Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 ноября 2018 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,
при секретаре – ФИО4,
с участием истца – ФИО2,
представителей ответчиков – ФИО5, ФИО6, ФИО7, действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Некоммерческой организации Региональный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым, Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымский Республиканский единый информационно-расчетный центр», Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> о понуждении восстановления льготы по оплате ЖКХ и взносов в фонд капитального ремонта и компенсации морального вреда, третье лицо – ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Некоммерческой организации Региональный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым о понуждении восстановления льготы по оплате ЖКХ и взносов в фонд капитального ремонта и компенсации морального вреда. В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, предъявил свои требования, в том числе, к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымский Республиканский единый информационно-расчетный центр», и Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации <адрес>. В обоснование исковых требований истец указал о том, что ответчики не исполняют своих обязательств по предоставлению ему льгот по оплате услуг ЖКХ и взносов в фонд капитального ремонта, в размере 42 кв.м на него и члена его семьи, предусмотренных действующим законодательством Республики Крым. Так, в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 (п.21 ст.2), с изменениями, внесенными в него Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2016 (ч.8 ст.8), ветеранам военной службы установлена мера социальной поддержки по оплате услуг ЖКХ и взносов в фонд капитального ремонта, а именно: компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: 1) платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения и коммунальных услуг; 2) взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе членам семей, совместно с ними проживающим. Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей, совместно с ними проживающим. Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, к членам семьи льготника относятся проживающие совместно с ним супруг (супруга), дети (независимо от возраста), родители, а п. 12 Постановления предусматривает, что меры социальной поддержки по оплате жилых помещений, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов предоставляются в пределах следующих нормативов площади жилого помещения: 21 кв.м – на каждого члена семьи, состоящей из двух человек. Таким образом, меры социальной поддержки ему должны быть предоставлены на 42 кв.м, учитывая, что его семья состоит из двух человек. Ответчики не исполняют свои обязательства по предоставлению мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате услуг ЖКХ и взносов в фонд капитального ремонта, перекладывая свою ответственность друг на друга, чем причиняют ему нравственные, моральные и физические страдания. Он, как инвалид 2-й группы, постоянно находится в стрессовом состоянии, не зная какие действия ответчики примут в очередной раз. Просит признать бездействие ответчиков, выразившиеся в непредоставлении и не учете 50% компенсации расходов по оплате за услуги ЖКХ и взносов в фонд капитального ремонта в пределах норматива площади жилого помещения в размере 42 кв.м ему, и члену его семьи - супруге ФИО1 незаконными; обязать ответчиков восстановить нарушенные права в части предоставления ему и члену его семьи – супруге ФИО1 предусмотренных социальных гарантий по 50% компенсации расходов по оплате за услуги ЖКХ и взносов в фонд капитального ремонта в пределах норматива площади жилого помещения в размере 42 кв.м; обязать ответчиков произвести перерасчет по его лицевому счету № от ДД.ММ.ГГГГ и внести соответствующие изменения в свои учетные документы; взыскать с ответчиков компенсацию причиненного ему морального вреда, по 25000 руб. с каждого.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить. Наряду с этим, указал о том, что статьей 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2018 установлен региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, а именно: 21 кв. м на каждого члена семьи, состоящей из двух человек. Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения используется при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Данная правовая норма корреспондируется с п.п. «б» п. 1 ч.8 ст. 8 Законов Республики Крым № и 231 от ДД.ММ.ГГГГ о компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50% взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50% указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, и занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членам семей с ними проживающим. В этой связи действия ответчиков по отказу восстановить его нарушенные права в части предоставления ему льгот в соответствии с правовыми нормами Республики Крым считает незаконными, а свои требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика Некоммерческой организации Региональный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым в судебном заседании исковые требования не признал, считает их необоснованными. Пояснил, что меры социальной поддержки предоставляются органами труда и социальной защиты населения, которые принимают заявления граждан, устанавливают наличие правовых оснований для назначения мер социальной поддержки, а также определяют размер предоставляемых мер социальной поддержки. После этого актуальная информация ежемесячно передается организациям в форме реестра. Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения в постановление №. Порядок предоставления отдельным категориям граждан РФ, проживающих на территории Республики Крым, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива многоквартирных домов и сжиженного газа дополнен пунктом 12, согласно которому меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов предоставляются в пределах: 33 кв.м на одиноко проживающих граждан; 21 кв.м – на каждого члена семьи, состоящей из двух человек; 18 кв.м – на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек. В связи с этим органом труда и социальной защиты был осуществлен перерасчет предоставляемой меры социальной поддержки, исходя из норматива в 21 кв.м. Информация в форме реестра была передана в Фонд капитального ремонта для изменения стоимости предоставляемой скидки, которая была отражена в платежном документе за апрель 2018 года. Таким образом, мера социальной поддержки по уплате взноса на капитальный ремонт предоставляется истцу в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Республики Крым и предоставленной информацией.
Представитель Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымский Республиканский единый информационно-расчетный центр» также полагал об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, пояснил, что ГУП РК «Крымский Республиканский единый информационно-расчетный центр» не является государственным органом или лицом, уполномоченным на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. В целях предоставления мер социальной поддержки гражданину необходимо обращаться с соответствующим заявлением и пакетом документов в органы труда и социальной защиты населения по месту жительства и месту пребывания. ГУП РК «Крымский Республиканский единый информационно-расчетный центр» ведет электронный обмен информацией с Департаментом труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> о назначенных мерах социальной поддержки и их получателях в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка электронного обмена информацией с предприятиями-поставщиками жилищно-коммунальных услуг». Электронный обмен информацией с предприятиями-поставщиками жилищно-коммунальных услуг организован с целью осуществления расчетов за предоставленные жилищно-коммунальные услуги гражданам, имеющим право на скидку. Информация о гражданах вносится в Реестр граждан, имеющих право на скидку по оплате жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, органом, уполномоченным на реализацию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан ГУП РК «Крымский Республиканский единый информационно-расчетный центр» не является.
Представитель Департамента труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> в судебном заседании полагала исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Истец состоит на учете в Департаменте как получатель мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по льготной категории «ветеран военной службы» в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым». В соответствии с льготной категорией граждан на основании заявления истца ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ему назначена мера социальной поддержки в виде скидки по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов с ДД.ММ.ГГГГ в размере 50% исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт многоквартирного дома предоставляются истцу на 21 кв.м общей площади жилого помещения, учитывая, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт в соответствии со ст. 3 ЖК РФ распространяется только на собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно представленным истцом документам собственником жилого помещения по месту жительства является ФИО2, а его супруга ФИО1 собственником жилого помещения не является. Соответственно, мера социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества предоставляется только собственнику, с учетом норматива площади жилого помещения в размере 21 кв.м. При таких обстоятельствах считает, что правовые основания для удовлетворения исковых требований истца отсутствуют в полном объеме.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации социальную защиту, включая социальное обеспечение, относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, имеющих право осуществлять самостоятельное правовое регулирование.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.
Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» (далее - Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ) устанавливает правовые гарантии социальной защиты отдельных категорий граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в <адрес>, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь и активную деятельность.
В соответствии с пунктом 21 статьи 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки предоставляются ветеранам военной службы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ветеранам военной службы предоставляются, в том числе, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей, совместно с ними проживающим.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О Порядке предоставления отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающим на территории Республики Крым, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа и Порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов гражданам Российской Федерации, проживающим в <адрес>» (далее – Постановление Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №) регулируется порядок предоставления мер социальной поддержки, а также порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов гражданам Российской Федерации, проживающим в <адрес>. Согласно п.3 данного Порядка меры социальной поддержки предоставляются на основании заявления гражданина в органы труда и социальной защиты населения Республики Крым по месту жительства или месту пребывания.
Исходя из данного правового регулирования, а также в соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, функции по организации предоставления гражданам компенсаций, а также контроль за назначением, перерасчетом и выплатой компенсаций возложены на органы Министерства труда и социальной защиты Республики Крым.
В соответствии с п. 12 Постановления Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, дополненного Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов предоставляются в пределах следующих нормативов площади жилого помещения (за исключением норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации): 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан; 21 квадратный метр - на каждого члена семьи, состоящей из двух человек; 18 квадратных метров - на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.
Судом установлено, что истец ФИО2 стоит на учете в Департаменте труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> как получатель мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по льготной категории граждан «ветеран военной службы».
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставляется компенсация по оплате жилого помещения, холодного водоснабжения, водоотведения в размере 50 % на двух человек в пределах нормативов потребления.
До ДД.ММ.ГГГГ истцу, как ветерану военной службы, предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 50% скидки, после чего, в связи с внесением Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № изменений в Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, органом труда и социальной защиты был осуществлен перерасчет предоставляемой меры социальной поддержки, исходя из норматива в 21 кв.м. Информация в форме реестра была передана в Фонд капитального ремонта для изменения стоимости предоставляемой скидки, которая была отражена в платежном документе за апрель 2018 года (л.д.64).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, для собственника жилого помещения в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме входит также взнос на капитальный ремонт.
В ст. 158 ЖК РФ подчеркивается, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности; обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме (части 1, 3).
Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника включает в себя также взнос на капитальный ремонт (пункт 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В п. 29 указанного выше постановления обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несет только собственник жилого помещения (статьи 30, 158 ЖК РФ и статья 210 ГК РФ).
Таким образом, плательщиком взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, признается лицо, указанное в правоустанавливающих документах на недвижимое имущество, как титульный собственник.
Обязанности, вытекающие из права собственности на жилое помещение принадлежат исключительно собственнику как титульному владельцу, то есть лицу, на чье имя зарегистрировано право собственности; к таковым относятся, например, обязанности по уплате налогов и оплате взносов на капитальный ремонт, которые не делегируются пользователям жилого помещения, так как не связаны с самим правом пользования.
Как следует из текста закона, требуемая истцом компенсация исходя из норматива 21 кв.м на каждого члена семьи, состоящего из двух человек (42 кв.м) могла бы быть ему предоставлена в случае регистрации права общей совместной собственности на жилое помещение, и распространялась бы на членов его семьи; однако, как на члена семьи собственника, не имеющего такой льготы, она не распространяется.
Поскольку в рассматриваемом случае право частной (индивидуальной) собственности на жилое помещение – <адрес> в <адрес> принадлежит только истцу ФИО2, компенсация взноса на капитальный ремонт на члена его семьи – супругу ФИО1 распространяться не может.
При таких обстоятельствах исковые требования о признании бездействия ответчиков, выразившиеся в непредоставлении и не учете 50% компенсации расходов по оплате за услуги ЖКХ и взносов в фонд капитального ремонта в пределах норматива площади жилого помещения в размере 42 кв.м ему, и члену его семьи - супруге ФИО1 незаконными, понуждении ответчиков восстановить нарушенные права в части предоставления компенсации расходов в фонд капитального ремонта в пределах норматива площади жилого помещения в размере 42 кв.м, понуждении ответчиков произвести перерасчет по его лицевому счету и внести соответствующие изменения в свои учетные документы, суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Поскольку требования истца о возмещении морального вреда являются производными от требований о признании действий ответчиков незаконными и понуждении совершить определенные действия, то в удовлетворении этих исковых требований также следует отказать.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе ФИО2 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Некоммерческой организации Региональный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым, Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымский Республиканский единый информационно-расчетный центр», Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> о понуждении восстановления льготы по оплате ЖКХ и взносов в фонд капитального ремонта и компенсации морального вреда – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья Федоренко Э.Р.
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.