... РЈРР” 16RS0046-01-2022-000589-52
дело № 2а-1503/2022
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
09 марта 2022 года г. Казань
Вахитовский районный СЃСѓРґ РіРѕСЂРѕРґР° Казани РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Р.РҐ. Булатова, РїСЂРё секретаре судебного заседания Рђ.Рњ. Мубаракшиной, рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Р РѕСЃСЃРёРё в„– 14 РїРѕ Республике Татарстан Рє Р•.Рђ. Яруллиной Рѕ взыскании обязательных платежей Рё санкций,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 14 по Республике Татарстан обратилась в суд с административным иском к Е.А. Яруллиной о взыскании транспортного налога, пени. В обоснование иска указано, что Е.А. Яруллина с 26.09.2006г. по 29.04.2019г. являлась собственником транспортного средства ..., государственный регистрационный знак ....
Административным истцом исчислены налоги и в адрес административного ответчика направлено уведомление об уплате налогов. В целях досудебного урегулирования спора административному ответчику направлено требование об уплате налогов и пени, однако задолженность им не погашена. В связи с изложенным административный истец просит суд взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 17550 руб., пени по транспортному налогу за период с 03 декабря 2019 года по 29 января 2020 года в размере 213 руб. 96 коп.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Республике Татарстан А.Н. Хайруллов административный иск поддержал, просил его удовлетворить.
Административный ответчик Е.А. Яруллина в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении отказать.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Нормы действующего законодательства, предоставляя возможность органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, другим органам, наделенным в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, устанавливает ограничения, согласно которым в удовлетворении заявленных требований может быть отказано без рассмотрения спора в случае нарушения таким органом срока обращения в суд.
В силу положений части 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) причины пропуска административным истцом установленного данным Кодексом срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании, в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 45 НК РФ является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Частью 6 статьи 289 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 48 НК РФ.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11июня 1998 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
РР· материалов дела следует, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога.
Административным истцом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление ... от ... об уплате транспортного налога за 2018 год со сроком уплаты до ....
В установленный законодательством о налогах и сборах срок налог уплачен не был. В связи с этим на основании пунктов 3, 4 статьи 75 НК РФ административным истцом начислены пени и направлено требование № 3365 от 30 января 2020 года об уплате транспортного налога в размере 17550 руб., пени по транспортному налогу в размере 213,96 руб. сроком до ....
В срок, установленный в требовании, налог и пени административным ответчиком не уплачены.
В установленный срок налоговый орган обратился к мировому судье за вынесением судебного приказа. Данный приказ был вынесен мировым судьей судебного участка № 6 по Вахитовскому судебному району города Казани 10 сентября 2020 года, однако в последующем определением мирового судьи судебного участка № 7 по Вахитовскому судебному району города Казани от 05 октября 2020 года отменен в виду поданных административным ответчиком возражений.
Таким образом, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений статьи 48 РќРљ Р Р¤, Рнспекция вправе была обратиться РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим РёСЃРєРѕРј РІ СЃСЂРѕРє РЅРµ позднее 06 апреля 2021 РіРѕРґР°.
Вместе СЃ тем, как следует РёР· материалов дела, административный РёСЃРє Рѕ взыскании обязательных платежей Рё санкций Рнспекцией был подан РІ отделение почтовой СЃРІСЏР·Рё лишь 30 декабря 2021 РіРѕРґР°, то есть СЃ РїСЂРѕРїСѓСЃРєРѕРј установленного законом шестимесячного СЃСЂРѕРєР°.
Сведения о пропуске указанного срока по уважительной причине в материалы дела не представлены.
В качестве уважительной причины пропуска срока обращения в суд представитель налоговой инспекции ссылался на большую загруженность в работе инспекции, а также на обоснованность требований по праву.
Указанные обстоятельства РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть расценены СЃСѓРґРѕРј РІ качестве уважительной причины РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° процессуального СЃСЂРѕРєР°, поскольку Сѓ налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного РёСЃРєР° РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ. Тем более, что Рнспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, ей должны быть известны правила обращения РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рѕ взыскании обязательных платежей Рё санкций. Сама РїРѕ себе незначительность РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° СЃСЂРѕРєР° РЅР° подачу заявления РІ СЃСѓРґ, РЅРµ относится Рє исключительным обстоятельствам, позволяющим восстановить налоговой инспекции СЃСЂРѕРє для предъявления настоящего административного РёСЃРєР°.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу части 5 статьи 138, части 5 статьи 180, части 8 статьи 219 КАС РФ установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании может являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска без исследования фактических обстоятельств дела, со ссылкой в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с заявленными требованиями без уважительных причин, в связи с чем административный иск о взыскании с Е.А. Яруллиной обязательных платежей и санкций признаётся судом не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Республике Татарстан к Е.А. Яруллиной о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018год в размере - 17550 руб., пени по транспортному налогу за период с 03декабря 2019 года по 29 января 2020 года в размере - 213,96руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Вахитовский районный суд города Казани.
РЎСѓРґСЊСЏ: ...
...
...