Решение по делу № 2-488/2023 от 25.04.2023

Гражданское дело

УИД: 05RS0-76

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 июня 2023 г.                                                                                                                     <адрес>

Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего - судьи Ахмедханова М.М.,

при секретаре судебного заседания Багомедовой А.Б.,

с участием представителя истца - помощника прокурора <адрес> Караевой С.А.,

ответчика - заведующей МКДОУ «Детский сад » <адрес> Алигаджиевой Н.У.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> РД ФИО2 в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад » <адрес> (далее - МКДОУ «Детский сад »), Администрации ГО «<адрес>» об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и об антитеррористической защищенности,

установил:

заместитель прокурора <адрес> ФИО2 обратился в Избербашский городской суд с приведенным выше исковым заявлением.

В обоснование иска указано, что прокуратурой города во исполнение поручения прокуратуры Республики Дагестан с привлечением специалистов Межрайонного отдела вневедомственной охраны по <адрес> - филиала Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>» (далее - МОВО по <адрес>) и отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> и <адрес> Республики Дагестан проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности и о пожарной безопасности в МКДОУ «Детский сад », расположенного по адресу: РД, <адрес>.

В ходе проверки в деятельности МКДОУ «Детский сад » выявлены нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности.

В силу ч. 6 ст. 28 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Как следует их пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ № 273-ФЗ в охрану здоровья обучающихся включено обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона - ФЗ).

Согласно пп. «а, б, в» п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) под противодействием терроризму в указанном законе понимается деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (ст. 3 ФЗ № 35-ФЗ).

С учетом Федерального закона № 35-ФЗ, под местами массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.

Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п. 6 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ).

На основании п. 4. ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п. 5 Требований).

Разделом III Требований к защищенности объектов определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).

Согласно пункту 25 Требований к защищенности объектов, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований к защищенности объектов, осуществляются, в том числе, мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (пп. "б" п. 25 Требований); оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) (пп. «г» п. 25 Требований); оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями (пп. «д» п. 25 Требований).

Система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.

Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации, (пункт 31 Требований).

Таким образом, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению данных задач, то есть конкретные меры по обеспечению в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличие иных мер по предупреждению терроризма.

Между тем, согласно информации начальника Межрайонного отдела вневедомственной охраны по <адрес> - филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ МКДОУ «Детский сад » не выполняются вышеуказанные требования законодательства об антитеррористической защищенности.

В частности, в МКДОУ «Детский сад » <адрес> не обеспечивается охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; основной вход в здание, входящий в состав объекта (территории) не оборудован контрольно-пропускным пунктом (постом охраны); объект (территория) не оснащен стационарными или ручными металлоискателями, отсутствует речевой оповещатель.

Указанные нарушения федерального законодательства являются недопустимыми и не могут оставаться без соответствующего реагирования.

Ранее, в целях устранения указных нарушений в адрес директора образовательного учреждения внесено соответствующее представление, по результатам рассмотрения которого реальные меры, направленные на устранение нарушений закона приняты не были по причине отсутствия финансирования на эти цели со стороны администрации городского округа «<адрес>», являющейся учредителем данной образовательной организации.

Также в ходе проверки в МКДОУ «Детский сад » <адрес>» выявлены нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности.

Согласно ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон №    123-ФЗ) пожарная безопасность объекта считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.

Между тем, согласно информации начальника ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по РД ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ в МКДОУ «Детский сад » <адрес> имеются нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - Правила), а именно:

-на объекте защиты руководитель организации не организовал проведение проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя в установленные сроки (не реже 1 раза в год) (п. 13 Правил);

-руководитель организации не представил сертификат подтверждения соответствии требованиям пожарной безопасности на технические средства систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ л» 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 145);

-на объекте защиты руководитель организации не определил порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер (циклонов, фильтров, воздуховодов) от горючих отходов с составлением соответствующего акта и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты не реже 1 раза в год (п. 43 Правил);

-на объекте защиты отсутствует система дублирования сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта в случае возникновения пожара (п.7 ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ);

-на объекте защиты на путях эвакуации для отделки стен применяется материал высокой пожарной опасностью «краска» (ч. 5 ст. 134 Федерального закона N 123-ФЗ);

-на объекте защиты со второго этажа с групповой ячейки предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек, имеет менее двух эвакуационных выходов СП 1.13130.2020, ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

-двери эвакуационных выходов из групповых ячеек в поэтажные коридоры и на лестничные клетки не предусмотрены противопожарными с пределом огнестойкости не менее El 15 (не предоставлен сертификат подтверждения соответствии степени огнестойкости дверей) требованиям пожарной безопасности СП 1.13130.2020 п. 5.2.3, (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 145);

-на объекте защиты не обеспечивается направление движения к источникам противопожарного водоснабжения с указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п.48 Правил);

-руководитель организации не организовал работы по техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности (систем автоматической пожарной сигнализации) (п. 54 Правил);

-на объекте защиты руководитель организации не обеспечил исправность источников наружного противопожарного водоснабжения, а так же проведение их проверок не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 48 Правил).

Указанные нарушения требований федерального законодательства создают угрозу безопасности учащихся и работников данного учреждения, а также нарушают их права на безопасные условия обучения, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающих их жизнь и здоровье.

Просит признать незаконным бездействие МКДОУ «Детский сад » <адрес>, выразившееся в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности детского сада.

Признать бездействие администрации городского округа «<адрес>», выразившееся в необеспечении достаточного финансирования мероприятий антитеррористической защищенности и пожарной безопасности МКДОУ «Детский сад » <адрес>.

Обязать МКДОУ «Детский сад » <адрес> в течении 1 (одного) месяца по мере финансирования устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму и о пожарной безопасности, а именно:

-обеспечить охраной объект (территорию) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

-оборудовать основной вход контрольно - пропускным пунктом;

-оснастить школу стационарными или ручными металлоискателями;

-оснастить объект речевым оповещателем;

-на объекте защиты организовать проведение проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода- изготовителя в установленные сроки (не реже 1 раза в год);

-представить сертификат подтверждения соответствии требованиям пожарной безопасности на технические средства систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре;

-на объекте защиты определить порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер (циклонов, фильтров, воздуховодов) от горючих отходов с составлением соответствующего акта и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты не реже 1 раза в год;

-на объекте защиты установить систему дублирования сигналов на пульт подразделения пожарной охраны с участием работников объекта в случае возникновения пожара;

-на объекте защиты на путях эвакуации для отделки стен исключить применение материала высокой пожарной опасностью «краска»;

-на объекте защиты со второго этажа с групповой ячейки предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек, установить более двух эвакуационных выходов;

-на объекте защиты предусмотреть двери эвакуационных выходов из групповых ячеек в поэтажные коридоры и на лестничные клетки противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 15 (не предоставлен сертификат подтверждения соответствии степени огнестойкости дверей);

-на объекте защиты обеспечить направление движения к источникам противопожарного водоснабжения с указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;

-на объекте защиты организовать работу по техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности (систем автоматической пожарной сигнализации);

-на объекте защиты обеспечить исправность источников наружного противопожарного водоснабжения, а так же проведение их проверок не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Обязать администрацию городского округа «<адрес>» профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму и о пожарной безопасности на объекте - МКДОУ «Детский сад » <адрес> в течение 3 (трёх) месяцев по вступлению в силу решения суда.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Дагестан Караева С.А. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик, заведующий МКДОУ «Детский сад » Алигаджиева Н.У. исковые требования признала частично и пояснила, детский сад предпринимал и предпринимает по мере финансирования все возможные меры для устранения нарушений.

Представители Администрации ГО «<адрес>», МОВО по <адрес> - филиала ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РД», ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело согласно ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 названного закона одним из принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Пунктом «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, к основным задачам противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Согласно п. 4 ст. 5.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Согласно письму Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ № ИР-170/17 "О Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" (вместе с "Рекомендациями субъектам Российской Федерации по подготовке к реализации Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации") органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов создают условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Исходя из положений п. 2 и п. 15 ч. 3 ст. 28 указанного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В целях обеспечения безопасности в учреждениях для детей и в силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в них должны быть устроены системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Образовательные учреждения - общеобразовательные школы являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних (детей), то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Согласно ГОСТ 31817.1.1-2012 под системой тревожной сигнализации понимается электрическая установка, предназначенная для обнаружения и сигнализации о наличии опасности. Под состоянием тревоги понимается состояние системы тревожной сигнализации или ее части, являющееся результатом реагирования системы на наличие опасности, при котором она выдает извещение о тревоге посредством СПИ (система передачи извещений, составная часть системы охранной или охранно-пожарной сигнализации, состоящая из совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованной охраны извещений о тревоге на охраняемых объектах, служебных и контрольно-диагностических извещений и, при наличии, обратного канала для передачи и приема команд управления и сообщений оператора пункта централизованной охраны) на ПЦО (удаленный центр приема извещений, (предназначенный для централизованной охраны ряда рассредоточенных объектов с помощью пульта централизованного наблюдения (ПЦН) и обеспечивающий оперативный выезд групп задержания на охраняемый объект при поступлении на него сообщений о срабатывании сигнализации).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Согласно п.п. в п. 25 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Судом установлено, что Прокуратурой <адрес> во исполнение поручения прокуратуры Республики Дагестан с привлечением специалистов Межрайонного отдела вневедомственной охраны по <адрес> - филиала Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>» (далее - МОВО по <адрес>) и отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> и <адрес> Республики Дагестан проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности и о пожарной безопасности в Муниципальном казенном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>.

Согласно информации начальника Межрайонного отдела вневедомственной охраны по <адрес> - филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ МКДОУ «Детский сад » не выполняются вышеуказанные требования законодательства об антитеррористической защищенности.

В частности, в МКДОУ «Детский сад » системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, «тревожной» сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Согласно Уставу МКДОУ «Детский сад », учреждение осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: 368502, РД, <адрес>.

Согласно Уставу учредителем данного учреждения является администрация городского округа «<адрес>».

Выполнение возложенных судом на ответчиков обязанностей направлено на пресечение действий, нарушающих права воспитанников и работников образовательных учреждений на антитеррористическую безопасность, а также иных лиц, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение и школы, и как следствие, на охрану их жизни и здоровья в период нахождения в учреждении образования

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Вместе с тем, в целях унификации действующего законодательства положения части 2 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливают необходимость применения понятия "свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Пунктом 66 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , пункт 6.48 СП 118.13330.2012 отнесен к сводам правил, подлежащих применению на обязательной основе.

Из приведенных выше норм следует, что они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений. Кроме того, при рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, применяется системное толкование нормативных правовых актов Российской Федерации.

Правило о выполнении всех без исключения современных требований к антитеррористической защищенности образовательных учреждений как объектов массового пребывания людей согласуется с положением п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которому образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников и посетителей учреждения.

А также соответствует положениям п. 7 ст. 2 и ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и п. 4 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 390-ФЗ " О безопасности " о приоритете мер предупреждения терроризма и обязанности юридических лиц обеспечивать выполнение требований антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых ими для осуществления образовательной деятельности и принадлежащих им на вещном праве.

В обосновании своих доводов заведующей МКДОУ «Детский сад » <адрес> Алигаджиевой Н.У. представлены следующие документы: справка от ДД.ММ.ГГГГ о том, что противопожарные мероприятия и антитеррористическую защищенность объектов, денежные средства в 2023 г.не выделялись ;письма направленные в Администрацию ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ -И, от ДД.ММ.ГГГГ -и- о выделении денежных средств с целью устранения недостатков, установленным пожарным надзором по противопожарной безопасности дошкольного учреждения; приказ от 14 июня -ПБ об определении порядка сроков проведения работ по очистке вентиляции, акты профилактического осмотра пожарного водоема от ДД.ММ.ГГГГ,.ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ; письма начальнику УО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -И,ДД.ММ.ГГГГ -И,ДД.ММ.ГГГГ /-И, о выделении денежных средств с целью устранения недостатков, установленным пожарным надзором по противопожарной безопасности дошкольного учреждения; акты от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о результатах ревизии и очистки вентиляционных систем и воздуховодов в МКДОУ «Детский сад »; регламент технического обслуживания системы противопожарной защиты «Автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией МКДОУ «детский сад », инструкция по эксплуатации систем, установок и средств автоматической пожарной сигнализации для дежурного персонала; журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; акт обследования и категорирования; приказы -П от ДД.ММ.ГГГГ, -п от ДД.ММ.ГГГГ об усилении пропускного и внутриобъектового режимов; журнал результатов ежедневного обхода зданий и территории, также фотографии.

Вместе с тем, данных свидетельствующих об устранении всех нарушений требований пожарной безопасности, указанных в исковом заявлении заместителя прокурора <адрес>, суду ответчиками не представлено.

Наличие указанных выше нарушений требований законодательства РФ о пожарной безопасности, может повлечь за собой человеческие жертвы ввиду того, что жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, работающих на данном объекте, а также посещающих его, подвергаются опасности. Одним из основных принципов противодействия терроризму в РФ названы принципы приоритета мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, то есть на основании ст. 3 ФЗ № 35-ФЗ - выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона "О противодействии терроризму", Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", суд приходит выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования заместителя прокурора <адрес> РД ФИО2 в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ «Детский сад », Администрации ГО «<адрес>» об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности и о пожарной безопасности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МКДОУ «Детский сад » <адрес>, выразившееся в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности детского сада.

Признать бездействие администрации городского округа «<адрес>», выразившееся в необеспечении достаточного финансирования мероприятий антитеррористической защищенности и пожарной безопасности МКДОУ «Детский сад » <адрес>.

Обязать МКДОУ «Детский сад » <адрес> в течении 1 (одного) месяца по мере финансирования устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму и о пожарной безопасности, а именно:

-обеспечить охраной объект (территорию) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

-оборудовать основной вход контрольно - пропускным пунктом;

-оснастить школу стационарными или ручными металлоискателями;

-оснастить объект речевым оповещателем;

-на объекте защиты организовать проведение проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода- изготовителя в установленные сроки (не реже 1 раза в год);

-представить сертификат подтверждения соответствии требованиям пожарной безопасности на технические средства систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре;

-на объекте защиты определить порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер (циклонов, фильтров, воздуховодов) от горючих отходов с составлением соответствующего акта и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты не реже 1 раза в год;

-на объекте защиты установить систему дублирования сигналов на пульт подразделения пожарной охраны с участием работников объекта в случае возникновения пожара;

-на объекте защиты на путях эвакуации для отделки стен исключить применение материала высокой пожарной опасностью «краска»;

-на объекте защиты со второго этажа с групповой ячейки предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек, установить более двух эвакуационных выходов;

-на объекте защиты предусмотреть двери эвакуационных выходов из групповых ячеек в поэтажные коридоры и на лестничные клетки противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 15 (не предоставлен сертификат подтверждения соответствии степени огнестойкости дверей);

-на объекте защиты обеспечить направление движения к источникам противопожарного водоснабжения с указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;

-на объекте защиты организовать работу по техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности (систем автоматической пожарной сигнализации);

-на объекте защиты обеспечить исправность источников наружного противопожарного водоснабжения, а так же проведение их проверок не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Обязать администрацию городского округа «<адрес>» профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму и о пожарной безопасности на объекте - МКДОУ «Детский сад » <адрес> в течение 3 (трёх) месяцев по вступлению в силу решения суда.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи жалобы в Избербашский городской суд.

Судья                                                                                                                           М.М. Ахмедханов

2-488/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Избербаш ст. советник юстиции Эминов М.М.
Ответчики
Администрация ГО "город Избербаш"
МКДОУ "Детский сад №14" г.Избербаш
Другие
МОВО по г.Избербаш – филиал ФГКУ Управление вневедомтвенной охраны войск национальной гвардии РФ по РД
ОНД и ПР №11 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД
Суд
Избербашский городской суд Республики Дагестан
Судья
Ахмедханов Мурад Магомедович
Дело на странице суда
izberbashskiy.dag.sudrf.ru
25.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2023Передача материалов судье
02.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2023Подготовка дела (собеседование)
16.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2023Судебное заседание
19.06.2023Судебное заседание
19.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее