Решение по делу № 2-3167/2023 от 24.04.2023

Дело № 2-3167/2023

УИД 21RS0025-01-2023-002172-90

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2023 г. г.Чебоксары

Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Ивановой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Алиевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова Михаила Петровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании решения незаконным в части, включения периодов работы в стаж работы в сельском хозяйстве и перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии,

У с т а н о в и л :

Истец Кузнецов М.П. обратился в суд с иском к ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике (далее Отделение СФР, ОСФР по ЧР) о признании решения незаконным в части, включения периодов работы в стаж работы в сельском хозяйстве и перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии, указав в обоснование иска, что ДД.ММ.ГГГГг. он обратился с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с п.14 ст.17 Федеральною закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Однако ответчик вынес решение от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в перерасчете фиксированной выплаты к страховой части пенсии, в связи с тем, что он не проживает в сельской местности, также отсутствует необходимый стаж работы в сельской местности.

С данным решением истец не согласен.

Согласно разделу 1 Списка повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона № 400-ФЗ устанавливается, если работа (деятельность) осуществлялась в области Растениеводства (бахчеводство, виноградарство, лесоводство, луговодство, овощеводство, плодоводство, полеводство, свекловодство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство, шелководство) (производств сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка хранение, мелиорация), в области животноводства (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов) и в области Рыбоводства в колхозах, совхозах, крестьянско-фермерских хозяйствах, сельскохозяйственных кооперативах артелях и в других организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.

Общий стаж его работы с ДД.ММ.ГГГГ. составил 37 года 2 мес. 17 дн.

Организация занималась мелиорацией земель в Чувашской Республике, поставляла оборудование для колхозов в целях улучшения эффективности использования мелиорированных земель, а также для наращивания продовольственного фонда. Организация на основании договоров оказания услуг производила ремонт оборудования для полива сельскохозяйственных угодий, поставляла мелиоративное оборудование сельским производителям, являлась единственной организацией, занимающейся вопросами мелиорации в Чувашской Республике.

Истец награждался грамотами Министерства сельского хозяйства за многолетний труд в системе сельского хозяйства и большой вклад в развитие мелиорации земель и развитие сельскохозяйственного водоснабжения.

Просит суд:

1. Признать незаконным Решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ. .

2. Обязать ответчика включить периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ. (04/01/03) - в качестве инженера в отделе промышленного и гражданского строительства Объединение «Чувашмелиорация»; с ДД.ММ.ГГГГ (00/05/13) в качестве начальника отдела комплектации УПТК объединения «Чувашмелиорация»; с ДД.ММ.ГГГГ. (03/07/15) в качестве главного инженера УПТК объединения «Чувашмелиорация»; с ДД.ММ.ГГГГ. (01/04/15) в качестве начальника УПТК объединения; с ДД.ММ.ГГГГ. (07/10/00) в качестве заместителя начальника объединения по материально-техническому снабжению Объединение «Чувашмелиорация» в порядке перевода из УПТК объединения; с ДД.ММ.ГГГГ. (01/09/15) в качестве заместителя генерального директора ТОО «Чувашмелиорация» - заместителя директора Дирекции ТОО «Чувашмелиорация»; с ДД.ММ.ГГГГ., (04/11/04) в качестве директора УПТК ТОО «Чувашмелиорация»; с ДД.ММ.ГГГГ. (04/11/04) избран генеральным директором ЗАО «Инжсельстройсервис» сроком на 5 лет; с ДД.ММ.ГГГГ. (02/05/15) избран генеральным директором ЗАО «Инжсельстройсервис» сроком на 5 лет; с ДД.ММ.ГГГГ. (08/10/17) в качестве директора ООО «Инжсельстрой» - в стаж работы в сельском хозяйстве Кузнецова М.П.

3. Обязать ответчика пересчитать фиксированную выплату к страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

На судебное заседание истец Кузнецов М.П. не явился, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, ранее исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, приведя их вновь, просил иск удовлетворить.

На судебное заседание представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ЧР не явился, представили суду отзыв на исковое заявление (л.д.31), где указали, что исковые требования не признают. Доводы Истца о том, что указанные организации занималось поставками мелиоративного оборудования сельхозтоваропроизводителям, не являются достаточны основанием для удовлетворения иска, поскольку должность и вид работ должны соответствовать вышеуказанному Списку №1440. Работа Истца в указанных организациях не относится к работе в сфере сельского хозяйства, должность и вид работ Истца в спорные периоды не предусмотрены Списком №1440. Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца их имеется.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены: ООО «Инжсельстрой» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ.), УФНС по Чувашской Республики (протокол от ДД.ММ.ГГГГ.).

Согласно выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ., ООО «Инжсельстрой» ликвидировано с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.129-134)

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Инжсельстрой» было исключено из числа третьих лиц, в виду ликвидации общества.

Третье лицо УФНС по ЧР на судебное заседание не явилось, извещены надлежаще о слушании дела, своих возражений не предоставили.

Суд, исследовав представленные доказательства, материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст.39 ч.2 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).

Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проживающим в сельской местности, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Согласно части 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 № 1440 утвержден (далее – Постановление Правительства РФ от 29.11.2018 N 1440) Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей и правила, в соответствии с которыми будет устанавливаться повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее – Список от 29 ноября 2018 года) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

Согласно указанным Правилам, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются, в том числе, периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В стаж работы в сельском хозяйстве засчитываются: периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. При подсчете стажа, периоды работы в сельском хозяйстве подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и на основании документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в Порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В Списке поименованы 3 вида наименования работ, производств сельского хозяйства: растениеводство, животноводство, рыбоводство.

В качестве наименования работ, производств сельского хозяйства в Списке указано растениеводство (бахчеводство, виноградарство, лесоводство, луговодство, овощеводство, плодоводство, полеводство, свекловодство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство, шелководство), производство сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка, хранение, мелиорация.

При подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:

а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях»,- на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В Списке N 1440 поименованы должности: инженера растениеводческого направления, в числе занятого на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, сельскохозяйственных производственных объектов (инженера-гидротехника, инженера мелиоратора, инженера по землеустройству сельскохозяйственного предприятия, инженера-энергетика, инженера (старшего инженера) по технике безопасности и охране труда, старшего инженера-механика, инженера-механика, инженера по механизации и эксплуатации оборудования и т.д.) (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).

При этом согласно действующему правовому регулированию в сельскохозяйственный стаж в соответствии с приведенными Правилами подлежат включению периоды, поименованные в упомянутом выше Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты.

Из материалов дела следует, что Кузнецов М.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирован в системе пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ и является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно. (л.д. 55)

ДД.ММ.ГГГГ. Кузнецов М.П. обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ЧР с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии в соответствии с п.14 ст.17 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Отделения СФР по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ. Кузнецову М.П. отказано в перерасчете размера страховой пенсии в соответствии с п.14 ст.17 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине: невыполнения условий, указанных в ч.14 ст.17 Закона № 400-ФЗ.

В решении указано, что в соответствии с ч.14 ст.17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», проживающим в сельской местности, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

Заявитель, Кузнецов М.П. обратился с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с приобретением необходимого календарного стажа в сельском хозяйстве.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета и материалам пенсионного дела продолжительность работы Кузнецова М.П. в сельском хозяйстве по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. составляет 2 года 5 мес. 12 дн. Заявитель фактически проживает по адресу: <адрес>, который не относится к сельской местности.

Учитывая, что Кузнецов М.П. не проживает в сельской местности, также отсутствует необходимый стаж работы в сельской местности, основания для перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Закона № 400-ФЗ отсутствуют. (л.д.6-7)

В трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ. на имя Кузнецова М.П. имеются записи о его работе:

ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве инженера в отделе промышленного и гражданского строительства Объединение «Чувашмелиорация»;

ДД.ММ.ГГГГ - в качестве начальника отдела комплектации УПТК объединения «Чувашмелиорация»;

ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве главного инженера УПТ: объединения «Чувашмелиорация»;

ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве начальника УПТК объединения;

ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве заместителя начальника объединения по материально-техническому снабжению Объединение «Чувашмелиорация» в порядке перевода из УПТК объединения;

ДД.ММ.ГГГГ. в качестве заместителя генеральной директора ТОО «Чувашмелиорация» - заместителя директора Дирекции ТОС «Чувашмелиорация»;

ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве директора УПТК ТОО «Чувашмелиорация»;

-ДД.ММ.ГГГГ. - избран генеральным директором ЗАО «Инжсельстройсервис» сроком на 5 лет;

ДД.ММ.ГГГГ. - избран генеральным директором ЗАО «Инжсельстройсервис» сроком на 5 лет;

ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве директора ООО «Инжсельстрой».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель" мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ. ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по ЧР (ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз») следует, что огромное значение мелиорация имеет для сельского хозяйства, придавая большую устойчивость этой отрасли народного хозяйства и обеспечивая более стабильные валовые сборы сельскохозяйственных культур; позволяет производительнее использовать земельный фонд. Мелиорация — важный фактор интенсификации сельскохозяйственного производства (совместно с механизацией и химизацией) и научно-технического прогресса в сельском хозяйстве, открывающий широкие возможности для повышения урожайности, создания прочной кормовой базы животноводства, освоения пустынных и заболоченных земель.

