Дело № 2-439/2023
УИД 55RS0030-01-2023-000511-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Русско - Полянский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Прыгуновой Г.Н.
при секретаре Сошка Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
в р.п. Русская Поляна Омской области 12 октября 2023 года
гражданское дело по заявлению представителя Администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный линейный объект недвижимости,
у с т а н о в и л:
Представитель Администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный линейный объект недвижимого имущества – газопровод, протяженностью 12759 метров, расположенный по адресу: <данные изъяты>, кадастровый №, не имеющий собственника. В обоснование своих требований указал, что данный объект, отвечает всем признакам бесхозяйной недвижимой вещи. Сведения о зарегистрированных правах на данный объект отсутствуют в банке объектов собственности <данные изъяты> сельского поселения, <данные изъяты>, среди объектов собственности <данные изъяты> области и Федерального имущества.
В судебное заседание представитель заявителя администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила требования удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц – ООО «<данные изъяты>», АО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не направили.
Представители заинтересованного лица РОСРЕЕСТР, в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом, извещенными о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении дела не направили.
На основании ч.ч. 3 и 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц.
Суд, исследовав и оценив в совокупности доказательства по делу, считает, что требование администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, предусматривает ст. 42 Конституции Российской Федерации.
В силу требований статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как определено Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", газ - это природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 430-ФЗ введен в действие пункт 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающий, что с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
В соответствии с пунктом 5 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее - Приказ) принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение N 1 к настоящему Порядку): орган местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях -органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Кроме того, пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена обязанность административного ответчика по принятию мер, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31 марта 1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" под газоснабжением понимается одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
Применительно к изложенным требованиям Закона в судебном заседании установлено следующее.
Справка ГП <данные изъяты> «<данные изъяты> центр технической инвентаризации и землеустройства» от ДД.ММ.ГГГГ № о принадлежности строения, квартиры, помещения, свидетельствует, что сведения о зарегистрированных правах собственности на указанный объект недвижимости отсутствуют.
Из справки БУОО «Исторический архив <данные изъяты>» следует, что сведений о разрешении на строительство и вводе в эксплуатацию газопровода по адресу: <данные изъяты>, не имеется.
Согласно справки Администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, на сооружение - газопровод, по адресу: <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ постройки, проектная документация не изготавливалась, разрешение на строительство и разрешение на ввод сооружения в эксплуатацию выдавалось, но документы, подтверждающие выдачу разрешения на строительство и вводд в эксплуатацию в архиве Администрации <данные изъяты> сельского поселения, не сохранилось.
В едином банке данных объектов собственности <данные изъяты> сельского поселения сооружение - газопровод, по адресу: <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, не значится.
Среди объектов собственности <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> сооружение - газопровод, по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> года постройки, не значится, что подтверждается уведомлением Администрации <данные изъяты> муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, аналогичная информация отражена в уведомлении Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации <данные изъяты> муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ.
Отсутствие зарегистрированных прав на спорный объект недвижимого имущества за <данные изъяты> областью подтверждается уведомлением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №.
ТУ Росимущества в <данные изъяты> сообщает, что в реестре федерального имущества сведения об объекте недвижимости - сооружение - газопровод, по адресу: <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о принятии на учет объект недвижимости, расположенного по адресу: <данные изъяты> - сооружение - газопровод, по адресу: <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки.
Представителем Администрации <данные изъяты> сельского поселения представлены суду достаточные, достоверные и допустимые доказательства, подтверждающие отсутствие собственника объекта недвижимости сооружения - газопровод, по адресу: <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки.
Таким образом, суд приходит к выводу, что сооружение газопровод, протяженностью 12759 метров, расположенный по адресу: <данные изъяты>, кадастровый №, является линейным объектом и рассмотрение вопроса о признании права собственности на него, как на линейный объект возможно по истечении трех месяцев, после постановки на учет в качестве бесхозяйного.
Отсутствие собственника газопровода ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, влечет невозможность проведения их капитального ремонта, проверку эксплуатационного состояния, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, угрожает причинением вреда и возникновением аварийной ситуации.
Органы местного самоуправления, осуществляя полномочия в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, обязаны принимать меры к надлежащему содержанию и обслуживанию объектов газоснабжения, в связи с чем, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме и признания права муниципальной собственности на указанный линейный объект недвижимого имущества за Солнечным сельским поселением Русско – Полянского муниципального района.
Обстоятельств, препятствующих удовлетворению требований заявителя, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197, 293 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный линейный объект недвижимости, удовлетворить.
Признать за <данные изъяты> сельским поселением <данные изъяты> право муниципальной собственности на газопровод, протяженностью 12759 метров, расположенный по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером №,
Решение в течение одного месяца с момента изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Русско – Полянский районный суд Омской области.
Судья Г.Н. Прыгунова