Дело № 2-1656/2020
УИД 18RS0003-01-2020-000535-83
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2020 года г.Ижевск
Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Н.В.,
при секретаре Пономаревой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Ижевска в интересах неопределенного круга лиц к Яревскому А.В. о возложении обязанности по категорированию объекта с массовым пребыванием людей и разработке паспорта антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Ижевска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Яревскому А.В. о возложении обязанности по категорированию объекта с массовым пребыванием людей и разработке паспорта антитеррористической защищенности. В обоснование требований указано, что прокуратурой округа в рамках осуществления надзора за обеспечением антитеррористической защищенности объектов массового пребывания граждан проведена проверки антитеррористической защищенности торгового центра «Микс», расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Яревскому А.В.
Указанный торговый объект распоряжением Главы УР от <данные изъяты> включен в Перечень торговых объектов, расположенных на территории Удмуртской Республики, подлежащих категорированию и паспортизации в интересах их антитеррористической защищенности.
До настоящего времени категорирование указанного объекта не проведено, паспорт антитеррористической защищенности объекта не оформлен.
Выявленные нарушения свидетельствуют о невыполнении ответчиком установленных законом мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов, что создает угрозу безопасности и защищенности граждан. Непринятие мер в области антитеррористической защищенности функционирующих торговых объектов нарушают права неопределенного круга лиц и представляют угрозу для граждан и общества.
Помощник прокурора Ленинского района г.Ижевска Кузьминых Я.К. в судебном заседании исковые требования поддержала. Дополнительно суду пояснила, что, несмотря на то, что объект зарегистрирован на праве собственности как шинный цех, фактически он используется как торговый центр, что Яревский А.В. подтвердил при даче объяснений, а также усматривается из общедоступных сведений в сети Интернет. Распоряжение Главы УР от <данные изъяты> о включении ТЦ «Микс» в Перечень торговых объектов, расположенных на территории Удмуртской Республики, подлежащих категорированию и паспортизации в интересах их антитеррористической защищенности, Яревским А.В. не оспорено, недействительным не признано, однако, обязанности в области антитеррористической защищенности функционирующих торговых объектов им не исполняются.
Ответчик Яревский А.В. в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Торговый центр «Микс», расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Яревскому А.В. (л.д.19, 20, 14).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) (далее - Требования), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)», разработаны на основе требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», так как места массового пребывания людей, в том числе торговые объекты, являются потенциально опасными с точки зрения террористических посягательств.
Действие постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года № 1273 распространяется на предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 3 Требований Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании (далее - правообладатели торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий) (далее - руководитель объекта).
Представители уполномоченных органов субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления включаются в состав комиссии по согласованию. Учитывая значительное количество торговых объектов в субъектах Российской Федерации, подлежащих обследованию и категорированию, и значительно меньшее количество специалистов уполномоченных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления Минпромторг России полагает целесообразным обязать правообладателя торгового объекта (территории) информировать уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления о присвоенной комиссией торговому объекту (территории) категории. Данное предложение учтено вносимыми в постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года № 1273 изменениями.
Согласно пункту 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов (территорий).
В соответствии с пунктом 13 указанного Постановления всем торговым объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 12 настоящих требований.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» на каждый торговый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте (территории).
Паспорт безопасности составляется руководителем объекта на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) с учетом данных, предоставляемых членами комиссии в соответствии с их компетенцией, и утверждается правообладателем торгового объекта (территории) либо уполномоченным им должностным лицом.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что прокуратурой Ленинского района г.Ижевска в рамках осуществления надзора за обеспечением антитеррористической защищенности объектов массового пребывания граждан проведена проверки антитеррористической защищенности торгового центра «Микс», расположенного по адресу: <адрес>
Указанный торговый объект распоряжением Главы УР от <данные изъяты> включен в Перечень торговых объектов, расположенных на территории Удмуртской Республики, подлежащих категорированию и паспортизации в интересах их антитеррористической защищенности (л.д.8-9).
Требования о необходимости провести категорирование объектов и оформить паспорта антитеррористической защищенности объектов направлялись Яревскому А.В, Министерством промышленности и торговли УР в феврале 2019. Соглансо объяснениям Яревского А.В., имеющимся в материалах дела, ему известно о включении ТЦ «Микс» в Перечень торговых объектов, расположенных на территории Удмуртской Республики, подлежащих категорированию и паспортизации в интересах их антитеррористической защищенности (л.д.14).
До настоящего времени категорирование указанного объекта не проведено, паспорт антитеррористической защищенности объекта не оформлен.
Выявленные нарушения свидетельствуют о невыполнении ответчиком установленных законом мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов, что создает угрозу безопасности и защищенности граждан, непринятие мер в области антитеррористической защищенности функционирующих торговых объектов нарушают права неопределенного круга лиц и представляют угрозу для граждан и общества, в связи с этим суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.
В соответствии с пунктом 5 Требований постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года № 1273 высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, ответственный за организацию выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся на территории субъекта Российской Федерации, и координацию данной деятельности.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, руководствуясь критериями, изложенными в пункте 12 Требований, на основе предложений органов местного самоуправления формирует перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты.
Утверждается Перечень высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, являющимся председателем антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации.
Согласно пункту 14 указанного Постановления, для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих требований.
Следовательно, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 1 месяца после утверждения Перечня письменно информирует правообладателей торговых объектов (территорий) о включении торговых объектов (территорий) в указанный Перечень.
На основании данного уведомления правообладатель торгового объекта (территории) в течение 1 месяца создает комиссию по обследованию и категорированию торгового объекта (территории).
Из материалов дела усматривается, что Яревский А.В. уведомлен о включении объекта в Перечень торговых объектов, расположенных на территории УР, и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защищенности и о выполнении комплекса мероприятий.
Распоряжение Главы УР от 08<данные изъяты> о включении ТЦ «Микс» в Перечень торговых объектов, расположенных на территории Удмуртской Республики, подлежащих категорированию и паспортизации в интересах их антитеррористической защищенности, Яревским А.В. не оспорено, недействительным не признано, однако, обязанности в области антитеррористической защищенности функционирующих торговых объектов им не исполняются.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Ленинского района г.Ижевска в интересах неопределенного круга лиц к Яревскому А.В. о возложении обязанности по категорированию объекта с массовым пребыванием людей и разработке паспорта антитеррористической защищенности удовлетворить.
Обязать Яревского А.В., собственника объекта недвижимости – торгового центра «Микс», расположенного по адресу: <адрес>, в 2-месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести категорирование объекта с массовым пребыванием людей и разработать паспорт антитеррористической защищенности.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого решения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца через районный суд.
Решение в окончательной форме вынесено 07.07.2020.
Председательствующий судья Н.В. Кузнецова