Объединение «Чувашмелиорация» обеспечивало комплексное развитие за счет строительства новых оросительных систем, укрепления производственной базы мелиоративных и водохозяйственных организаций и хозяйств, осваивающих мелиорированные земли. Комплектацию необходимыми ресурсами, в том числе мелиоративным оборудованием, объектов строительства и производственных баз осуществляло Управление производственно-технической комплектации объединения «Чувашмелиорация». В последующем УПТК объединения «Чувашмелиорация» реорганизовано в ООО «Инжсельстрой» и в период до ДД.ММ.ГГГГ ООО «Инжсельстрой» на договорных условиях поставляло мелиоративное оборудование на межхозяйственные оросительные системы федеральной собственности, закрепленные за ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз», в рамках реализации федеральных целевых целевых программ в области мелиорации, а также сельхозтоваропроизводителям Чувашской Республики и других регионов Российской Федерации. (л.д.10)

В Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей и правила, в соответствии с которыми будет устанавливаться повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона «О страховых пенсиях» в разделе наименование профессий, должностей, специальностей указаны - рабочие всех наименований, занятые в сельском хозяйстве.

Эксплуатация мелиоративных систем представляет собой предоставление услуги в области растениеводство за вознаграждение или на договорной основе, что исключает включение в виды деятельности, предусмотренные ОКВЭД как относящееся к деятельности, второстепенной по отношению к сельскому хозяйству.

В соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 N 31/3-3, так и Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 (далее – ЕТКС) должности, профессия должны соответствовать единому квалификационному справочнику должностей.

ЕТКС содержит характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требований, предъявляемых к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих, и предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом, организацией независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

Согласно пунктам 1-8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 9, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом, организацией независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

Отнесение должностей к соответствующей категории осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).

Следовательно, несоответствие наименований должностей истца ЕТКС свидетельствует о том, что в спорные периоды истец не осуществлял свою трудовую деятельность в организациях, осуществляющую сельскохозяйственную деятельность в соответствии с разделом «А» подраздел «1» «Растениеводство» (мелиорация).

Из справки -т от ДД.ММ.ГГГГ. БУ ЧР «Государственный архив исторический архив ЧР» в документах архивных фондов «Министерство мелиорации и водного хозяйства Чувашской АССР», «Чувашское республиканское объединение по мелиорации земель "Чувашмелиорация" Главного управления по мелиорации земель в Нечерноземной зоне РСФСР "Главнечерноземводстрой" Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР» и «Производственное строительно-проектно-эксплуатационное объединение «Чувашмелиорация» Министерства сельского хозяйства Чувашской ССР Государственного республиканского концерна по комплексному обустройству хозяйств в Нечерноземной зоне РСФСР (Центринжсельстрой)» за ДД.ММ.ГГГГ гг. Устава УПТК объединения «Чувашмелиорация» не обнаружено.

Дополнительно сообщают, что документы Производственного строительно- проектно-эксплуатационного объединения «Чувашмелиорация» Министерства сельского хозяйства Чувашской ССР Государственного республиканского концерна по комплексному обустройству хозяйств в Нечерноземной зоне РСФСР (Центринжсельстрой) с ДД.ММ.ГГГГ г. на хранение в БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии не поступали. (л.д.92)

Из содержания Устава «Иижельстрой» не следует, что Общество осуществляет виды деятельности в области мелиорации земель. (л.д.142)

Из п.2.1 Устава следует, что Общество создается с целью получения прибыли, удовлетворения потребностей других предприятий и населения в товарах и услугах производственного и непроизводственного назначения, как собственного изготовления, так и изготовленных на других фирмах и частными лицами.

Из выписки из ЕГРЮЛ на ООО «Инжсельстрой» следует, что основным видом деятельности общества является «Торговля оптовая машинами, оборудованием и инструментами для сельского хозяйства» (код деятельности – 46.61), что относится к вспомогательной деятельности по отношению к сельскому хозяйству, а не к растениеводству непосредственно.

Таким образом, организации, где работал истец в спорные периоды, занимались поставками мелиоративного оборудования сельхозтоваропроизводителям, что не является достаточны основанием для удовлетворения иска, поскольку должность и вид работ должны соответствовать вышеуказанному Списку, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440 (далее - Список № 1440).

Работа истца в указанных организациях не относится к работе в сфере сельского хозяйства, должность и вид работ Истца в спорные периоды не предусмотрены Списком N 1440.

Также из записей в трудовой книжке не следует, что они содержат указания на работу истца в сельском хозяйстве, в данном случае, на работах по мелиорации земель в спорные периоды его трудовой деятельности. При этом, трудовая книжка содержит записи о том, что Кузнецов М.П. работал начальником, главным инженером, заместителем начальника, генеральным директором и т.д.

Статьей 60 ГПК РФ установлено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Должностные инструкции по занимаемым истцом должностям не были предоставлены.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.

Вместе с тем, из представленных документов не следует, что истец работал в спорные периоды на сельхозработах.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что в нарушение ст.56 ГПК РФ истцом Кузнецовым М.П. не представлены, а судом не добыты документы, бесспорно подтверждающие характер работы истца в спорные периоды в организации, основным видом деятельности которой являлось сельское хозяйство (в колхозе, совхозе или другой организации) либо занятости на работах, связанных с растениеводством, производством сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочной обработкой сельскохозяйственной продукции, заготовкой, хранением и мелиорацией.

Также должности, которые занимал истец в оспариваемые периоды (начальник отдела комплектации, главный инженер, начальник УПТК, заместитель начальника объединения по материально-техническому снабжению, заместитель генерального директора, директор, генеральный директор), не предусмотрены Списком № 1440, и не могут являться основанием для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в порядке, установленном ч.14 ст.17 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Доводы истца о том, что указанные организации занималось поставками мелиоративного оборудования сельхозтоваропроизводителям, не являются достаточны основанием для удовлетворения иска, поскольку должность и вид работ должны соответствовать вышеуказанному Списку № 1440.

Также обоснованы возражения стороны ответчика о том, что истец по делу не проживал в сельской местности, что исключает повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости лицам применительно к части 14 статьи 17 Закона № 400-ФЗ.

Согласно паспорта, Кузнецов М.П. с ДД.ММ.ГГГГ. был зарегистрирован по адресу: <адрес> снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ. В последующем, ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирован по адресу: <адрес> (т.2 л.д.38-39)

При этом, в подтверждение того, что он проживал в сельской местности, предоставлено свидетельство о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ., из которого следует, что Кузнецов М.П. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ.; а также свидетельство о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.5 оборот. стор.)

Так же предоставлена справка от ДД.ММ.ГГГГ., выданная администрацией Шинерпосинского сельского поселения <адрес> ЧР о том, что Кузнецов М.П. действительно зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ. (т.2 л.д.41)

Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ. истец Кузнецов М.П. не проживал в сельской местности.

Федеральным законом от 26.05.2021 N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в пункты 14, 15 статьи 17 Закона № 400-ФЗ, согласно которым лицам, проживающим в сельской местности, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости; при выезде граждан, указанных в части 14 настоящей статьи, на новое место жительства за пределы сельской местности после установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренного частью 14 настоящей статьи, указанное повышение сохраняется.

Из содержаний вышеназванных пунктов следует, что изменения в ст.17 Закона № 400-ФЗ внесены для избежания дискриминации не проживающих в сельской местности, ранее осуществляющих свою трудовую деятельность в сельской местности.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным решения Отделения СФР по ЧР ДД.ММ.ГГГГ. и включения спорных периодов в стаж работы в сельском хозяйстве, не имеется.

Поскольку без учета указанных периодов работы сельскохозяйственный стаж истца составляет менее 30 лет, оснований для перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ., не имеется.

В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Кузнецову Михаилу Петровичу о признании незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГг. о включении Кузнецову Михаилу Петровичу периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве инженера в отделе промышленного и гражданского строительства Объединение «Чувашмелиорация»; с ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве начальника отдела комплектации УПТК объединения «Чувашмелиорация»; с ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве главного инженера УПТК объединения «Чувашмелиорация»; с ДД.ММ.ГГГГ - в качестве начальника УПТК объединения; с ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве заместителя начальника объединения по материально-техническому снабжению Объединение «Чувашмелиорация» в порядке перевода из УПТК объединения; с ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве заместителя генерального директора ТОО «Чувашмелиорация» - заместителя директора Дирекции ТОО «Чувашмелиорация»; с ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве директора УПТК ТОО «Чувашмелиорация»; с ДД.ММ.ГГГГ. - избран генеральным директором ЗАО «Инжсельстройсервис» сроком на 5 лет; с ДД.ММ.ГГГГ. - избран генеральным директором ЗАО «Инжсельстройсервис» сроком на 5 лет; с ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве директора ООО «Инжсельстрой» - в стаж работы в сельском хозяйстве, а также перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Московский районный суд г.Чебоксары ЧР в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.В. Иванова

Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2023г.

Дело № 2-3167/2023

УИД 21RS0025-01-2023-002172-90

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2023 г. г.Чебоксары

Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Ивановой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Алиевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова Михаила Петровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании решения незаконным в части, включения периодов работы в стаж работы в сельском хозяйстве и перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии,

У с т а н о в и л :

Истец Кузнецов М.П. обратился в суд с иском к ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике (далее Отделение СФР, ОСФР по ЧР) о признании решения незаконным в части, включения периодов работы в стаж работы в сельском хозяйстве и перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии, указав в обоснование иска, что ДД.ММ.ГГГГг. он обратился с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с п.14 ст.17 Федеральною закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Однако ответчик вынес решение от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в перерасчете фиксированной выплаты к страховой части пенсии, в связи с тем, что он не проживает в сельской местности, также отсутствует необходимый стаж работы в сельской местности.

С данным решением истец не согласен.

Согласно разделу 1 Списка повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона № 400-ФЗ устанавливается, если работа (деятельность) осуществлялась в области Растениеводства (бахчеводство, виноградарство, лесоводство, луговодство, овощеводство, плодоводство, полеводство, свекловодство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство, шелководство) (производств сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка хранение, мелиорация), в области животноводства (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов) и в области Рыбоводства в колхозах, совхозах, крестьянско-фермерских хозяйствах, сельскохозяйственных кооперативах артелях и в других организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.

Общий стаж его работы с ДД.ММ.ГГГГ. составил 37 года 2 мес. 17 дн.

Организация занималась мелиорацией земель в Чувашской Республике, поставляла оборудование для колхозов в целях улучшения эффективности использования мелиорированных земель, а также для наращивания продовольственного фонда. Организация на основании договоров оказания услуг производила ремонт оборудования для полива сельскохозяйственных угодий, поставляла мелиоративное оборудование сельским производителям, являлась единственной организацией, занимающейся вопросами мелиорации в Чувашской Республике.

Истец награждался грамотами Министерства сельского хозяйства за многолетний труд в системе сельского хозяйства и большой вклад в развитие мелиорации земель и развитие сельскохозяйственного водоснабжения.

Просит суд:

1. Признать незаконным Решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ. .

2. Обязать ответчика включить периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ. (04/01/03) - в качестве инженера в отделе промышленного и гражданского строительства Объединение «Чувашмелиорация»; с ДД.ММ.ГГГГ (00/05/13) в качестве начальника отдела комплектации УПТК объединения «Чувашмелиорация»; с ДД.ММ.ГГГГ. (03/07/15) в качестве главного инженера УПТК объединения «Чувашмелиорация»; с ДД.ММ.ГГГГ. (01/04/15) в качестве начальника УПТК объединения; с ДД.ММ.ГГГГ. (07/10/00) в качестве заместителя начальника объединения по материально-техническому снабжению Объединение «Чувашмелиорация» в порядке перевода из УПТК объединения; с ДД.ММ.ГГГГ. (01/09/15) в качестве заместителя генерального директора ТОО «Чувашмелиорация» - заместителя директора Дирекции ТОО «Чувашмелиорация»; с ДД.ММ.ГГГГ., (04/11/04) в качестве директора УПТК ТОО «Чувашмелиорация»; с ДД.ММ.ГГГГ. (04/11/04) избран генеральным директором ЗАО «Инжсельстройсервис» сроком на 5 лет; с ДД.ММ.ГГГГ. (02/05/15) избран генеральным директором ЗАО «Инжсельстройсервис» сроком на 5 лет; с ДД.ММ.ГГГГ. (08/10/17) в качестве директора ООО «Инжсельстрой» - в стаж работы в сельском хозяйстве Кузнецова М.П.

3. Обязать ответчика пересчитать фиксированную выплату к страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

На судебное заседание истец Кузнецов М.П. не явился, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, ранее исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, приведя их вновь, просил иск удовлетворить.

На судебное заседание представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ЧР не явился, представили суду отзыв на исковое заявление (л.д.31), где указали, что исковые требования не признают. Доводы Истца о том, что указанные организации занималось поставками мелиоративного оборудования сельхозтоваропроизводителям, не являются достаточны основанием для удовлетворения иска, поскольку должность и вид работ должны соответствовать вышеуказанному Списку №1440. Работа Истца в указанных организациях не относится к работе в сфере сельского хозяйства, должность и вид работ Истца в спорные периоды не предусмотрены Списком №1440. Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца их имеется.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены: ООО «Инжсельстрой» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ.), УФНС по Чувашской Республики (протокол от ДД.ММ.ГГГГ.).

Согласно выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ., ООО «Инжсельстрой» ликвидировано с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.129-134)

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Инжсельстрой» было исключено из числа третьих лиц, в виду ликвидации общества.

Третье лицо УФНС по ЧР на судебное заседание не явилось, извещены надлежаще о слушании дела, своих возражений не предоставили.

Суд, исследовав представленные доказательства, материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст.39 ч.2 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).

Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проживающим в сельской местности, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Согласно части 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 № 1440 утвержден (далее – Постановление Правительства РФ от 29.11.2018 N 1440) Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей и правила, в соответствии с которыми будет устанавливаться повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее – Список от 29 ноября 2018 года) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

Согласно указанным Правилам, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются, в том числе, периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В стаж работы в сельском хозяйстве засчитываются: периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. При подсчете стажа, периоды работы в сельском хозяйстве подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и на основании документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в Порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В Списке поименованы 3 вида наименования работ, производств сельского хозяйства: растениеводство, животноводство, рыбоводство.

В качестве наименования работ, производств сельского хозяйства в Списке указано растениеводство (бахчеводство, виноградарство, лесоводство, луговодство, овощеводство, плодоводство, полеводство, свекловодство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство, шелководство), производство сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка, хранение, мелиорация.

При подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:

а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях»,- на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В Списке N 1440 поименованы должности: инженера растениеводческого направления, в числе занятого на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, сельскохозяйственных производственных объектов (инженера-гидротехника, инженера мелиоратора, инженера по землеустройству сельскохозяйственного предприятия, инженера-энергетика, инженера (старшего инженера) по технике безопасности и охране труда, старшего инженера-механика, инженера-механика, инженера по механизации и эксплуатации оборудования и т.д.) (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).

При этом согласно действующему правовому регулированию в сельскохозяйственный стаж в соответствии с приведенными Правилами подлежат включению периоды, поименованные в упомянутом выше Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты.

Из материалов дела следует, что Кузнецов М.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирован в системе пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ и является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно. (л.д. 55)

ДД.ММ.ГГГГ. Кузнецов М.П. обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ЧР с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии в соответствии с п.14 ст.17 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Отделения СФР по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ. Кузнецову М.П. отказано в перерасчете размера страховой пенсии в соответствии с п.14 ст.17 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине: невыполнения условий, указанных в ч.14 ст.17 Закона № 400-ФЗ.

В решении указано, что в соответствии с ч.14 ст.17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», проживающим в сельской местности, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

Заявитель, Кузнецов М.П. обратился с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с приобретением необходимого календарного стажа в сельском хозяйстве.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета и материалам пенсионного дела продолжительность работы Кузнецова М.П. в сельском хозяйстве по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. составляет 2 года 5 мес. 12 дн. Заявитель фактически проживает по адресу: <адрес>, который не относится к сельской местности.

Учитывая, что Кузнецов М.П. не проживает в сельской местности, также отсутствует необходимый стаж работы в сельской местности, основания для перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Закона № 400-ФЗ отсутствуют. (л.д.6-7)

В трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ. на имя Кузнецова М.П. имеются записи о его работе:

ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве инженера в отделе промышленного и гражданского строительства Объединение «Чувашмелиорация»;

ДД.ММ.ГГГГ - в качестве начальника отдела комплектации УПТК объединения «Чувашмелиорация»;

ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве главного инженера УПТ: объединения «Чувашмелиорация»;

ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве начальника УПТК объединения;

ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве заместителя начальника объединения по материально-техническому снабжению Объединение «Чувашмелиорация» в порядке перевода из УПТК объединения;

ДД.ММ.ГГГГ. в качестве заместителя генеральной директора ТОО «Чувашмелиорация» - заместителя директора Дирекции ТОС «Чувашмелиорация»;

ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве директора УПТК ТОО «Чувашмелиорация»;

-ДД.ММ.ГГГГ. - избран генеральным директором ЗАО «Инжсельстройсервис» сроком на 5 лет;

ДД.ММ.ГГГГ. - избран генеральным директором ЗАО «Инжсельстройсервис» сроком на 5 лет;

ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве директора ООО «Инжсельстрой».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель" мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ. ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по ЧР (ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз») следует, что огромное значение мелиорация имеет для сельского хозяйства, придавая большую устойчивость этой отрасли народного хозяйства и обеспечивая более стабильные валовые сборы сельскохозяйственных культур; позволяет производительнее использовать земельный фонд. Мелиорация — важный фактор интенсификации сельскохозяйственного производства (совместно с механизацией и химизацией) и научно-технического прогресса в сельском хозяйстве, открывающий широкие возможности для повышения урожайности, создания прочной кормовой базы животноводства, освоения пустынных и заболоченных земель.

Объединение «Чувашмелиорация» обеспечивало комплексное развитие за счет строительства новых оросительных систем, укрепления производственной базы мелиоративных и водохозяйственных организаций и хозяйств, осваивающих мелиорированные земли. Комплектацию необходимыми ресурсами, в том числе мелиоративным оборудованием, объектов строительства и производственных баз осуществляло Управление производственно-технической комплектации объединения «Чувашмелиорация». В последующем УПТК объединения «Чувашмелиорация» реорганизовано в ООО «Инжсельстрой» и в период до ДД.ММ.ГГГГ ООО «Инжсельстрой» на договорных условиях поставляло мелиоративное оборудование на межхозяйственные оросительные системы федеральной собственности, закрепленные за ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз», в рамках реализации федеральных целевых целевых программ в области мелиорации, а также сельхозтоваропроизводителям Чувашской Республики и других регионов Российской Федерации. (л.д.10)

В Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей и правила, в соответствии с которыми будет устанавливаться повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона «О страховых пенсиях» в разделе наименование профессий, должностей, специальностей указаны - рабочие всех наименований, занятые в сельском хозяйстве.

Эксплуатация мелиоративных систем представляет собой предоставление услуги в области растениеводство за вознаграждение или на договорной основе, что исключает включение в виды деятельности, предусмотренные ОКВЭД как относящееся к деятельности, второстепенной по отношению к сельскому хозяйству.

В соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 N 31/3-3, так и Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 (далее – ЕТКС) должности, профессия должны соответствовать единому квалификационному справочнику должностей.

ЕТКС содержит характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требований, предъявляемых к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих, и предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом, организацией независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

Согласно пунктам 1-8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 9, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом, организацией независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

Отнесение должностей к соответствующей категории осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).

Следовательно, несоответствие наименований должностей истца ЕТКС свидетельствует о том, что в спорные периоды истец не осуществлял свою трудовую деятельность в организациях, осуществляющую сельскохозяйственную деятельность в соответствии с разделом «А» подраздел «1» «Растениеводство» (мелиорация).

Из справки -т от ДД.ММ.ГГГГ. БУ ЧР «Государственный архив исторический архив ЧР» в документах архивных фондов «Министерство мелиорации и водного хозяйства Чувашской АССР», «Чувашское республиканское объединение по мелиорации земель "Чувашмелиорация" Главного управления по мелиорации земель в Нечерноземной зоне РСФСР "Главнечерноземводстрой" Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР» и «Производственное строительно-проектно-эксплуатационное объединение «Чувашмелиорация» Министерства сельского хозяйства Чувашской ССР Государственного республиканского концерна по комплексному обустройству хозяйств в Нечерноземной зоне РСФСР (Центринжсельстрой)» за ДД.ММ.ГГГГ гг. Устава УПТК объединения «Чувашмелиорация» не обнаружено.

Дополнительно сообщают, что документы Производственного строительно- проектно-эксплуатационного объединения «Чувашмелиорация» Министерства сельского хозяйства Чувашской ССР Государственного республиканского концерна по комплексному обустройству хозяйств в Нечерноземной зоне РСФСР (Центринжсельстрой) с ДД.ММ.ГГГГ г. на хранение в БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии не поступали. (л.д.92)

Из содержания Устава «Иижельстрой» не следует, что Общество осуществляет виды деятельности в области мелиорации земель. (л.д.142)

Из п.2.1 Устава следует, что Общество создается с целью получения прибыли, удовлетворения потребностей других предприятий и населения в товарах и услугах производственного и непроизводственного назначения, как собственного изготовления, так и изготовленных на других фирмах и частными лицами.

Из выписки из ЕГРЮЛ на ООО «Инжсельстрой» следует, что основным видом деятельности общества является «Торговля оптовая машинами, оборудованием и инструментами для сельского хозяйства» (код деятельности – 46.61), что относится к вспомогательной деятельности по отношению к сельскому хозяйству, а не к растениеводству непосредственно.

Таким образом, организации, где работал истец в спорные периоды, занимались поставками мелиоративного оборудования сельхозтоваропроизводителям, что не является достаточны основанием для удовлетворения иска, поскольку должность и вид работ должны соответствовать вышеуказанному Списку, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440 (далее - Список № 1440).

Работа истца в указанных организациях не относится к работе в сфере сельского хозяйства, должность и вид работ Истца в спорные периоды не предусмотрены Списком N 1440.

Также из записей в трудовой книжке не следует, что они содержат указания на работу истца в сельском хозяйстве, в данном случае, на работах по мелиорации земель в спорные периоды его трудовой деятельности. При этом, трудовая книжка содержит записи о том, что Кузнецов М.П. работал начальником, главным инженером, заместителем начальника, генеральным директором и т.д.

Статьей 60 ГПК РФ установлено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Должностные инструкции по занимаемым истцом должностям не были предоставлены.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.

Вместе с тем, из представленных документов не следует, что истец работал в спорные периоды на сельхозработах.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что в нарушение ст.56 ГПК РФ истцом Кузнецовым М.П. не представлены, а судом не добыты документы, бесспорно подтверждающие характер работы истца в спорные периоды в организации, основным видом деятельности которой являлось сельское хозяйство (в колхозе, совхозе или другой организации) либо занятости на работах, связанных с растениеводством, производством сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочной обработкой сельскохозяйственной продукции, заготовкой, хранением и мелиорацией.

Также должности, которые занимал истец в оспариваемые периоды (начальник отдела комплектации, главный инженер, начальник УПТК, заместитель начальника объединения по материально-техническому снабжению, заместитель генерального директора, директор, генеральный директор), не предусмотрены Списком № 1440, и не могут являться основанием для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в порядке, установленном ч.14 ст.17 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Доводы истца о том, что указанные организации занималось поставками мелиоративного оборудования сельхозтоваропроизводителям, не являются достаточны основанием для удовлетворения иска, поскольку должность и вид работ должны соответствовать вышеуказанному Списку № 1440.

Также обоснованы возражения стороны ответчика о том, что истец по делу не проживал в сельской местности, что исключает повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости лицам применительно к части 14 статьи 17 Закона № 400-ФЗ.

Согласно паспорта, Кузнецов М.П. с ДД.ММ.ГГГГ. был зарегистрирован по адресу: <адрес> снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ. В последующем, ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирован по адресу: <адрес> (т.2 л.д.38-39)

При этом, в подтверждение того, что он проживал в сельской местности, предоставлено свидетельство о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ., из которого следует, что Кузнецов М.П. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ.; а также свидетельство о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.5 оборот. стор.)

Так же предоставлена справка от ДД.ММ.ГГГГ., выданная администрацией Шинерпосинского сельского поселения <адрес> ЧР о том, что Кузнецов М.П. действительно зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ. (т.2 л.д.41)

Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ. истец Кузнецов М.П. не проживал в сельской местности.

Федеральным законом от 26.05.2021 N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в пункты 14, 15 статьи 17 Закона № 400-ФЗ, согласно которым лицам, проживающим в сельской местности, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости; при выезде граждан, указанных в части 14 настоящей статьи, на новое место жительства за пределы сельской местности после установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренного частью 14 настоящей статьи, указанное повышение сохраняется.

Из содержаний вышеназванных пунктов следует, что изменения в ст.17 Закона № 400-ФЗ внесены для избежания дискриминации не проживающих в сельской местности, ранее осуществляющих свою трудовую деятельность в сельской местности.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным решения Отделения СФР по ЧР ДД.ММ.ГГГГ. и включения спорных периодов в стаж работы в сельском хозяйстве, не имеется.

Поскольку без учета указанных периодов работы сельскохозяйственный стаж истца составляет менее 30 лет, оснований для перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ., не имеется.

В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Кузнецову Михаилу Петровичу о признании незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГг. о включении Кузнецову Михаилу Петровичу периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве инженера в отделе промышленного и гражданского строительства Объединение «Чувашмелиорация»; с ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве начальника отдела комплектации УПТК объединения «Чувашмелиорация»; с ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве главного инженера УПТК объединения «Чувашмелиорация»; с ДД.ММ.ГГГГ - в качестве начальника УПТК объединения; с ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве заместителя начальника объединения по материально-техническому снабжению Объединение «Чувашмелиорация» в порядке перевода из УПТК объединения; с ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве заместителя генерального директора ТОО «Чувашмелиорация» - заместителя директора Дирекции ТОО «Чувашмелиорация»; с ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве директора УПТК ТОО «Чувашмелиорация»; с ДД.ММ.ГГГГ. - избран генеральным директором ЗАО «Инжсельстройсервис» сроком на 5 лет; с ДД.ММ.ГГГГ. - избран генеральным директором ЗАО «Инжсельстройсервис» сроком на 5 лет; с ДД.ММ.ГГГГ. - в качестве директора ООО «Инжсельстрой» - в стаж работы в сельском хозяйстве, а также перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Московский районный суд г.Чебоксары ЧР в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.В. Иванова

Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2023г.

2-3167/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кузнецов Михаил Петрович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии
Другие
УФНС России по Чувашской Республике
Суд
Московский районный суд г. Чебоксары
Судья
Иванова Т.В.
Дело на странице суда
moskovsky.chv.sudrf.ru
24.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.04.2023Передача материалов судье
26.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2023Судебное заседание
07.09.2023Судебное заседание
18.10.2023Судебное заседание
18.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2023Судебное заседание
14.12.2023Судебное заседание
20.12.2023Судебное заседание
20.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее