РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Минусинск 15 августа 2024 г.
Минусинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Горнаковой О.А.,
при секретаре Хорошевой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Чекмаревой Надежде Михайловне о взыскании суммы, выплаченных мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
представитель КГКУ «УСЗН» обратился в Минусинский городской суд с иском к Чекмаревой Н.М. о взыскании суммы, выплаченных мер социальной поддержки. Требования мотивировав тем, что на основании личного заявления от 08.08.2010 Чекмаревой Н.М., работающей учителем в МКОУ «Большеничкинская средняя общеобразовательная школа № 6» ей предоставлялись меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг как педагогическому работнику по адресу: <адрес>. Чекмарева Н.М. 08.08.2010 была предупреждена о том, что обязана информировать территориальное отделение об обстоятельствах, влияющих на предоставление мер социальной поддержки, в случае прекращения трудовых отношений с образовательной организацией. В октябре 2023 г. в ходе проведения инвентаризации территориальным отделением был сделан запрос в Отделение социального фонда России по Красноярскому краю, по результатам которого выяснилось, что 30.06.2022 трудовые отношения в должности учителя с образовательным учреждением у Чекмаревой Н.М. прекращены. Таким образом, право на получение мер социальной поддержки у Чекмаревой Н.М., утрачено с 01.07.2022. О прекращении трудовых отношений Чекмарева Н.М. в территориальное отделение не сообщила. В октябре 2023 г. истцом принято решение о прекращении Чекмаревой Н.М. назначения компенсации с 01.07.2022 по причине прекращения педагогическим работником трудовых отношений с муниципальной образовательной организацией. Ответчику излишне назначена и выплачена компенсация с июля 2022 г. по сентябрь 2023 г. в размере 58 631 руб. 61 коп. В связи с чем представитель истца был вынужден обратиться в суд с требованиям о взыскании с Чекмаревой Н.М. необоснованно полученных мер социальной поддержки в размере 58 631 руб. 61 коп., а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 1959 руб. (л.д. 4-5).
В судебном заседании представитель истца КГКУ «Управление социальной защиты», действующая на основании доверенности Боброва Н.А. (л.д. 46), заявленные требования поддержала.
Ответчик Чекмарева Н.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, представила заявление в котором указала, что не согласна с заявленными требованиями, просила о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д.58).
Представитель третьего лица МКОУ « «Большеничкинская средняя общеобразовательная школа № 6» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя МКОУ «Большеничкинская СОШ №6» (л.д.48).
Информация о движении дела размещена на официальном Интернет-сайте Минусинского городского суда – http//minusa.krk.sudrf.ru/.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что такое правовое регулирование направлено на создание благоприятных условий для осуществления профессиональной деятельности и обеспечения социальной защищенности педагогических работников образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности.
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что меры социальной поддержки соответствующих категорий граждан являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение.
Согласно ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с положениями ст. 21 Закона Красноярского края от 26 июня 2014 г. N 6-2519 "Об образовании в Красноярском крае", педагогические работники краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, городских поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, устанавливаются законом края. Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.
Статьей 2 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 г. N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)" определено понятие педагогического работника для целей данного Закона, и к ним в соответствии с действующей редакцией Закона от 23.11.2021г. N 2-158 "О внесении изменений в Закон Края "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)", отнесены: педагогический работник краевой государственной или муниципальной образовательной организации, работающий и проживающий в сельском населенном пункте, городском поселке (поселке городского типа), для которого работа в краевой государственной или муниципальной образовательной организации является основным местом работы; пенсионер, являвшийся педагогическим работником, проживающий в сельском населенном пункте, городском поселке (поселке городского типа), последним местом работы которого до выхода на пенсию была образовательная организация в сельском населенном пункте, городском поселке (поселке городского типа), имеющий общий стаж по основному месту работы в образовательных организациях в сельском населенном пункте, городском поселке (поселке городского типа), за исключением федеральных государственных образовательных организаций, не менее 10 лет.
Закон Красноярского края от 10 июня 2010 г. N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)" в редакции, действующей в период спорных правоотношений, предусматривал, что, педагогический работник - это педагогический работник краевой государственной или муниципальной образовательной организации, работающий и проживающий в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), для которого работа в краевой государственной или муниципальной образовательной организации является основным местом работы, а также педагогический работник, проживающий в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), последним местом работы которого до выхода на пенсию была образовательная организация в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), имеющий общий стаж по основному месту работы в образовательных организациях в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), за исключением федеральных государственных образовательных организаций, не менее 10 лет.
На основании ст. 3 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 г. N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)" педагогическим работникам предоставляются компенсации в следующих размерах:
а) 100 процентов оплаты жилого помещения;
б) 100 процентов оплаты тепловой энергии, в том числе приобретения твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого топлива при проживании в домах, не имеющих центрального отопления, и при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, или платы за электрическую энергию, потребляемую в целях отопления при проживании в домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, исходя из объема потребленной на отопление жилого помещения электрической энергии, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на отопление жилого помещения, утверждаемой Правительством края;
в) 100 процентов оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством края.
Статьей 4 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 г. N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)" установлен перечень документов, представляемых педагогическими работниками или их законными представителями для предоставления денежных выплат в краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения" по месту постоянного жительства либо в краевое государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", то есть, предусмотрен заявительный характер предоставления выплат и условия возмещения расходов педагогических работников, связанных с предоставлением мер социальной поддержки.
Статьями 5 и 6 указанного Закона Красноярского края от 10 июня 2010 г. N 10-4691 определены сроки и порядок предоставления денежных выплат, компенсирующих расходы педагогических работников на оплату жилых помещений, отопления и освещения, основания и сроки перерасчета размера денежных выплат, прекращения предоставления денежных выплат.
В силу п. "б" ч. 1 ст. 6 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 г. N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)" уполномоченная организация принимает решение о прекращении предоставления компенсаций, указанных в ст. 3 настоящего Закона, в том числе, в случае прекращения педагогическим работником трудовых отношений с краевой государственной или муниципальной образовательной организацией - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором педагогический работник прекратил трудовые отношения.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 г. N 10-4691 возврат в краевой бюджет необоснованно полученных средств компенсаций, указанных в статье 3 настоящего Закона, производится педагогическим работником добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
В постановлении от 22 июня 2017 г. N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.
Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено поведением уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, в данном случае ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося ежемесячной жилищно-коммунальной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы пенсии подлежат взысканию по правилам ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
Судом установлено, что 09.07.1979 Чекмарева Н.М. принята учителем начальных классов в МКОУ «Большеничкинская СОШ №6», уволена 30.06.2022, принята вновь 01.09.2022, где работает по настоящее время, что подтверждается копией трудовой книжки, приказами: о прекращении трудового договора; о приеме на работу (л.д.50-53).
Согласно данным учета МВД России, а также паспорта гражданина РФ принадлежащего Чекмаревой Н.М., последняя с 01.09.1980 по настоящее зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 64).
Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения стороной истца не оспаривались.
08 августа 2010 г. Чекмаревой Н.М. в УСЗН подано заявление о предоставлении мер социальной поддержки в размере 100 % в соответствии с Законом Красноярского края № 10-4691 от 10 июня 2010 г., которое было зарегистрировано 09.08.2010 за № 511. В указанном заявлении содержится уведомление о необходимости в течении 10 рабочих дней сообщить в УСЗН о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение представления выплат (прекращение трудовых отношении, выбытие с места жительства) (л.д64).
УСЗН Администрации Минусинского района Чекаревой Н.М., с учетом площади занимаемого жилого помещения, были назначены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и электроэнергии в соответствии с Законом Красноярского края от 10 июня 2010 г. N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)" как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности в размере 100 %, которые производились до июня 2022 г., что сторонами не оспаривается.
Согласно представленному истцом расчету, сумма начисленных и излишне выплаченных Чекмаревой Н.М. денежных средств за период с июля 2022 г. по сентябрь 2023 г. составляет 58 631 руб. 61 коп. (л.д.32).
23 января 2024 г. УСЗН в адрес ответчика направлено уведомление о возврате мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.07.2022 по 30.09.2023 размере 58 631 руб. 61 коп., в связи с их необоснованным начислением и выплатой (л.д.36)
Оценивая представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст.67 ГПК РФ, суд учитывает, что нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ст. 17, ч. 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В данном случае к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленной гражданину мер социальный поддержки подлежат применению положения п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ о недопустимости возврата неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Поскольку добросовестность ответчика Чекмаревой Н.М. презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ответчика возлагается на учреждение, требующее возмещение денежных средств.
Вместе с тем, в нарушение положения ст.56 ГПК РФ, доказательств недобросовестности в действиях Чекмаревой Н.М.. при получении в спорный период сумм ежемесячной компенсации на оплату ЖКУ, как и доказательств надлежащего исполнения сотрудниками УСЗН, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, должностных обязанностей, связанных с контролем за предоставлением Чекмаревой Н.М. меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, осуществляемой на территории субъекта Российской Федерации - Красноярского края в форме ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты без проверки сведений о месте его работы, стороной истца не представлено.
Доводы истца о том, что ответчик была обязана уведомить УСЗН о прекращении трудовых отношений по должности педагога, что указывает на недобросовестность Чекмаревой Н.М., судом не принимаются, поскольку указанная в заявлении от 08.08.2010 о предоставлении мер социальной защиты обязанность заявителя в случае наступления обстоятельств, влекущих прекращение предоставления выплаты (прекращение трудовых отношений, выбытие с места жительства) сообщить об этом в УСЗН в течение 10 дней, не содержит форму, вид и способ уведомления органов социальной защиты населения, разъяснений о последствиях непредставления соответствующей информации в виде взыскания излишне выплаченной суммы, также не имеется.
С учетом того, что доказательств недобросовестности ответчика, злоупотребления им правом не установлено, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований КГКУ «УСЗН» к Чекмаревой Н.М. о взыскании суммы, выплаченных мер социальной поддержки отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Чекмаревой Надежде Михайловне о взыскании суммы, выплаченных мер социальной поддержки - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение суда составлено 28 августа 2024 г.