Дело № 2а-1166/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2020 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Куниной А.Ю., при помощнике Сафоновой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Максименко Василия Васильевича к администрации Гурьевского городского округа об оспаривании уведомления о планируемом строительстве объекта капитального строительства, возложении обязанности по устранению нарушений, взыскании судебных расходов
УСТАНОВИЛ:
Максименко В.В. обратился в суд с указанным выше иском, которым просил признать незаконным уведомление от 06 февраля 2020 года за № № о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Гурьевский <адрес > обязать административного ответчика повторно рассмотреть уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, зарегистрированное за № № от 31 января 2020 года.
В обосновании заявленных требований указано, что истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес > Права и обязанности по договору аренды были переданы истцу по соглашению об уступке, заключенному с прежним арендатором участка Леденевым С.В. 06 марта 2020 года. В период нахождения участка в аренде у Леденева С.В., последний обратился в администрацию Гурьевского городского округа с уведомлением о планируемом строительстве. В ответ на данное обращение, администрацией было составлено и направлено в адрес истца уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства со ссылкой на расположение земельного участка в границах запретной зоны войсковой части, а также обращено внимание на отсутствие согласований с соответствующими структурами ввиду нахождения участка в границах приаэродромной территории аэродрома Калининград (Храброво), аэродрома государственной авиации «Чкаловск». С содержанием оспариваемого уведомления в указанной части административный истец не согласен, полагая, что изложенная в уведомлении информация ничем не подтверждена, доказательств тому администрацией не представлено. Считает, что оспариваемое им уведомление нарушает его права по распоряжению имуществом и препятствует в освоении участка по целевому назначению.
В судебном заседании представитель административного истца – Фидельман А.С. заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Скрябнев В.Л. с иском не согласился, просил отказать в удовлетворении иска, дополнительно пояснив суду, что на момент принятия оспариваемого уведомления администрация руководствовалась сведениями информационной системы градостроительной деятельности (ИСГД). Какими – либо документами об установлении запретной зоны войсковой части администрация не располагает.
Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно статье 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения: фамилия, имя, отчество, место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность; наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес > и правопреемником Леденева В.В. в силу заключенного между ними соглашения об уступке. 06 марта 2020 года права и обязанности по договору аренды № № земельного участка с кадастровым номером № были переданы от арендатора Леденева С.В. административному истцу Максименко В.В.
В период нахождения участка в аренде у Леденева С.В., арендатором участка было инициировано обращение в администрацию Гурьевского городского округа в форме уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, с указанием сведений об участке (принадлежность, вид разрешенного использования) и объекте капитального строительства (этажность, высота, отступы от границ, площадь застройки), приложив схематическое изображение планируемого к строительству объекта.
06 февраля 2020 года администрацией Гурьевского городского округа было составлено и направлено в адрес арендатора участка Леденева С.В. уведомление за № № о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на указанном выше земельном участке по мотивам того, что находящийся у истца в аренде земельный участок расположен в запретной зоне войсковой части, где размещение жилой застройки допускается только при наличии специального разрешения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект. Также в уведомлении обращено внимание на необходимость согласования такого строительства в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации) – Северо-Западное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, а также в федеральном органе исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, в данном случае у старшего авиационного начальника аэродрома Калининград (Чкаловск) в виду нахождения участка в границах приаэродромной территории аэродрома Калининград (Храброво) и в границах приаэродромной территории аэродрома государственной авиации «Чкаловск».
В процессе рассмотрения дела представитель административного ответчика обосновал причину, по которой на обращение прежнего арендатора Леденева С.В., администрацией было принято решение о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем административному истцу на праве аренде земельном участке, а именно, нахождение данного участка в запретной зоне войсковой части. При этом, администрация руководствовалась сведениями информационной системы градостроительной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2014 года № 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны. Данным Положением регламентируется порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель. На территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, запрещается: проживание и (или) нахождение физических лиц; осуществление хозяйственной и иной деятельности в соответствии с настоящим Положением; размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его (п. 10 Положения).
Вышеприведенная норма применяется со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости.
Согласно сведениям ЕГРН в отношении участка административного истца каких – либо ограничений относительно расположения участка в запретной зоне военного объекта не имеется.
В соответствии с п. 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Таким образом, достоверные и систематизированные сведения о границах зон с особыми условиями использования территории являются публично доступными и отображаются в Едином государственном реестре недвижимости.
Решения о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны на основании предложения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. К указанным решениям межведомственной комиссии прилагается описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах (п. 16 Положения).
Согласно сведениям ЕГРН в отношении участка административного истца каких – либо ограничений относительно расположения участка в запретной зоне военного объекта не имеется. Документов о принятии каких – либо решений о необходимости установления зон с особыми условиями использования территории в отношении военного объекта, расположенного вблизи <адрес >, материалы дела не содержат.
Из представленного Командующим Балтийским Флотом ФИО1 ответа от ДД.ММ.ГГ года за № № следует, что процедура внесения федеральным кадастровым органом сведений о координатах запретной зоны в ЕГРН до настоящего времени не завершена и определить точное расположение ее границ на основании принятого решения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГ года, не представляется возможным.
Из представленного Департаментом имущественных отношений Министерства обороны РФ ответа от 13 марта 2020 года за № 141/ДИ-00216/1055 следует, что каких – либо решений о необходимости установления зон с особыми условиями использования территории в отношении военного объекта, расположенного вблизи <адрес >, межведомственной комиссией не принималось. Данная информация подтверждается и графическим материалом, являющимся приложением к протоколу межведомственной комиссии № 4/МК от 27 мая 2017 года.
По информации Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (письмо от 13 мая 2020 года № 6003) земельный участок истца не входит в границы зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов ВС РФ. Данные сведения представлены Агентством на основании подготовленного Департаментом имущественных отношений Министерства обороны РФ картографического материала, являющегося приложением к указанному выше протоколу межведомственной комиссии.
Таким образом, приведенная в оспариваемом уведомлении информация о расположении земельного участка истца в запретной зоне военного объекта, об установлении данной зоны, не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, в силу чего уведомление администрации Гурьевского городского округа от 06 февраля 2020 года № № о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № по изложенным в нем доводам, является незаконным.
Также следует обратить внимание, что участок истца находится в зоне жилой застройки, смежные с ним участки, территория квартала, в которой он расположен, застроены индивидуальными жилыми домами. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Гурьевского городского округа, утвержденными решением 37 сессии Гурьевского окружного Совета депутатов пятого созыва № 266 от 19 декабря 2019 года, земельный участок истца с кадастровым номером № отнесен к территориальной зоне с индексом Ж4 – в которой допускается строительство индивидуальных жилых домов. Кроме того, как следует из представленных стороной истца документов, расположение объекта, планируемого истцом к строительству, и находящегося в границах приаэродромной территории аэродрома «Чкаловск» г. Калининград и в границах приаэродромной территории аэродрома Калининград (Храброво) согласовано с временно исполняющим обязанности командира в/ч 32497 Е. Долговым и генеральным директором АО «Аэропорт «Храброво» А.С. Корытным.
С учетом изложенного, с целью восстановления прав административного истца, на основании п. 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно в установленный законом срок рассмотреть уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, зарегистрированное за № № от 31 января 2020 года.
В силу статьи 103, 111 КАС РФ с администрации Гурьевского городского округа в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Максименко Василия Васильевича – удовлетворить.
Признать незаконным уведомление администрации Гурьевского городского округа от 06 февраля 2020 года № №
Обязать администрацию Гурьевского городского округа в установленный законом срок повторно рассмотреть уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, зарегистрированное за № № от 31 января 2020 года.
Взыскать с администрации Гурьевского городского округа в пользу Максименко Василия Васильевича судебные расходы в размере 300 (триста) рублей в счет оплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 мая 2020 года.
Судья А.Ю. Кунина