Судья Т.В. Трофимова Дело №12-62/2024
44MS0020-01-2024-001089-15
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
7 октября 2024 года г. Нерехта Костромской области
Судья Нерехтского районного суда Костромской области Бекенова С.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» на постановление мирового судьи судебного участка №20 Нерехтского судебного района Костромской области от 19.07.2024 года, которым ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» привлечено к административной ответственности по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 90 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №20 Нерехтского судебного района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ. ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» привлечено к административной ответственности по ч.13 ст. 19.5 КоАП за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 90 000 руб.
Из указанного постановления следует, что ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ», находящееся по адресу: (,,,), не выполнило в срок до ДД.ММ.ГГГГ требования пунктов 1,2,3,5 Предписания №-П/ПВП от ДД.ММ.ГГГГ. и пунктов 1,2 Предписания №-П/ПВП от 18.09.2023г. об устранении нарушений противопожарной безопасности, выданных Территориальным отделом надзорной деятельности и профилактической работы ((,,,) и (,,,)) Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по (,,,).
Не согласившись с указанным решением мирового судьи, ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» (далее – учреждение, юр.лицо, больница) обратилось в Нерехтский районный суд с жалобой, в которой просило постановление мирового судьи судебного от 19.07.2024г. отменить, производство по делу прекратить, указав, что в полном объеме вышепоименованные Предписания не были исполнены в связи с отсутствием необходимого финансирования со стороны департамента здравоохранения (,,,) - учредителя ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ», являющегося некоммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней на праве оперативного управления. Заявитель неоднократно обращался в департамент с просьбой о выделении денежных средств для проведения работ, связанных с устранением нарушений противопожарной безопасности, а именно: ДД.ММ.ГГГГ. (исх.№), ДД.ММ.ГГГГ. (исх.№), ДД.ММ.ГГГГ. (исх.№), от ДД.ММ.ГГГГ. (исх.№), ДД.ММ.ГГГГ. (исх.№), ДД.ММ.ГГГГ. (исх.№), ДД.ММ.ГГГГ. (исх.№), которые удовлетворены не были. Вместе с тем, больницей были предприняты все зависящие от неё меры по исполнению Предписаний, о чем свидетельствует их частичное исполнение, поэтому ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» не имеющая материальной возможности для исполнения предписаний, не может быть признана виновной. Также невозможность исполнения данных предписаний в полном объеме обусловлена наличием высокой кредиторской задолженности, которая по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. составляет 72 511 688,84 руб., в том числе просроченная задолженность - 51 697 012,58 руб. Данные обстоятельства в совокупности подтверждают отсутствие оснований для привлечения ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст. 19.5 КоАП РФ, так как в её действиях отсутствует необходимый признак состава вменяемого правонарушения - вина. Поскольку субъективной стороной вменяемого ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» состава административного правонарушения является умысел в совершении административного правонарушения, юридическое лицо считает, что вывод мирового судьи о виновности ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» в совершении административного правонарушения по ч.13 ст. 19.5 КоАП РФ - ошибочным.
Кроме изложенного выше, ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» указывает на то, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено 19.07.2024г. Однако, уведомление (повестка) о времени и месте рассмотрения дела получена только 31.07.2024г., то есть после вынесения судебного постановления. Указанные обстоятельства лишили больницу права на защиту в суде, на представление доказательств, пояснений и заявление ходатайств. ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» считает, что не выполнено требование закона о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности. Дело рассмотрено и вынесено постановление ДД.ММ.ГГГГ в отсутствии законного представителя, не извещенного надлежащим образом о месте и времени его рассмотрения, что является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, которое не позволило полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» - Витаков Д.С., действующий по доверенности, жалобу поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в ней, дополнительно указав, что выданные ДД.ММ.ГГГГ Предписания №-П/ПВП, №-П/ПВП в установленном законом порядке не оспаривались, учреждение с ходатайством о продлении срока исполнения требований Предписаний не обращалось. Больница оказывает определённый спектр платных услуг, доходы от которых являются незначительными и идут на оплату заработной платы работникам больницы и погашению кредитных и иных обязательств учреждения.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - главный государственный инспектор г.Волгореченск и Нерехтского района по пожарному надзору Репин А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ», считает постановление мирового судьи законным и обоснованным, а не исполнение требований Предписаний создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан и имущества лиц (физических и юридических). Неисполненные требования Предписаний не требуют значительных затрат для выполнения.
Выслушав участников, изучив материалы дела об административном правонарушении и иные представленные доказательства, проверив доводы жалобы, полагаю, что постановление мирового судьи судебного участка №20 Нерехтского судебного района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным.
В соответствии с ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Подтверждено документально, что Областное государственное бюджетное учреждения «Нерехтская центральная районная больница», зарегистрированное в ЕГРЮЛ в качестве действующего юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ, имеет лицензию № (действует бессрочно) на осуществление медицинской деятельности, в том числе на доврачебную помощь, амбулаторно-поликлиническую помощь, стационарную помощь, лечебное дело, прочие работы и услуги.
По данным ЕГРЮЛ, ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» имеет филиалы, в число которых входят: Космынинская врачебная амбулатория, Татарская врачебная амбулатория.
Из материалов дела видно, что по итогам выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом надзорной деятельности и профилактической работы (г.Волгореченск и Нерехтского района) Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Костромской области ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» были выданы два Предписания №-П/ПВП, №-П/ПВП об устранении нарушений противопожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Каждое из данных Предписаний об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающий правовые последствия для юридического лица. Условиями для вынесения Предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем самостоятельно. Предписание по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, подлежащим обязательному исполнению.
Актом внепланового инспекционного визита от ДД.ММ.ГГГГ по итогам осмотра, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, было установлено неполное исполнение требований вышеуказанных Предписаний.
Согласно указанного акта были не выполнены:
- по Предписанию №-П/ПВП от ДД.ММ.ГГГГ. следующие требования в отношении Космынинской врачебной амбулатории: в здании амбулатории не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений (п.1); здание амбулатории не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п.2);
- по Предписанию №-П/ПВП от ДД.ММ.ГГГГ. следующие требования в отношении Татарской врачебной амбулатории: в здании амбулатории не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений (п.1); в здании амбулатории не проведены испытания наружной пожарной лестницы (п.2); в здании амбулатории запор двери эвакуационного выхода из поэтажного коридора второго этажа не обеспечивает свободного открывания изнутри без ключа (п.3); здание амбулатории не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п.5).
Проанализировав указанное, мировой судья пришел к правильному выводу о наличии в действиях ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» состава административного правонарушения по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ. Оснований не согласиться с мировым судьей не имеется, поскольку законность Предписаний сомнений не вызывает, кроме этого они не оспорены, не признаны незаконным и не отменены, а факт неисполнения к ДД.ММ.ГГГГ требований Предписаний установлен документально и не оспаривается апеллятором.
ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ», в силу ст.210 Гражданского кодекса РФ, как титульный владелец имущества, переданного ему учредителями/собственниками на праве оперативного управления в пользование и владение обязано принимать меры, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации объектов недвижимости, в которых располагаются филиалы учреждения, обеспечивать надлежащее содержание принадлежащего вверенного имущества, в том числе и на предмет соблюдения правил пожарной безопасности с целью недопущения причинения вреда жизни и здоровья граждан, имуществу физических и юридических лиц.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что учреждением не приняты достаточные и все зависящие от него меры для выполнения Предписаний в полном объеме в установленный срок и привлечения (и эффективного использования) необходимых для исполнения требований законодательства денежных средств.
Приложенные к жалобе письма ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» о дополнительном выделении денежных средств на устранение нарушений по пожарной безопасности, направленные в адрес только одного из двух учредителей - департамента здравоохранения Костромской области, наличие кредиторской задолженности, не могут служить как доказательствами отсутствия вины учреждения, так и обстоятельствами, освобождающими юридическое лицо от административной ответственности, в том числе с учетом возможности получения доходов от коммерческой деятельности.
Доводы жалобы о том, что с фактом исполнения только части требований Предписаний учреждение согласно, существование нарушений не отрицает, понимая всю необходимость выполнения обязательных требований пожарной безопасности, предпринимает все зависящие от него меры по обеспечению пожарной безопасности и исполнению Предписаний, ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» не уклоняется от устранения выявленных нарушений, частично устранило их, не опровергают выводы мирового судьи о наличии вины и не могут служить основанием для отмены или изменения постановления мирового судьи.
Вина ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» в совокупности подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; решением о проведении инспекционного визита №-В/РИВ от ДД.ММ.ГГГГ.; актом инспекционного визита №-В/РИВ от ДД.ММ.ГГГГ.; актом инспекционного визита № –В/АИВ от ДД.ММ.ГГГГ.; протоколом осмотра №-В/РИВ от ДД.ММ.ГГГГ; Предписанием об устранении нарушений обязательных требований №-П/ПВП от ДД.ММ.ГГГГ.; Предписанием об устранении нарушений обязательных требований №-П/ПВП от ДД.ММ.ГГГГ. и др.
В соответствии с ч.1 ст.4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.3 ст.4.1 КоАП РФ).
Как следует из ч.2 ст.4.1.1 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 15.21, 15.27.3, 15.30, 19.3, 19.4.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.
Административное наказание в виде штрафа в указанном в обжалуемом постановлении размере назначено ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» в соответствии с требованиями ст.ст.3.1,3.5,4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.13 ст. 19.5 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, отсутствии смягчающих и отягчающих административную ответственность, характера совершенного административного правонарушения, его общественной опасности, с учетом финансового положения юр.лица и является справедливым, а также соответствует предусмотренным ч.1 ст.3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Довод жалобы о невыполнении всех требований Предписаний в силу отсутствия необходимого финансирования со стороны департамента здравоохранения Костромской области, являющегося учредителем ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ», не может быть принят во внимание, поскольку недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения учреждения от исполнения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения. Невыполнение требований пожарной безопасности на функционирующих на момент выдачи предписания объектах здравоохранения может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Предусмотренных законом оснований для признания назначенного ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» административного наказания чрезмерно суровым, не имеется.
Мировым судьей правомерно учтены обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, оценена роль правонарушителя, действия направленные на выполнение Предписаний, учтена существенная угроза охраняемым общественным отношениям, заключающимся в несоблюдении ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» требований в области пожарной безопасности, невыполнение требований Предписаний, что несет угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, установлено, что данное правонарушение нельзя признать малозначительным.
Административное наказание в виде административного штрафа по ч.13 ст. 19.5 КоАП РФ не подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ, а само правонарушение не может быть признано малозначительным.
Суд апелляционной инстанции признает выводы мирового судьи обоснованными и правомерными.
Постановление вынесено в пределах установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел срока давности привлечения к административной ответственности.
Проверяя доводы ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» относительно нарушения процедуры привлечения учреждения здравоохранения к административной ответственности, выразившееся в не уведомлении юр.лица о времени и месте рассмотрении протокола об административном правонарушении, назначенного к рассмотрению в открытом судебном заседании на ДД.ММ.ГГГГ, по итогу которого было вынесено постановление о привлечении учреждения к административной ответственности, прихожу к следующим выводам.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно п.2 ч.29.1 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Исходя из положений ст.28.2, ч.1 ст.25.1 КоАП РФ, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу требований ст.28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4 ст.28.2 КоАП РФ).
Согласно ст.25.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (ч.1). Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ч.2).
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ составлен в присутствии представителя ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» Л, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. Протокол составлен надлежащим должностным лицом административного органа, в нем подробно описаны состав вменяемого правонарушение, а представителю лица, привлекаемому к административной ответственности, - разъяснены права, предусмотренные ст.ст.25.1,25.4,25.5 КоАП РФ, предоставлена возможность дать объяснения и представить доказательства.
О дате рассмотрения административного протокола ДД.ММ.ГГГГ, ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» извещалось посредством направления в его адрес по почте судебной повестки, которая получена учреждением ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № /л.д.№/.
Таким образом, доводы ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ» о нарушении его права на защиту при рассмотрении дела мировым судьей не нашли своего подтверждения.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права мировым судьей не допущено.
Таким образом, постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ подлежит оставлению без изменения, а жалоба учреждения - без удовлетворения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №20 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░.13 ░░. 19.5 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░