Решение по делу № 2-83/2018 от 04.12.2017

Дело № 2-1-83/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2018 года                                                                                                  г. Вольск

Вольский районный суд Саратовской области, в составе:

председательствующего судьи Крапивина А.А.,

при секретаре Напалковой Е.Ю.,

с участием истца Куликова В.В., представителя ответчика Капитоновой В.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске гражданское дело по исковому заявлению Куликова В. В. к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Вольск» о признании незаконными действий по выставлению счетов за коммунальные услуги,

установил:

Куликов В.В. обратился в Вольский районный суд Саратовской области с исковым заявлением к ООО «Газпром теплоэнерго Вольск» о признании незаконным действий по выставлению счетов за коммунальные услуги, указывая, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> 2007 года. В 2009 году истец в соответствии с правилами провел в квартире автономное отопление и с 2010 года не платил за тепловую энергию, так как не являлся потребителем центральной системы отопления. С 2015 года из ООО «Газпром теплоэнерго Вольск» Куликову В.В. стали приходить счета за отопление, на обращение к ответчику истец ответов не получил. В ноябре 2016 года мировой судья судебного участка № 5 Вольского района Саратовской области вынесла судебный приказ, в соответствии с которым с истца взыскано 6 457 рублей 17 коп. в счет погашения задолженности по оплате коммунальных услуг отопления и пени, а также расходы по оплате государственной пошлины. В ноябре 2017 года истец опять стал получать счета с просроченной задолженностью.

В связи с чем истец просит признать незаконными действия и обязать ответчика прекратить выставлять счета на услуги по теплоснабжению.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные по содержанию исковому заявлению.

Представитель ответчика по доверенности Капитонова В.Э. просила в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. Индивидуальное отопление можно установить только для улучшения своих жилищных условий. Поскольку у истца не имеется соответствующего разрешения, нет подписей собственников данного дома, дом, в котором проживает истец, отапливается от котельной ООО «Газпром теплоэнерго Вольск», полагает, что нет оснований признавать действия по начислению ежемесячной платы за коммунальные услуги незаконными.

Третье лицо, ООО «Компания Новые Технологии», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств и возражений в суд предоставлено не было.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в ходе рассмотрения дела Куликов В.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. /л.д. 16/.

Согласно техническому паспорту жилого дома <адрес>, данный дом является многоквартирным и отопление осуществляется от централизованной котельной. /л.д. 36-46/.

Данные обстоятельства не оспаривались истцом в судебном заседании, который пояснил, что квартира, принадлежащая ему на праве собственности, так же отапливалась от центрального отопления, однако, в 2008 году им было установлено индивидуальное отопление и в настоящее время через его квартиру проходят только стояки теплоснабжения, а радиаторы отсутствуют.

Теплоснабжение дома от централизованной котельной осуществляется ООО «Газпром теплоэнерго Вольск», что подтверждается договором снабжения тепловой энергией от 28 июля 2017 года, заключенным между ООО «Газпром теплоэнерго Вольск» и ООО «Компания Новые Технологии». /л.д. 47-57/.

Согласно протоколу общего собрания собственников жилых и нежилых помещений, многоквартирного дома по адресу: <адрес> от 20 мая 2015 года собственниками было принято решение о сохранении прежнего порядка предоставления в многоквартирный дом коммунальных услуг и расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные услуги и вносить плату за все коммунальные ресурсы (услуги) поставляемые в дом ресурсоснабжающим организациям напрямую. /л.д. 58/.

Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5, п. 10 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка - изменение конфигурации помещения, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Как следует из ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно подп. "в" п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

В силу п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 91, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Следовательно, система внутридомового отопления является общим имуществом всех собственников помещений многоквартирного жилого дома.

Демонтаж системы отопления ведет к уменьшению размера такой общей собственности.

Согласно ч. 3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Статьей 539 ГК РФ установлена обязанность абонента оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

При этом самовольное переоборудование помещений, демонтаж радиаторов отопления и установка альтернативных источников обогрева, не освобождают истца от оплаты тепловой энергии.

На основании ст. 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии. Радиаторы отопления энергопринимающим устройством не являются.

Согласно ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 октября 2014 года N 22588-ОД/04 "Об отоплении жилых помещений в многоквартирных домах" разъяснено, что переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством жилого помещения, и в нем указано на осуществление порядка переустройства жилых помещений в соответствии с приведенными нормами главы 4 Жилищного кодекса РФ: только при наличии согласования уполномоченного органа и с согласия всех собственников многоквартирного жилого дома, поскольку система отопления многоквартирного дома представляет собой единую систему.

Из приведенных выше правовых норм следует, что демонтаж радиаторов системы центрального отопления без соответствующего разрешения, не может свидетельствовать о расторжении договора энергоснабжения и не освобождает истца от обязанности производить оплату услуг, независимо от причин демонтажа.

Из пояснений истца, данных в судебном заседании, следует, что при проведении работ по установке индивидуального отопления, согласование с органами местного самоуправления им не производилось. Согласно сведениям, полученным из администрации Вольского муниципального района Саратовской области следует, что разрешение на перепланировку и переустройство квартиры <адрес> не выдавалось.

Таким образом, из изученных материалов дела, в жилое помещение изначально было предусмотрено оснащение радиаторами отопления, вместе с тем прием принадлежащему истцу квартиры после произведенного переоборудования (перехода на индивидуальное отопление) органом местного самоуправления не производился, доказательств согласования завершения переустройства помещений, а именно, акта приемочной комиссии, как и согласия собственников на выполнение ответчиком переустройства (ст. 40 ЖК РФ), истцом не представлено.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе).

Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Частью 2 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме состоит из платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.

Как следует из ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

На основании чч. 1 и 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 158 ЖК РФ установлена обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии с подп. "е" п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.

Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, начисление истцу платы за услугу отопления предусматривает оплату тепловой энергии не только по обогреву помещений, принадлежащих истцу, но и помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома. В этой связи освобождение собственника нежилых помещений от платежей за услугу отопления противоречит жилищному законодательству, нарушает права и законные интересы других лиц, в том числе собственников иных жилых и нежилых помещений. Кроме того, указанными Правилами какой-либо иной порядок расчетов с отдельными собственниками помещений в многоквартирном доме, отключивших свои помещения от централизованной системы отопления, в том числе перешедших на альтернативный способ отопления, не предусмотрен, поскольку в соответствии с п. 40 вышеуказанных Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

Из изложенного следует, что плата за коммунальную услугу - тепловая энергия в многоквартирном доме начисляется всем потребителям в одинаковом порядке и зависит только от общей площади занимаемых помещений. Снижение платы за услуги отопления соразмерно уменьшению тепловой нагрузки в жилом и нежилом помещении (при демонтаже, отключении, уменьшении поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении согласно проектной и (или) технической документации на многоквартирный дом равно как и снижение температуры воздуха в жилом помещении при помощи термостатических регуляторов, ограничивающих количество тепла, поступающего в отопительные приборы) многоквартирных домов, оборудованных общедомовым прибором учета, все или часть помещений, которые не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, вышеуказанными Правилами не предусмотрено. Услуга отопления не может предоставляться автономно в каждом отдельном помещении многоквартирного дома.

Перевод отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованной системой отопления на индивидуальное (альтернативное) отопление не означает, что собственниками таких помещений полностью прекратилось потребление тепловой энергии на обогрев непосредственно помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами, а также в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, так как одним из источников теплоснабжения данных помещений будет являться отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в многоквартирном доме, которые невозможно отключить без нарушения прав и законных интересов иных лиц, проживающих в этом доме.

Потребление тепловой энергии на отопление помещений общего пользования в многоквартирном доме и потери во внутридомовых сетях подлежат оплате собственниками помещений вне зависимости от факта пользования услугами отопления внутри принадлежащих им помещений.

Таким образом, право потребителей на отказ от предоставления и оплаты услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома.

Суд также учитывает, что в данном случае собственник жилого помещения, выполняя действия, связанные с переоборудованием системы отопления, направленные на благоустройство помещения, добровольно принял на себя риски и последствия выполнения таких действий, в том числе несения установленных действующим законодательством расходов.

Исходя из изложенных выше норм права, обстоятельств дела и анализа представленных в материалы дела доказательств, учитывая, что порядок определения размера платы, установленный п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, не предусматривает освобождение истца от внесения платы за коммунальную услугу - тепловая энергия, поставляемую централизованно, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения Куликова В.В. от обязанности по оплате тепловой энергии и возложении на ответчика обязанности не начислять плату.

В связи с чем в удовлетворении исковых требований Куликову В.В. следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

в удовлетворении исковых требований Куликову В. В. к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Вольск» о признании незаконными действий по выставлению счетов за коммунальные услуги отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вольский районный суд.

Судья                                                                                                                А.А. Крапивин

2-83/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Куликов В.В.
Куликов Владимир Валерьевич
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Вольск"
Другие
Капитонова Валерия Эдуардовна
Общество с ограниченной ответственностью "Компания Новые технологии"
Суд
Вольский районный суд Саратовской области
Дело на сайте суда
volsky.sar.sudrf.ru
04.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2017Передача материалов судье
11.12.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2017Предварительное судебное заседание
16.01.2018Судебное заседание
30.01.2018Судебное заседание
05.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2020Передача материалов судье
02.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.05.2020Предварительное судебное заседание
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2020Дело оформлено
02.05.2020Дело передано в архив
30.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее