Административное дело № 3а-194/2020
21OS0000-01-2020-000106-24
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 сентября 2020 года г.Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.
при секретаре Львовой Е. В.,
с участием:
прокурора Овчинниковой Н. А.,
представителя административного истца ООО «Хамар-ял» Харитонова В. И.,
представителя Главы Чувашской Республики Марковой Е. В.,
представителей Администрации Главы Чувашской Республики Егоровой Н. Ф. и Силовой Л. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Хамар-ял» к Главе Чувашской Республики о признании недействующим в части первого предложения первого абзаца подпункта 2 пункта 1 Указа «О дополнительных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»,
установил:
30 января 2020 г. по решению Всемирной организации здравоохранения эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, имеющая международное значение.
Данный термин в Международных медико-санитарных правилах определяется как экстраординарное событие, представляющее риск для здоровья населения в других государствах в результате международного распространения болезни и могущее потребовать координированных международных ответных мер.
Ввиду дальнейшего развития вспышки заболевания государства-члены Всемирной организации здравоохранения должны предусмотреть варианты предотвращения проникновения болезни на новые территории или сокращения передачи вируса от человека человеку на тех территориях, где уже имеет место распространение COVID-19. К числу мер, которые для достижения этих целей могут быть приняты системой общественного здравоохранения, относится ограничение передвижения и отделение здоровых граждан, возможно подвергавшихся воздействию вируса, от остального населения в целях наблюдения за симптомами и раннего выявления случаев заболевания. Ограничения должны вводиться в рамках комплексного пакета мер реагирования системы общественного здравоохранения и мер сдерживания распространения заболевания в соответствии с нормами Международных медико-санитарных правил.
11 марта 2020 г. ситуация признана пандемией.
31 января 2020 года Правительством Российской Федерации принято Постановление №66 «О внесении изменений в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», которым в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Согласно Указу № 206 от 25 марта 2020 года Президентом Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации и в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации установлены с 30 марта по 3 апреля 2020 г. нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы, а в дальнейшем Указом № 239 от 2 апреля 2020 года. В пункте 2 Указа установлены организации, на работников которых введение нерабочих дней в соответствии с Указом не распространяется:
а) непрерывно действующих организаций;
б) медицинских и аптечных организаций;
в) организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости;
г) организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения;
д) организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.
Начиная с 1 апреля 2020 г. распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, включено законодателем в число обстоятельств, которые влекут возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) 28 марта 2020 года на территории Чувашской Республики Главой Чувашской Республики был принят Указ №84 «О дополнительных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)».
Данный нормативный правовой акт размещен 28 марта 2020 г. на портале органов власти Чувашской Республики в сети «Интернет» http://www.сapl.ru.; 3 апреля 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo/gov.ru; 4 апреля 2020 года в №13 газеты «Вести Чувашии».
30 марта 2020 года Главой Чувашской Республики принят Указ №86 «О внесении изменений в Указ Главы Чувашской Республики от 28 марта 2020 года № 84».
Данный нормативный правовой акт размещен 30 марта 2020 г. на портале органов власти Чувашской Республики в сети «Интернет» http://www.сapl.ru.; 3 апреля 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo/gov.ru; 4 апреля 2020 года в №13 газеты «вести Чувашии».
31 марта 2020 года Главой Чувашской Республики принят Указ №88 «О внесении изменений в Указ Главы Чувашской Республики от 28 марта 2020 года № 84».
Данный нормативный правовой акт размещен 31 марта 2020 г. на портале органов власти Чувашской Республики в сети «Интернет» http://www.сapl.ru.; 3 апреля 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo/gov.ru; 4 апреля 2020 года в №13 газеты «вести Чувашии».
Указом Главы Чувашской Республики от 3 апреля 2020 года № 92, вступившим в законную силу со дня его официального опубликования 3 апреля 2020 года, Указ Главы Чувашской Республики №84 «О дополнительных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», а также Указы от 30 марта 2020 г. № 86 и от 31 марта 2020 г. № 88, которыми внесены изменения в оспариваемый Указ, признаны утратившими силу (пункт 19 названного Указа №92 от 3 апреля 2020г.).
Указ Главы Чувашской Республики от 3 апреля 2020 года N 92 вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики в сети "Интернет" - 3 апреля 2020 года).
Общество с ограниченной ответственностью «Хамар-ял» (далее ООО «Хамар-ял», общество) обратилось в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим первое предложение первого абзаца подпункта 2 пункта 1 Указа Главы Чувашской Республики №84 «О дополнительных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) (далее также - Указ № 84 от 28 марта 2020 года), принятого временно исполняющим обязанности Главы Чувашской Республики Николаевым О.А., которым постановлено приостановить на территории Чувашской Республики с 28 марта 2020 г. по 5 апреля 2020 г. в части слов «работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением дистанционной торговли».
Требования мотивированы тем, что 28 марта 2020 года временно исполняющим обязанности Главы Чувашской Республики Николаевым О.А. был подписан и опубликован на сайте Главы Чувашской Республики Указ № 84, абзацем первым подпункта 2 пункта 1 которого постановлено приостановить на территории Чувашской Республики с 28 марта 2020 г. по 5 апреля 2020 г. работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением дистанционной торговли. Данное ограничение не распространяется на столовые, буфеты, кафе и иные предприятия питания для работников организаций, указанных в п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней».
Полагает, что Указ в оспариваемой части принят и опубликован на сайте Главы Чувашской Республики за пределами предоставленных действующим законодательством и Конституцией Чувашской Республики полномочий. Так, согласно п. 7 ст. 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» порядок деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с подпунктом «м» ч. 1 ст. 11 этого же Федерального закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об отнесении возникающих чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального и межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Однако, на территории Российской Федерации, и в том числе в Чувашской Республике не вводилось чрезвычайное положение, не вводился режим повышенной готовности. Президентом Российской Федерации соответствующий Указ о введении чрезвычайного положения, режима повышенной готовности не издавался.
Административный истец указывает, что Указ № 84 был принят без учета и в нарушение требований ст. 6 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которым к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей, поскольку по состоянию на 30 марта 2020 года соответствующих предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей не имеется. Также не имеется предписаний территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, необходимых для принятия решения о введении необходимых ограничительных мероприятий (карантина) на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории отдельных районов, городов, населенных пунктов данного субъекта Российской Федерации, как это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 19.08.2005 № 529 «Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятии (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор».
Выражая несогласие с оспариваемым Указом № 84, административный истец также полагает, что исходя из положений пункта 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ соответствующие акты могут приниматься только законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку ими вводятся ограничения гражданских прав в сфере экономического оборота, в то время, как Глава Чувашской Республики в соответствии со ст. 68 Конституции Чувашской Республики является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти Чувашской Республики.
Административный истец полагает, что Указ № 84 противоречит ст. 55 Конституции Российской Федерации, нормам ст. ст. 52, 68 Конституции Чувашской Республики, ст. 4 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федеральному закону от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлению Правительства РФ от 19 августа 2005 года № 529 «Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор».
Также административный истец указывает, что оспариваемый Указ от 28 марта 2020 года не был надлежащим образом опубликован в газете «Вести Чувашии», как того требует Указ Президента Чувашской Республики от 21 ноября 2001 года № 110 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Главы Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики».
В связи с чем, административный истец полагает, что Указ № 84 в оспариваемой его части с момента его принятия является незаконным, противоречит действующему законодательству, как принятый за пределами предоставленных законом полномочий, что является существенным нарушением действующего законодательства.
Как изложено выше, Указом Главы Чувашской Республики от 3 апреля 2020 года № 92, вступившим в законную силу со дня его официального опубликования 3 апреля 2020 года, Указ Главы Чувашской Республики №84 «О дополнительных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», а также Указы от 30 марта 2020 г. № 86 и от 31 марта 2020 г. № 88 признаны утратившими силу (пункт 19 названного Указа №92 от 3 апреля 2020г.).
Указ Главы Чувашской Республики от 3 апреля 2020 года N 92 вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики в сети "Интернет" - 3 апреля 2020 года).
В последующем в Указ Главы Чувашской Республики от 3 апреля 2020 года N 92 вносились изменения (Указами Главы ЧР от 04.04.2020 N 96, от 07.04.2020 N 98, и др.).
Таким образом, оспариваемый Указ Главы Чувашской Республики от 28 марта 2020 года N 84 "О дополнительных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" прекратил свое действие с 3 апреля 2020 года.
Согласно положениям части 2 статьи 194 и части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Аналогичные правила применяются и в отношении актов, обладающих нормативными свойствами (часть 1 статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов административного дела и объяснений представителя административного истца, затрагивание оспариваемым Указом своих прав Общество обосновывает указанием на то, что на истца незаконно возложена обязанность по прекращению деятельности в сфере общепита, т.к. во исполнение его предписаний все объекты общества (бары) с 28 марта 2020 года приостановили приостановили работу, деятельность не ведется, и как следствие, в охватываемый Указом период времени у общества отсутствовал доход, в то время, как на административном истце лежит обязанность по оплате налогов, сборов, платежей, выплате заработной платы работникам, оплате коммунальных платежей, внесению платежей по договорам аренды.
В подтверждение нарушения прав общество представило доказательства этому в виде соглашения о расторжении договора аренды нежилого помещения от 30 марта 2020 года, отчетов по кассовым операциям за период с 28 марта по 2 апреля 2020 года по объектам, в которым расположены объекты ООО «Хамар-ял» (бары), осуществляющие продажу пивной продукции (л.д.136-173).
При таких обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт не перестал затрагивать права административного истца, в вязи с чем оснований для прекращения производства по настоящему административному делу суд не находит.
В судебном заседании представитель административного истца Харитонов В.И., действующий на основании доверенности, административные исковые требования, заявленные ООО «Хамар-ял», поддержал и просил суд признать недействующим первое предложение первого абзаца подпункта 2 пункта 1 Указа временно исполняющего обязанности Главы Чувашской Республики № 84 от 28 марта 2020 года, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске.
Представитель административного ответчика Главы Чувашской Республики Маркова Е.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление, указывая на то, что оспариваемый в части Указ принят в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий Главы Чувашской Республики, в надлежащей форме, в соответствии с установленным порядком, не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административного истца, процедура его принятия и опубликования соблюдена.
Представители привлеченной к участию в деле протокольным определением суда от 2 сентября 2020 года Администрации Главы Чувашской Республики Егорова Н.Ф. и Силова Л.В. в судебном заседании с требованиями административного иска не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление, также указывая на то, что оспариваемый Указ издан с соблюдением положений законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики, направлен на приведение в соответствие с положениями федерального законодательства, во исполнение и при наличии обязательных для исполнения решений созданных на уровне Правительства Российской Федерации органов (советов) и решений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, направлен на защиту конституционно значимых ценностей, таких как жизнь и здоровье человека, с целью замедления, а в дальнейшем и прекращения передачи новой коронавирусной инфекции.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, представил отзыв на административное исковое заявление истца, в котором полагал, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора Овчинниковой Н.А., полагавшей, что заявленные ООО «Хамр-ял» требования удовлетворению не подлежат, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Статьей 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3).
Положения пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривают, что в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 68 Конституции Чувашской Республики предусмотрено, что Глава Чувашской Республики является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти Чувашской Республики.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.
Статьей 73 Конституции Чувашской Республики предусмотрено, что Глава Чувашской Республики на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Чувашской Республики (ч. 1). Указы и распоряжения Главы Чувашской Республики не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики и законам Чувашской Республики (ч. 2).
Согласно п.2 Указа Президента Чувашской Республики № 110 от 21 ноября 2001 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики» акты Главы Чувашской Республики, акты Кабинета Министров Чувашской Республики подлежат официальному опубликованию в республиканской газете «Вести Чувашии», на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.cap.ru) в течение семи дней после дня их подписания, а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Официальным опубликованием актов Главы Чувашской Республики, актов Кабинета Министров Чувашской Республики считается первая публикация их полного текста в республиканской газете «Вести Чувашии» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.cap.ru) (п. 3 Указа № 110).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона Чувашской Республики от 04.03.2016 № 4 (ред. от 04.06.2019) «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики и экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики» (принятого ГС ЧР 25.02.2016), оценка регулирующего воздействия не проводится в отношении проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.
Судом установлено, что 28 марта 2020 года временно исполняющим обязанности Главы Чувашской Республики был принят Указ № 84 «О дополнительных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)».
28 марта 2020 года Указ № 84 был опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики 28 марта 2020 года, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) Указ был опубликован 3 апреля 2020 года.
Пунктом 5 Указа № 84 предусмотрено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования.
4 апреля 2020 года текст данного Указа был опубликован в номере № 13 от 4 апреля 2020 года газеты «Вести Чувашии», что подтверждается представленным в материалы дела экземпляром данного печатного издания за № 13 от 4 апреля 2020 года.
В связи с чем несостоятельными являются доводы административного иска о том, что Указ № 84 не был опубликован в газете «Вести Чувашии».
Проанализировав установленные в указанной части обстоятельства, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта правила введения его в действие и его опубликования соблюдены.
Данным Указом в оспариваемой его части с 28 марта 2020 года по 5 апреля 2020 года на территории Чувашской Республики приостановлена, в том числе, работа ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением дистанционной торговли. Данное ограничение не распространяется на столовые, буфеты, кафе и иные предприятия питания, осуществляющие организацию питания для работников организаций, указанных в п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» (абзац 1 подпункта 2 пункта 1 Указа № 84).
Административным истцом оспариваются положения абзаца 1 подпункта 2 пункта 1 Указа в части приостановления с 28 марта 2020 года по 5 апреля 2020 года на территории Чувашской Республики работы ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением дистанционной торговли.
Согласно преамбулы Указа № 84, данный Указ принят во исполнение решений по итогам заседаний президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и в связи с введением режима повышенной готовности на территории Чувашской Республики.
Согласно положений ст. 72 Конституции Российской Федерации, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «з» ч. 1).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 26.1 ФЗ № 184 от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
При этом согласно абз. 5 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение, в частности, вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно преамбулы данного закона, действие приведенного закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В статье 1 названного Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ приведены понятия:
чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (абзац 1);
предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абзац 2).
При этом в статье 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ закреплено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 ФЗ № 68-ФЗ предусмотрено, что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
В статье 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
- принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11);
- принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт «м» пункта 1 статьи 11).
Положениями п. 10 ст. 4.1 ФЗ № 68 предусмотрено, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории (пп. «г»), осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия (пп. «г»).
Согласно пункта 7 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ порядок деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, вышеприведенными положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принятие решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, введение режима повышенной готовности для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.
При этом статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны соблюдать, в том числе законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Пунктом 24 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794, предусмотрено, что решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться, в том числе режим повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
В силу пункта 25 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794, решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются, в том числе перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации.
Согласно подпункту «б» пункта 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794, основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, в режиме повышенной готовности являются, в том числе принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях.
Согласно ст. 63 Конституции Чувашской Республики, Чувашская Республика участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации и к совместному ведению Российской Федерации и Чувашской Республики, в пределах и формах, определенных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и Конституцией Чувашской Республики, а также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики.
Проанализировав указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта порядок принятия его соблюден, а именно принят оспариваемый нормативный правовой акт высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и Главой исполнительной власти Чувашской Республики – временно исполняющим обязанности Главы Чувашской Республики в соответствии с возложенными федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации полномочиями; форма оспариваемого нормативного правового акта, процедура принятия, правила введения в действие и его опубликования соблюдены.
Проверяя в соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Данным Постановлением (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66) в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, внесена коронавирусная инфекция (2019-nCoV)
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Положениями ст. 6 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся, в том числе:
принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением;
введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
В соответствии с положениями ст. 1 в корреспонденции с п. 1 ст. 31 ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ограничительные мероприятия (карантин) это административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (пункт 2 статьи 31 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3 статьи 31 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с положениями ст. 51 ФЗ № 52, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации наряду с правами и полномочиями, предусмотренными статьей 50 и п. 1 ст. 51 настоящего Федерального закона, наделяется дополнительными полномочиями, в том числе, наделяется дополнительными полномочиями, принимать постановления, издавать распоряжения и указания, утверждать методические, инструктивные и другие документы по вопросам организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая методики расчета и оценки риска для здоровья человека.
Так, в соответствии с п. 1.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписывается с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Пунктом 1.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписывается принять меры по введению режима повышенной готовности.
До издания оспариваемого Указа № 84 от 28 марта 2020 года распоряжением временно исполняющего обязанности Главы Чувашской Республики № 113-рг от 18 марта 2020 года в связи с угрозой распространения на территории Чувашской Республики новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статьей 8 Закона Чувашской Республики «О защите населения и территорий Чувашской Республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 января 2005 г. № 17 «О территориальной подсистеме Чувашской Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» на территории Чувашской Республики введен режим повышенной готовности с 18 марта 2020 г. до особого распоряжения.
Как следует из положений ст. 8 Закона Чувашской Республики от 15.04.1996 № 7 «О защите населения и территорий Чувашской Республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого Указа № 84), Глава Чувашской Республики:
- принимает решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- принимает решение о создании органа исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- принимает решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера,
- вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил ТП РСЧС Чувашской Республики;
- устанавливает региональный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 Федерального закона.
Согласно подпункта «а» пункта 20 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 января 2005 г. № 17 «О территориальной подсистеме Чувашской Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», решениями руководителей органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций, на территориях которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил ТП РСЧС Чувашской Республики может устанавливаться режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
На основании приведенных норм федерального и регионального действующего законодательства к полномочиям Главы Чувашской Республики, как высшего должностного лица Чувашской Республики, возглавляющего высший исполнительный орган государственной власти Чувашской Республики, отнесено:
введение режима повышенной готовности;
принятие нормативных правовых актов в области защиты населения;
принятие решений, определяющих основные направления политики и организации защиты населения и территорий Чувашской Республики от чрезвычайных ситуаций; принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
определение перечня мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;
установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности;
принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать деятельность организаций различных форм собственности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
С учетом изложенного Глава Чувашской Республики обладает достаточными полномочиями и компетенцией для принятия оспариваемого Указа от 28 марта 2020 года № 84 «О дополнительных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)».
Как указывалось выше, оспариваемый Указ Главы Чувашской Республики официально размещен в день его принятия на официальном портале и впоследствии опубликован в официальном издании «Вести Чувашии».
Оспариваемый Указ не содержит положений, регулирующих дату вступления его в законную силу. Указ в оспариваемой его части затрагивает деятельность юридических лиц в сфере организации общественного питания на период с 28 марта 2020 года по 5 апреля 2020 года, но не создает новое правовое регулирование по вопросам указанной деятельности. Указ принят на основании действующих положений федерального и регионального законодательства.
Таким образом, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта и его опубликования не нарушена. Требования к форме и виду оспариваемого нормативного правового акта также соблюдены.
При таких обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением порядка принятия, в частности с соблюдением: требований, устанавливающих полномочия Главы Чувашской Республики на принятие нормативных правовых актов; требований к форме и виду нормативных правовых актов; процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов; правил введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.
Доводы административного иска о противоречии Указа № 84 положениям Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» несостоятельны, поскольку нормативно правовые акты, предусматривающие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при введении чрезвычайного положения, не регулируют спорные правоотношения, в то время как оспариваемый Указ Главы Чувашской Республики был принят в связи с введением режима повышенной готовности.
Учитывая вышеприведенные положения ФЗ № 52, Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 № 5 и от 18.03.2020 № 7, а также принимая во внимание Распоряжение временно исполняющего обязанности Главы Чувашской Республики № 113-рг от 18 марта 2020 года, доводы административного истца о том, что Указ № 84 был принят без учета и в нарушение требований ст. 6 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ и при отсутствии соответствующего предложения либо предписания главных государственных санитарных врачей, суд находит несостоятельными, равно как и доводы административного истца о том, что на территории Чувашской Республики не вводился режим повышенной готовности.
Также суд находит несостоятельными и доводы административного иска о противоречии Указа № 84 Федеральному закону от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Не нашли своего подтверждения и являются необоснованными также и доводы административного истца относительно несоответствия оспариваемого Указа Главы Чувашской Республики положениям 55 Конституции Российской Федерации.
Оспариваемые в рамках настоящего иска положения Указа № 84 не содержат положений, прекращающих деятельность административного истца в сфере общепита, а лишь приостанавливают на период с 28 марта 2020 года до 5 апреля 2020 года работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением дистанционной торговли, а потому доводы административного иска о том, что на административного истца была возложена обязанность по прекращению деятельности в сфере общепита, суд также находит необоснованными.
С учетом приведенных норм права, а также наличием реальной угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, которое повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, оспариваемый нормативный правовой акт, в том числе возлагающий на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, обязанности публично-правового характера в виде ограничения в период с 28 марта 2020 года по 5 апреля 2020 года деятельность предприятий общественного питания на территории Чувашской Республики, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, направлен прежде всего на защиту населения, их здоровья и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019).
При этом не подлежат правовой оценке в рамках нормоконтроля доводы административного истца о нецелесообразности и отсутствии реальной необходимости мер, принятых оспариваемым Указом № 84 от 28 марта 2020 года. Как указывалось выше, в силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для правильного разрешения спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение порядка принятия нормативного правового акта; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый Указ № 84 от 28 марта 2020 года принят в соответствии с нормами международного права, Конституции Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики и не противоречат нормам федерального законодательства, в том числе вышеуказанным федеральным законам: Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральному закону от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральному закону №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании приведенных выше обстоятельств и норм права, поскольку Указ № 84 Главы Чувашской Республики, в оспариваемой в рамках настоящего дела части, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Хамар-ял» к Временно исполняющему обязанности Главы Чувашской Республики Николаеву О.А. о признании недействующим в части первого предложения первого абзаца подпункта 2 пункта 1 Указа №84 от 28 марта 2020 года «О дополнительных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) о приостановлении на территории Чувашской Республики с 28 марта 2020 года по 5 апреля 2020 года работы в части слов «работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением дистанционной торговли».
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Верховный Суд Чувашской Республики.
Председательствующий Т.Н. Евлогиева
Мотивированный текст решения изготовлен 2 октября 2020 года.