Решение по делу № 33а-5403/2021 от 31.05.2021

Судья Билле И.П. Дело № 33а-5403/21

25RS0025-01-2021-000199-57

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 июня 2021 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Украинцевой С.Н.

судей Горпенюк О.В. и Гуцалова И.В.

при секретаре Перебейносове М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пограничного района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пограничного муниципального округа об оспаривании бездействия и возложении обязанности по апелляционной жалобе главы администрации Пограничного муниципального района Приморского края Александрова О.А. от 30 марта 2021 года, которым административное исковое заявление прокурора Пограничного района удовлетворено: признано незаконным бездействие администрации Пограничного муниципального округа, выразившееся в неисполнении государственных полномочий по предупреждению, ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных в рамках выделенных субвенций. На администрацию Пограничного муниципального округа возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить муниципальную организацию, соответствующую требованиям, к организациям, осуществляющим мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных, и в пределах предоставленных субвенций возложить на нее обязанность: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты животных; 2) содержание животных без владельцев приютах для животных; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места обитания; 5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; 6) умерщвление животных в случаях, установленных Федеральным законом « Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения представителя администрации Пограничного района Ульяновой Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы прокурора Романовой О.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Пограничного района обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пограничного муниципального района об оспаривании бездействия, указав, что при проведении проверки исполнения положений Закона Приморского края от 26.12.2019 № 692-КЗ «Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Приморском крае» установлено, что на территории Пограничного муниципального округа деятельность по проведению мероприятий в сфере предупреждения, ликвидации болезней животных, их лечения, отлова и содержания безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных не осуществляется, соответствующие юридические лица, индивидуальные предприниматели и муниципальные организации не определены. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района 15.10.2020 главе Пограничного муниципального округа внесено представление. Согласно сведениям КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» от 08.10.2020 №806 после нападения бродячих собак за медицинской помощью в учреждение обратились 22 совершеннолетних и 2 несовершеннолетних граждан. Просил признать незаконным бездействие администрации Пограничного муниципального округа, выразившееся в неисполнении государственных полномочий по предупреждению, ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных в рамках выделенных субвенций и возложить на администрацию Пограничного муниципального округа обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить муниципальную организацию, соответствующую требованиям, к организациям, осуществляющим мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных, и в пределах предоставленных субвенций возложить на нее обязанность: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты животных; 2) содержание животных без владельцев приютах для животных; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места обитания; 5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; 6) умерщвление животных в случаях, установленных Федеральным законом « Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявленных требований настаивал.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Пограничного муниципального района просила в удовлетворении заявленных требований отказать, пояснив, что отлов и содержание безнадзорных животных не осуществляется, поскольку в районе отсутствует специализированная организация, администрацией района в 2019 и 2020 гг. неоднократно размещались котировки на заключение муниципальных контрактов, однако, они признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в конкурсе. На территории района отсутствуют специализированные предприятия, который могли бы заняться указанной деятельностью, кроме того, выделяемых бюджету района денежных средств недостаточно для реализации указанных целей. Житель села Сергеевка организовал приют для животных, ему предложено узаконить свою деятельность и принять участие в конкурсе, но он отказался. Полагала, что со стороны администрации отсутствует бездействие и просила в удовлетворении административного иска прокурора отказать.

Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица Государственной ветеринарной инспекции Приморского края.

Из письменных возражений следует, что отсутствие заключенных контрактов не является основанием для неисполнения органом местного самоуправления государственных полномочий.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласилась администрация Пограничного муниципального района, в апелляционной жалобе представитель просит отменить решение как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных урегулированы Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии».

В соответствии со статьей 3 Закона «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Согласно подпунктам 49, 49.1 и 49.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства; осуществления регионального государственного ветеринарного надзора.

Разделом IX Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 Профилактика бешенства среди людей, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 года № 54, предусмотрено, что регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных приемниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено право органов местного самоуправления на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.

Во исполнение предусмотренных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации на территории Приморского края действует Закон Приморского края от 26.12.2019 № 692-КЗ «Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Приморском крае» (принят Законодательным Собранием Приморского края 18.12.2019).

Из положений статьи 3 указанного Закона следует, что органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Приморского края наделены отдельными государственными полномочиями Приморского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Мероприятия по реализации государственных полномочий могут проводиться: организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими мероприятия на основании муниципальных контрактов, заключенных с органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; муниципальными организациями.

В случае отсутствия в муниципальном образовании организаций, индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце втором части 2 настоящей статьи, мероприятия по реализации государственных полномочий осуществляются организациями, указанными в абзаце третьем части 2 настоящей статьи.

Как установлено судом первой инстанции, принятые администрацией Пограничного муниципального района меры по заключению муниципального контракта положительного результата не принесли, поскольку назначенные к проведению в 2019 и 2020 годах электронные аукционы на оказание услуг по проведению мероприятий в указанной сфере, признаны не состоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в них.

Иных альтернативных мер, направленных на реализацию полномочий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, администрацией не принято.

Поскольку доказательств осуществления мероприятий по реализации государственных полномочий в данной сфере организациями и индивидуальными предпринимателями либо непосредственно муниципальной организацией не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия администрации.

Доводы апелляционной жалобы о недостаточности бюджетных средств для реализации полномочий в области обращения с животными на территории Пограничного района не влияют на выводы о законности требований прокурора, но они могут учитываться при разрешении вопроса о предоставлении отсрочки либо рассрочки исполнения судебного решения.

В соответствии с Законом Приморского края от 26.12.2019 № 692-КЗ «Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Приморском крае» финансовое обеспечение государственных полномочий в области обращения с животными осуществляется за счет передаваемых из краевого бюджета финансовых средств. Согласно с ч. 3 ст. 8 указанного Закона общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, и их распределение устанавливаются законом Приморского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Так в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 7 указанного Закона Приморского края от 26.12.2019 № 692-КЗ орган местного самоуправления имеет право внести в уполномоченный орган предложения по совершенствованию деятельности, связанной с порядком осуществления государственных полномочий. Таким образом, орган местного самоуправления при отсутствии достаточности финансирования не лишен возможности внести предложение об увеличении финансирования на осуществление мероприятий по содержанию безнадзорных животных.

Принимая во внимание изложенное, судом принято законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Пограничного районного суда Приморского края от 30 марта 2021 года без изменения, апелляционную жалобу администрации Пограничного муниципального района - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

33а-5403/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ПРОКУРОР ПОГРАНИЧНОГО Р-НА
Ответчики
адм-ция Пограничного МО
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Украинцева Светлана Николаевна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
31.05.2021Передача дела судье
23.06.2021Судебное заседание
06.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2021Передано в экспедицию
23.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее