№ 2-167/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
31 января 2017 года г.Мичуринск
Мичуринский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Калининой О.В.,
при секретаре Козловой Н.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Мичуринского района Тамбовской области Ермаковой Е.С.,
представителя ответчика главы Остролучинского сельсовета Чиркиной Н.В.,
представителя третьего лица ОГИБДД МОМВД России «Мичуринский» Полякова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мичуринского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Остролучинского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области о возложении обязанности обустроить пешеходный переход,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мичуринского района Тамбовской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Остролучинского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области о возложении обязанности по обустройству пешеходного перехода, отвечающего нормативным требованиям, расположенного вблизи Терновского филиала МБОУ Новоникольской СОШ, расположенной в с.Терновое Мичуринского района, по ул.Советская, д.2, а именно установить светофор Т-7 и ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа, в срок до 01.06.2017 года. В обоснование требований указывает, что в ходе проведенной прокуратурой Мичуринского района проверки установлено, что администрацией Остролучинского сельсовета Мичуринского района нарушаются требования действующего законодательства в сфере обустройства пешеходного перехода и не исполняются обязанности, предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку вблизи Терновского филиала МБОУ Новоникольской СОШ на пешеходном переходе отсутствует светофор Т-7, а также ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа. С учетом уточненных исковых требований просит устранить допущенные нарушения в срок до 01.06.2018 года.
В судебном заседании помощник прокурора Мичуринского района Ермакова Е.С. исковые требования поддержала, пояснив, что вблизи Терновского филиала МБОУ Новоникольской СОШ на пешеходном переходе отсутствует светофор Т-7, а также ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа, что угрожает безопасности дорожного движения. Требования об оборудовании пешеходного перехода светофором и ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа регламентировано требованиями ГОСТ Р 52289-2004, поскольку пешеходный переход расположен на дороге, проходящей вдоль территории детского учреждения Терновского филиала МБОУ Новоникольской СОШ. С учетом уточненного иска просила обязать администрацию Остролучинского сельсовета устранить нарушения закона в срок до 01.06.2018 года.
Представитель ответчика глава администрации Остролучинского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области Чиркина Н.В. исковые требования признала, пояснила, что вблизи Терновского филиала МБОУ Новоникольской СОШ действительно расположен пешеходный переход, на котором отсутствует светофор Т-7, а также ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа. В указанном прокурором срок пешеходный переход будет оборудован светофором и ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа.
Представитель третьего лица ОГИБДД МОМВД России «Мичуринский» Поляков М.А. пояснил, что указанный пешеходный переход расположен на дороге, проходящей вдоль территории детского учреждения. В связи с этим он должен быть оборудован не только светофором и ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа, но также должен быть организовано искусственное освещение и искусственные неровности.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1,2 ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает законных прав и интересов третьих лиц.
Согласно ч.2 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с Законом Тамбовской области от 23.05.2006 года № 37-З «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальными районами, городскими округами и поселениями», вынесенным на основании него Решением Остролучинского сельского Совета народных депутатов Мичуринского района Тамбовской области № 105 от 26.09.2006 года «Об утверждении перечня объектов муниципального имущества, остающихся в муниципальной собственности Остролучинского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области», с учетом внесенных изменений Решением Остролучинского сельского совета народных депутатов Мичуринского района Тамбовской области № 219 от 04.09.2013 года, утвержден перечень объектов муниципального имущества разграничиваемого между муниципальным районом и поселениями на территории Мичуринского района Тамбовской области, в соответствии с которым в муниципальной собственности Остролучинского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области находится автомобильная дорога, асфальтовая, протяженностью 0,5 км по ул.Советская д.37 до д.51, с.Терновое Мичуринского района Тамбовской области.
Судом установлено, что участок автомобильной дороги в с.Терновое Мичуринского района Тамбовской области, по ул.Советская входит в состав автомобильной дороги общего пользования местного значения, находится в собственности Остролучинского сельсовета. Участок автомобильной дороги, проходящий вдоль территории детского учреждения - Терновского филиала МБОУ Новоникольской СОШ, входит в данный участок, что не оспаривается сторонами.
В соответствии с п.1 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения и частные автомобильные дороги.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ч.8 ст.6 вышеуказанного Федерального закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1, ч.3 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью1 настоящей статьивопросов местного значения городских поселений.
Согласно ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пункт 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что к элементам обустройства автомобильных дорог относятся сооружения, к которым относятся, в том числе дорожные ограждения и светофоры.
Пунктами 7.2.10, 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения, правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утвержденных приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 года № 120-ст) (с учетом изменений, внесенных Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.12.2013 N 2221-ст), предусмотрено, что светофоры Т.7 применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов, и применяются в случаях если пешеходный переход расположен на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений.
Пунктом 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 (с учетом изменений, внесенных Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.12.2013 N 2221-ст), предусмотрено, что ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа применяют у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода.
Отсутствие на пешеходном переходе на участке дороги, проходящей вдоль детского учреждения, светофора и ограждений снижает уровень безопасности дорожного движения, особенно движения пешеходов.
Часть 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В соответствии с сообщением врио начальника ОГИБДД МОМВД России от 24.08.2016 года, на автодороге местного значения установлено не соответствие требованиям закона пешеходного перехода, расположенного на дороге, проходящей вдоль территории детского учреждения - Терского филиала МБОУ Новоникольской СОШ (Тамбовская область, Мичуринский район, с.терновое, ул.Светская, д.2), а именно отсутствует светофор Т-7, стационарное наружное освещение, ограждение перильного типа, размета 1.14.1 «Зебра», 1.24.1 «Дублирующий дорожный знак 1.23», искусственные неровности.
В данном случае судом установлена опечатка в сообщении, поскольку в судебном заседании установлен факт отсутствия светофора и ограничивающего пешеходного ограждения перильного типа на пешеходном переходе, расположенном на дороге, проходящей вдоль территории детского учреждения - Терновского филиала МБОУ Новоникольской СОШ.
Статья210 ГК РФвозлагает на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Поскольку содержание улиц и автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов относится к вопросам местного значения поселения, работы по организации освещения на данных объектах должны проводиться ответчиком.
Отсутствие светофора и пешеходных ограждения перильного типа влечет повышение травмоопасности при перемещении по пешеходному переходу, создает угрозу безопасности дорожного движения, ставит под угрозу безопасность несовершеннолетних, посещающих данное детское учреждение, что не позволяет достичь целей деятельности органов местного самоуправления - решение вопросов местного значения в интересах жителей сельсовета. В связи с чем, прокурором обоснованно, в рамках полномочий, предусмотренных статьей 1, частью 4 статьи 27 федерального закона N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьей45 ГПК РФподано исковое заявление.
Таким образом, поскольку участок дороги по ул.Советской с.Терновое Мичуринского района Тамбовской области, в отношении которой заявлены требования прокурора, относится к автомобильным дорогам местного значения, то обязательства по содержанию данного участка дороги, в частности, по организации пешеходного перехода, относятся к полномочиям администрации Остролучинского сельсовета.
В связи с тем, что организация пешеходного перехода необходима для соблюдения прав и свобод граждан и обеспечения безопасности дорожного движения, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, бездействие администрации Остролучинского сельсовета Мичуринского района является незаконным и влечет возложение на нее обязанности устранить данное нарушение.
В соответствии с требованиями ст.206 ГПК РФответчику необходимо установить срок совершения действий, при определении которого, суд учитывает финансовое положение Остролучинского сельсовета, особенности местного бюджетного процесса, и принимая во внимание признание иска ответчиком, считает необходимым установить срок до 01 июня 2018 года на исполнение вышеуказанной обязанности со дня вступления решения суда в законную силу, который является разумным, достаточным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 19 ч.1 ст.333.36 НК РФот уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве ответчиков.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Мичуринского района удовлетворить.
Обязать администрацию Остролучинского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области обустроить пешеходный переход, расположенный вблизи Терновского филиала МБОУ Новоникольской СОШ (Тамбовская область, Мичуринский район, с.Терновое, ул.Советская, д.2), в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004, установив светофор Т-7 и ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа, в срок до 01 июня 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы через Мичуринский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 31 января 2017 года.
Председательствующий
судья Калинина О.В.