Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2018 года
Верещагинский районный суд Пермского края
в составе:
председательствующего судьи Анисимовой В.С.,
при секретаре Шмыриной Н.М.,
с участием административного истца Мосягина С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино дело по административному исковому заявлению администрации Верещагинского муниципального района к отделу судебных приставов по Верещагинскому и Очерскому районам УФССП России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Верещагинского муниципального района Пермского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к отделу судебных приставов по Верещагинскому и Очерскому районам УФССП России по Пермскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленных постановлением судебного пристава исполнителя Филимоновой Ю.В. от 25.12.2017.
Представитель административного истца Мосягин С.В. пояснил, что решением Верещагинского районного суда от 22.09.2017 на администрацию Верещагинского района возложена обязанность предоставить Меркушеву И.С. в границах Верещагинского муниципального района благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям. 04.12.2017 было возбуждено исполнительное производство в отношении Администрации муниципального района, которым должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа о предоставлении Меркушеву И.С. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда. После получения постановления Администрация района сообщила судебному приставу об объективных причинах невозможности исполнения требования судебного пристава в установленный срок, так как объявлялся аукцион на приобретение жилья и заявок не поступило. 25.12.2017 судебным приставом исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Администрации в размере 50000 рублей. Администрация не отрицает своей обязанности по предоставлению взыскателю благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по определенной решением норме, но имеется ряд непреодолимых обстоятельств, находящихся вне контроля Администрации, которые делают невозможным немедленное исполнение решения суда о предоставлении жилья, в связи с отсутствием в муниципальном жилом фонде, соответствующего требованиям судебного решения, отдельного благоустроенного жилого помещения. У Администрации имелись денежные средства, выделенные из краевого бюджета в виде субвенций на приобретение квартиры, но приобрести её они могут лишь через процедуру аукциона, но заявок не поступает, так как жилья, соответствующего параметрам определенным законодателем на территории района нет. Администрацией предпринимались и предпринимаются все меры заботливости и осмотрительности, какие требуются в целях надлежащего исполнения обязательств. Просит освободить Администрацию муниципального района от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству.
Представитель Отдела судебных приставов по Верещагинскому и Очерскому районам УФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, отзыв не предоставил.
Заинтересованное лицо Меркушев И.С. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без его участия.
Суд, выслушав представителя административного истца, изучив представленные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.7 ст.112 Федерального закона 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7).
В п.74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч.3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться не только при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора, но и при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей.
В соответствии с «Порядком предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений», утвержденных Постановление Правительства Пермского края от 19.07.2017 N 670-п "Об осуществлении отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края" детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу ч.5 ст.19 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет представленных местным бюджетом субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ст.6 Закона Пермского края от 10 мая 2017 года № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций, на строительство и (или) приобретение жилых помещений для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд, перечисляемых в бюджеты муниципальных образований Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
Пунктом 2.1 «Порядка предоставления и расходования субвенций, предоставляемых из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Пермского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановление Правительства Пермского края от 12.07.2017 N 665-п, финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций.
Таким образом, возможность исполнения решения суда поставлена в прямую зависимость от перечисления должнику из краевого бюджета денежных средств в необходимом размере.
В судебном заседании было установлено, что Законом Пермского края от 29.12.2016 N 34-ПК "О бюджете Пермского края на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" определены размеры субвенций выделяемых в 2017 году муниципальным образованиям на строительство и приобретение жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
18.08.2017 между Министерством строительством и архитектурой Пермского края и Администрацией Верещагинского муниципального района подписано соглашение №12/дс/2017 о предоставлении субвенций для обеспечения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому району на данную цель было выделено 2121203,57 рублей (л.д.15-20).
В соответствии с Законом Пермского края от 29.12.2016 N 34-ПК "О бюджете Пермского края на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" административному истцу в сентябре 2017 были выделены денежные средства строительство и приобретение жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, в размере 2121203,57 рублей.
Решением Верещагинского районного суда от 22.09.2017 (дело №2-969/2017) на Администрацию Верещагинского муниципального района Пермского края возложена обязанность предоставить Меркушеву Ивану Сергеевичу в границах Верещагинского муниципального района Пермского края благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям не менее 28 и не более 33 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров.
10.10.2017 Администрацией района было принято два решения о проведении электронного аукциона на приобретение жилых помещений с лимитом финансирования на закупку 967890 рублей (Стоимость приобретаемого жилья определена, в соответствии с «Методикой определения средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 25 мая 2007 N 112-п и корректирующиего коэффициента по муниципальным районам (городским округам) Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 30.10.2017 N 880-п "Об утверждении на IV квартал 2017 года корректирующих коэффициентов по муниципальным районам (городским округам) Пермского края и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений").
Требования к приобретаемому жилью, через аукцион установлены Постановлением Правительства Пермского края №665-п от 12.07.2017, в соответствии с которым к жилым помещения, приобретение (строительство) которых осуществляется с целью формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа, должны соответствовать следующим требованиям: являться отдельной квартирой или жилым домом; общая площадь жилого помещения должна быть не менее 28 и не более 33 квадратных метров, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров; жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации; жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах - также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Многоквартирный дом, в котором расположено жилое помещение, жилой дом должны иметь физический износ основных конструктивных элементов не более 10%. Физический износ основных конструкций элементов многоквартирного дома подтверждается справкой государственных или муниципальных организаций технической инвентаризации о проценте физического износа многоквартирного дома, в котором расположено жилое помещение, по состоянию на дату инвентаризации, проведенной не позднее года, предшествующего приобретению жилого помещения. В поселениях, где не осуществлялось строительство многоквартирных домов, жилых домов за последние десять лет, допускается приобретение жилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома с физическим износом основных конструктивных элементов не более 20%.
12.10.2017 извещение о проведении конкурсов о приобретении жилых помещений было опубликовано, по окончанию срока рассмотрения заявок ни одной заявки не подано. (При этом, до этого конкурсы организовывались еще 4 раза, которые также не состоялись).
04.12.2017 судебным приставом исполнителем ОСП по Очерскому и Верещагинскому районам УФССП России по Пермскому краю было возбуждено исполнительное производство №66322/17/59031-ИП о возложении обязанности на Администрацию Верещагинского района предоставить Меркушеву Ивану Сергеевичу в границах Верещагинского муниципального района Пермского края благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям не менее 28 и не более 33 квадратных метров общей площади жилого помещения (л.д.11), которое получено административным истцом 19.12.2017.
21.12.2017 в адрес административного ответчика направлено ходатайство об освобождении от взыскания исполнительного сбора с указанием причин невозможности в 5-ти дневный срок исполнить требования исполнительного документа (л.д.12-14).
Частями 1-3 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Суд учитывает также позицию Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенную в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которой этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
25.12.2017 судебным приставом исполнителем было вынесено постановление о взыскании с административного истца по исполнительному производству №66322/17/59031-ИП исполнительского сбора в размере 50000 рублей (л.д.10).
К моменту истечения пятидневного срока при наличии денежных средств, выделенных для приобретения соответствующего жилого помещения, из краевого бюджета, заявок на продажу жилья не было. Соответственно, реальная возможность приобретения жилого помещения с использованием установленных законом процедур закупок (аукциона) к моменту истечения указанного срока отсутствовала.
Судом также установлено, что в декабре 2017 аукцион на приобретение жилья для данной категории лиц, был организован дважды, но не состоялся по причине отсутствия заявок. 28.12.2017 денежные средства, выделенные администрации района для приобретения жилья детям-сиротам, в связи с окончанием финансового года, были возвращены в Управление Федерального казначейства Минфина Пермского края.
Указанная специфика состоит в том, что Администрация Верещагинского района обязана предоставить Меркушеву И.С. благоустроенное жилое помещение не за счет собственных средств, а за счет средств федерального бюджета и бюджета Пермского края. Администрация Верещагинского района является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.
Исполнение решения №2-969/2017 носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательных действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления и органа власти субъекта Российской Федерации. Сам по себе процесс приобретения квартиры в муниципальную собственность для предоставления Меркушеву И.С. жилого помещения не может находиться вне процедуры исполнения решения и являться основанием для взыскания исполнительского сбора.
С учетом того, что административным истцом предпринимаются все необходимые меры для исполнения решения суда, не предоставление жилого помещения Администрацией Верещагинского района в пятидневный срок в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения суда.
Анализ совокупности доказательств, представленных суду, позволяет сделать вывод о том, что в течение установленного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
Поскольку по рассматриваемому делу необходимо учитывать и объем работ, фактически подлежащих исполнению, и объем работ, которые Администрация Верещагинского района обязана исполнять и помимо судебного решения, в том числе и по проведению закупок (аукционов) по приобретению жилья и оформлению, а также учитывая, что административным истцом при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-176,178-180 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации Верещагинского муниципального района Пермского края - удовлетворить.
Освободить Администрацию Верещагинского муниципального района Пермского края от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №66322/17/59031-ип, взысканного постановлением судебного пристава исполнителя отдела судебных приставов по Очерскому и Верещагинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю от 25.12.2017.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения - 20.02.2018.
Судья В.С.Анисимова