетельствует о причинении физических и нравственных страданий, в связи с чем, имеются основания для удовлетворения иска о взыскании компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда, суд в соответствии со ст.1101 ГК РФ учитывает характер и степень нравственных и физических страданий, степень вины ответчика, степень тяжести вреда (лёгкий вред здоровью), необходимость лечения в результате повреждения здоровья (находилась на амбулаторном лечении, проходила курс, КОКАВ по схеме), учитывая требования разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании с ответчика за счет казны МО ГО «Инта» в пользу Яковлевой О.Ю. компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей.    

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч.3 ст. 196 ГПК РФ).

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:    

Взыскать с администрации МО ГО «Инта» (ИНН 1104008366) за счет казны МО ГО «Инта» в пользу Яковлевой О. Ю., **.**.**.р. (паспорт №...) компенсацию морального вреда в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья - С.К. Литвиненко

Мотивированное решение составлено **.**.**.

2-1075/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Яковлева Ольга Юрьевна
Печорская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация МО ГО "Инта"
Другие
МКУ "Управление жилищно-коммунальным хозяйством"
Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Литвиненко Станислав Константинович
Дело на странице суда
pechora.komi.sudrf.ru
15.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
16.05.2023Передача материалов судье
16.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2023Судебное заседание
19.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее