РњРёСЂРѕРІРѕР№ СЃСѓРґСЊСЏ Чепурков Р.Рђ.
Дело №
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
город Севастополь 04 октября 2017 года
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – СЃСѓРґСЊРё РЎРѕРјРѕРІРѕР№ Р.Р’.,
при секретаре Королевой О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Петуховой Анастасии Викторовны на решение мирового судьи судебного участка № 4 Гагаринского судебного района города Севастополя по иску Областного казенного учреждения Курской области «Центр социальных выплаты» к Петуховой Анастасии Викторовны о взыскании излишне выплаченных сумм социального пособия,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Областное казенное учреждение Курской области «Центр социальных выплаты» предъявило иск Петуховой А.В. о взыскании излишне выплаченных сумм ежемесячного социального пособия в размере 18 000 рублей.
В обоснование требований указано, что на основании Закона Курской области от 10.12.2008 № 108-ЗКО «О государственной поддержки семей, имеющих детей, в Курской области» семьям за счет средств областного бюджета при рождении второго ребенка выплачивается ежемесячное пособие в размере 2 000 рублей. Порядок его выплаты предусмотрен постановлением Правительства Курской области от 14.04.2006 № 81. Согласно решению от 19.08.2014 Петуховой А.В. отделом социального обеспечения администрации Курского района было назначено ежемесячное пособие на второго ребенка в сумме 2 000 рублей. На дату назначения пособия ответчик проживала в п. <адрес>. Однако 11.11.2014 Петухова А.В. была снята с регистрационного учета и убыла на постоянное место жительства в г. Севастополь. Об указанном факте она своевременно не известила орган социальной защиты, что привело к переплате ежемесячного социального пособия в сумме 18 000 рублей.
Ответчик иск не признала.
Решением мирового судьи судебного участка № 4 Гагаринского судебного района города Севастополя от 25.07.2017 иск удовлетворен, взыскана с Петуховой А.В. в пользу Областного казенного учреждения Курской области «Центр социальных выплаты» излишне выплаченная сумма ежемесячного пособия в размере 18 000 рублей, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 720 рублей.
Не согласившись с решением мирового судьи, ответчик подала на него апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение мирового судьи, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать полностью.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что решение суда постановлено с нарушением норм материального и процессуального права. При переезде на новое место жительства ответчик действовала добросовестно, устно уведомила отдел социального обеспечения администрации Курского района о предстоящем переезде. После регистрации по новому месту жительства ответчик обратилась в Управление социальной защиты населения Гагаринского района г. Севастополя, а последним неоднократно направлялась информация о новом месте регистрации ответчика в Крыму. Обязанность получателя пособия при переезде из Курской области обращаться непосредственно в органы социальной защиты Курской области Правилами выплаты пособия не предусмотрена. За своевременность обмена информацией между органами социальной защиты населения по прежнему и новому адресу жительства она ответственности не несет.
В судебном заседании ответчик Петухова А.В. поддержала доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежаще.
Рзучив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, выслушав ответчика, проверив решение СЃСѓРґР°, СЃСѓРґ РЅРµ находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно подпункту «ж» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон № 184-ФЗ) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов …… семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей)….., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.
В соответствии со статьей 26.3-1 Закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
В соответствии с указанными положениями закона Курской областной Думой принят Закон от 10.12.2008 № 108-ЗКО «О государственной поддержке семей, имеющих детей в Курской области» (далее – Закон № 108-ЗКО), устанавливающий целенаправленную и адресную систему мер по государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона № 108-ЗКО действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Курской области.
Статьей 3 Закона № 108-ЗКО установлены виды мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в том числе ежемесячное пособие семьям при рождении второго ребенка.
Согласно статьям 7.1 и 7.2 Закона № 108-ЗКО ежемесячное пособие семьям при рождении второго ребенка выплачивается за период до достижения вторым рожденным ребенком возраста трех лет и устанавливается в размере 2 000 рублей.
Постановлением Правительства Курской области от 14.04.2006 № 81 утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия семьям при усыновлении (удочерении) второго, третьего и каждого последующего ребенка и ежемесячного пособия семьям при рождении второго ребенка.
Согласно пунктам 2, 3 Правил ежемесячное пособие семьям назначается гражданам Российской Федерации, имеющим детей, постоянно проживающих на территории Курской области, независимо от наличия права на иные виды мер государственной поддержки семей, имеющих детей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Курской области.
Ежемесячное пособие семьям назначается органами социальной защиты населения по месту жительства одного из родителей на каждого второго ребенка, рожденного после 31.12.2005.
Согласно пункту 15 Правил выплата ежемесячного пособия семьям прекращается с месяца, следующего за месяцем наступления одного из следующих обстоятельств, в том числе: выбытие получателя ежемесячного пособия семьям либо ребенка, на которого выплачивается ежемесячное пособие семьям, за пределы Курской области на постоянное место жительства (пункт 3).
В судебном заседании установлено, что решением Отдела социального обеспечения администрации Курского района от 19.08.2014 Петуховой А.В. назначено ежемесячное пособие семьям при рождении второго ребенка в размере 2 000 рублей с 18.05.2014 по 17.05.2017 (л.д. 6).
Петухова А.В. с семьей была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>
Согласно копии паспорта на имя Петуховой А.В. она снята с регистрационного учета по указанному адресу 11.11.2014, зарегистрирована по месту жительства 11.11.2014 в г. Севастополе, <адрес> (л.д. 16-17).
Решением Отдела социального обеспечения администрации Курского района от 10.08.2015 выплата Петуховой А.В. ежемесячного пособия прекращена с 01.12.2014 (л.д. 18).
Поскольку Петухова А.В. в ноябре 2014 выбыла из Курской области на постоянное место жительства в г. Севастополь, она утратила право на получение назначенного ей ежемесячного пособия семьям и его выплата должна была быть прекращена ответчику с декабря 2014 года.
Вместе с тем согласно сведениям Отдела социального обеспечения администрации Курского района производилась выплата пособия Петуховой А.В. в период декабря 2014 года по август 2015 года, выплата произведена в общей сумме 18 000 рублей, что подтверждается соответствующими платежными поручениями (л.д. 19, 24-41).
В соответствии с пунктом 16 Правил от 14.04.2006 получатели ежемесячного пособия семьям обязаны в месячный срок извещать органы социальной защиты населения по месту жительства о наступлении обстоятельств, указанных в пункте 15 настоящих Правил.
Доказательств того, что Петухова А.В. известила в установленном порядке органы социальной защиты населения Курского района, на территории которого была зарегистрирована до ноября 2014 года, не имеется.
В своих пояснениях ответчик указывает, что она делала это устно, а также извещала орган социальной защиты населения по новому месту жительства. Однако и таких доказательств суду не представлено.
Как видно из копии заявления Петуховой А.В. в УСЗН Гагаринского района г. Севастополя она просила запросить сведения о получении ею пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет (л.д. 140), т.е. федерального пособия, а не пособия, установленного вышеуказанным законом Курской области. По вопросу выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет велась переписка в июне-августе 2015 года между органами социальной защиты населения г. Севастополя и администрации Курской области, после чего с 01.07.2015 была прекращена выплата федерального пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в Курской области (л.д. 142-151).
Вместе с тем указанное заявление Петуховой А.В., поданное в УСЗН Гагаринского района г. Севастополя, не свидетельствует о надлежащем исполнении ею обязанности уведомить Отдел социальной защиты населения Курского района о перемене места жительства в месячный срок.
В соответствии с пунктом 17 Правил от 14.04.2006 излишне выплаченные суммы ежемесячного пособия семьям удерживаются в соответствии со статьей 25 Закона № 108-ЗКО.
Согласно статье 25 Закона № 108-ЗКО излишне выплаченные суммы установленных Законом социальных пособий (компенсаций) удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения социальных пособий (компенсаций) гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров).
Оценив установленные по делу обстоятельства, мировой судья пришел к обоснованному выводу о недобросовестности поведения ответчика, повлекшего переплату ежемесячного пособия семьям, имеющим детей, и наличии оснований для удовлетворения иска о взыскании с Петуховой А.В. излишне выплаченных сумм за период с декабря 2014 года по август 2015 года.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р Р›:
Решение мирового судьи судебного участка № 4 Гагаринского судебного района города Севастополя от 25 июля 2017 года по иску Областного казенного учреждения Курской области «Центр социальных выплаты» к Петуховой Анастасии Викторовны о взыскании излишне выплаченных сумм социального пособия - оставить без изменения, апелляционную жалобу Петуховой Анастасии Викторовны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Р.Р’. РЎРѕРјРѕРІР°