Гражданское дело №2-793/2024
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Касимов 27 августа 2024 г.
Касимовский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Шитовой Т.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Талаевой Д.А.,
с участием: представителя истца – помощника Касимовского межрайонного прокурора Колган А.Р.,
представителя третьего лица по доверенности Ганиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-793/2024 по иску Касимовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Шостьенская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности,
установил:
Касимовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Шостьенская средняя общеобразовательная школа» устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании школы, расположенном по адресу: <адрес>.
Заявленный иск мотивирован тем, что Касимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения обязательных требований пожарной безопасности в образовательных организациях. По результатам проверки установлено, что чердачное помещение здания Шостьенской общеобразовательной школы не оборудовано системой пожарной сигнализации. Выявленные недостатки и непринятие надлежащих мер в указанной сфере являются нарушением законодательства о пожарной безопасности и могут повлечь угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних воспитанников, работников и посетителей школы.
В судебном заседании представитель истца –помощник Касимовского межрайонного прокурора Колган А.Р. поддержала уточненные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика- МОУ «Шостьенская СОШ» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований не поступило.
Представитель третьего лица- Управления образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, по доверенности Ганина О.В. не возражала в удовлетворении заявленных требований. Просила предоставить срок исполнения решения суда в течение 12 месяцев, поскольку в бюджет на 2024 г. расходы на оборудование чердачного помещения пожарной сигнализацией не заложены.
Суд на основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрел гражданское дело в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав объяснения представителей истца, третьего лица, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно п.4 ст. 27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст.2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ).
Согласно положениям ст.3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К числу основных функций системы обеспечения пожарной безопасности относится разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; организация и осуществление профилактики пожаров.
Согласно ст. 37 указанного Федерального закона, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Статьей 38 указанного Федерального закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Статьей 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (ред. от 21.05.2021) утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Согласно ч.3 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.4.4, 4 свода правил СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещения и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 20.07.2020 № 539 в зданиях и сооружениях следует защищать АУП и (или) СПС все помещения независимо от площади, кроме помещений: чердаков (за исключением чердаков в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2).
В силу подп. 2,15 ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с положениями п.2 ч.6 ст. 28 указанного выше Федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п.8,9 ч.1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В судебном заседании установлено, что Касимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения обязательных требований пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
Из справки, подготовленной заместителем начальника ОНД и ПР по городу Касимов, Касимовскому, Пителинскому района УНД и ПР ГУ МЧС России по Рязанской области ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ следует, что чердачное помещение здания МОУ «Шостьенская СОШ», расположенное по адресу: <адрес> не оборудовано системой пожарной сигнализации.
Доказательств устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности в материалы гражданского дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, с учетом представленных материалов, суд полагает, что требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Определяя срок для исполнения решения суда суд учитывает особенности формирования бюджета образовательного учреждения и полагает возможным установить его до 1 апреля 2025 г..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Касимовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Шостьенская средняя общеобразовательная школа» (№) о возложении обязанности по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Шостьенская средняя общеобразовательная школа» устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: оборудовать чердачное помещение здания, расположенного по адресу: <адрес> системой пожарной сигнализации.
Установить срок для исполнения решения суда – до 1 апреля 2025 г.
Решение в течение месяца с момента составления мотивированного решения в апелляционном порядке может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда с подачей жалобы, представления через Касимовский районный суд Рязанской области.
Судья Т.Н. Шитова
Мотивированное решение составлено 3 сентября 2024 г.
Судья Т.Н. Шитова