Дело № 2а-64/2020
№ 88а-1426/2021 (№ 88а-10785/2020)
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Владивосток 3 февраля 2021 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 февраля 2021 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А., Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу «Ногликский» на решение Ногликского районного суда Сахалинской области от 13 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 13 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Ногликского района Сахалинской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу «Ногликский» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав возражения на доводы кассационной жалобы начальника отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шиловой Я.В., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
прокурор Ногликского района Сахалинской области в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в Ногликский районный суд Сахалинской области с административным исковым заявлением к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу «Ногликский» (далее – ОМВД России по городскому округу «Ногликский»), в котором просил суд признать незаконным бездействие ОМВД России по городскому округу «Ногликский», выразившееся в непринятии надлежащих мер по соблюдению требований действующего законодательства в изоляторе временного содержания (далее – ИВС) и обязать ОМВД России по городскому округу «Ногликский» устранить выявленные нарушения, привести ИВС в соответствие с требованиями действующего законодательства в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в ходе проведения проверки санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности, законодательства о содержании под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, законодательства о порядке отбывания административного ареста, в том числе материально-бытового, медико-санитарного обеспечения соответствующих лиц, в ИВС ОМВД России по городскому округу «Ногликский» выявлены нарушения требований Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ), Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утверждённых приказом МВД России от 10 февраля 2014 года № 83 (далее – Правила внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста), Правил внутреннего распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утверждённых приказом МВД России от 22 ноября 2005 года № 950 (далее – Правила внутреннего распорядка в ИВС), Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 (далее – Правила противопожарного режима), «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утверждённого приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 175 (далее – СП 5.13130.2009), «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утверждённого приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 173 (далее – СП 3.13130.2009), а именно:
- в камере № 1 не обеспечена подводка горячей воды к умывальнику, не обеспечен стол по установленному количеству мест в помещении;
- во всех камерах отсутствуют бачки для питьевой воды;
- камеры №№ 3, 5, 6 не обеспечены столами по установленному количеству мест в помещении;
- камера № 8 не обеспечена скамейкой по количеству мест в помещении;
- камеры №№ 5, 6, 7, 8 не обеспечены шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов;
- в камере № 2 неисправны светильники дневного и ночного освещения закрытого типа, а в камерах №№ 3, 8 неисправны светильники ночного освещения закрытого типа;
- кнопки для вызова дежурного в камере № 4 находятся в неисправном состоянии, неисправно также и звуковое оповещение кнопок для вызова дежурного во всех камерах;
- прогулочный двор не оборудован навесом от дождя;
- комнаты для свиданий не оборудованы разделительной перегородкой, исключающей передачу каких-либо предметов, но не препятствующей переговорам и визуальному общению;
- не обеспечено прохождение прибывшими подозреваемыми и обвиняемыми санитарной обработки, обработки одежды в дезинфекционной камере;
- ИВС не обеспечено шахматами, шашками, изданиями периодической печати для выдачи в пользование содержащимся в нём лицам;
- не разработано меню для лиц, содержащихся в ИВС, с указанием минимальных норм питания, не осуществляется контроль за выполнением установленных минимальных норм питания;
- отсутствует медицинский кабинет (здравпункт), а также отсутствуют предусмотренные Инструкцией о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утверждённой приказом МВД России 1115, Министерства здравоохранения России № 475 от 31 декабря 1999 года лекарственные препараты и средства, входящие в аптечку для оказания первой медицинской помощи в ИВС (за исключением супрастина, фурацилина, муравьиного спирта, глюкозы, корвалола, баралгина, панангина, анальгина, преднизолона, феназепама, борного спирта, калия марганцовокислого);
- разработанная инструкция о мерах пожарной безопасности в ИВС не соответствует требованиям, установленным разделом XVIII Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390;
- в ИВС, где предусмотрено ночное пребывание людей, отсутствуют средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения;
- на дверях помещений производственного назначения отсутствует обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности;
- помещение вентиляционной в ИВС используется для хранения горючих материалов;
- отсутствует разработанный порядок и сроки проведения работ по очистке пожаровзрывобезопасными способами вентиляционных камер и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта;
- не соблюдены сроки перезарядки и технического обслуживания огнетушителей;
- не соблюдено горизонтальное расстояние от дымовых пожарных извещателей до электросветильников и до вентиляционных отверстий;
- камеры ИВС не обеспечены автоматической установкой пожарной сигнализации;
- световые оповещатели «Выход» размещены не над эвакуационными выходами;
- не обеспечена замена электродвигателя вытяжной вентиляции.
Определением Ногликского районного суда Сахалинской области от 17 февраля 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области (далее – УМВД России по Сахалинской области).
Решением Ногликского районного суда Сахалинской области от 13 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 13 августа 2020 года, административный иск прокурора удовлетворён частично: признано незаконным бездействие ОМВД России по городскому округу «Ногликский», выразившееся в непринятии надлежащих мер по соблюдению Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ, Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, Правил внутреннего распорядка в ИВС, Правил противопожарного режима, СП 5.13130.2009, СП 3.13130.2009, при содержании подозреваемых и обвиняемых, лиц, подвергнутых административному задержанию и аресту, в изоляторе временного содержания.
На ОМВД России по городскому округу «Ногликский» возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований действующего законодательства, а именно:
- оборудовать в камере № 1 ИВС, предназначенной для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, подводку горячей воды к умывальнику, стол по установленному количеству мест в помещении;
- обеспечить во всех в камерах наличие бачков для питьевой воды;
- оборудовать камеры №№ 3, 5, 6 столами по установленному количеству мест в помещении;
- оборудовать камеру № 8 скамейками по установленному количеству мест в помещении;
- оборудовать камеры №№ 5, 6, 7, 8 шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов;
- устранить неисправности светильников дневного и ночного освещения закрытого типа в камере № 2, а также неисправности светильников ночного освещения закрытого типа в камерах №№ 3, 8;
- устранить неисправность кнопки для вызова дежурного в камере № 4, неисправность звукового оповещения кнопок для вызова дежурного во всех камерах;
- оборудовать прогулочный двор навесом от дождя;
- оборудовать комнату для свиданий разделительной перегородкой, исключающей передачу каких-либо предметов, но не препятствующей переговорам и визуальному общению;
- обеспечить прохождение прибывшими подозреваемыми и обвиняемыми санитарной обработки, обработки одежды в дезинфекционной камере;
- обеспечить ИВС для выдачи в пользование содержащимся в нём лицам шахматами и шашками;
- оборудовать ИВС медицинским кабинетом (здравпунктом);
- обеспечить ИВС лекарственными препаратами, а также средствами, входящими в аптечку для оказания первой медицинской помощи в ИВС, предусмотренными Инструкцией о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утверждённой приказом МВД России № 1115, Министерства здравоохранения России № 475 от 31 декабря 1999 года;
- разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима;
- оборудовать в ИВС на дверях помещений производственного назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности;
- разработать порядок и сроки проведения работ по очистке пожаровзрывобезопасными способами вентиляционных камер и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта;
- обеспечить в ИВС горизонтальное расстояние от дымовых пожарных извещателей до электросветильников не менее 0,5 метра и не менее 1 метра до вентиляционных отверстий;
- обеспечить камеры ИВС автоматической установкой пожарной сигнализации;
- обеспечить размещение световых оповещателей «Выход» над эвакуационными выходами;
- провести замену электродвигателя вытяжной вентиляции.
В удовлетворении остальной части заявленных прокурором административных исковых требований отказано.
30 декабря 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ОМВД России по городскому округу «Ногликский», поданная 13 ноября 2020 года через Ногликский районный суд Сахалинской области, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Представители административных ответчиков, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Ногликского районного суда Сахалинской области от 13 мая 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 13 августа 2020 года по результатам рассмотрения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, прокуратурой Ногликского района Сахалинской области в период с 20 ноября 2019 года по 27 ноября 2019 года проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности, законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, законодательства о порядке отбывания административного ареста в ИВС ОМВД России по городскому округу «Ногликский», в ходе которой выявлены множественные нарушения, отражённые в справке по результатам проверки от 2 декабря 2019 года и перечисленные в административном исковом заявлении.
Исходя из заявленных административных исковых требований, нижестоящие суды, правильно применив содержание положений статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ, статьи 3 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», пунктов 14, 44, 45, 132, 139 Правил внутреннего распорядка ИВС, пунктов 30, 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, пунктов 2, 9, 20, 23, 50, 70, 478, раздела XVIII действовавших до 31 декабря 2020 года Правил противопожарного режима, пункта 13.3.6, пункта 9 Таблицы 1 СП 5.13130.2009, пункта 5.3 СП 3.13130.2009, Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утверждённой приказом МВД России № 1115, Министерства здравоохранения России № 475 от 31 декабря 1999 года, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ представленные в материалы дела доказательства, пришли к обоснованному выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленного прокурором административного иска, поскольку помещение ИВС ОМВД России по городскому округу «Ногликский» на момент прокурорской проверки не соответствовало требованиям, предъявляемым к нему действующим законодательством.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, содержащихся в решении и апелляционном определении, у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что ОМВД России по городскому округу «Ногликский» проводится работа по устранению нарушений, перечисленных в справе по результатам проведённой прокурорской проверки: помещения ИВС оборудованы столами, скамейками, шкафами, полками для хранения личных вещей; баки для питьевой воды оборудуются в камерах; в ИВС имеются настольные игры и издания периодической печати на 2020 год, которые выдаются по просьбе лиц содержащихся в ИВС; приняты меры по запросу в УМВД России по Сахалинской области денежных средств на 2020 год на текущий ремонт, а также для приобретения имущества хозяйственного назначения, подводки горячей воды к умывальникам, приобретения и установки подогревателя воды, установки навеса в прогулочном дворе, обеспечения наличия на дверных помещениях обозначения категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, замены электродвигателя вытяжной вентиляции, оборудования комнаты свиданий соответствующими перегородками; в камере № 2 недостатки освещения исправлены; в заявке на финансирование на 2021 год планируется включение дополнительных расходов на оборудование освещённости, светильников, ремонта кнопки вызова дежурного; в 2021 году планируется заключение договора по проведению работ по очистке вентиляционных камер и воздуховодов от горючих отходов и заключение договора в целях установки противопожарного оборудования; а также доводы о том, что УМВД России по Сахалинской области не выделяет ОМВД России по городскому округу «Ногликский» денежные средства, необходимые для оборудования ИВС помещением медицинского назначения и для приобретения необходимых лекарственных препаратов, – не опровергают правильных выводов судов, положенных в основу решения и апелляционного определения, по существу указанные доводы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов по установленным ими обстоятельствам административного дела и на иное субъективное толкование норм материального права, однако, эти доводы не могут служить предусмотренными статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены обжалуемых судебных постановлений. Кроме того, все перечисленные доводы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую судебную оценку.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Ногликского районного суда Сахалинской области от 13 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 13 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу «Ногликский» – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи