ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ФИО5
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 апреля 2016 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики ФИО5 в составе:
Председательствующего, судьи: ФИО10,
судей: ФИО6, ФИО7,
при секретаре: ФИО8
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики ФИО5» о признании незаконным отказа в назначении и выплате единовременного пособия при рождении ребенка и обязательстве выполнить определенные действия,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Феодосийского городского суда Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛА:
В августе 2015 года ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, в котором просила признать незаконным отказ Муниципального казенного учреждения (далее по тексту - МКУ) «Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики ФИО5» от ДД.ММ.ГГГГ в назначении и выплате истице единовременного пособия при рождении ребенка незаконным, обязать ответчика назначить и выплатить ФИО1 единовременное пособие при рождении ребенка в сумме <данные изъяты>
Исковые требования мотивированы тем, что истец, будучи гражданкой Российской Федерации, временно пребывая на территории ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ родила ребенка - ФИО2 о чем ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Министерства юстиции ФИО3 было выдано свидетельство о рождении ребенка <данные изъяты>
Для получения единовременного пособия при рождении ребенка, истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики ФИО5, к которому приложила копии всех необходимых документов, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик уведомил ее об отказе в назначении единовременного пособия по тем основаниям, что не представлено извлечение из государственного реестра актов гражданского состояния граждан.
Считая данный отказ незаконным, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, указывая, что право граждан РФ, проживающих на территории Республики ФИО5, на меры социальной зашиты в связи с рождением ребенка до ДД.ММ.ГГГГ, т.е в переходный период, и порядок их реализации регламентированы нормами российского, а не украинского законодательства.
Решением Феодосийского городского суда Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Не согласившись с данным решением суда, ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом ном материального права.
По мнению истца, разрешая спор, суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки ее доводам и неправильно применил материальный закон, ошибочно руководствуясь нормами украинского законодательства.
Кроме того, при рассмотрении дела суд первой инстанции не принял во внимание, что ФИО1 для назначения единовременного пособия при рождении ребенка было представлено свидетельство о рождении ребёнка, выданное компетентным органом регистрации актов гражданского состояния ФИО3, которым произведена регистрация рождения ребёнка и о чем имеется соответствующая отметка в свидетельстве, что является официальным подтверждением факта государственной регистрации рождения. Таким образом, истцом был представлен надлежащий документ, выданный компетентным органом государства ФИО3, подтверждающий факт рождения ребенка и его официальную регистрацию в этом государстве, а отказ ответчика в назначении единовременного пособия при рождении ребенка по мотивам непредставления извлечения из государственного реестра актов гражданского состояния граждан является незаконным.
В возражениях на апелляционную жалобу МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики ФИО5» (далее по тексту - Департамент) просит оставить ее без удовлетворения как необоснованную.
Стороны в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявляли. При таком положении судебная коллегия в порядке ст.ст. 167,327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, признав причины их неявки в судебное заседание неуважительными.
Заслушав докладчика, проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, судебная коллегия приходит к выводу об отмене принятого судом решения по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако, обжалуемое решение не соответствует приведенным требованиям закона.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики ФИО3 родился ФИО2, родителями которого являются ФИО1 и ФИО9, факт рождения ребенка зарегистрирован <данные изъяты>
Согласно имеющейся в деле копии паспорта ФИО1, выданного ДД.ММ.ГГГГ, она является гражданской Российской Федерации и с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в <адрес> (л.д.6).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> за назначением единовременного пособия по рождению ребенка, однако письмом № <данные изъяты> 2015 года Департамента ей рекомендовано представить извлечение из государственного реестра ФИО3 актов гражданского состояния граждан о рождении ребенка, без которого назначение единовременного пособия является невозможным. При этом Департамент руководствовался п.13 постановления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка ведения Государственного реестра актов гражданского состояния граждан», которым предусмотрена выдача извлечения из государственного реестра актов гражданского состояния граждан о рождении ребенка определенной категории лиц, в том числе, родителям (л.д.3-4).
В связи со вступлением в законную силу Федерального Конституционного закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики ФИО5 и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики ФИО5 и города федерального значения Севастополя», со дня принятия в Российскую Федерацию Республику ФИО5 и образования в составе Российской Федерации субъектов и до ДД.ММ.ГГГГ действовал переходный период, в течении которого урегулировались вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ пособия и выплаты по случаю рождения детей и материнству (включая материнский капитал) жителям Республики ФИО5 назначаются в соответствии с нормами российского законодательства, однако за счет средств регионального бюджета предусматривается также частичное сохранение украинских норм, действовавших до завершения переходного периода.
При этом, если у жителей Республики ФИО5 право на назначение пособий в связи с рождением и воспитанием ребенка возникло до ДД.ММ.ГГГГ, то есть во время действия переходного периода, пособия на ребенка выплачиваются одновременно в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», и Законом Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики ФИО5".
Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства действует на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Порядка и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей от ДД.ММ.ГГГГ №н.(далее - Порядок).
Пунктом 28 Порядка предусмотрен перечень документов, необходимых для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, в частности,
документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрацию ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и скрепленный гербовой печатью,- при рождении ребенка на территории иностранного государства – участника Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, к которым относится ФИО3.
Из материалов дела усматривается, что истцу с ДД.ММ.ГГГГ Департаментом назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения до достижения им возраста полутора лет как на первого ребенка лицу, не подлежащему обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2718, 34 руб. в соответствии со ст. 15 Федерального закона №- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», нормы которого, а также положения Закона Республики ФИО5 N 36-ЗРК/2014 от ДД.ММ.ГГГГ "Об особенностях установленных мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории ФИО5" не содержат указаний на применение при назначении пособий при рождении ребенка порядка назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденного законодательством ФИО3.
Кроме того, согласно п.2 ст. 4 Закона Республики ФИО5 № - ЗРК\2014 законодательством, действовавшим на территории Автономной Республики ФИО5 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, регулируется вопрос общего размера пособия при рождении ребенка, право на который возникло до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
В связи с этим, требования ответчика о предоставлении истцом извлечения из государственного реестра актов гражданского состояния граждан о рождении ребенка не основаны на законе, а отказ в назначении единовременного пособия при рождении ребенка по формальным основаниям является недопустимым, исходя из гарантированности государством такого вида пособия.
С ДД.ММ.ГГГГ органы социальной защиты Республики ФИО5 полностью перешли в правовое поле Российской Федерации, федеративное устройство которого предусматривает закрепление ряда мер социальной поддержки федеральными законами и распространяется на всех граждан Российской Федерации. Кроме социальных мер, установленных на федеральном уровне, каждый субъект Федерации определяет допол- нительные меры, которые напрямую зависят от возможностей бюджета субъекта.
Законом Республики ФИО5 N 36-ЗРК/2014 от ДД.ММ.ГГГГ "Об особенностях установленных мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории ФИО5", который вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрены выплаты ранее назначенных пособий и предоставление пособий, право на которое возникло до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 4 Закона Республики ФИО5 № - ЗРК\2014 единовременное пособие при рождении ребенка одному из родителей либо лицу, его заменяющему, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составляет в размере <данные изъяты>. Гражданам, право которых на пособие при рождении ребенка возникло до ДД.ММ.ГГГГ включительно, общий размер пособия при рождении ребенка выплачивается в размерах, установленных законодательством, действовавшим на территории Автономной Республики ФИО5 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, до дня прекращения оснований, в соответствии с которыми пособие было установлено, или сроков, на которые оно было установлено.
В связи с этим, при определении размера единовременного пособия при рождении ребенка, подлежащего выплате ФИО1, необходимо руководствоваться именно датой рождения ребенка и Законом Республики ФИО5 N 36-ЗРК/2014 от ДД.ММ.ГГГГ "Об особенностях установленных мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории ФИО5", который действовал на момент обращения истца за назначением такого пособия.
Поскольку истец представила суду достоверные и допустимые доказательства, подтверждающие ее право на получение единовременного пособия при рождении ребенка, а разрешение вопроса о назначении и выплате такого пособия, его размере, является компетенцией Департамента, судебная коллегия, в соответствии с изложенным, считает обоснованными заявленные ФИО1 требования в части признания незаконным отказа Департамента в назначении и выплате единовременного пособия при рождении ребенка и возложении на Департамент обязанности назначить и выплатить истцу единовременное пособие при рождении ребенка в размере, предусмотренном законом Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики ФИО5".
Однако, суд первой инстанции при рассмотрении дела и принятии обжалуемого решения не учел вышеизложенное, не проверил надлежащим образом доводы сторон и вопреки положениям приведенных законодательных норм пришел к ошибочному выводу о необоснованности заявленных истцом требований и неправильно разрешил дело, лишив истца права на справедливое социальное обеспечение в связи с рождением ребенка.
В связи с чем, принятое судом решение нельзя признать законным и обоснованным, которое не может оставаться в силе и подлежит отмене в соответствии с п.4 ч.1, ч.3 ст. 330 ГПК РФ с принятием нового решения о частичном удовлетворении исковых требований ФИО1
Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Феодосийского городского суда Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять по делу новое решение.
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать отказ Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики ФИО5» <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в назначении и выплате ФИО1 единовременного пособия при рождении ребенка незаконным.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики ФИО5» назначить и выплатить ФИО1 единовременное пособие при рождении ребенка ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в размере, предусмотренном Законом Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики ФИО5".
В удовлетворении остальной части иска ФИО1 – отказать.
Председательствующий: ФИО10
судьи: ФИО6
ФИО7