Дело №–346/2020 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2020 года <адрес>
Судья Назрановского районного суда Республики Ингушетия Гайсанова М.И., при секретаре ФИО2, с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> Республики Ингушетия ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГБОУ «СОШ – Д/С № с.<адрес>» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором просит суд обязать ГБОУ «СОШ – Д/С № с.<адрес>»: - выполнить требования, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации», согласно требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации; - разработать план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел РФ и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по вопросам противодействия терроризму и экстремизму; - назначить должностное лицо, ответственное за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел РФ и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ); - разместить в образовательном учреждении наглядные пособия, содержащие информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступления информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях).
В обоснование иска указано, что прокурорской проверкой установлено, что в образовательном учреждении ГБОУ «СОШ – Д/С № с.<адрес>» отсутствуют планы по взаимодействию с территориальными правоохранительными органами (МВД, ФСБ, Росгвардии) по вопросам безопасности, противодействия терроризму и экстремизму; должностные лица, ответственные за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел РФ и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ) не назначены, не со всеми работниками образовательных организаций проведен инструктаж по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта, наглядные пособия, содержащие информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), не размещены.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Ингушетия ФИО3 поддержал требования, изложенные в исковом заявлении, и просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, ответчик ГБОУ «СОШ – Д/С № с.<адрес>» и заинтересованное лицо Министерство образования Республики Ингушетия в суд своих представителей не направили, о причинах их неявки суду не сообщили.
Выслушав мнение прокурора, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Утвержденная Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно п. п. 4, 5 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 390-ФЗ "О безопасности" основными принципами обеспечения безопасности являются приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 7 указанной статьи образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Из материалов дела усматривается, что согласно п. 1.7 Общих положений Устава ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа – детский сад № с.<адрес>» образовательная организация в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Ингушетия и настоящим Уставом.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений Назрановского муниципального района, выявлены нарушения закона об антитеррористической защищенности.
Так, в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в образовательном учреждении ГБОУ «СОШ – Д/С № с.<адрес>» отсутствуют планы по взаимодействию с территориальными правоохранительными органами (МВД, ФСБ, Росгвардии) по вопросам безопасности, противодействия терроризму и экстремизму; должностные лица, ответственные за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел РФ и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ) не назначены, не со всеми работниками образовательных организаций проведен инструктаж по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта, наглядные пособия, содержащие информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), не размещены.
Из письма главы МУ «Администрации Назрановского муниципального района» за № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в результате проведенных мероприятий в деятельности образовательных учреждений района выявлены нарушения федерального законодательства связанные с антитеррористической защищенностью объектов.
Установленные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются представленными в деле документами.
Более того, из материалов дела усматривается, что Министерство образования и науки Республики Ингушетия во исполнение раздела 1 из протокола заседания Антитеррористической комиссии в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п о ходе исполнения решения Национального антитеррористического комитета и Антитеррористической комиссии в <адрес> по обеспечению органами исполнительной власти антитеррористической защищенности объектов (территорий) в части завершения процедур категорирования и паспортизации, а также оснащения инженерно-техническими средствами довело до сведения всех подведомственных образовательных организаций о необходимости исполнения пунктов 1.3. – 1.3.5. указанного протокола.
Таким образом, на образовательном учреждении с момента вступления в силу Федерального закона лежала обязанность по составлению планов по взаимодействию с территориальными правоохранительными органами по вопросам безопасности, противодействия терроризму и экстремизму, обязанность по назначению должностных лиц ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, обучению лиц из числа руководящих работников образовательного учреждения по вопросам антитеррористической безопасности, то есть проявляла бездействие, которое следует признать незаконным.
Выполнение указанных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
Однако, ответчиком не представлено суду доказательств принятия каких-либо мер в целях устранения указанных недостатков.
Исходя из приоритета обеспечения безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, более эффективного обеспечения безопасности учреждения образования, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, суд полагает необходимым удовлетворить исковое заявление прокурора <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГБОУ «СОШ – Д/С № с.<адрес>» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, удовлетворить.
Обязать ГБОУ «СОШ – Д/С № с.<адрес>»:
- выполнить требования, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации», согласно требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации;
- разработать план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел РФ и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
- назначить должностное лицо, ответственное за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел РФ и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ);
разместить в образовательном учреждении наглядные пособия, содержащие информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступления информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Копия верна: Судья
Назрановского районного суда М.И. Гайсанова