Дело №
(УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Калтасы РБ 14 декабря 2021 года
Краснокамский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Ахмерова Р.Р.,
при секретаре Яндубаевой А.А.,
с участием помощника прокурора Калтасинского района РБ Кулаева А.Р.,
представителя ответчика администрации СП <данные изъяты> сельсовет МР Калтасинский район РБ Арсланова Р.М.,
представителя третьего лица администрации МР Калтасинский район РБ Божик А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калтасинского района Республики Башкортостан в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан о возложении обязанности оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями
установил:
прокурор Калтасинского района РБ обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан о возложении обязанности оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах потребления и производства в деятельности СП <данные изъяты> сельсовет МР Калтасинский район РБ. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ и ст.11 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки проведенной прокуратурой района установлено, что на территории СП <данные изъяты> сельсовет МР Калтасинский район РБ не оборудованы надлежащим образом места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, а именно в <адрес> отсутствуют твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, что нарушает права неопределенного круга лиц населения, проживающего в указанных населенных пунктах на благоприятную окружающую среду и свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления сельского поселения своих обязанностей по созданию площадок накопления твердых коммунальных отходов. В связи с чем прокурор Калтасинского района РБ просит обязать администрацию сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района Калтасинский район РБ оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 по вышеуказанным адресам в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Калтасинского района РБ Кулаев А.Р. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика администрации СП <данные изъяты> сельсовет МР Калтасинский район РБ Арсланов Р.М. с требованиями прокурора в части выявленных нарушений согласился, при этом просил увеличить срок для устранения нарушений.
Представитель третьего лица администрации муниципального района Калтасинский район РБ Божик А.В., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, с исковыми требования прокурора в части выявленных нарушений согласилась, при этом просила увеличить срок для устранения нарушений.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В силу ч.2 ст.8 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (ч.ч.1,3 ст.13.4 ФЗ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии с п.3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Калтасинского района РБ на основании решения коллегии прокуратуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления» ДД.ММ.ГГГГ в деятельности администрации СП <данные изъяты> сельсовет МР Калтасинский район РБ, была проведена проверка.
В результате проведенной проверки выявлено, что в - <адрес>, расположенных на территории указанного сельского поселения отсутствуют твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод. Решением о проведении проверки представитель ответчика уведомлен ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии ч.3 ст. 14 Федерального закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных вопросов местного значения городских поселений в том числе п.18 ч.1 ст.14 вопросы участия в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Так, в соответствии с решением № о внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан к вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории сельского поселения, осуществление контроля за их соблюдением.
На момент рассмотрения дела нарушения указанные в иске не устранены.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 13.10.2015 года № 26-П, поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории муниципального района, является основанием для привлечения к установленной законом ответственности.
При таких обстоятельствах суд соглашается с позицией истца, что ответчиком администрацией сельского поселения <данные изъяты> сельсовет МР Калтасинский район РБ обязанность по оборудованию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 по адресам: <адрес> выполняются ненадлежащим образом, в связи с чем, нарушается предусмотренное ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и создает угрозу безопасности окружающей среды и санитарно- эпидемиологическому благополучию населения. При этом, учитывая объем работ, подлежащих выполнению, которые фактическим должны быть проведены на территории одного населенного пункта, погодные условия срок исполнения обязательств по оборудованию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в количестве 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, суд считает разумным и возможным для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Обязать администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресам: <адрес> в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Верховный Суд Республики Башкортостан через Краснокамский межрайонный суд Республики Башкортостан со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2021 года.
Председательствующий судья: Р.Р. Ахмеров