Дело № 2-2098/2024
УИД 49RS0001-01-2024-003210-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 июня 2024 года г. Магадан
Магаданский городской суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Вигуль Н.Е.,
при секретаре ФИО2,
в отсутствие участников процесса,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда <адрес> гражданское дело по заявлению Департамента имущественных и жилищных отношений мэрии <адрес> о признании права муниципальной собственности муниципального образования «<адрес>» на бесхозяйное имущество,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и жилищных отношений мэрии <адрес> (далее – ДИЖО) обратился в Магаданский городской суд с заявлением о признании права муниципальной собственности муниципального образования «<адрес>» на бесхозяйное имущество.
В обоснование требований указано, что ДИЖО в соответствии с положением, утвержденным решением Магаданской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №-Д (далее – Положение №-Д), является функциональным органом мэрии <адрес>, который, представляя интересы собственника муниципального имущества – муниципального образования «<адрес>», владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах полномочий, установленных действующим законодательством, Уставом муниципального образования «<адрес>», другими муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления <адрес>.
Частью 3 ст. 47 Устава муниципального образования «<адрес>» определено, что Магаданская городская Дума устанавливает порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности.
Решением Магаданской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №-Д утверждено положение «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «<адрес>», согласно п. 1.9 которого по поручению мэра <адрес> права собственника по управлению и распоряжению муниципальной собственностью реализует ДИЖО.
Участок тепловой сети от наружной стены тепловой камеры ТК-253 до внешней стены многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, не является муниципальной собственностью и в реестре муниципального имущества муниципального образования «<адрес>» не учитывается.
ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимого имущества принят Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Чукотскому автономному округу (далее – Управление Росреестра по <адрес> и ЧАО) на учет как бесхозяйный.
Поскольку, на основании пункта п. 3.22. Положения №-Д ДИЖО осуществляет мероприятия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты, находящиеся на территории муниципального образования «<адрес>», в том числе путем обращения в судебные органы с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, заявитель просит суд признать право муниципальной собственности муниципального образования «<адрес>» на бесхозяйное имущество – участок тепловой сети от наружной стены тепловой камеры ТК-253 до внешней стены многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью «Жилсервис» (далее – ООО «Жилсервис»), публичное акционерное общество «Магаданэнерго» (далее – ПАО «Магаданэнерго»), муниципальное унитарное предприятие <адрес> «Магадантеплосеть» (далее – МУП <адрес> «Магадантеплосеть»), Управление Росреестра по <адрес> и ЧАО.
Заявитель ДИЖО, заинтересованные лица ООО «Жилсервис», ПАО «Магаданэнерго», МУП <адрес> «Магадантеплосеть», Управление Росреестра по <адрес> и ЧАО, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили.
В письменном отзыве заинтересованное лицо Управление Росреестра по <адрес> и ЧАО полагает возможным удовлетворить заявленные требования и просит рассмотреть дело в отсутсвие своего представителя.
Руководствуясь положениями частей 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей заявителя и заинтересованных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
На основании ч. 6 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики (далее в настоящей статье - требования безопасности), проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество (далее - орган регистрации прав), для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения.
Из положений п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, муниципальных округов, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации как вид сооружений предусмотрены линейные объекты - линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
По своим техническим характеристикам участок тепловой сети относится к линейным сооружениям. Исходя из назначения участка тепловой сети, учитывая его техническую неразрывную связь с землей и недвижимыми объектами, участок тепловой сети фактически является составной частью сети теплоснабжения. При перемещении данного объекта в другое место его функциональное назначение утрачивает смысл, в связи с чем следует относить участок тепловой сети к недвижимому имуществу.
Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 ГК РФ).
Порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, определен в главе 33 ГПК РФ.
В силу ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.
Решением Магаданской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №-Д утверждено положение о Департаменте имущественных и жилищных отношений мэрии <адрес>.
Согласно пункту 1.1 указанного положения ДИЖО является функциональным органом мэрии <адрес>, который, представляя интересы собственника муниципального имущества - муниципального образования «<адрес>», владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах полномочий, установленных действующим законодательством, Уставом муниципального образования "<адрес>", другими муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления <адрес> и настоящим Положением, а также обеспечивает условия для осуществления жителями муниципального образования «<адрес>» права на жилище.
В силу пункта 3.22 положения ДИЖО осуществляет мероприятия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты, находящиеся на территории муниципального образования «<адрес>», в том числе путем обращения в судебные органы с заявлениями о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены сведения о принятии на учет как бесхозяйный объект недвижимости – участок тепловой сети от наружной стены тепловой камеры ТК-253 до внешней стены многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №
В силу п. 9 Порядка взаимодействия при выявлении бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования «<адрес>», утвержденного постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, по истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйного объекта коммунальной инфраструктуры на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, ДИЖО обращается в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на этот объект в порядке, предусмотренном законодательством.
Согласно сведениям ОГБУ «МОУТИ» от ДД.ММ.ГГГГ право и обременения, а также проектная техническая документация на спорный объект отсутствует.
Из ответа ТУ Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что названный объект недвижимого имущества в реестре федерального имущества Территориальным управлением не учитывается.
В соответствии с представленными в дело ответами ОГКУ «ГАМО» от ДД.ММ.ГГГГ, КУМИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Департамента САТЭК мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Департамента архитектуры и градостроительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проектная документация, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, акты приемки законченного строительства в указанных учреждениях отсутствуют.
Ответы аналогичного содержания даны по запросу суда ДД.ММ.ГГГГ ОГБУ «МОУТИ», ДД.ММ.ГГГГ ТУ Росимущества в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «ГАМО», ДД.ММ.ГГГГ Департаментом имущественных и земельных отношений, ДД.ММ.ГГГГ Департаментом САТЭК мэрии <адрес>.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на дату постановки указанного объекта на учет в качестве бесхозяйного имущества он не являлся муниципальной собственностью и в реестре муниципального имущества муниципального образования «<адрес>» не учитывался.
В соответствии с ответами ООО «Жилсервис» от ДД.ММ.ГГГГ, ПАО «Магаданэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ, МУП <адрес> «Магадантеплосеть» от ДД.ММ.ГГГГ спорный объект недвижимого имущества не находится на балансе данных юридических лиц, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии в данном случае спора о праве.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение то обстоятельство, что указанный в заявлении ДИЖО объект недвижимости, числится на учете как бесхозяйный объект, правовой статус данного объекта недвижимости на момент рассмотрения дела в суде не изменился, при этом со дня постановки данного объекта на учет как бесхозяйного прошло более трех месяцев.
Право собственности на указанный объект недвижимости ни за кем не зарегистрировано, спор о праве собственности на объект недвижимости отсутствует, кроме заявителя никто на данный объект недвижимого имущества не претендует, ДИЖО является органом, правомочным управлять муниципальным имуществом.
Поскольку из представленных суду документов следует, что спорный объект недвижимости не имеет собственника, и он принят на учет в качестве бесхозяйного объекта в установленном законом порядке, то суд признает подлежащим удовлетворению требование заявителя о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости – участок тепловой сети от наружной стены тепловой камеры ТК-253 до внешней стены многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 49:09:030108:1045.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявление Департамента имущественных и жилищных отношений мэрии <адрес> о признании права муниципальной собственности муниципального образования «<адрес>» на бесхозяйное имущество.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования «<адрес>» на бесхозяйное имущество – участок тепловой сети от наружной стены тепловой камеры ТК-253 до внешней стены многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд, через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить день принятия решения суда в окончательной форме (с учетом выходных дней) – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.Е. Вигуль