УИД 68RS0013-01-2023-001704-82
Дело № 33-118/2024 (33-4362/2023)
Судья: Юрьева Т.В. (дело № 2-1362/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 января 2024 года г. Тамбов
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Рязанцевой С.В.,
судей Альчиковой Е.В.,Сорокиной С.Л.,
при ведении протокола помощниками судей Харченко Т.А., Ивановой И.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чекрышкина С.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии,
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области на решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 19 сентября 2023 года,
заслушав доклад судьи Альчиковой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чекрышкин С.В. обратился в Мичуринский городской суд Тамбовской области с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области (далее ОСФР по Тамбовской области) о включении в специальный стаж периодов работы, о назначении досрочной страховой пенсии с 20.01.2023, при назначении пенсии учесть заработную плату по архивным справкам с01.01.1989 по 31.12.1993, с учетом одного иждивенцаЧекрышкина К.С..
В обоснование требований указал, что решением ОСФР по Тамбовской области *** от 28.03.2023 ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж не засчитаны следующие периоды работы:
с 27.07.1982 по 06.10.1982 в Мичуринском локомотиворемонтном заводе им. М.И. Калинина в тепловозосборочном цехе помощником машиниста тепловоза;
с 04.12.1985 по 02.12.1986 в Мичуринском автоагрегатном заводе электромонтером по ремонту оборудования литейного цеха;
с 03.12.1986 по01.01.1989 в Мичуринском автоагрегатном заводе электромонтером на участке формовки, заливки, выбивки;
с 02.01.1989 по 10.01.1990 в кооперативе «Сплав» электромонтером на участке формовки, заливки, выбивки;
с 11.01.1990 по 26.04.1994 в кооперативе «Кольцо» электромонтером.
Кроме того, по мнению истца в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии необходимо включить период учебы с 01.09.1979 по 20.07.1982 по профессии помощник машиниста тепловоза в СПТУ-5 г. Мичуринска и период прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 07.10.1982 по 22.10.1984, период обучения в Московском институте инженеров транспорта с 28.12.1984 по 09.09.1985.
Считает решение ОСФР по Тамбовской области неправомерным, поскольку, вышеуказанные периоды работы связаны с тяжелыми условиями труда и относятся к Списку № 2 производств цехов, профессий и должностей, работа в которой дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Учеба в СПТУ-5 на помощника машиниста также включается в льготный стаж, поскольку по окончании обучения он работал вМичуринским локомотиворемонтном заводе им. М.И, Калинина помощником машиниста тепловоза. Данная профессия относится к Списку №2, то есть дает право на льготное исчисление. Прохождению военной службы предшествовала работа в должности помощника машиниста, поэтому служба в Армии также подлежит включению в специальный стаж.
Также просит суд обязать ответчика при исчислении пенсии учесть заработную плату по архивным справкам с 01.01.1989 г. по 31.12.1993 г. с учетом одного иждивенца Чекрышкина К.С. – сына, студента очной формыобучения.
Определением Мичуринского городского суда Тамбовской области от 11.08.2023 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, привлечено АО «Мичуринский локомотиворемонтный завод «Милорем», являющийся правопреемником Мичуринского локомотиворемонтного завода им.М.И.Калинина.
Решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от 19.09.2023с учетом определения об исправлении описки от 13.10.2023, исковые требования удовлетворены частично.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области возложена обязанность включитьЧекрышкину С.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периоды работы:с 27.07.1982 по 06.10.1982 в Мичуринском локомотиворемонтном заводе им. М.И.Калинина в тепловозосборочном цехе помощником машиниста тепловоза;с 04.12.1985 по 02.12.1986 вМичуринском автоагрегатном заводеэлектромонтером по ремонту оборудования литейного цеха;с 03.12.1986 по 01.01.1989 в Мичуринском автоагрегатном заводеэлектромонтером на участке формовки, заливки, выбивки;с 02.01.1989 по 10.01.1990 в кооперативе «Сплав» электромонтером на участке формовки, заливки, выбивки.
Также на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области возложена обязанность включить Чекрышкину С.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периоды учебы профессии помощник машиниста тепловоза в СПТУ-5 г. Мичуринска и период службы в Вооруженных силах СССР в общем размере 04 года 03 месяца 17 дней.
Постановлено обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской назначить Чекрышкину С.В. досрочную страховую пенсию по старости с 20.01.2023.При назначении пенсии Чекрышкину С.В. учесть заработную плату по архивным справкам с 01.01.1989 по 31.12.1993 с учетом одного иждивенца Чекрышкина К.С., *** года рождения.
В удовлетворении исковых требований Чекрышкину С.В. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периода работы с 11.01.1990 по 26.04.1994 в кооперативе «Кольцо» электромонтером; периода обучения в Московском институте инженеров транспорта с 28.12.1984 по 09.09.1985, отказано.
В апелляционной жалобе ОСФР по Тамбовской области просит отменить решение Мичуринского городского суда Тамбовской области по делу № 2-1362/2023 от 19.09.2023 в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области обязанности включить Чекрышкину С.В. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы (деятельности): с 27.07.1982 по 06.10.1982 (02 месяца 10 дней) - работа в должности помощника машиниста тепловоза тепловозосборочного цеха Мичуринского локомотиворемонтного завода им.М.И.Калитнина; с 01.09.1979 по 20.07.1982 (02 года 10 месяцев 20 дней) - учеба в СПТУ -5 г.Мичуринска, а также назначения пенсии с 20.01.2023 и принять в обжалуемой части новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Ссылаясь на положения нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, автор жалобы указывает на то, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Обращает внимание на то, что периоды работы (деятельности) застрахованного лица могут включаться в соответствующий стаж последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности), независимо от того, выработан страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ полностью либо частично на дату отмены соответствующего законодательства.
При определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ:
- периоды работы (деятельности) до 01.01.1992, протекавшие в период действия Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», могут быть исчислены с учетом правил пенсионного законодательства Союза ССР от 1956 года;
- периоды работы (деятельности), протекавшие с 01.01.1992 до 01.01.2002 в период действия Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», могут исчисляться с учетом правил и норм названного Закона и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до указанной даты;
- периоды работы (деятельности) с 01.01.2002 до 01.01.2015 - с учетом правил и норм Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ».
Указывает, что Правила от 11.07.2002 № 516 могут применяться ко всем периодам работы, независимо от времени их выполнения.
В силу подп. "к" п. 109 Положения N590 от 03.08.1972, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В п. 109 Положения №590 от 03.08.1972 также предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на работах с вредными условиями труда, период обучения в училищах и школах системы профтехобразования, на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и переквалификации приравнивается к работе, которая следовала после окончания обучения.
В связи с изложенным полагает, что при определении права на досрочное назначение страховой пенсии к периодам работы до 01.01.1992, предусмотренной Списками № 1 и № 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, могут приравниваться к имеющимися до указанной даты периоды иной работы и деятельности (например, работы на выборной должности, обучения, военной службы) в порядке, предусмотренном пунктами 97 и 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590.При этом действует ограничение, предусмотренное предпоследним абзацем пункта 109 Положения от 03.08.1972 № 590, а именно, деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, учитывается в размере, не превышающем имеющегося по состоянию на 01.01.1992 стажа такой работы (т.е.суммарной продолжительности периодов работы по указанным Спискам до 01.01.1992).
Удовлетворяя исковые требования о включении Чекрышкину С.В. в специальный стаж периода работы с 27.07.1982 по 06.10.1982 (02 месяца 10 дней) в должности помощника машиниста тепловоза тепловозосборочного цеха Мичуринского лакомотиворемонтного завода им.М.И.Калитнина суд, основываясь только на показания самого истца о характере выполняемой работы, не принял во внимание, по мнению автора жалобы, позицию работодателя. АО Мичуринским локомотивным заводом «Милорем» в справке №341 от 03.02.2023 прямо указано, что машинисты локомотиворемонтных заводов, занятые на реостатных испытаниях и обкатке локомотивов, правом на назначение досрочной страховой пенсии не пользуются.
Ссылается на то, что при рассмотрении дел, связанных с реализацией прав граждан на страховые пенсии, характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке. То есть организация-работодатель вправе признать факт осуществления истцом деятельности в указанной организации, включаемой в стаж на соответствующих видах работ при назначении пенсии на льготных условиях.
В виду того, что в Списке № 2 от 22.08.1956 (раздел XXX.Транспорт подраздел 1 «Железнодорожный транспорт и метрополитен») должность помощник машиниста прямо не предусмотрена и работодатель не признаёт право истца на льготное пенсионное обеспечение, полагает, что у суда отсутствовали основания возлагать на Отделение обязанность включить Чекрышкину С.В. в стаж работы с тяжелыми условиями труда период работы с 27.07.1982 по 06.10.1982 в должности помощника машиниста тепловоза тепловозосборочного цеха Мичуринского лакомотиворемонтного заводаим.М.И.Калитнина, а так же период учебы в СПТУ ~5 г.Мичуринска с 01.09.1979 по 20.07.1982, предшествующий периоду работы с 27.07.1982 по 06.10.1982.
Указывает также на то, что Чекрышкин С.В. обратился в ОСФР по Тамбовской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости 20.01.2023, достигнув возраста 60 лет. Для мужчин, достигших возраста 60 лет, продолжительность стажа работы с тяжелыми условиями труда не может быть менее 06 лет 03 месяца. Представитель ответчика, ссылаясь на доводы своей апелляционной жалобы, указывает, что право истца на досрочное назначение пенсии с 20.01.2023 не возникает, поскольку стаж на соответствующих видах работ составил 6 лет 01 месяц 23 дня.
В возражениях на апелляционную жалобу Чекрышкин С.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Учитывая имеющиеся данные о надлежащем извещении лиц, привлеченных к участию в деле, не явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, исходя из положений ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, возражениях на нее.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения, выслушав объяснения представителя ответчикаКурьяновой Е.Н., судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работающих и работавших по трудовому договору на получение такого обеспечения, предоставляемого в рамках системы обязательного социального страхования.
Право на обязательное социальное страхование относится к числу основных прав работников (абзац пятнадцатый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Этому праву корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами (абзац пятнадцатый части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования").
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (часть 3 статьи 1 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (абзац первый пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (абзац второй пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (абзац четвертый пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
В числе видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию - пенсия по старости (подпункт 2 пункта 2 статьи 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
У страхователя (работодателя) отношения по всем видам обязательного страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора (подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Страхователи обязаны уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы (подпункт 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования") предоставлять страховщику и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов (обязательных платежей) (подпункт 3 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования") вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику и (или) налоговому органу в установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования отчетность по установленной форме (подпункт 4 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд), в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Фонда из федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации (ст.2 вышеуказанного Федерального закона).
В статье 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" приведены основные понятия, используемые в этом Федеральном законе, в их числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 названного Федерального закона).
К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору (пункт 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в Фонд. (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Из приведенного правового регулирования следует, что конституционное право на социальное обеспечение включает право лиц, работавших и работающих по трудовому договору, на получение мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения их материального и (или) социального положения, предоставляемых в рамках системы обязательного социального страхования. Право на обязательное социальное страхование относится к числу основных прав работников, которому корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников. Такую обязанность работодатель должен исполнять с момента заключения с работником трудового договора.
Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пенсия по старости, предоставляемая в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) соответствующих страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, далее также - Фонд) (до 01.01.2023- Пенсионный фонд). При этом на страхователей (работодателей) законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, предоставлять пенсионному органу и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении каждого работника. От надлежащего исполнения работодателем этой обязанности зависит право работника на получение страховой пенсии по старости.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В целях определения права на страховую пенсию, в том числе досрочную, ч.8 ст.13 и ч.3,4 ст.30 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривают, что периоды работы (деятельности), которые имели место до дня вступления в силу названного Федерального закона, засчитываются в стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Периоды работы застрахованного лица могут включаться в соответствующий стаж последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной работы, независимо от того, выработан страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ полностью либо частично на дату отмены соответствующего законодательства.
Периоды работы до 01.01.1992, протекавшие в период действия Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», могут быть исчислены с учетом правил пенсионного законодательства Союза СССР от 1956 года.
Периоды работы, протекавшие с 01.01.1992 до 01.01.2002 в период действия Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» могут исчисляться с учетом правил и норм названного Закона и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до указанной даты.
Периоды работы с 01.01.2002 до 01.01.2015- с учетом правил и норм Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
С 01.01.2015 Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=EF416E55D7A0C385AEBA027530AC2529EF4C4BB54580AF4593FAA6932A8E37FC968CECB5DCD61F1EF26311A80D4A26255C3FE05404FB84E8yCS5M" (статья 36).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях"
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях") (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в частности мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Частью 3 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665) при определении стажа на соответствующихвидах работ, в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В числе лиц, имеющих право на досрочную страховую пенсию по старости Списком № 2 от 22.08.1956 в разделе ХХХ Транспорт предусмотрены машинисты и их помощники и старшие машинисты: паровозов, тепловозов, электровозов, дизельпоездов, моторвагонных (электро) секций, мотовозов.
Из положений пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 следует, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В пункте 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет", утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, разъясняется, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015, определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (далее - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи предоставляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Фондапо месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В части 1 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" указано, что работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Постановлением Правительства РФ № 555 от 24.07.2002, действовавшим до принятия Постановления Правительства от 02.10.2014 №1015, утверждались Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, согласно п.4 которых в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Данными Правилами установлено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Согласно письму Пенсионного Фонда РФ от 19.03.2004, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками № 1 и № 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173 или постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, то период работы в данной организации или должности, протекавший до 01.01.1992, рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
В письме Пенсионного фонда России от 06.10.2003 №06/18593 «О назначении пенсии» указано, что периоды работы до 01.01.1992 необходимо засчитывать в льготный стаж без проверки полной занятости.
Согласно ст.66 ТК РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника.
Из приведенных нормативных положений следует, что право граждан на страховую пенсию по старости связано с наличием определенных условий, в числе которых достижение гражданином пенсионного возраста, индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30, соответствующий страховой стаж - суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. С наличием страхового стажа определенной продолжительности и уплаты страховых взносов по тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В частности, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются работники, выполняющие работы в тяжелых условиях труда, чьи профессии и должности, а также производства предусмотрены соответствующим списком производств, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию на льготных условиях в связи с особыми условиями труда. При этом для зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости таким работникам, принимаются периоды, когда работники не менее 80 процентов рабочего времени, куда включаются подготовительные и вспомогательные работы, выполняют работы в условиях труда, предусмотренных соответствующими списками.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, который используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) предоставляет в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее- Пенсионный фонд Российской Федерации) (далее по тексту- Фонд) о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, предоставляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Если работник был принят работодателем на работу на полный рабочий день, осуществляет трудовую функцию у данного работодателя в должности (профессии) и на производстве, указанных в соответствующем списке, и по результатам проведенной специальной оценки условий труда работника на его рабочем месте установлены вредные и (или) опасные условия труда, а работодатель не предоставлял в Фонд сведения о льготном характере работы работника дляотражения таких сведений в данных индивидуального (персонифицированного) учета и не уплачивал страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работника в порядке и на условиях, которые определены нормативными положениями Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона "О страховых пенсиях", Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии спора между работником и работодателем о льготном характере работы работника в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости работодатель должен доказать, что он подавал в Фонд достоверные сведения о страховом стаже такого работника исходя из условий его труда и определенного ему условиями трудового договора рабочего времени, то есть надлежащим образом исполнил установленную положениями статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность по осуществлению обязательного социального страхования такого работника в порядке, установленном федеральными законами.
Судом установлено и из материалов дела следует следующее.
Чекрышкин С.В. работал с 27.07.1982 по 06.10.1982 в Мичуринском локомотиворемонтном заводе им. М.И. Калинина в тепловозосборочном цехе помощником машиниста тепловоза.
С 04.12.1985 по 02.12.1986 истец работал в Мичуринском автоагрегатном заводе электромонтером по ремонту оборудования литейного цеха, с 03.12.1986 по 01.01.1989 - в Мичуринском автоагрегатном заводе электромонтером на участке формовки, заливки, выбивки, с 02.01.1989 по 10.01.1990 в кооперативе «Сплав» электромонтером на участке формовки, заливки, выбивки, с 11.01.1990 по 26.04.1994 в кооперативе «Кольцо» электромонтером.
В период с 01.09.1979 по 20.07.1982 истец проходил обучение по профессии помощник машиниста тепловоза в СПТУ-5 г. Мичуринска, с 28.12.1984 по 09.09.1985 - период обучения в Московском институте инженеров транспорта, а с 07.10.1982 по 22.10.1984 – проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах СССР.
Судом первой инстанции требования истца удовлетворены частично.
В удовлетворении требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы с 11.01.1990 по 26.04.1994 в кооперативе «Кольцо» электромонтером, с 28.12.1984 по 09.09.1985 - периода обучения в Московском институте инженеров транспорта отказано.
Истцом решение суда не обжалуется.
Требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периодов работы: с 27.07.1982 по 06.10.1982 в Мичуринском локомотиворемонтном заводе им. М.И.Калинина в тепловозосборочном цехе помощником машиниста тепловоза; с 04.12.1985 по 02.12.1986 в Мичуринском автоагрегатном заводе электромонтером по ремонту оборудования литейного цеха; с 03.12.1986 по 01.01.1989 в Мичуринском автоагрегатном заводе электромонтером на участке формовки, заливки, выбивки; с 02.01.1989 по 10.01.1990 в кооперативе «Сплав» электромонтером на участке формовки, заливки, выбивки, периода учебы по профессии помощник машиниста тепловоза в СПТУ-5 г. Мичуринска, периода службы в Вооруженных силах СССР, назначения Чекрышкину С.В. досрочной страховой пенсии по старости с 20.01.2023 и об учете при назначении пенсии заработной платы по архивным справкам с 01.01.1989 по 31.12.1993 с учетом одного иждивенцаЧекрышкина К.С., *** года рождения, судом первой инстанции были удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик не согласен с решением суда в части удовлетворения исковых требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периода работы с 27.07.1982 по 06.10.1982 в Мичуринском локомотиворемонтном заводе им. М.И.Калинина в тепловозосборочном цехе помощником машиниста тепловоза; периода учебы по профессии помощник машиниста тепловоза в СПТУ-5 г. Мичуринска, и о назначенииЧекрышкину С.В. досрочной страховой пенсии по старости с 20.01.2023.
Предметом апелляционного рассмотрения является решение суда первой инстанции только в той части, в которой оно обжаловано.
Принимая решение о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периода работы истца с 27.07.1982 по 06.10.1982 в Мичуринском локомотиворемонтном заводе им. М.И.Калинина в тепловозосборочном цехе помощником машиниста тепловоза, суд первой инстанции исходил из того, что представленными документами-трудовой книжкой, приказами Мичуринского локомотиворемонтного завода им.М.И.Калинина, личной карточкой работника подтверждается работа истца в течение полного рабочего дня помощником машиниста тепловоза, должность поименована в Списке № 2 от 22.08.1956 в разделе ХХХ Транспорт подразделом 1 «Железнодорожный транспорт и метрополитен».
Суд указал, что в инструкции по обкаточным испытаниям после среднего и капитального ремонта И 103.11.379-2005 ОАО «РЖД», которая разработана взамен «Инструктивных указаний по пробеговым испытаниям (обкатке) тепловозов и дизель-поездов 105.25000.00375, утвержденных в 1976 г., указано, что обкаточные испытания проводятся испытательной группой тепловозосборочного цеха завода, куда входит в том числе помощник машиниста. Из п.2 п.п.2.5, п.3 п.п.3.6, п.4 п.п.4.4.13 видно, что обкатка тепловозом производится в том числе и на действующих путях общего пользования. Согласно п.3 п.п.3.6 ответственность за соблюдение техники безопасности при обкаточных испытаниях тепловоза на путях общего пользования несет локомотивная бригада в составе машиниста и его помощника.
Такие же объяснения даны истцом. Данный факт ни ответчиком, ни представителем третьего лица- АО «Мичуринский локомотиворемонтный завод «Милорем» не опровергнут. Ссылки представителя третьего лица, являющегося правопреемником работодателя истца, на разъяснения Комитета по труду администрации Тамбовской области(л.д.30 т.2), направленного в отдел кадров ООО «Милорем», суд первой инстанции не принял во внимание, указав, что данный документ, имеющий ссылку на разъяснение Управления социального обеспечения Госкомтруда СССР от 14.10.1983, имеет отношение к другому лицу и в иной период времени.
Судебная коллегия не может не согласиться с выводами суда первой инстанции по периоду работы с 27.07.1982 по 06.10.1982, так как выводы суда основаны на Законе.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного центрального Совета профессиональных Союзов даны следующие разъяснения- машинисты и помощники и старшие машинисты: паровозов, тепловозов, электровозов, дизельпоездов железнодорожного транспорта имеют право на пенсионное обеспечение на льготных условиях согласно разделу ХХХ списка № 2 независимо от того, являются ли они работниками сети железных дорог Министерства путей сообщения или работниками внутризаводского железнодорожного транспорта какого-либо предприятия другого министерства или ведомства.
В связи с чем, доводы стороны ответчика о несогласии с решением суда, выражающиеся в том, что должность помощника машиниста прямо не предусмотрена разделом «Транспорт» в Списке № 2 от 22.08.1956 и работа должна быть связана с пассажирскими перевозками, по мнению судебной коллегии, не являются основанными на Законе.
Засчитывая период обучения истца в СПТУ-5 г.Мичуринска по профессии помощник машиниста тепловоза, суд первой инстанции исходил из того, что после периода учебы следовал период работы в Мичуринском локомотиворемонтном заводе им. М.И.Калинина в тепловозосборочном цехе помощником машиниста тепловоза, который включен судом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.Тогда как, в соответствии с подпунктом "з" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", в стаж включаются периоды обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленныхшколах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и: т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
С данным выводом судебная коллегия также соглашается, выводы апелляционной жалобы в указанной части решение суда не опровергают.
С учетом оспариваемых ответчиком периодов и не оспариваемых периодов, включенных решением суда первой инстанции в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, судом первой инстанции верно установлено, что стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии истца на дату его обращения в пенсионный орган составляет более 6 лет 3 месяцев, размер ИПК превышает необходимый, следовательно, право на соответствующую пенсию у истца возникает с датыего обращения в пенсионный орган – с 20.01.2023.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены либо изменению решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе ответчика, не имеется.
Руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 19 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с даты его принятия.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено и подписано 19.01.2024.