ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Доржиева С.Л.
УИД 04RS0007-01-2021-002381-34
дело поступило 13.07.2021 г. № 33-2666/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
9 августа 2021 г. г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Хаыковой И.К., Базарова В.Н. при секретаре Дашиевой Н.З. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кабанского района Республики Бурятия в интересах Прониной Н.Г. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения, пригодного для проживания, взамен ранее представленного жилого помещения
по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 19 мая 2021 г., которым постановлено:
исковые требования прокурора Кабанского района Республики Бурятии в интересах Прониной Н.Г. удовлетворить.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить Прониной Н.Г. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен предоставленного ей ранее жилого помещения по адресу: Республика Бурятия, <...>.
Заслушав доклад судьи Хаыковой И.К., выслушав пояснения прокурора Раднаевой В.В., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
обращаясь в суд с иском, прокурор Кабанского района Республики Бурятия просил обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее – Минсоцзащиты) предоставить Прониной Н.Г. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен предоставленного ей ранее жилого помещения по адресу: Республика Бурятия, <...>.
Исковые требования мотивированы тем, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состояла на учете в администрации МО «<...>» Республики Бурятия в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. ... между ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья», учредителем которого является Минсоцзащиты Республики Бурятия, и Прониной Н.Г. заключен договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, расположенного по адресу: Республика Бурятия, <...>.
Из протокола заседания межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Республики Бурятия от ... следует, что экспертным заключением ООО «<...>» состояние жилого дома по адресу: <...> оценивается как аварийное.
В заседании суда первой инстанции прокурор Бородина А.С. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Пронина Н.Г. в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания была надлежащим образом извещена.
Представитель Минсоцзащиты Иванова М.Э. просила в удовлетворении искового заявления отказать, ссылаясь на то, что на момент предоставления жилого помещения оно было признано пригодным для проживания; признание жилого помещения непригодным для проживания относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещений, а также пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям.
Представитель третьего лица Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в судебное заседание не явился, были извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Районным судом постановлено вышеуказанное решение об удовлетворении исковых требований, с которым не согласилось Минсоцзащиты, подав апелляционную жалобу с просьбой об отмене решения суда первой инстанции.
В частности, в апелляционной жалобе указывается на то, что предоставленное Прониной Н.Г. жилое помещение в установленном порядке включено в специализированный жилищный фонд в соответствии с заключением межведомственной комиссии о соответствии жилого помещения предъявляемым требованиям, поэтому договор найма жилого помещения заключен правомерно и является действующим, соответственно, оснований для повторного обеспечения истца жилым помещением не имеется; решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии; Минсоцзащиты не обладает полномочиями по оценке жилых помещений на предмет их соответствия санитарным требованиям; предоставление другого жилого помещения является последствием признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Раднаева В.В. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.
Истец Пронина Н.Г., представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу пункта 9 статьи 8 указанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В пункте 3 статьи 8 данного Федерального закона определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно статье 6 Закона Республики Бурятия от 11.10.2012 г. № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются уполномоченным Правительством Республики Бурятия органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.
В соответствии с подпунктами 3, 4, 5 пункта 3.21 Положения «О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия», утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 06.03.2014 г. № 88, Минсоцзащиты уполномочено на формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Центр «Семья», учредителем которого является Минсоцзащиты, выполняет возложенные функции, в том числе по предоставлению на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 109 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Требования, установленные для жилых помещений специализированного жилищного фонда, предусмотрены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
В соответствии с пунктом 4 данных Правил жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Как следует из материалов дела, жилой одноквартирный <...> Республики Бурятия приобретен Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в целях обеспечения государственных нужд за счет средств республиканского бюджета в рамках подпрограммы «Социальная поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» Государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года)», утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 06.09.2012 г. № 512.
Указанный жилой дом находится в собственности Республики Бурятия и распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия передан на праве оперативного управления центру «Семья».
Поскольку Пронина Н.Г. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу заключенного между ней и центром «Семья» договора найма специализированного жилого помещения от ... № ... ей было предоставлено жилое помещение по адресу: Республика Бурятия, <...>, а впоследствии согласно приказу Минсоцзащиты от 21.12.2018 г. № 1000 «О предоставлении лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по договорам социального найма в Республике Бурятия» в отношении данного жилого помещения между сторонами заключен договор социального найма жилого помещения от ... № ....
Между тем, из технического заключения специалистов ООО «<...>» № ... следует, что в связи с выявленными дефектами объекта, расположенного по адресу: Республика Бурятия, <...> согласно СП13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» техническое и эксплуатационное состояние внешних и внутренних конструкций данного объекта является аварийным и проведение восстановительных работ нецелесообразно ввиду ориентировочной восстановительной стоимости конструктивных элементов свыше 92 %.
При этом отмечено, что фундамент дома бутобетонный, мелко заглубленный, ленточный, без выравнивающей подушки (подсыпки из непучинистых материалов), имеет глубину заложения до 10 см, что является нарушением СП 22.13330.2016 «Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-89* (с Изменениями № 1, 2), а также ВСН 29-85 «Проектирование мелко заглубленных фундаментов малоэтажных сельских зданий на пучинистых грунтах».
Данные нарушения приводят к промерзанию грунтов с пучением, что способствует движению грунтов под фундаментом жилых домов с последующим разрушением и утратой несущей способности конструктивных элементов жилых домов. Согласно ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения (с Изменением № 1) этот дефект является неустранимым.
Между фундаментом и кладкой отсутствует гидроизоляционный слой, что не соответствует ТТК. «Кладка наружных стен из газобетонных блоков».
Ограждающие конструкции перекрытия жилых домов не удовлетворяют нормам по тепловой защите. Результатом являются значительные потери тепла и высокие энергозатраты для поддержания необходимого микроклимата в помещениях в холодный период времени при эксплуатации жилых помещений по назначению.
Настил черного пола выполнен из доски толщиной 40 мм, по балкам сечением 100 мм х 180 мм, отделка пола выполнена из ДСП с настилом линолеума.
Наружные стены из газобетонных блоков имеют множественные трещины по всему периметру жилого дома (в том числе и сквозные). Выше перечисленные дефекты охарактеризовывают нарушение своего функционального назначения наружных и внутренних стен, а именно неспособность выполнять несущую и теплотехническую функции ввиду воздействия температурных и усадочных деформаций, которые могут вызвать недопустимые по условиям эксплуатации разрывы кладки, трещины. Нарушение сплошности или когезии, выраженное в виде естественных или искусственных разрывов физической структуры материала, согласно ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения (с Изменением № 1) является неустранимым дефектом.
Отделка откосов на всех проемах окон выполнена пластиковыми панелями. Фактически на откосах отсутствует клипса для установки наличника.
Внутренний пароизоляционный слой монтажного шва отсутствует, что не соответствует ГОСТ 30971-2012 «Швы монтажные узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам. Общие технические условия».
Физический износ здания составляет 61 %, техническое состояние основных обследуемых несущих конструкций здания – жилого одноквартирного дома в соответствии с положениями СП13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» оценивается как аварийное, т.е. техническое состояние строительной конструкции или здания и сооружения в целом характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий).
Жилой дом по вышеуказанному адресу является аварийным, непригоден для эксплуатации, т.к. конструктивные элементы данного строения имеют дефекты, способствующие обрушению конструкции, и несут опасность для жизнедеятельности человека.
Исходя из вышеизложенного, экспертами рекомендовано для дальнейшей безопасной эксплуатации здания провести полную реконструкцию основных несущих элементов с составлением проектно-сметной документации и исследованием грунтов и в примечании указано, что все выявленные дефекты имеют характер образования вследствие многочисленных нарушений строительных нормативов (СП, СНиП, ГОСТ и т.п.) при строительстве (возведении) объекта исследования.
Из приведенного выше экспертного заключения бесспорно следует, что Министерством социальной защиты в рамках Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Прониной Н.Г. было предоставлено жилое помещение, не отвечающее требованиям ч.2 ст.15 Жилищного кодекса РФ, в связи с допущенными нарушениями строительных, технических норм при его возведении, чем нарушены ее права и законные интересы, которые подлежат защите путем удовлетворения заявленных по делу исковых требований прокурора о предоставлении истцу взамен ранее предоставленного иного жилого помещения, пригодного для проживания и отвечающего предъявляемым к жилому помещению требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам.
Судебная коллегия находит заключение экспертизы соответствующим требованиям относимости и допустимости доказательств, т.к. она проведена экспертами, имеющими специальные познания в области строительства.
Допустимые доказательства пригодности жилого помещения, предоставленного Прониной Н.Г. на основании договора социального найма жилого помещения от ... № ... для постоянного проживания, в материалах дела отсутствуют.
Отвергая доводы апелляционной жалобы об отсутствии заключения Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещений жилищного фонда Республики Бурятия на предмет годности спорного жилого помещения к проживанию, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции в том, что при разрешении данного спора юридически значимым обстоятельством является надлежащее исполнение Минсоцзащиты и центром «Семья» обязанности по обеспечению истца жилым помещением, соответствующим установленным строительным (техническим) и санитарным нормам и правилам, пригодным для постоянного проживания.
Ввиду того, что данное обязательство ответчиками перед Прониной Н.Г. надлежащим образом не исполнено, выявленные дефекты жилого помещения возникли при его строительстве, а не вследствие эксплуатации, вывод суда первой инстанции является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что предоставленное истцу жилое помещение включено в установленном порядке в специализированный жилищный фонд согласно заключению межведомственной комиссии о соответствии жилого помещения предъявляемым требованиям и договор найма жилого помещения заключен правомерно, во внимание приняты быть не могут.
Таким образом, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции постановленным при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 19 мая 2021 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: