КОПИЯ
№ 2-1024/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Бузулук 03 мая 2023 года
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Мухтаровой М.М.,
при секретаре Королевой Е.А.,
с участием помощника Бузулукского межрайонного прокурора Писковой Ю.В.,
представителя ответчика Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Преображенская средняя общеобразовательная школа" Бузулукского района Оренбургской области Осиповой С.А.,
представителя ответчика Отдел образования администрации МО Бузулукский район Оренбургской области Шестаковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бузулукского межрайонного прокурора к Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению "Преображенская средняя общеобразовательная школа" Бузулукского района Оренбургской области, Отделу образования администрации МО Бузулукский район Оренбургской области об обязании выделения дополнительного целевого финансирования в целях организации надлежащей антитеррористической защищенности образовательного учреждения,
УСТАНОВИЛ:
Бузулукский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению "Преображенская средняя общеобразовательная школа" Бузулукского района Оренбургской области, Отделу образования администрации МО Бузулукский район Оренбургской области об обязании выделения дополнительного целевого финансирования в целях организации надлежащей антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Бузулукской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения образовательными организациями Бузулукского района требований п. 2 ч. 6 ст. 28 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части создания безопасных условий обучения и воспитания детей, обеспечивающих их жизнь и здоровье. Установлено, что МОБУ «Преображенская СОШ» Бузулукского района не принято необходимых мер для создания безопасных условий пребывания в нем, а именно, ограждение территории образовательного учреждения не соответствует установленным требованиям, что не исключает свободное перемещение посторонних лиц по территории. Проверка показала, что здание МОБУ «Преображенская СОШ» расположено на участке местности по адресу: <адрес>. Установлено, что Учреждению по результатам категорирования присвоена 4 категория опасности. Согласно информации руководителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области от ** ** **** №, нарушено периметральное ограждение, в том числе МОБУ «Преображенская СОШ» Бузулукского района. Межрайонной прокуратурой по результатам проведенной в № года проверки исполнения требований законодательства о противодействии терроризму ** ** **** вынесено представление № об устранении нарушений требований законодательства в адрес начальника отдела образования администрации Бузулукского района. Согласно ответу начальника отдела образования от ** ** **** № требуется проведение частичного ремонта периметрального ограждения МОБУ «Преображенская СОШ» Бузулукского района, однако, устранить нарушения требований законодательства не представляется возможным ввиду отсутствия финансирования. По состоянию на ** ** **** нарушения требований законодательства о противодействии терроризму не устранены. Согласно информации директора МОБУ «Преображенская СОШ» Бузулукского района от ** ** ****, на территории образовательной организации нарушена целостность периметрального ограждения с западной и северной стороны здания длиной 300 метров. Согласно Уставам образовательные учреждения Бузулукского района по своей организационно-правовой форме являются муниципальными учреждениями. Учредителем является Муниципальное образование Бузулукский район Оренбургской области, источником формирования имущества Учреждений и финансовых ресурсов являются субсидии на выполнение муниципального задания. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в виде субсидий из местного бюджета.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечен Отдел образования администрации Бузулукского района Оренбургской области, как самостоятельное юридическое лицо и главный распорядитель бюджетных средств между школами.
Просят суд обязать отдел образования администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования в целях организации надлежащей антитеррористической защищенности образовательного учреждения путем оборудования по всему периметру территории МОБУ «Преображенская СОШ» Бузулукского района, расположенной по адресу: <адрес>, ограждением, исключающим проникновение на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, в срок до ** ** ****.
Обязать МОБУ «Преображенская СОШ» оборудовать по всему периметру территории МОБУ «Преображенская СОШ» Бузулукского района, расположенной по адресу: <адрес>, ограждением, исключающим проникновение на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, в срок до ** ** ****.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Пискова Ю.В., заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика МОБУ «Преображенская средняя общеобразовательная школа» Осипова С.А. в судебном заседании просила перенести срок исполнения.
Представитель ответчика – Отдела образования администрации МО Бузулукский район Оренбургской области в судебном заседании не возражали против удовлетворения иска, просили отсрочить исполнение до ** ** ****.
В порядке статьи 167 ГПК РФ суд определил - рассмотреть дело с имеющейся явкой.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, оценив в совокупности предъявленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Пунктом 3 ст. 5 названного Закона закреплено, что органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в частности, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявления на территории муниципального района.
Пунктом 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации (п. 7 данной статьи).
На основании п. 8 ч. 1 ст. 41 вышеуказанного Закона следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со ст. 19 Закона Оренбургской области от 06 сентября 2013 гоад № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» предусмотрено, что в образовательных организациях Оренбургской области создаются условия для охраны жизни и здоровья обучающихся. В целях охраны жизни и здоровья обучающихся в образовательных организациях Оренбургской области предусматривается обязательная организация условий для получения горячего питания и медицинского обслуживания, обязательное соблюдение санитарных, противопожарных норм и правил.
Судом установлено что, Бузулукской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения образовательными организациями Бузулукского района требований п. 2 ч. 6 ст. 28 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части создания безопасных условий обучения и воспитания детей, обеспечивающих их жизнь и здоровье. Установлено, что МОБУ «Преображенская СОШ» Бузулукского района не принято необходимых мер для создания безопасных условий пребывания в нем, а именно, ограждение территории образовательного учреждения не соответствует установленным требованиям, что не исключает свободное перемещение посторонних лиц по территории. Проверка показала, что здание МОБУ «Преображенская СОШ» расположено на участке местности по адресу: <адрес>. Установлено, что Учреждению по результатам категорирования присвоена 4 категория опасности. Согласно информации руководителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области от ** ** **** №, нарушено периметральное ограждение, в том числе МОБУ «Преображенская СОШ» Бузулукского района. Межрайонной прокуратурой по результатам проведенной в сентябре 2022 года проверки исполнения требований законодательства о противодействии терроризму ** ** **** вынесено представление № об устранении нарушений требований законодательства в адрес начальника отдела образования администрации Бузулукского района. Согласно ответу начальника отдела образования от ** ** **** № требуется проведение частичного ремонта периметрального ограждения МОБУ «Преображенская СОШ» Бузулукского района, однако, устранить нарушения требований законодательства не представляется возможным ввиду отсутствия финансирования. По состоянию на ** ** **** нарушения требований законодательства о противодействии терроризму не устранены. Согласно информации директора МОБУ «Преображенская СОШ» Бузулукского района от ** ** ****, на территории образовательной организации нарушена целостность периметрального ограждения с западной и северной стороны здания длиной 300 метров.
Согласно Уставам образовательные учреждения Бузулукского района по своей организационно-правовой форме являются муниципальными учреждениями. Учредителем является Муниципальное образование Бузулукский район Оренбургской области, источником формирования имущества Учреждений и финансовых ресурсов являются субсидии на выполнение муниципального задания. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в виде субсидий из местного бюджета.
В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-Ф3 для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения, в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 утверждены санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10.
Согласно п. 1.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 санитарные правила направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся.
В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару.
Следовательно, установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
МОБУ «Преображенская СОШ» Бузулукского района Оренбургской области является муниципальным бюджетным учреждением.
Согласно п. 3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 ст. 123.22 и пунктом 2 ст. 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с п. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
В статьях 14, 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отражены вопросы, относящиеся к вопросам местного значения, в том числе профилактика терроризма и экстремизма, обеспечение пожарной безопасности населения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 вышеназванного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Учитывая вышеизложенное, исполнение требований нормативных правовых актов является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления и специального указания на это не требуется.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая приоритетное значение вопроса обеспечения безопасности граждан, и необходимость при этом предоставления ответчикам разумных сроков для соблюдения бюджетных процедур связанных с планированием и выделением соответствующих денежных средств, сроков для заключения договора и фактического выполнения работ, с учетом положений Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд полагает необходимым установить ответчикам срок для выполнения работ не позднее 01 сентября 2023 года.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Бузулукского межрайонного прокурора к Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению "Преображенская средняя общеобразовательная школа" Бузулукского района Оренбургской области, Отделу образования администрации МО Бузулукский район Оренбургской области об обязании выделения дополнительного целевого финансирования в целях организации надлежащей антитеррористической защищенности образовательного учреждения - удовлетворить.
Обязать отдел образования администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования в целях организации надлежащей антитеррористической защищенности образовательного учреждения путем оборудования по всему периметру территории МОБУ «Преображенская СОШ» Бузулукского района, расположенной по адресу: <адрес>, ограждением, исключающим проникновение на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, в срок до ** ** ****.
Обязать МОБУ «Преображенская СОШ» оборудовать по всему периметру территории МОБУ «Преображенская СОШ» Бузулукского района, расположенной по адресу: <адрес>, ограждением, исключающим проникновение на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, в срок до ** ** ****.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Бузулукский районный суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья подпись М.М. Мухтарова
Решение в окончательной форме принято 11 мая 2023 года.
Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-1024/2023, находящемся в производстве Бузулукского районного суда с УИД 56RS0008-01-2023-000679-36.