Судья Елапов Ю.В. Дело № 33-3970/2014
Докладчик Трофимова Т.М.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Суд апелляционной инстанции по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе
председательствующего Зиновьевой Е.Ю.
судей Трофимовой Т.М., Белик Н.В.
при секретаре Шумяцкой Л.Р.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Новосибирске 13 мая 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе Сазонова Владимира Алексеевича на решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 17 февраля 2014 года, которым постановлено установить факт принятия наследства Махневой Людмилой Михайловной после смерти ее матери Сазоновой Софии Станиславовны, умершей 18.12.1989г.
Признать за Махневой Людмилой Михайловной право собственности на 13/100 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти Сазоновой Софии Станиславовны, умершей 18.12.1989г.
Взыскать с Сазонова Владимира Алексеевича в пользу Махневой Людмилы Михайловны, возврат госпошлины в сумме 6 632 рубля 67 копеек.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Трофимовой Т.М., представителя Махневой Л.М. –Матлахова А.А., Сазонова В.А., представителя Зуевой Л.Б., суд апелляционной инстанции
У С Т А Н О В И Л:
Махнева Л.М. обратилась в суд с иском к Сазонову В.А. о признании права собственности в порядке наследования.
В обоснование указала, что 18.12.1989 г. умерла Сазонова София Станиславовна, которая доводится ей матерью, что подтверждается свидетельством о рождении и её свидетельством о заключении брака. Сазонова С.С. состояла в браке с Сазоновым Алексеем Александровичем с 27 июля 1972г.
Сазонов А.А. являлся членом ЖСК «Луноход-1» и в период брака супругами путем внесения паевых взносов была приобретена квартира по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой о выплате паевого взноса. Как следует из данной справки, до брака Сазоновым А.А. был выплачен вступительный взнос в размере 40 % от стоимости квартиры. Оставшаяся часть (60%) выплачивалась после заключения брака Сазонова А.А. и Сазоновой С.С. Исходя из представленных документов, большая часть (2/3) пая за квартиру выплачивалось в период брака с 27.07.1972 года по 18.12.1989 год за счет общих средств супругов.
Если выплата пая производилась в период брака за счет общих средств супругов, то недвижимое имущество в силу закона является общей совместной собственности супругов. Таким образом, 2/3 доли в праве собственности на указанную квартиру находилось в общей совместной собственности супругов. Следовательно, Сазоновой С.С. принадлежало на праве собственности право на 1/3 долю в праве собственности на указанную квартиру. Данная квартира была оформлена в собственность Сазонова А.А., в соответствии с выпиской из домовой книги 05.08.2013г., в указанной квартире были зарегистрированы Сазонов А.А. (собственник) и Сазонова С.С. (жена собственника). Помимо неё, наследником по закону являлся супруг Сазоновой С.С. - Сазонов А.А., умерший 08.05.2013г.
Указывает, что не знала о необходимости обращения к нотариусу в течение 6 месяцев после смерти матери, полагала, что сможет оформить наследство позднее. В 2013г. она обратилась к нотариусу Наумовой Я.Ю., с заявлением о принятии наследства. Однако нотариусом было вынесено постановление об отказе в совершении нотариального действия от 22.08.2013г. в связи с тем, что принадлежность наследственного имущества наследодателю не подтверждена. Фактически она своевременно приняла наследство, что подтверждается следующими обстоятельствами. После смерти матери часто приходила в квартиру <адрес>, где проживал ее отчим, убирала в квартире, делала косметический ремонт.
С Сазоновым А.А. её мать находилась в браке 17 лет, она была с ним в хороших отношениях, относилась к нему как к отцу. С его разрешения после смерти матери взяла себе часть ее вещей (шубу, шаль, золотые украшения). Вторым наследником по закону являлся супруг Сазоновой С.С., Сазонов А.А., следовательно, наследственное имущество в виде доли Сазоновой С.С. в праве собственности на квартиру по адресу <адрес> подлежит разделу между ними в равных долях.
Наследником по закону Сазонова А.А., умершего 08.05.2013г., является его сын Сазонов Владимир Алексеевич. Так как формально собственником квартиры по адресу <адрес> в настоящее время является Сазонов А.А., в случае оформления Сазоновым В.А. прав на всю спорную квартиру, будут нарушены её наследственные права на долю в праве собственности на квартиру, принадлежавшую ее матери.
Как следует из регистрационного удостоверения, представленного ответчиком, общая стоимость пая составила 2 866, 45 руб. Согласно справке ЖСК «Луноход-1» от 22.10.2013г., паевой взнос за квартиру по адресу <адрес>, выплачивался в следующем порядке:
в октябре 1971 г. вступительный взнос в размере 40 %
с августа 1972г. по июль 1992г. - оставшаяся часть пая ежемесячно.
Сазонова С.С. и Сазонов А.А. состояли в браке с июля 1972г. Сазонова С.С. умерла в декабре 1989г. Таким образом, денежные средства в период между указанными датами выплачивались из общих средств супругов. Исходя из прилагаемого расчета, доля Сазоновой С.С. в праве на квартиру составила 26/100. Таким образом, доля Махневой Л.М. в праве на наследственное имущество составляет 13/100.
Просила установить факт принятия наследства Махневой Людмилой Михайловной после смерти Сазоновой Софии Станиславовны, умершей 18.12.1989г.; признать за Махневой Людмилой Михайловной право собственности на 13/100 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти Сазоновой Софии Станиславовны, умершей 18.12.1989г..
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен Сазонов В.А., в апелляционной жалобе изложена просьба о его отмене.
Указывает, что поскольку паевой внос был полностью выплачен 01.07.1992 года, после смерти Сазоновой С.С., это не порождает для истицы таких правовых последствий как возникновение права собственности на часть квартиры, так как членом ЖСК был Сазонов А.А. Право собственности Сазонова А.А. на спорную квартиру зарегистрировано как за пайщиком кооператива, полностью выплатившим паевой взнос, оснований для включения доли квартиры в наследственную массу после смерти Сазоновой С.С. не имелось в связи с тем, что данная квартира не является совместно нажитым имуществом и не подлежит включению ее доли в наследственную массу.
Судом неправильно определен размер доли в праве собственности на квартиру, поскольку истцом не было представлено квитанций, а также иных доказательств, подтверждающих размер ежемесячного платежа.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к несоответствующему обстоятельствам дела выводу о том, что истица фактически приняла наследство. В данной части суд дал ненадлежащую правовую оценку свидетельским показаниям Бобровой Т.В., Бахмацкой Н.Е., а также не принял во внимание, что представленная сберкнижка оформлена на имя Махневой Л.М. и истец не представил доказательств, что на счет истца была зачислена сумма 5377, 46 копеек именно со сберкнижки Сазоновой С.С.
Считает, что истцом также пропущен срок исковой давности на обращение с требованием о выделении 1/6 доли из спорного жилого помещения и включении данной доли в наследственную массу.
Проверив материалы дела с учетом требований ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене частично по следующим основаниям.
Согласно п.4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Удовлетворяя требования Махневой Л.М., суд пришел к выводу о том, что поскольку часть паевых взносов Сазонова С.С. и Сазонов А.А. выплатили в период брака с 27.07.1972 г. по 18.12.1989 г. из общих средств супругов, выплаченная в период брака сумма составляет 52,5 % от общей стоимости квартиры, следовательно, доля наследодателя Сазоновой С.С. в праве собственности на квартиру будет составлять 26/100. После её смерти наследниками являлись переживший супруг Сазонов А.А. и истица Махнева Л.В., доля которой в наследственном имуществе в праве собственности на квартиру составляет 13\100.
Суд исходил из того, что в случае, если выплата пая производилась в период брака за счет общих средств супругов, то недвижимое имущество в силу закона является общей совместной собственностью супругов. Квартира была оформлена в собственность Сазонова А.А.
Фактически Махнева Л.М. приняла наследство, поскольку унаследовала после смерти матери её имущество, денежные вклады, следовательно фактически приняла наследственное имущество в виде 13/100 доли в праве собственности на недвижимое имущество, поэтому требования о признании права собственности в порядке наследования на 13\100 доли в праве собственности в порядке наследования по закону на квартиру подлежат удовлетворению.
Суд пришел к выводу о том, что срок исковой давности истицей не пропущен, поскольку о нарушенном праве истица узнала 22.08.2013 г., получив постановление нотариуса об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону.
Однако с выводами суда в части наличия оснований для удовлетворения требований Махневой Л.М. о признании права собственности на 13\100 доли в праве собственности на квартиру в порядке наследования по закону после смерти матери Сазоновой С.С., умершей 18.12.1989 года, согласиться нельзя, поскольку они не основаны на законе.
Как видно из материалов дела, Сазонов А.А. являлся членом ЖСК «Лунаход-1» и согласно справки ЖСК от 22.10.2013 г. в октябре 1971 года им был оплачен вступительный взнос в размере 40 % от стоимости строительства квартиры. В период с августа 1972 г. по июль 1992 г. была выплачена оставшаяся часть пая (л\д15).
Сазонова С.С. и Сазонов А.А. состояли в зарегистрированном браке с 27.07.1972 года. 18.12.1989 года Сазонова С.С. умерла.
09.05.2013 г. умер Сазонов А.А., который при жизни, выплатив пай за квартиру <адрес>, приобрел право собственности на эту квартиру, что подтверждается регистрационным удостоверением от 30.11.1992 г. № 2595 Городского БТИ (л\д 55) и заключением ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» Новосибирский филиал (л\д 72) о правовом режиме недвижимого имущества от 22.05.2013 г..
Согласно ч. 2 ст. 7 Закона СССР N 1305 от 06 марта 1990 года "О собственности в СССР" член жилищно-строительного кооператива, полностью внесший свой паевой взнос за квартиру или иное строение или помещение, предоставленные ему в пользование, приобретает право собственности на это имущество. Аналогичное положение содержалось в ст. 13 Закона РСФСР N 443-1 от 24 декабря 1990 года "О собственности в РСФСР" и содержится в ч. 4 ст. 218 ГК РФ.
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 11 октября 1991 года N 11 "О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел по спорам между гражданами и жилищно-строительными кооперативами", если наследство в связи со смертью члена кооператива открылось до 1 июля 1990 года, то есть до введения в действие Закона СССР "О собственности в СССР", то наследственным имуществом является не квартира, а паенакопление. Согласно п. 1 Постановления Верховного Совета РСФСР "О порядке применения ч. 2 ст. 7 Закона СССР "О собственности в СССР" на территории РСФСР" действие ч. 2 ст. 7 Закона СССР "О собственности в СССР" на территории РСФСР распространяется на наследства, открывшиеся до 1 июля 1990 года, при условии, если на момент введения в действие указанного Закона не истекло шесть месяцев со дня открытия наследства.
Таким образом, исходя из указанных правовых норм, возникновение права собственности на квартиру ЖСК связывается лишь с полным внесением членом кооператива паевого взноса за квартиру, то есть только после полной выплаты членом кооператива паевого взноса право на паенакопления преобразуется в право собственности на жилое помещение. Учитывая, что на основании ч. 2 ст. 7 Закона СССР N 1305 от 06 марта 1990 года "О собственности в СССР", ст. 13 Закона РСФСР N 443-1 от 24 декабря 1990 года "О собственности в РСФСР" и п. 4 ст. 218 ГК РФ член ЖСК, полностью внесший свой паевой взнос за квартиру, с 01 июля 1990 года приобретает право собственности на это имущество, то право собственности на кооперативную квартиру могли приобрести лишь те члены кооператива, которые были живы на 1 июля 1990 года, поскольку в силу ст. 9 ГК РСФСР правоспособность гражданина прекращается с его смертью (ч. 2 ст. 17 ГК РФ). Таким образом, член кооператива, умерший до 1 июля 1990 года, независимо от того, что он полностью выплатил пай, не мог стать собственником квартиры и, следовательно, передать эту квартиру кому-либо в порядке наследования.
Сазонова С.С. не являлась членом ЖСК «Лунаход-1», являлась супругой члена ЖСК «Лунаход-1» Сазонова А.А., к тому же пай на день её смерти полностью не был выплачен, выплачен полностью лишь 01.07.1992 г. уже после её смерти.
Учитывая, что на день смерти Сазоновой С.С. 18.12.1989 года в состав наследственного имущества по действовавшему на тот период времени законодательству могло входить только паенакопление, право собственности на спорное жилое помещение зарегистрировано за Сазоновым А.А., как за пайщиком, членом кооператива, полностью выплатившим паевой взнос 01.07.1992 г., то оснований для включения в состав наследственного имущества доли спорной квартиры, как объекта недвижимости, после смерти Сазоновой С.С. у суда не имелось.
С учетом изложенного, суд необоснованно включил в состав наследственного имущества после смерти Сазоновой С.С. 26/100 доли в праве собственности на квартиру № 8 по ул. Д.Донского, дом № 29 в г. Новосибирске, посчитав, что эта доля Сазоновой С.С. в общем имуществе супругов, поэтому решение суда в части признания за Махневой Л.М. право собственности на 13\100 доли в праве собственности на квартиру <адрес> в порядке наследования по закону,
подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в иске.
Решение суда в части установления факта принятия наследства Махневой Л.М. после смерти матери Сазоновой С.С., умершей 18.12.1989 г. не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона является обоснованным. В этой части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 17 февраля 2014 года в части признания за Махневой Л.М. права собственности на 13/100 доли в праве собственности на квартиру № 8 по ул. Дмитрия Донского, дом № 29 в г. Новосибирске в порядке наследования по закону отменить, принять в отмененной части новое решение, которым в иске Махневой Л.М. к Сазонову В.А. о признании права собственности на 13/100 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти Сазоновой Софии Станиславовны, умершей 18.12.1989г. отказать. Размер взысканной судом госпошлины с Сазонова В.А. снизить до 200 руб. В остальной части решение суда оставить без изменения. Апелляционную жалобу Сазонова В.А. удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи