РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Визинга 02 июня 2022 года
Сысольский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Подоровой М.И., при секретаре Демидович Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зиновьева Григория Александровича к МО МВД России «Сысольский», Управлению Федерального казначейства по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия конвоирования,
УСТАНОВИЛ:
Зиновьев Г.А. обратился в суд с иском к МО МВД России «Сысольский» о взыскании компенсации за ненадлежащие условия конвоирования автомобильным транспортом в размере 280000 рублей.
В заявлении указал, что осужден Сысольским районным судом Республики Коми к 3 годам лишения свободы. В настоящее время содержится в ФКУ СИЗО-2 КФСИН РФ по РК в г. Сосногорск, п. Лыа-ёль. Следствие и судебное разбирательство по уголовным делам в отношении него длилось 6 месяцев, и в этот период он неоднократно этапировался из ФКУ СИЗО-2 КФСИН РФ по РК в ИВС МО МВД России «Сысольский» по адресу: с.Визинга, ул. Зелёная, д.1Б, на расстояние 450 км.
08.11.2021 он был этапирован из СИЗО-2 в МО МВД России «Сысольский» в спецавтомобиле марки «Буханка», который предназначен для этапирования лиц, содержащихся под стражей на короткие расстояния – не более 130 км. При этом был помещен в камеру-бокс «стакан» металлический, размером 0.16 кв.м (0,4 х 0.4), напоминающим маленький гроб в вертикальном положении. При его росте 1,86 метра, он с трудом поместился в камеру, и находился там в сидячем положении, держа колени под углом, так как в нормальном сидячем положении ноги не влезали в камеру. При этом было неудобно, затекали ноги. Не хватало кислорода, отчего болела голова. Нехватка воздуха вызывала на стенах конденсат-влагу, отчего одежда истца становилась сырой, что в последующем способствовало заболеваниям простудой и болям в коленных суставах, так как колени упирались в металлические сырые холодные стены. В камере также отсутствовали ремни безопасности, сиденья деревянные, без обшивки, и весь путь следования приходилось ехать в большом напряжении, чтобы избежать ударов о железные детали камеры. Истец также был лишен возможности на всем пути следования справить свои физиологические потребности, за 7 часов этапирования его выводили всего один раз в туалет. Также он испытывал чувство голода, так как не мог употребить продукты питания, в данных условиях сделать это было невозможно. В вышеизложенных нечеловеческих условиях истец испытывал моральные и физические страдания. Чувствовал по отношению к себе несправедливость, указанные условия равны были пытке. В указанных условиях он этапировался дважды: 21.10.2021 - в СИЗО-2, 08.11.2021 - в ИВС МО МВД России «Сысольский». Каждое этапирование проводили сотрудники МО МВД России «Сысольский».
Определением суда от 25.02.2022 осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, привлечены по делу в качестве соответчиков - Министерство финансов РФ - в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, Министерство внутренних дел Российской Федерации, в качестве заинтересованного лица МВД по Республике Коми.
Определением суда от 06.04.2022 в качестве заинтересованного лица привлечено ОМВД по Прилузскому району Республики Коми, поскольку в заявленные иске периоды (21.10.2021 г. и 08.11.2021 г.) Зиновьев Г.А. перевозился (конвоировался) совместным конвоем МОМВД России «Сысольский» и ОМВД России по Прилузскому району на спецавтомобилях ГАЗ-<данные изъяты> (ОМВД по Прилузскому району) и УАЗ-<данные изъяты> (МОМВД России «Сысольский»).
Участвовавший в судебном заседании посредством видеоконференц-связи административный истец Зиновьев Г.А., находящийся в местах лишения свободы, поддержал заявленные требования.
Административные ответчики - Министерство финансов РФ - в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, Министерство внутренних дел Российской Федерации представителей в судебное заседание не направили.
Заинтересованное лицо -МВД по Республике Коми направило письменные возражения о несогласии с заявленными требованиями, представителя в судебное заседание не направило.
Заинтересованное лицо -ОМВД по Прилузскому району Республики Коми, представителя в судебное заседание не направило.
Представитель ответчика, МО МВД РФ «Сысольский» по доверенности Б. заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Заслушав административного истца, представителя административного ответчика Б., допросив свидетелей Ю., П., К., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 227.1 названного Кодекса лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Так, в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, условий их содержания под стражей имеют право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования. В течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
В соответствии с положениями статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).
Компенсация за нарушение условий содержания присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Установлено, что обвиняемый Зиновьев Г.А. конвоировался совместным конвоем МОМВД России «Сысольский» и ОМВД России по Прилузскому району для производства следственных действий: - 21.10.2021 из ИВС МО МВД России « Сысольский» в СИЗО-2; - 08.11.2021 из СИЗО-2 в ИВС МО МВД России « Сысольский».
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается, в числе прочих, обязанность по конвоированию содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц, для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий.
Конвоирование лиц, заключенных под стражу (подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений) осуществляется на основании Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 № 140дсп в специальных автомобилях.
Согласно Наставлению и Федеральному закону от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» охрана, конвоирование и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Подозреваемые и обвиняемые, находящиеся под стражей, передвигаются под конвоем.
В соответствии с приказом УФСИН России по Республике Коми от 02.06.2020 № 239 «О закреплении за районами Республики Коми» Сысольский район закреплен за ФКУ Следственный изолятор № 2 УФСИН по Республике Коми, расположенном в г. Слсногорск.
Согласно представленным путевым журналам ООиКПиО ИВС МОМВД России «Сысольский» от 28 августа 2020 г. №, а так же рапортам о разрешении на выезд от 20.10.2021 г. и 05.11.2021 г. Зиновьев Г.А. конвоировался совместным конвоем группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изоляторов временного содержания МО МВД России «Сысольский», группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Прилузскому району на специальных автомобилях, а именно:
- 21.10.2021 из ИВС МО МВД России « Сысольский» в СИЗО-2 на автомобиле ГАЗ-<данные изъяты>, рассчитанном для перевозки спецконтингента в количестве 7 человек, фактическая численность перевозимых лиц – 6 человека; (спецавтомсобиль ОМВД по Прилузскому району);
- - 08.11.2021 из СИЗО-2 в ИВС МО МВД России « Сысольский» на автомобиле УАЗ-<данные изъяты>, рассчитанном для перевозки спецконтингента в количестве 4 человек, фактическая численность перевозимых лиц – 3 человека (спецавтомобиль МО МВД России «Сысольский»),
Расстояние от СИЗО-2 до ИВС составляет 430 км., время движения с учетом метеорологических условий, ограничения скорости движения, состояния транспортного средства составляет 7-8 часов.
Поскольку Зиновьев Г.А.. конвоировался структурными подразделениями органов внутренних дел, надлежащим административным ответчиком по делу является Российская Федерация в лице МВД России, в соответствии с подпунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой главный распорядитель выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также в силу статьи 4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, согласно которой финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели и в соответствии с подпунктом 100 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699, МВД России осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств.
С учетом приведенных положений, Министерство финансов РФ - в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, МО МВД РФ «Сысольский» являются ненадлежащими административными ответчиками, в связи с чем в удовлетворении требований Зиновьева Г.А. к указанным ответчикам следует отказать.
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Из содержания названной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.
Статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) федеральных органов государственной власти, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Указанные законоположения предусматривают установление факта причинения нравственных или физических страданий незаконным действием (бездействием) государственного органа, наличия причинно-следственной связи между противоправностью действий (бездействия) государственного органа или должностного лица и наступлением вреда в виде нравственных или физических страданий.
Обязательным условием удовлетворения требования о взыскании компенсации морального вреда является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий и вина (противоправность или незаконность действий, бездействия) ответчиков.
Из системного толковании приведенных норм права следует, что само по себе нарушение личных неимущественных прав потерпевшего или посягательство на нематериальные блага не является безусловным основанием для удовлетворения требования о компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения названного требования о компенсации морального вреда является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.
Процесс содержания под стражей законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание. Содержание на законных основаниях лица под стражей или нахождения в местах, соответствующих установленных государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения. При таких обстоятельствах, само по себе содержание лица под стражей, осуществляемое на законных основаниях, не порождает у этого лица право на компенсацию морального вреда. Юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по делу о такой компенсации морального вреда является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.
Используемые органами внутренних дел спецавтомобили изготавливаются и сертифицируются в соответствии с требованиями Технического регламента таможенного союза...«О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.
Транспортные средства изготовлены на предприятии, имеющем соответствующее одобрение транспортного средства, выданное органом по сертификации продукции. В соответствии с полученными одобрениями транспортные средства соответствуют установленным в Российской Федерации требованиям к механическим транспортным средствам. Таким образом, законность эксплуатации транспортных средств, предназначенных для перевозки лиц, заключенных под стражу, не может подвергаться сомнению, поскольку одобрение типа транспортного средства выдается в соответствии с правилами по сертификации.
В соответствии с правилами сертификации, помимо общих требований, предъявляемых к механическим транспортным средствам, к автомобилям, осуществляющим перевозку лиц, заключенных под стражу, предъявляются специальные технические требования – Правила стандартизации ПР 78.01.0024-2010, ПР 78.01.0024-2016 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Конструктивные особенности специальных автомашин предполагают наличие общих и одиночных камер и установленными для них нормами площади, их вентиляцию, которая производится за счет вентиляционных отверстий в двери, отопление рабочего салона и его освещение, в том числе камер. Органом по сертификации произведено одобрение транспортных средств, они полностью соответствуют установленным в Российской Федерации требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. Отсеки для подозреваемых и обвиняемых, в том числе размеры, двери, стенки, сидения, камеры и их оборудование, производятся в соответствии с ГОСТом и Наставлением, утвержденным приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279.
Конструктивные особенности спецавтомашин в соответствии с требованиями, предъявляемыми Стандартами 2010,2016, предполагают наличие общих и одиночных камер с установленными для них нормами площади, их вентиляцию, которая производится за счет вентиляционных отверстий в двери, отопление рабочего салона и его освещение, в том числе камер.
Пунктами 4.5, 5.5.2 Стандарта установлено, что в спецкузове, грузовом отсеке автофургона, салоне автобуса и легкового автомобиля оборудуются помещение конвоя, камеры для спецконтингента и туалетная кабина в спецавтомобилях, вместимостью более 7 человек спецконтингента. Специальные автомобили предназначены для перевозки только сидящих людей. Сидения должны быть стационарными, жесткой конструкции, на металлическом каркасе, сваренном из стальных профилей размером не менее 20х20х1,5 мм. Сиденья и спинки должны быть выполнены из доски деревьев хвойных пород, толщиной от 25 до 40 мм., с бесцветным лаковым покрытием. Сиденья должны иметь следующие размеры: длина сидений (лавок) в общих камерах должна определяться из расчета 450 мм. на одно посадочное место; ширина сиденья в одиночной камере – не менее 420 мм., высота сидений – от 340 до 500 мм., глубина сидений – не менее 350 мм.
Пунктом 5.1.3 Стандарта установлено, что внутренняя высота спецкузова должна составлять от 1600 до 1700 мм.
В соответствии с п. 5.4.4 Стандарта минимальные размеры камер: одиночная камера – ширина 500 мм., глубина 650 мм.; общая камера – 450 мм. на одно посадочное место, глубина - 650 мм. (1150 -1300 мм. - с двумя рядами сидений, расположенных напротив друг друга).
Оборудование спецавтомобилей поручнями, ремнями безопасности, подлокотниками, подставками для ног, подушками безопасности, столами для приема пищи, а также багажным отделением не предусмотрено, переоборудование спецтранспорта запрещено. Выпуск на линию неисправных автомобилей не допускается.
Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, установлено, что число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугороднем, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, не должно превышать количества оборудованных для сидения мест (п. 22.3), запрещено перевозить людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства (п. 22.8).
Европейский суд признал приемлемой перевозку осужденных и лиц, заключенных под стражу, по норме вместимости, установленной техническими требованиями и нормативными документами для отечественных специальных транспортных средств (Постановления ЕСПЧ по делам «Селезнев против Российской Федерации» и «Алехин против Российской Федерации»).
Из путевых журналов следует, что в заявленный административным истцом период 21.10.2021 и 08.11.2021 норма вместимости при конвоировании Зиновьева Г.А. была соблюдена, превышения численности спецконтингента не было, в связи с чем доводы Зиновьева Г.А. в этой части являются не состоятельными.
Условия конвоирования Зиновьева Г.А. в специальных автомобилях являлись надлежащими, камеры специальных автомобилей были оборудованы системой обогрева и вентиляции, были исправными как в пути следования, так и после завершения конвоирования, все системы: освещение, вентиляция, отопление находились в рабочем состоянии, что подтверждается отметками в путевых журналах; конструкция специальных автомобилей не предусматривает наличие ремней безопасности, а также столов и мягких полок для сидения, перед каждой отправкой производилась полная проверка работоспособности систем автомобиля.
Установлено, что спецавтомобили ежегодно комиссионно обследуются, о чем составляется акт технического обследования.
Так, спецавтомобиль УАЗ <данные изъяты> был комиссионно обследован 29.10.2021 г.; спецавтомобиль ГАЗ-<данные изъяты> был комиссионно обследован 28.10.2021 г., что подтверждается соответствующими актами.
Из пояснений свидетеля П., входившего в состав конвоя, следует, что при конвоировании Зиновьева Г.А. по пути останавливались трижды, минут на семь, в связи с тем, что лобовое стекло автомобиля замерзало.
В соответствии с п. 246 приказа МВД России от 07.03.2006 № 140дсп «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» (в редакции 1015 дсп от 25.12.2013) при конвоировании по плановым и автодорожным маршрутам через каждые 3-4 часа движения в зависимости от обстановки и категории конвоируемых и решению начальника (старшего) конвоя могут делаться остановки продолжительностью 10-15 минут для осмотра кузова спецавтомобиля и отправления конвоируемыми естественных надобностей. Пункты остановок предусматриваются планом охраны, как правило, в местах расположения территориального органа МВД России, а при их отсутствии на местности, позволяющей обеспечить надежную охрану подозреваемых и обвиняемых, и их изоляцию от посторонних граждан. Во время остановок начальник (старший) конвоя организует наружную охрану специального автомобиля и в случае необходимости вывод конвоируемых на оправку (по одному в сопровождении двух конвоиров). Двери камер после каждого вывода из них подозреваемых и обвиняемых должны закрываться на замки.
Согласно, записям в путевом журнале ООиКПиО ИВС МОМВД России «Сысольский» от 28 августа 2020 г. № в даты перевозки Зиновьева Г.А. 21.10.2021 и 08.11.2021 конвой осуществлял заезд в ОМВД России по Княжпогостскому району для организации приёма пищи и оправления естественных надобностей, о чем имеется отметка в путевом журнале.
21 октября 2021 года административный истец этапирован из ИВС МОМВД России «Сысольский» в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в 10:55 (после завтрака) на спецавтомобиле ГАЗ <данные изъяты>. Заезд осуществлен по пути следования в 15 час.00 мин.
8 ноября 2021 года административный истец конвоировался из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в ИВС МОМВД России «Сысольский» на спецавтомобиле УАЗ <данные изъяты>. Заезд осуществлен по пути следования в 19 час. 13 мин.
Таким образом, доводы административного истца о нарушении его прав на отправление естественных надобностей в ходе рассмотрения дела не подтвердились.
Перед выездом подозреваемые (обвиняемые) получают горячую пищу, на период конвоирования обеспечиваются сухим пайком, что подтверждается продовольственной тетрадью. Питьевая вода предоставляется по мере необходимости и по просьбе конвоируемых лиц.
Поскольку Зиновьев Г.А. на время его конвоирования был обеспечен питанием, сухим пайком, что не оспаривается им самим, его доводы о невозможности приема пищи суд находит несостоятельными.
Вопреки позиции административного истца, нормативно-правовыми актами, регулирующими конвоирование лиц, содержащихся под стражей, не предусмотрена обязанность конвоирования подозреваемых и обвиняемых железнодорожным транспортом в случае, если расстояние между пунктом отправления и пунктом назначения составляет более 400 км.
Деятельность ИВС МОМВД России «Сысольский» осуществляется на основании Положения об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых МОМВД России «Сысольский», утверждённого приказом МОМВД России «Сысольский» от 11 марта 2020 г. № 58, на основании Приказ МВД России от 22.11.2005 N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" (далее - Правила) и других нормативно-правовых актах, в том числе на основании Инструкции утвержденной Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 31 декабря 1999 г. № 1115/475) (далее - Инструкция).
Согласно данной Инструкции медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В случае отсутствия в ИВС медицинских работников функции по медико-санитарному обеспечению подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений возлагаются на медицинских работников здравпункта городского, районного и линейного органа внутренних дел. Лица, нуждающиеся в скорой медицинской помощи, а также амбулаторном либо стационарном обследовании и лечении по поводу онкологических, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета, других заболеваний, при которых показано непрерывное наблюдение и лечение, обеспечиваются необходимой медицинской помощью в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.
В течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи.
В случае отсутствия медицинского работника в период поступления в ИВС вновь прибывших лиц, дежурный по ИВС, а при отсутствии штатного дежурного по ИВС - дежурный (помощник дежурного) по органу внутренних дел, опрашивает их о состоянии здоровья.
При наличии жалоб от вновь поступивших лиц на плохое самочувствие или признаках заболевания (травмы) дежурный по ИВС (дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) обязан немедленно вызвать медицинского работника ИВС либо бригаду скорой медицинской помощи.
О результатах опроса подозреваемых и обвиняемых, заявленных при этом жалобах на состояние здоровья и оказанной нуждавшимся медицинской помощи производятся необходимые записи в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, который хранится в медицинской части ИВС, а в период отсутствия медицинского работника - у дежурного по ИВС (дежурного, помощника дежурного по органу внутренних дел).
В случаях заболевания подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления в пути следования (этапирования), конвой доставляет заболевшего в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения и передает под охрану соответствующего органа внутренних дел.
Этапированию не подлежат заболевшие, нуждающиеся в скорой медицинской помощи.
Согласно п. 11 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел лица, нуждающиеся по заключению медицинского работника в стационарном лечении, в ИВС не принимаются.
Согласно записям в Журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС МОМВД России «Сысольский» от 18 марта 2020 г. №, в Журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС МО МВД России «Сысольский» - этапный от 13.03.2021 №, сведений об обращениях Зиновьева Г.А. за медицинской помощью с признаками простудных заболеваний, а также с болями в коленных суставах при прибытии в ИВС 08.11.2021 г. не имеется.
С жалобами на головную боль либо еще какими-либо жалобами на здоровье в период конвоирования 21.10.2021 г. и 08.11.2021 г. административный истец к сотрудникам ИВС не обращался, что подтвердил и начальник ИВС МО МВД России «Сысольский К., допрошенный в качестве свидетеля по делу. Доказательств обращения административным истцом не представлено.
Как следует из ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В ходе рассмотрения дела установлено, что при конвоировании Зиновьева Г.А.. из ФКУ СИЗО-2 в ИВС МО МВД России» Сысольский» и обратно специальным транспортом, условия его содержания соответствовали требованиям действующего законодательства, нарушений прав административного истца не установлено. На всем протяжении маршрутов жалоб и письменных заявлений на неправомерные действия личного состава караулов, связанных с условиями конвоирования, от него не поступало.
К показаниям свидетеля Ю., давшего пояснения по условиям конвоирования аналогично пояснениям административного истца, суд относится скептически, поскольку данное лицо, отбывающее наказание в местах лишения свободы, заинтересовано в поддержании позиции административного истца.
Исходя из положений ч.2 ст. 227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку в заявленные периоды времени условия конвоирования административного истца соответствовали требованиям стандартов; испытываемые им неудобства, в связи с его перевозкой не превышали тот уровень страданий, который неизбежен при ограничении свободы, доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий от действий должностных лиц, а также вины государственных органов и их должностных лиц, нарушающих личные неимущественные права или нематериальные блага административного истца, судом не установлено, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом Зиновьевым Г.А. требований.
Обстоятельств, свидетельствующих о жестоком и бесчеловечном обращении в отношении Зиновьева Г.А., нарушении его прав и свобод, включая право на уважение достоинства личности, гарантированное статьей 21 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Конвенции о защите основных прав и свобод, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Поскольку в период конвоирования административного истца, условия его содержания соответствовали требованиям действующего законодательства, нарушений прав истца не установлено, оснований для удовлетворения требований Зиновьева Г.А. не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административныеисковыетребования Зиновьева Григория Александровича к МО МВД России «Сысольский», Министерству финансов РФ - в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, Министерству внутренних дел Российской Федерации, о взыскании компенсации за ненадлежащие условия конвоирования оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Верховный Суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми.
Судья - М.И.Подорова
Мотивированное решение изготовлено 08.06.2022.
Копия верна: судья -