Дело № 3а-27/2021
(3а-457/2020)
42ОS0000-01-2020-000447-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего Копыловой Е.В.,
при секретаре Злобиной П.С.,
с участием прокурора Антипова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
04 марта 2021 года
административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Новокузнецкий хладокомбинат» о признании частично не действующим нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
24 марта 2020 года решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов № 3/16 утверждено Положение о демонтаже нестационарных объектов, самовольно (незаконно) размещенных на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на территории Новокузнецкого городского округа (приложение № 3 к решению).
Акционерное общество «Новокузнецкий хладокомбинат» (далее также – АО «Новокузнецкий хладокомбинат», Общество) с указанным Положением о демонтаже в той части, в которой данное Положение допускает демонтаж нестационарного торгового объекта после истечения срока действия договора аренды (расторжения, прекращения), не согласно, мотивируя заявленные требования тем, что Обществу на основании договоров аренды, заключенных с Управлением по земельным ресурсам и землеустройству администрации г. Новокузнецка в 2007-2008 г.г., предоставлены земельные участки для размещения киосков по продаже мороженого.
Распоряжением администрации г. Новокузнецка № 534 от 12 апреля 2019 года утвержден Перечень самовольно (незаконно) размещенных нестационарных торговых объектов, расположенных на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Центрального, Куйбышевского районов г. Новокузнецка, подлежащих демонтажу (приложение № 1).
В связи с принятием оспариваемого решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов № 3/16 в вышеназванный Перечень распоряжениями администрации г. Новокузнецка от 01.04.2020 года № 434, от 23.06.2020 года №№ 830, 831, 836 внесены изменения, он дополнен объектами, принадлежащими Обществу, и размещенными на земельных участках, арендатором которых является административный истец.
В соответствии с указанными распоряжениями администрации г. Новокузнецка нестационарные торговые объекты, принадлежащие АО «Новокузнецкий хладокомбинат», в срок до 01 октября 2020 года подлежат демонтажу, вывозу и хранению.
Административный истец полагает, что прекращение действия договоров аренды не является основанием для демонтажа нестационарных торговых объектов (киосков), поскольку фактически, в отсутствие возражений арендодателя, Общество продолжало пользоваться земельными участками на тех же условиях и оплачивало арендную плату и, таким образом, в силу п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договоры аренды считаются возобновленными на неопределенный срок.
Настаивает, что оспариваемое Положение о демонтаже не должно распространять свое действие на нестационарные торговые объекты, размещенные на земельных участках, в отношении которых имеются ранее заключенные договоры аренды, в связи с чем такие НТО могут быть демонтированы исключительно по решению суда в случае признания договоров аренды недействующими.
Положение о демонтаже в части, допускающей демонтаж нестационарного торгового объекта после прекращения права на его размещение, противоречит ст. 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как принуждение к исполнению обязательств об освобождении земельного участка в постдоговорных отношениях возможно только в судебном порядке.
Кроме того, полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с превышением полномочий Новокузнецкого городского Совета народных депутатов, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом города Новокузнецка.
Считая нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречащим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Представитель административного истца Шмелева К.Ю., действующая на основании доверенности, заявленные административные исковые требования с учетом их уточнения поддержала.
Представитель административного ответчика Новокузнецкого городского Совета народных депутатов Ложкина А.А., действующая на основании доверенности, в удовлетворении заявленных требований просила отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела (т.1, л.д. 70-71, 119-122, т.2, л.д. 50-51).
Представитель заинтересованного лица Главы г. Новокузнецка в суд не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, письменным заявлением просил рассмотреть дело в свое отсутствие, против заявленных требований возражает по основаниям письменного отзыва (т.1, л.д. 224-232).
Представитель заинтересованного лица Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка Борисов М.М., действующий на основании доверенности, заявленные требования полагал необоснованными.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Антипова А.А., полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
На основании ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа (пункт 3 части 1); осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа (пункт 26 части 1).
В соответствии со ст. 17.1 данного Федерального закона, органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно ст. 2 ЗК РФ на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 43 указанного Федерального закона представительный орган муниципального образования принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования.
Согласно ст. 25 Устава Новокузнецкого городского округа, утвержденного постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 07.12.2009 № 11/117, в структуру органов местного самоуправления входит, в том числе представительный орган местного самоуправления – Новокузнецкий городской Совет народных депутатов.
В соответствии со ст. 28 Устава, к исключительной компетенции городского Совета народных депутатов относится определение порядка управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (пункт 5 части 1); установление, в том числе по представлению Главы города, правил, обязательных для исполнения на территории городского округа, по вопросам, отнесенным к компетенции городского Совета народных депутатов федеральными законами, законами Кемеровской области - Кузбасса и настоящим Уставом (пункт 1.1 части 2).
Нормативные и иные правовые акты по вопросам местного значения принимаются городским Советом народных депутатов в рамках его компетенции исключительно на заседаниях городского Совета народных депутатов (ст. 32 Устава).
Согласно ч. 4 ст. 33 Устава Новокузнецкого городского округа, нормативные правовые акты городского Совета народных депутатов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в городской газете «Новокузнецк», за исключением нормативных правовых актов о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Официальным опубликованием муниципального правового акта городского Совета народных депутатов или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в городской газете «Новокузнецк».
Решение № 3/16 от 24 марта 2020 года «Об утверждении положения о демонтаже нестационарных объектов, самовольно (незаконно) размещенных на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, на территории Новокузнецкого городского округа» опубликовано в городской газете «Новокузнецк» 26 марта 2020 года № 12 (1060) (т.1, л.д. 93-104).
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках его компетенции, по установленной процедуре, доведен до всеобщего сведения.
Кроме того, соблюдение процедуры принятия и порядка опубликования оспариваемого нормативного правового акта установлено вступившим в законную силу решением Кемеровского областного суда от 08.07.2020 года по делу № 3а-245/2020 (т.2, л.д. 52-59).
Учитывая изложенное, довод административного истца о принятии Решения от 24 марта 2020 года № 3/16 с превышением полномочий Новокузнецкого городского Совета народных депутатов является необоснованным.
На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 и пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, размещение нестационарных торговых объектов должно осуществляться с учетом особенностей Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» на основании утвержденной органом местного самоуправления соответствующей схемы.
В силу ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1). Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
В настоящее время в г. Новокузнецке действует схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа, утвержденная постановлением администрации города Новокузнецка от 18.04.2014 № 61 (в ред. от 17.07.2019).
В целях недопущения самовольного (незаконного) размещения нестационарных объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на территории Новокузнецкого городского округа; обеспечения прав граждан на свободный доступ к местам общего пользования и на проживание в благоприятных условиях; создания условий для обеспечения жителей округа услугами торговли и бытового обслуживания; обеспечения благоустройства территории округа; обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления по профилактике терроризма и экстремизма, в том числе в целях совершенствования системы профилактических мер, направленных на противодействие терроризму и обеспечение антитеррористической устойчивости, Новокузнецким городским Советом народных депутатов решением от 24 марта 2020 года № 3/16 утверждено Положение о демонтаже нестационарных объектов, самовольно (незаконно) размещенных на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на территории Новокузнецкого городского округа (приложение № 3 к решению), Положение о комиссии по принятию решений о демонтаже нестационарных объектов, самовольно (незаконно) размещенных на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на территории Новокузнецкого городского округа (приложение № 2).
В силу подпункта 5 пункта 1.3 Положения о демонтаже, демонтажу подлежит самовольно (незаконно) размещенный нестационарный объект – объект, расположенный на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена вне утвержденной администрацией города Новокузнецка схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также при отсутствии документов, удостоверяющих право на размещение нестационарного объекта, права пользования земельным участком, на котором размещен нестационарный объект либо право на размещение которого прекратилось.
Демонтаж самовольно (незаконно) размещенных нестационарных объектов заключается в осуществлении действий по отключению НТО от сетей инженерно-технического обеспечения; снятию их с места установки и эксплуатации; при необходимости – разборке на отдельные части; вывозу и транспортировке к месту хранения (подпункт 2 пункта 1.3).
В соответствии с разделом 2 Положения о демонтаже работу по выявлению объектов на территории Новокузнецкого городского округа осуществляют администрации районов, Управление потребительского рынка и развития предпринимательства администрации г. Новокузнецка, Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка.
Решение о демонтаже самовольно (незаконно) размещенного нестационарного объекта на территории Новокузнецкого городского округа принимает комиссия по принятию решений о демонтаже (пункт 1.5 Положения).
Порядок выявления самовольно (незаконно) размещенных нестационарных объектов, порядок их демонтажа подробно регламентирован разделами 2 и 3 Положения о демонтаже.
Согласно пунктам 2.4, 2.5 Положения, каждый случай выявления Комитетом самовольно размещенного нестационарного объекта оформляется актом; Комитет письменно уведомляет лиц, самовольно разместивших нестационарный объект, о его демонтаже. Уведомление о демонтаже выдается под личную роспись владельцу самовольно (незаконно) размещенного нестационарного объекта либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в адрес владельца НТО либо на его электронный адрес.
В случае неисполнения владельцем самовольно размещенного нестационарного объекта требования о демонтаже такого объекта в добровольном порядке демонтаж осуществляется в принудительном порядке, в связи с чем издается распоряжение администрации г. Новокузнецка, которое подлежит опубликованию в городской газете «Новокузнецк», размещается на сайте Комитета, доводится до сведения владельца НТО путем направления заказным письмом с уведомлением и (или) на его электронный адрес.
И только если по истечении указанного в распоряжении срока объект не будет добровольно демонтирован, то демонтаж осуществляется в принудительном порядке не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на сайте Комитета и опубликования в городской газете «Новокузнецк» информации о планируемом демонтаже (пункты 2.6-2.10 Положения).
Заявляя требования о признании нормативного правового акта частично недействующим, административный истец требования мотивирует тем, оспариваемым в части Положением предусмотрена административная процедура демонтажа нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа, которая предоставляет административному органу в отсутствие вступившего в законную силу судебного акта принимать решение о незаконности установки нестационарных торговых объектов, в отношении которых ранее имелись заключенные договоры аренды земельного участка, определять механизм их принудительного демонтажа.
С указанной позицией суд не может согласиться в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно подпункту 2 пункта 1 и подпункту 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками в части, не урегулированной Земельным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, регулируются гражданским законодательством.
В силу пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления выступают в данных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Защита права муниципальной собственности должна осуществляться органом местного самоуправления с соблюдением требований о пределах осуществления гражданских прав, порядка и способов их защиты (статьи 10, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что права собственника объекта движимого имущества, самовольно установленного в границах городского округа на землях, государственная собственность на которые не разграничена, землях, отнесенных к муниципальной собственности городского округа, на территории общего пользования городского округа, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц не могут иметь приоритета по отношению к правам публично-правового образования как собственника земель, и контролирующего органа за использованием и охраной земель городского округа.
Использование названных земельных участков для незаконного размещения нестационарных объектов, без оформленных в установленном порядке уполномоченными органами документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка) может быть расценено как нарушение прав Новокузнецкого городского округа на соответствующие земельные участки.
Следовательно, Новокузнецкий городской округ как субъект прав в отношении земельных участков, как находящихся в муниципальной собственности, так и входящих в территорию городского округа, вправе осуществлять их защиту путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также самозащиту гражданских прав во внесудебном порядке.
Статьи 12, 14 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают и допускают защиту гражданских прав путем самозащиты права, то есть возможность устранения нарушения без обращения в суд.
Обратное толкование закона поставит собственника самовольно установленного объекта движимого имущества в преимущественное положение по сравнению с публично-правовым образованием, осуществляющим земельный контроль в границах городского округа и как собственником земель, приведет к нарушению баланса публичных и частных интересов, что недопустимо.
Из системного толкования норм, приведенных выше, следует, что представительный орган городского округа вправе принять муниципальный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок демонтажа движимого имущества в принудительном порядке, в том числе в целях самозащиты прав публично-правового образования.
В оспариваемом Положении соблюден принцип соразмерности способов самозащиты нарушению права собственности города Новокузнецка.
При этом сами условия и порядок демонтажа движимого имущества в принудительном порядке, установленные Положением, предоставляют лицу, самовольно установившему НТО, возможность добровольно переместить (перенести) свое имущество.
Условия и порядок демонтажа движимого имущества в принудительном порядке, установленные Положением, исключают произвольные действия, а потому не ограничивают собственников такого имущества защищать свои гражданские права в судебном порядке, в том числе путем оспаривания решений и действий уполномоченного органа, связанных с демонтажем НТО. Указанное право Обществом реализовано путем обжалования в Арбитражный суд Кемеровской области распоряжений администрации г. Новокузнецка (т.1, л.д. 186-189).
Учитывая изложенное, доводы административного истца о том, что демонтаж нестационарного торгового объекта может быть реализован только на основании решения суда, являются ошибочными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства. Оспариваемое Положение не лишает владельца НТО охраняемого Конституцией РФ и федеральными законами права собственности на объект, подлежащий демонтажу, а регламентирует порядок освобождения земельных участков, на которые отсутствуют правоустанавливающие документы, в рамках осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля.
Также суд считает необходимым отметить, что нормы пункта 1 ст. 308.3 ГК РФ, на которые ссылается административный истец в обоснование заявленных требований, предусматривающие право кредитора в случае неисполнения должником обязательства требовать по суду исполнения обязательства в натуре, носят диспозитивный характер, то есть применяются только в случаях, когда исполнение обязательств в натуре не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Указанная норма не исключает иные способы защиты нарушенных прав, в том числе возможность устранения нарушения без обращения в суд.
Таким образом, по делу не установлено противоречий действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, Положения в оспариваемой части, предусматривающей осуществление организации мероприятий по демонтажу нестационарных объектов, право на размещение которых прекратилось.
Заявляя о противоречии оспариваемых норм федеральному законодательству, административный истец по существу высказывает несогласие и оспаривает законность применения данного нормативного акта в отношении Общества в связи с демонтажем нестационарных объектов, владельцем которых является Акционерное общество «Новокузнецкий хладокомбинат», по мотиву, что принадлежащие ему нестационарные объекты, которые были включены в перечни самовольно (незаконно) размещенных нестационарных торговых объектов, подлежащих демонтажу, располагались на земельных участках, в отношении которых у Общества имелось право пользования и размещения нестационарных объектов. Между тем установление данных обстоятельств и их проверка судом в рамках настоящего административного дела по оспариванию нормативного правового акта к предмету спора не относится и правового значения не имеет.
Ссылка заявителя на иную судебную практику не является основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку нормы права применяются судами непосредственно с учетом фактических обстоятельств, установленных в каждом конкретном деле. Судебная практика, приведенная административным истцом (апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2015 года № 305-ЭС15-2415), не имеет преюдициального значения для настоящего дела, поскольку определение принято в рамках рассмотрения арбитражного судопроизводства, с участием других лиц и иному предмету требований.
Учитывая, что Положение о демонтаже нестационарных объектов, самовольно (незаконно) размещенных на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, на территории Новокузнецкого городского округа в обжалуемой части соответствует федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не противоречит им, не нарушает прав административного истца, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС Российской Федерации судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-179 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Акционерному обществу «Новокузнецкий хладокомбинат» в удовлетворении требований о признании не действующим Положения о демонтаже нестационарных объектов, самовольно (незаконно) размещенных на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на территории Новокузнецкого городского округа, утвержденного решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 24 марта 2020 года № 3/16, в той части, в которой данное Положение допускает демонтаж нестационарного торгового объекта после истечения срока действия договора (расторжения, прекращения) – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Кемеровский областной суд.
Председательствующий Копылова Е.В.
Мотивированное решение составлено 12 марта 2021 года.