Дело № 2-1888 /18 Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2018 года город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Замбуржицкой И.Э.
при секретаре Смолка М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калюжной Л.И. к жилищно-строительному кооперативу «Мурманск-15» о защите прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л:
Калюжная Л.С. обратилась в суд с иском к жилищно-строительному кооперативу «Мурманск-15» (далее - ЖСК «Мурманск-15») о защите прав потребителя.
В обоснование исковых требований указала, что является собственником *** квартиры, расположенной по Адрес***.
Управление и обслуживание многоквартирным домом №*** по Адрес*** осуществляет ЖСК «Мурманск-15».
*** она заказным письмом с описью и уведомлением направила в ЖСК «Мурманск-15» запрос о правильности начисления платежей согласно подпункту «б» пункту 33 главы V постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (редакция от 09.09.2017) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и запрос, в котором просила письменно разъяснить, что входит в статью «содержание и ремонт» в сумме *** рублей.
Однако до настоящего времени ЖСК «Мурманск-15» на запрос не ответил, чем нарушил положения статьи 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Просит обязать ЖСК «Мурманск-15» в лице ФИО1 предоставить ей письменный ответ на запрос от ***, предупредить *** ЖСК «Мурманск-15» ФИО1 об административной ответственности за нарушение статьи 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, запросить у ЖСК «Мурманск-15» оригинал договора за подписью истца, который Калюжная Л.И. заключила с ЖСК «Мурманск-15», с указанием перечня оказания услуг; оригинал акта приёма-передачи подписанного договора Калюжной Л.И. от ЖСК «Мурманск-15»; оригинал ее согласия на обработку персональных данных с ЖСК «Мурманск-15»; оригинал лицензии, выданный ЖСК «Мурманск-15» Роскомнадзором Российской Федерации на право обработки персональных данных.
В ходе судебного разбирательства истец представила два дополнения к исковому заявлению. Согласно дополнению к исковому заявлению от *** Калюжная Л.И. просит обязать ЖСК «Мурманск-15» запросить у ПАО Сбербанк и предоставить в суд оригинал и заверенную копию оригинала для нее – выписку абонента за последние три года по оплате коммунальных услуг, о движении денежных средств по лицевому счету №***, по квартире, расположенной по Адрес***, проходящих через расчетный счет ЖСК «Мурманск-15»; обязать ЖСК «Мурманск-15» предоставить в суд оригинал и заверенную копию оригинала для нее – протокола общедомового собрания со списком ФИО собственников, присутствующих на собрании, и пописанного лично каждым участником собрания, которое проводилось в *** по итогам работы по оказанию жилищно-коммунальных услуг за *** обязать ЖСК «Мурманск-15» предоставить в суд оригинал и заверенную копию оригинала для нее – заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности ЖСК «Мурманск-15» по оказанию жилищно-коммунальных услуг ***; обязать ЖСК «Мурманск-15» предоставить в суд оригинал и заверенную копию оригинала для нее – решений о размере обязательных платежей и взносов, установленных общим собранием за *** со списком ФИО собственников, присутствующих на собрании, и подписанных лично каждым участником собрания.
В дополнении к исковому заявлению от *** Калюжная Л.И. просит обязать ЖСК «Мурманск-15» ***, предоставить в суд оригиналы и должным образом заверенные копии с оригиналов для нее, согласно следующему перечню: реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации); почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления, контактные телефоны, а также официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты; режим работы, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками и работы диспетчерских служб; годовую бухгалтерскую отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; технический паспорт многоквартирного дома, находящегося по Адрес***; сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирным домом находящегося по Адрес*** (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирным домом находящегося по Адрес*** (по данным раздельного учета доходов и расходов); акт осмотра общего имущества, многоквартирного дома по Адрес***; лицевой счет многоквартирного дома по Адрес***; информацию о наличии на счету собственных средств с указанием конкретной суммы, тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых ЖСК «Мурманск-15» приобретает за свой счет коммунальные ресурсы, при этом надлежит указать полностью нормативно-правовую базу - все правовые акты (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены); отчет, о принятых мерах по пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности: отчет о выполненных работах, направленных на обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования в МКД в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда от 27 сентября 2003 года № 170; договор между ЖСК «Мурманск-15» и организациями обслуживающими запирающие устройства; договор на установку антенн и интернет провайдеров, находящихся на крыше дома и представить отчёт о полученных доходах их нахождения; смету затрат за последние три года по косметическим ремонтам производимым в подъездах дома, и другим работам; договор с собственником Калюжной Л.И. с *** по *** включительно (***); для ознакомления копии договоров, заключенных ЖСК «Мурманск-15» с ресурсоснабжающими организациями; полную документационную информацию о капитальном ремонте дома со дня его принятия в эксплуатацию, а именно какая сумма выделялась для этих целей и какая сумма была израсходована, а также остаточная сумма на балансе; лицензию на деятельность и на продажу жизнеобеспечивающих ресурсов (вода, тепло, электроэнергия); передаточный акт и свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления общим имуществом дома на срок договора; договор с собственником либо протокол общего собрания собственников о выборе способа управления МКД по Адрес***; Устав ЖСК «Мурманск-15» с указанием уставного капитала, выписку из ЕГРЮЛ за *** с указанием ОКВЭД на право данного вида деятельности - закупку, продажу и перепродажу природных ресурсов в Российской Федерации; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; смету затрат и прилагающие к ней документы за период с *** по *** по косметическому и текущему ремонту производимому (если конечно он производился) в доме по адресу: Адрес***; план работ на срок не менее 1 года (***) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома на год; согласование видов работ, их стоимость и сроки, с собственниками на общем собрании (наличие подписей собственников); акт выполненных работ должен совпадать с планом работ по содержанию ОДИ, утверждённого собственниками на конкретный год согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (редакция от 09.09.2017) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения»; сведения за *** и *** о том, сколько денег получено с жильцов всего дома, сколько израсходовано, и сколько на сегодняшний день фигурирует денежных средств на лицевом счете дома по Адрес***; границы ответственности по общему имуществу многоквартирного дома по Адрес***, полный перечень по пяти подразделам - об электросетях, холодном и горячем водоснабжении, отоплении и пожарной сигнализации; перечень работ и услуг по текущему ремонту многоквартирного дома по Адрес***; информацию об изменении размера платы за коммунальные услуги, а также размера тарифов и нормативов потребления, где она отражена (источник) и порядок предоставления; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для бытовых нужд; развернутый расчет задолженности ЖСК «Мурманск-15» в доступной для потребителя форме. Также просила предупредить должностных лиц и представителей от имени ЖСК «Мурманск-15», в случае непредоставления информации, об уголовной ответственности, предусмотренной статьями 136, 140 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьей 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий.
Истец Калюжная Л.С. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме, указала, что полученный ею ответ на обращение от *** не содержит запрашиваемой информации, в связи с чем на ответчика должна быть возложена обязанность по предоставлению письменного ответа на запрос; пояснила, что договор управления между ней и ЖСК «Мурманск-15» не заключался, однако она полагает, что ответчик обязан заключить с ней такой договор; также полагала, что ответчик обязан предоставить ей все документы согласно перечню, приведенному в исковом заявлении и двух дополнениях к иску.
Представитель ответчика - ЖСК «Мурманск-15» - Приходько С.А. в судебном заседании полагала, что исковые требования удовлетворению не подлежат, ответ на обращение истцу был направлен, предусмотренной законом обязанности по заключению договора управления с членами ЖСК у жилищно-строительного кооператива не имеется, указала, что истец не указала, для чего ей необходимы запрашиваемые документы и в чем заключается нарушение ее прав.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридические лица на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
Согласно статье 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
В соответствии с частью 3 статьи 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право знакомиться со следующими документами:
1) устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества;
2) реестр членов товарищества;
3) бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок);
4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
5) документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;
6) протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;
7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;
8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы;
9) иные предусмотренные настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.
Согласно положениям части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая компания обязана обеспечить доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731, управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В соответствии с пунктом 5(1) Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, товариществами и кооперативами информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива:
сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность;
б) размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме (далее - информационные стенды);
в) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде.
Согласно пункту 21 Стандарта, предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе.
В судебном заседании установлено, что Калюжная Л.И. является собственником квартиры, расположенной по Адрес***
Управление и обслуживание многоквартирным домом по проспекту Кольский в городе Мурманске осуществляет ЖСК «Мурманск-15», действующее на основании Устава ЖСК «Мурманск-15», утвержденного решением общего собрания кооператива (протокол от *** №***).
*** истец направила в адрес ЖСК «Мурманск-15» запрос, в котором просила предоставить сведения о правильности начисления платежей согласно подпункту «б» пункту 33 главы V постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (редакция от 09.09.2017) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а также письменно разъяснить, что входит в статью «содержание и ремонт» в сумме *** рублей.
*** в адрес Калюжной Л.И. направлен ответ на указанное обращение, к которому приложены копия договора банковского счета, выписки операций по счету, копия расчета стоимости взносов на погашение затрат на содержание и ремонт общего имущества на ***
Учитывая, что материалами дела подтверждается предоставление ответчиком информации по письменному запросу истца, суд не усматривает оснований для возложения на ЖСК «Мурманск-15» обязанности предоставить письменный ответ на запрос от ***
Разрешая иск в части запрашиваемых у ответчика различного рода документов, суд руководствуется следующим.
В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Исходя из смысла и содержания статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной защите подлежит реально нарушенное право.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, объективно подтверждающие нарушение ответчиком прав истца как потребителя.
В судебном заседании установлено, что какой-либо договор между Калюжной Л.И. и ЖСК «Мурманск-15» не заключался, иные документы, которые истец, просит запросить у ответчика, касающиеся взаимоотношений сторон, не подписывались, в связи с чем правовые основания для истребования отсутствующих у ответчика документов отсутствуют.
В ходе судебного разбирательства представителем ответчика истцу был представлен комплект документов, в том числе: копии Устава «ЖСК Мурманск-15», протоколы общего собрания членов «ЖСК Мурманск-15» за *** протокола заседания членов ревизионной комиссии «ЖСК Мурманск-15», детализация финансового счета.
Доводы истца о том, что ответчик обязан предоставить любые документы согласно приведенному перечню, противоречит положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, где приведен перечень информации которую обязан раскрывать жилищно-строительный кооператив.
При этом ни действующим законодательством, ни Уставом ЖСК «Мурманск-15» обязанность ответчика предоставить истцу копии вышеперечисленных документов не предусмотрена.
Допустимых и достоверных доказательств нарушения прав истца в части непредставления ответчиком возможности ознакомления с документами, обязанность по ознакомлению с которыми возложена на «ЖСК Мурманск-15» нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Стандарта раскрытия информации организациями, суду не представлено.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не допущено нарушения прав истца как потребителя, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Кроме того, суд отмечает, что нормами гражданского процессуального законодательства в рамках рассмотрения гражданского дела не предусмотрено предупреждение должностных лиц, являющихся представителями ответчика, об административной и уголовной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░-15» ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░░