Дело №2а-271/2020
УИД: 91RS0021-01-2020-000053-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2020 года г. Судак
Судакский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи – Рыкова Е.Г.,
при секретаре – Карапетян С.С.,
с участием: представителя
административных истцов – Кваша С.А.,
представителя заинтересованного лица – Куба З.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Крамаренко Владимира Федосеевича, Крамаренко Людмилы Владимировны, Крамаренко Владимира Владимировича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Яценко Ивану Николаевичу, заинтересованное лицо – Администрация города Судака Республики Крым, о признании незаконными уведомлений о возврате документов без рассмотрения и возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о государственной регистрации права общей долевой собственности, -
УСТАНОВИЛ:
16 января 2020 года Крамаренко В.Ф., Крамаренко Л.В., Крамаренко В.В., в лице представителя по доверенности Кваша С.А. обратились в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Яценко И.Н., заинтересованное лицо – Администрация города Судака Республики Крым, о признании незаконными уведомлений о возврате документов без рассмотрения №, №, № от 26 декабря 2019 года, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о государственной регистрации права общей долевой собственности на нежилое здание – летняя кухня литера «С», общей площадью 22,9 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>.
Административные исковые требования мотивированы тем, что на основании свидетельства о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Судакским эфиромасличным совхоз – заводом «Долина Роз», административным истцам на праве общей долевой собственности в равных долях принадлежит <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>. Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано в установленном в законом порядке, о чем внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
При этом в соответствии с техническим паспортом на приватизированную квартиру, за квартирой числятся хозяйственные постройки: летняя кухня лит. «С», подвал лит.«У», баня лит.«Л». Нежилое здание – летняя кухня было поставлено на кадастровый учет с присвоением соответствующего кадастрового №.
Административные истцы обратились в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации права общей долевой собственности на вышеуказанный объект недвижимости, однако заявления оставлены без рассмотрения, в связи с не предоставлением документов, подтверждающих уплату государственной пошлины.
Данные уведомления о возврате документов без рассмотрения административные истцы считают незаконными и необоснованными, в связи с чем обратились в суд с административным иском за защитой своих прав и законных интересов.
Административные истцы Крамаренко В.Ф., Крамаренко Л.В., Крамаренко В.В., будучи надлежащим образом уведомленными о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явились, обеспечили в суд явку своего представителя.
Представитель административного ответчика – Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, административный ответчик – государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Яценко И.Н., будучи надлежащим образом уведомленными о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явились, о причинах неявки суду не сообщили, возражений по административному иску не предоставили.
В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, руководствуясь положениями ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Кваша С.А. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил административный иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель заинтересованного лица – Администрации города Судака Республики Крым по доверенности Куба З.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, полагая их незаконными и необоснованными.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела, согласно свидетельству о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Судакским эфиромасличным совхоз – заводом «Долина Роз», Крамаренко Л.В., Крамаренко В.Ф., Крамаренко В.В. на праве общей долевой собственности в равных долях принадлежит <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> квартиры составляет 40,5 кв.м. Характеристика квартиры и ее оборудование указаны в техническом паспорте, который является составной частью настоящего свидетельства (л.д.7).
В соответствии с техническим паспортом на приватизированную квартиру, за квартирой числятся хозяйственные постройки: летняя кухня лит. «С», подвал лит.«У», баня лит.«Л» (л.д.8-9).
Право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым №, зарегистрировано за административными истцами на праве общей долевой собственности по 1/3 доли за каждым, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-12).
С целью регистрации права общей долевой собственности на нежилое здание – летнюю кухню с кадастровым № административные истцы обратились в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Уведомлениями государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Яценко И.Н. от ДД.ММ.ГГГГ за № – 780, № – 779, № – 778 документы, предоставленные административными истцами на государственную регистрацию, оставлены без рассмотрения и возвращены (л.д.14-16).
Основанием для возврата документов без рассмотрения послужило то, что административными истцами не был предоставлен документ об уплате государственной пошлины и информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующих заявлений отсутствовала в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.
Суд не может согласиться с законностью оснований принятия оспариваемых уведомлений.
Так, согласно ст.12 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21 марта 2014 года « О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В силу п.1 ч.1 ст.2 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» от 31.07.2014 года №38-ЗРК право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражланства и иностранных юридических лиц, сохраняется.
Согласно п.5 Приложения к Постановлению Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 года №264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации», документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации является свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество.
На основании ст.17 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п.31 ч.3 ст.333.35 НК РФ государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возникших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
При таких обстоятельствах, учитывая, что право собственности на нежилое здание у административных истцов возникло 07 октября 1994 года, то есть до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", оснований для возвращения документов по мотиву неуплаты государственной пошлины не имелось.
Таким образом, уведомления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о возврате документов без рассмотрения, в связи с отсутствием документа об уплате государственной пошлины являются незаконными.
Основываясь на установленных в судебном заседании обстоятельствах и исследованных в судебном заседании доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности с отсутствием бесспорных доказательств, подтверждающих требования административных истцов, оценив все представленные суду доказательства по делу всесторонне, полно и объективно, учитывая требования действующего процессуального законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Статьей 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд общей юрисдикции плательщики уплачивают государственную пошлину в срок до подачи административного искового заявления.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Крамаренко В.Ф., Крамаренко Л.В., Крамаренко В.В., в равных долях, в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Крамаренко Владимира Федосеевича, Крамаренко Людмилы Владимировны, Крамаренко Владимира Владимировича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Яценко Ивану Николаевичу, заинтересованное лицо – Администрация города Судака Республики Крым, о признании незаконными уведомлений о возврате документов без рассмотрения и возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о государственной регистрации права общей долевой собственности – удовлетворить.
Признать незаконными уведомления о возврате документов без рассмотрения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть вопрос о государственной регистрации права общей долевой собственности на нежилое здание – летнюю кухню, литера «С», общей площадью 22,9 кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес> за Крамаренко Владимиром Федосеевичем, Крамаренко Людмилой Владимировной, Крамаренко Владимиром Владимировичем по 1/3 доли за каждым.
Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Крамаренко Владимира Федосеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, Крамаренко Людмилы Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, Крамаренко Владимира Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в равных долях, судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 17 февраля 2020 года.