Решение по делу № 2-2040/2024 от 11.03.2024

Дело №2-2040/2024

УИД 44RS0001-01-2024-002314-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 мая 2024 года                                               г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

судьи Шершневой М.А.,

при секретаре Абсалямовой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к АО «Костромское авиапредприятие» об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов,

УСТАНОВИЛ:

    Костромской транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском к АО «Костромское авиапредприятие» об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности полетов. В обоснование требований указано, что Костромской транспортной прокуратурой проведена проверка законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов, в ходе которой установлены нарушения в его деятельности, именно, АО «Костромское авиапредприятие» является владельцем аэродромной специализированной снегоуборочной самоходной машины, которая используется для очистки от снега ИВПП, РД и перрона: марка - экскаватор на тракторе МТЗ 82.1, 2005 года выпуска, государственный регистрационный знак - серия КМ, , заводской № машины (рамы) - , двигатель , коробка передач , основной ведущий мост , цвет - синий, вид движения - колесный. При этом, в нарушение п. п. 4-5 Постановления Правительства РФ от <дата> «О техническом осмотре самоходных машин и других видов техники», документ о прохождении ежегодного технического осмотра на указанный автомобиль отсутствует, что является недопустимым. Ранее по результатам проверки <дата> в адрес авиапредприятия вносилось представление, которое рассмотрено, требования прокурора признаны обоснованными, однако выявленные нарушения не устранены. В ходе проверки в феврале 2024 года фактического устранения ранее выявленных нарушений по результатам проведенной проверки установлено, что выявленные нарушения в полном объеме не устранены, ежегодный государственный технический осмотр аэродромной специализированной снегоуборочной самоходной машины - экскаватора на тракторе МТЗ 82.1 не пройден. Согласно ответу на представление, поступившему из АО «Костромское авиапредприятие» в транспортную прокуратуру <дата>, начальнику подразделения спецавтотранспорта поручено проработать вопрос о проведении ежегодного технического осмотра трактора. Таким образом, вышеизложенные требования федерального законодательства не выполнены, что исключает дальнейшую эксплуатацию аэродромной специализированной снегоуборочной самоходной машины и создает реальную угрозу безопасности полетов, способную повлечь негативные последствия. На основании изложенного просят обязать АО «Костромское авиапредприятие» в течение 6 месяцев со днявступления решения суда в законную силу принять комплекс мер, направленныхна прохождение ежегодного технического осмотра на аэродромнойспециализированной снегоуборочной самоходной машине: марка - экскаваторЭО на тракторе , 2005 года выпуска, государственныйрегистрационный знак - серия КМ, , заводской № машины (рамы) -, двигатель , коробка передач , основнойведущий мост , цвет - синий, вид движения – колесный; запретить АО «Костромское авиапредприятие» эксплуатацию аэродромной специализированной снегоуборочной самоходной машины: марки - экскаватор на тракторе , 2005 года выпуска, государственный регистрационный знак - серия КМ, , заводской № машины (рамы) - , двигатель , коробка передач, основной ведущий мост , цвет - синий, вид движения - колесный, в аэропорту Кострома (Сокеркино) до прохождения технического осмотра.

В судебном заседании прокурор Удалов А.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика АО «Костромское авиапредприятие» по доверенности Бакулин Д.С. исковые требования признал в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, дав им оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, в силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии с преамбулой Воздушного кодекса РФ настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 2 ВК РФ воздушное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ.

Согласно ст. 68 ВК РФ полету воздушного судна должна предшествовать подготовка воздушного судна и его экипажа. Порядок подготовки к полету воздушного судна и его экипажа, порядок осуществления контроля за их готовностью и порядок выполнения полета устанавливаются федеральными авиационными правилами.

В целях реализации приведенной выше нормы права приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (далее - ФАП-128), которые устанавливают правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации

Экипажу воздушного судна запрещается начинать и продолжать руление, если безопасность руления не обеспечивается из-за наличия препятствий, неудовлетворительного состояния места стоянки пли рулежных дорожек (п. 3.44 ФАП-128).

Согласно п. 8.11 ФАП-128 аэродромное обеспечение полетов включает комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома, включающего ВПП, РД, перроны и места стоянки воздушных судов, площадки специального назначения, в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

В силу п. 4.2 Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления, стоянки гражданских воздушных судов», утвержденных Приказом Минтран России от 25.08.2015 № 262, на аэродроме должна быть обеспечена маркировка соответствующих покрытий, зон ограниченного использования (при их наличии) и препятствий.

Исполнение указанных работ обеспечивается специализированной техникой, в том числе, экскаватором на тракторе МТЗ 82.1.

Пунктами 4-5 Постановления Правительства РФ от 13.11.2013 № 1013 «О техническом осмотре самоходных машин и других видов техник» установлено, что машины подлежат техническому осмотру со следующей периодичностью: а) внедорожные автотранспортные средства, предназначеные для перевозки пассажиров и имеющие помимо сиденья водителя более 8 сидяч мест, - каждые 6 месяцев; б) остальные машины - ежегодно.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Разделом 2 Устава АО «Костромское авиапредприятие», утвержденного решением единственного акционера Директором департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области от 26.08.2021 № 4, установлено, что Общество создано с целью осуществления предпринимательской деятельности, расширения рынка товаров и услуг, удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и извлечения прибыли. Для достижения которых осуществляет авиаперевозку пассажиров, авиационные работы с обеспечением безопасности полетов и культуры обслуживания перевозок, аэродромное обеспечение полетов воздушных судов, обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, грузов, почты, бытовое обслуживание населения и др.

В ходе проверки установлен факт эксплуатации аэродромной специализированной снегоуборочной самоходной машины, не прошедшей в установленные сроки технический осмотр.

Так, АО «Костромское авиапредприятие» является владельцем аэродромной специализированной снегоуборочной самоходной машины, которая используется для очистки от снега ИВПП, РД и перрона: марка -экскаватор на тракторе , 2005 года выпуска, государственный регистрационный знак - серия КМ, , заводской № машины (рамы) - , двигатель , коробка передач , основной ведущий мост , цвет - синий, вид движения - колесный.

Документ о прохождении ежегодного технического осмотра на указанный автомобиль отсутствует, что является недопустимым.

По результатам проверки <дата> в адрес авиапредприятия вносилось представление, которое рассмотрено, требования прокурора признаны обоснованными, однако выявленные нарушения не устранены. В ходе проверки в феврале 2024 года фактического устранения ранее выявленных нарушений по результатам проведенной проверки установлено, что выявленные нарушения в полном объеме не устранены, ежегодный государственный технический осмотр аэродромной специализированной снегоуборочной самоходной машины - экскаватора на тракторе МТЗ 82.1, не пройден. Согласно ответа на представление, поступившего из АО «Костромское авиапредприятие» в транспортную прокуратуру <дата>, начальнику подразделения спецавтотранспорта поручено проработать вопрос о проведении ежегодного технического осмотра трактора.

Таким образом, вышеизложенные требования федерального законодательства не выполнены, что исключает дальнейшую эксплуатацию аэродромной специализированной снегоуборочной самоходной машины и создает реальную угрозу безопасности полетов, способную повлечь негативные последствия.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 20.12.2011 № 29-П и от 16.07.2018 № 32-П, определение от 29.01.2019 № 249-0) воздушный транспорт, будучи составной частью транспортной системы Российской Федерации, обеспечивает стратегические интересы Российской Федерации и имеет свои особенности. Эти особенности обусловлены его повышенной значимостью для общества и государства, предназначены, в том числе, удовлетворять потребности в перевозках, возникающие в рамках осуществления деятельности, связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, защитой жизни и здоровья граждан Российской Федерации, то есть в публичных интересах.

По смыслу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федераш источником повышенной опасности надлежит признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами.

В пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъяснено, что, по смыслу ст. 1079 ГК РФ, источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и других объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами.

Статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд в защиту прав, свобод законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Нахождение в аэропорту Кострома (Сокеркино) аэродромной специализированной снегоуборочной самоходной машины, являющее источником повышенной опасности и ее эксплуатация без прохождения технического осмотра свидетельствует о нарушениях прав лиц, пользующихся услугами воздушного транспорта, работников аэропорта, может привести негативным последствиям, повлечь отказ аэродромной техники, что в свою очередь создает угрозу безопасности полетов, что является основанием для обращения прокурора в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, поскольку аэродромная специализированная снегоуборочная самоходная машина используется в аэропорту Кострома (Сокеркино).

В соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон, обеспечивать реальность исполнения решения суда.

Принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает, что срок исполнения возложенной на ответчика обязанности, заявленный истцом в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, не противоречит закону и обстоятельствам дела, является разумным.

При таких обстоятельствах исковые требования Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

    Обязать АО «Костромское авиапредприятие» принять комплекс мер, направленных на прохождение ежегодного технического осмотра на аэродромнойспециализированной снегоуборочной самоходной машине: марка - экскаваторЭО на тракторе МТЗ 82.1, 2005 года выпуска, государственныйрегистрационный знак - серия КМ, , заводской № машины (рамы) -, двигатель , коробка передач , основнойведущий мост , цвет - синий, вид движения – колесный, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    Запретить АО «Костромское авиапредприятие» эксплуатацию аэродромной специализированной снегоуборочной самоходной машины: марки - экскаватор на тракторе , 2005 года выпуска, государственный регистрационный знак - серия КМ, , заводской № машины (рамы) - , двигатель , коробка передач , основной ведущий мост , цвет - синий, вид движения - колесный, в аэропорту Кострома (Сокеркино) до прохождения технического осмотра.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                                                                                                             М.А. Шершнева

Мотивированное решение изготовлено 16.05.2024

2-2040/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Костромской транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры
Ответчики
АО Костромское авиапредприятие
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Шершнева Мария Александровна
Дело на странице суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
11.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.03.2024Передача материалов судье
14.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2024Судебное заседание
16.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее