КОПИЯ
66RS0020-01-2019-001349-83
Дело №2а-1071/2019
Мотивированное решение от 30.12.2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2019 года Белоярский районный суд Свердловской области в составе
председательствующего Самариной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Мальцевой Д.В.,
с участием административного истца,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шишкина Д. О. к Призывной комиссии Белоярского городского округа о признании бездействия и направления на медицинскую комиссию незаконными,
установил:
Шишкин Д.О. обратился в суд с указанным административным иском.
В обоснование требований указал, что 28.09.2018 им было подано заявление в Военный комиссариат по г. Заречный и Белоярскому району о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, поскольку военная служба противоречит его убеждениям.
03.10.2019 явившись по повестке на призывную комиссию, призывная комиссия отказалась рассматривать мое заявление, выдав повестку на медицинское освидетельствование. Полагает, что действия Призывной комиссии нарушают п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 № 113-ФЗ.
На основании изложенного просит признать незаконным бездействие Призывной комиссии по рассмотрению заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую, а также признать незаконным вызов на медицинское освидетельствование до рассмотрения заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу.
В судебном заседании административный истец поддержал доводы административного иска в полном объеме, дополнительно пояснив, что он оспаривает вызов на медицинское освидетельствование 03.10.2019, так как явившись по повестке 03.10.2019 на Призывную комиссию ему не дали решения по его заявлению о замене военной службы на гражданскую альтернативную службу, а дали только направление на медицинскую комиссию и повестку явится с результатами 09.10.2019. Медицинскую комиссию он не проходил и 09.10.2019 на призывную комиссию не явился. Также указал, что срок на обжалование им не пропущен, так как бездействии длительное.
Административный ответчик – Призывная комиссия Белоярского городского округа, извещена надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном интернет-сайте Белоярского районного суда Свердловской области, причины неявки суду неизвестны.
Представители заинтересованных лиц Военного комиссариата по г. Заречный и Белоярскому району и Военного комиссариата Свердловской области в судебное заседание не явились, направили письменные возражения, в которых указали следующее. Во-первых, военный комиссариат не может нести ответственность за решения, принимаемые призывной комиссией Белоярского городского округа. Во-вторых, Шишкин Д.О., получив повестку 21.05.2019 для прохождения призывной комиссии не явился, 03.10.2019 он повторно получил повестку и тоже не явился. В связи с утратой права на отсрочку Шишкин Д.О. подлежит призыву на «осень» 2019 года. Соответственно Шишкин Д.О. пропустил срок подачи заявления (до апреля). Приняв заключение о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу на призыв 2020 года, призывная комиссия нарушит требования закона.
Заслушав административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 указанного закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации в части 3 статьи 59 гарантирует гражданам Российской Федерации в случае, если их убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях право на замену ее альтернативной гражданской службой, что также является конституционной гарантией свободы совести и вероисповедания.
Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".
В силу ч.1 статьи 10 указанного закона направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает:
подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также - заявление);
рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;
явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;
явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Пунктом 1 статьи 12 названного Закона установлено, что заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии. О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.
Процедура рассмотрения призывной комиссией заявления о замене военной службы альтернативной гражданской службой связана с оценкой выступлений на заседании призывной комиссии самого гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, с анализом документов, представленных гражданином, и дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.
По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.
Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.
При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок вынесения заключения или принятия решения может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.
В судебном заседании установлено, что Шишкин Д.О. обратился с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой 25.09.2018, зарегистрированным за вх № 12з от 02.10.2018.
Согласно решению Призывной комиссии от 12.10.2017 № 3 Шишкину Д.О. была предоставлена отсрочка в связи с обучением в соответствии с п. Б ч. 2 ст. 24 Федерального закона №53-ФЗ до 31.08.2019.
Согласно выписке из приказа от 15.01.2019 на основании заявления Шишкина Д.О. от 09.01.2019 он был отчислен из федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики».
Таким образом, судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Шишкин Д.О. в связи с отчислением из образовательного учреждения подлежал весеннему призыву 2019 года (с мая по июнь).
Из личного дела Шишкина Д.О. следует, что на момент рассмотрения настоящего административного дела никакого решения призывной комиссией по заявлению Шишкина Д.О. о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу не принято.
Кроме того, из материалов надзорного производства № 352ж2019 Белоярской межрайонной прокуратурой по жалобе Шишкина Д.О. 13.05.2019 также было установлено, что по состоянию на 27.03.2019 заседание призывной комиссии для вынесения (принятия) заключения (решения) по заявлению Шишкина Д,О, о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу не проводилось. Также по результатам проверки установлено, что 27.03.2019 без законных на то оснований оповещение о явке в военный комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования на 11.04.2019 вручена третьему лицу, что является нарушением действующего законодательства.
Также в судебном заседании Шишкин Д.ОЛ. пояснил, что явившись 21.05.2019 по повестке в Призывную комиссию, никакого решения принято не было, материалы личного дела также не содержат сведений о принятом решении Призывной комиссией 21.05.2019 (в деле имеется только расписка о вручении повестки).
Принимая во внимание то обстоятельство, что срок рассмотрения заявления не является пресекательным, соответственно заявление могло быть рассмотрено призывной комиссией за пределами срока, указанного в законе (месячного), а также учитывая, что в судебном заседании достоверно установлено, что соответствующего заключения (решения) призывная комиссия не вносила (принимала), суд полагает в этой части требования административного истца обоснованны.
Соответственно к доводу заинтересованных лиц о том, что приняв заключение о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу на призыв 2020 года, призывная комиссия нарушит требования закона, суд относится критически, так как Шишкин Д.О., обратившись с заявлением в 2018 году, не должен отвечать за действия призывной комиссии, которая своевременно не приняла решение и не рассмотрела его заявление, тем самым нарушив его конституционное право. Соответственно Шишкин Д.О. не пропустил срок обращения с соответствующим заявлением.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Таким образом, требования административного истца о незаконности вызова его на медицинское освидетельствование в призывную комиссию, удовлетворению не подлежат, поскольку в силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан, по результатам которой призывная комиссия должна принять решение, в том числе о направлении на альтернативную гражданскую службу. В этой части административный иск удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в части признания бездействия Призывной комиссии Белоярского городского округа по длительному нерассмотрению заявления Шишкина Д.О. о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 178, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 25.09.2018.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 25.09.2018 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░