Дело № 2а-390/2019
УИД 29RS0003-01-2019-000642-53
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 декабря 2019 года с. Яренск
Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Мининой Н.В.,
при секретаре Софьиной Я.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лабусова В. В.ча к Межмуниципальному отделу по г. Коряжме Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным предписания об устранении нарушений земельного законодательства №__ от 28 июня 2019 года,
установил:
Лабусов В.В. обратился с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания межмуниципального отдела по г. Коряжме Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее по тексту - межмуниципальный отдел по г. Коряжме Управления Росреестра по Архангельской области и НАО) об устранении нарушений земельного законодательства №__ от 28 июня 2019 года.
В обоснование исковых требований указал, что 28 июня 2019 года специалистом Управления Росреестра по Архангельской области и НАО Кондаковым Н.А. было вынесено предписание №__ об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, с которым он не согласен. В ходе проведенной проверки не был проведен обмер границ проверяемого земельного участка, не определено местоположение характерных точек границ проверяемого участка, что не позволяет утверждать, что выявленные постройки находятся в границах земельного участка. Кроме того, в отношении земельного участка с кадастровым номером №__ администрацией МО «Урдомское» были проведены работы по изменению границ земельного участка путем перераспределения его с землями, государственная собственность на которые не разграничена. В результате чего был образован новый земельный участок с кадастровым номером №__, конфигурация которого не известна, что свидетельствует о том, что рассматриваемые постройки не находятся на вновь образованном земельном участке. Не была установлена принадлежность построек.
Определениями суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, заместитель главного государственного инспектора в г. Коряжме, Вилегодском и Ленском районах Архангельской области по использованию и охране земель, специалист-эксперт межмуниципального отдела по г. Коряжме, Вилегодскому и Ленскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Кондаков Н.А.
Административный истец Лабусов В.В., административные ответчики – межмуниципальный отдел по г. Коряжме Управления Росреестра по Архангельской области и НАО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, заместитель главного государственного инспектора в г. Коряжме, Вилегодском и Ленском районах Архангельской области по использованию и охране земель, специалист-эксперт межмуниципального отдела по г. Коряжме, Вилегодскому и Ленскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Кондаков Н.А. в судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлены. Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ст. 71 Земельного кодекса РФ, под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности (ч. 1).
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора) (ч. 2).
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность (ч. 3).
Должностные лица органов государственного земельного надзора уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, имеют право:
- осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом;
- выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (ч. 5).
Положение о государственном земельном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 11).
Согласно Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 г. N 1, государственный земельный надзор осуществляется, в том числе, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с п. 3 указанного Положения, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением: требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Как следует из государственного акта №__, выданного Урдомским поселковым Советом Ленского района Архангельской области, выданного на основании решения исполкома сельского Совета №__ от _____.__г, административному истцу Лабусову В.В. на праве бессрочного постоянного пользования предоставлен земельный участок с кадастровым номером №__, расположенный в <адрес> общей площадью 0,108 га, категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства».
На указанном земельном участке размещен двухквартирный жилой <адрес> в <адрес>, одним из нанимателей жилого помещения №__ в указанном доме являлся Лабусов В.В.
Распоряжением Администрации МО « Урдомское» от 07 июня 2011 года №__ указанный дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Лабусову В.В. и членам его семьи было предоставлено другое жилое помещение в <адрес> в <адрес>.
Постановлением главы МО « Урдомское» от 06 марта 2018 года №__ право постоянного (бессрочного) пользования Лабусова В.В. земельным участком с кадастровым номером №__ было прекращено. На момент проведения проверки указанное постановление никем оспорено не было.
Администрацией МО «Урдомское» проведена работа по изменению границ указанного земельного участка путем перераспределения с землями, государственная собственность на которые не разграничена с образованием нового земельного участка с кадастровым номером 29:09)№__.
Постановлением главы МО « Урдомское» №__ от 17 декабря 2018 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №__ площадью 2280 и осуществлено перераспределение земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровый №__, общая площадь 1188 кв.м, расположенного в <адрес>, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства и расположенных по смежеству земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 1092 кв.м., в результате которого у МО « Урдомское» возникает право собственности на земельный участок с новыми границами и площадью.
В Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о правообладателе указанного земельного участка - МО «Урдомское».
Постановлением заместителя главного государственного инспектора в г. Коряжме, Вилегодском и Ленском районах Архангельской области по использованию и охране земель межмуниципального отдела по г. Коряжме, Вилегодскому и Ленскому районам Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 17 августа 2018 года Лабусов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ использование земельного участка с кадастровым номером №__ без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов, поскольку в ходе выездной внеплановой проверки было установлено, что земельный участок общей площадью 84, 6 кв.м. входящий в состав земельного участка с кадастровым номером №__ и примыкающий к нему с северо-восточной стороны, занят и используется Лабусовым В.В. самовольно, без законных на то оснований, в нарушение требований земельного законодательства для размещения хозяйственных построек –летней кухни, бани и сарая-дровяника.
27.12.2018 Лабусову В.В. было выдано предписание об устранении нарушения требований земельного законодательства путем освобождения земельного участка либо оформлением соответствующих документов на право использования земельного участка в срок до 27.06.2019.
28 июня 2019 года на основании распоряжения руководителя Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу заместителем главного государственного инспектора в г. Коряжме, Вилегодском и Ленском районах Архангельской области по использованию и охране земель Кондаковым Н.А. в рамках государственного земельного надзора в присутствии представителя Лабусова В.В. по доверенности Осиповой Т.В. была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства в отношении Лабусова В.В., в тои числе с целью контроля исполнения предписания Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 27.12.2018 об устранении нарушения требований земельного законодательства.
В ходе проверки административным ответчиком Кондаковым Н.А. было установлено, что Лабусовым В.В. требования указанного предписания не исполнены.
На том же земельном участке без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов продолжают находиться принадлежащие Лабусову В.В. хозяйственные постройки – летняя кухня, а с северо-восточной стороны от обозначенного земельного участка на земле – баня и сарай-дровяник.
По результатам проведения проверки был оформлен акт проверки №__ от 28 июня 2019, в котором отражены выявленные нарушения, к акту приложена фототаблица, схематический чертеж и акт обмера самовольно занятого земельного участка площадью 84,6 кв.м.
28 июня 2019 года заместителем главного государственного инспектора по г. Коряжме, Вилегодскому и Ленскому районам Архангельской области Кондаковым Н.А. в отношении Лабусова В.В. вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Предписанием предложено Лабусову В.В. устранить указанное нарушение в срок до 27 декабря 2019 года путем освобождения земельного участка либо оформления соответствующих документов на право использования земельного участка.
С данным предписанием Лабусов В.В. не согласен, считает его незаконным нарушающим его права.
Вместе с тем, доводы административного истца Лабусова В.В. суд находит несостоятельными.
Документов, свидетельствующих о правомерности использования земельного участка, на котором расположены хозяйственные постройки: летняя кухня, баня, сарай-дровяник, Лабусовым В.В. на момент проверки представлено не было.
Доводы Лабусова В.В. о том, что администрацией МО «Урдомское» были проведены работы по перераспределению указанного земельного участка с землями, государственная собственность на которые не разграничена с образованием нового земельного участка с кадастровым номером №__, конфигурация которого не известна, суд не принимает во внимание, поскольку это не имеет существенного значения для дела, так как определяющим признаком в данном случае является установление факта расположения принадлежащих Лабусову В.В. хозяйственных построек на земельном участке, право пользования которым на момент проверки у заявителя отсутствовало.
Вопреки доводам заявителя, специалистом Управления были произведены необходимые замеры, определена площадь самовольно занятого земельного участка.
Принадлежность указанных хозяйственных построек Лабусову В.В. была также установлена в ходе проверки, которая была проведена в присутствии представителя Лабусова В.В.- Осиповой Т.В. Неопределение местоположения характерных точек границ проверяемого земельного участка в данном случае не повлияло на законность вынесенного предписания.
С учетом изложенного, суд считает, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным должностным лицом, в пределах его компетенции, отвечает требованиям действующего законодательства, поэтому правовых оснований для удовлетворения исковых требований Лабусова В.В. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь 175-180, 220 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Лабусова В. В.ча к Межмуниципальному отделу по г. Коряжме Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, заместителю главного государственного инспектора в г. Коряжме, Вилегодском и Ленском районах Архангельской области по использованию и охране земель, специалист-эксперт межмуниципального отдела по г. Коряжме, Вилегодскому и Ленскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Кондакову Н.А. о признании незаконным предписания об устранении нарушений земельного законодательства №__ от 28 июня 2019 года - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Вилегодский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.В. Минина