Решение по делу № 2-44/2024 (2-675/2023;) от 14.03.2023

УИД № 42RS0040-01-2023-000462-20

Номер производства по делу № 2-44/2024 (№ 2-675/2023)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кемерово                                                                              31 января 2024 года

Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Тупицы А.А.,

с участием прокурора Джирихина А.Ю.,

помощника судьи Бойко С.В.,

при секретаре Климакиной Д.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску СНТСН "Русское поле", СНТ "Аппарат", СНТ "Коксохимик", СНТ "Издатель" к администрации Кемеровского муниципального округа о признании подъездной дороги к территории ведения гражданами садоводства дорогой общего пользования местного значения, расположенной в границах муниципального округа, об обязании принять на баланс и включить в перечень дорог общего пользования подъездную дорогу к территории ведения гражданами садоводства, обязании провести паспортизацию подъездной дороги, об обязании провести ремонт подъездной дороги к территории ведения гражданами садоводства в соответствии с государственными стандартами, о признании подъездной дороги бесхозяйным имуществом

У С Т А Н О В И Л:

СНТСН "Русское поле", СНТ "Аппарат", СНТ "Коксохимик", СНТ "Издатель" обратились в суд с иском к администрации Кемеровского муниципального округа о признании подъездной дороги к территории ведения гражданами садоводства дорогой общего пользования местного значения, расположенной в границах муниципального округа, об обязании принять на баланс и включить в перечень дорог общего пользования подъездную дорогу к территории ведения гражданами садоводства, обязании провести паспортизацию подъездной дороги, об обязании провести ремонт подъездной дороги к территории ведения гражданами садоводства в соответствии с государственными стандартами, о признании подъездной дороги бесхозяйным имуществом (т. 1 л.д. 3-7, 60-62, 184-186, 199-200, т. 2 л.д. 37), требования мотивировали тем, что в Кемеровском муниципальном округе в на 27 км автотрассы г. Кемерово – пгт. Промышленная с 1989 года располагается садоводческий массив, в который входят 10 садоводческих некоммерческих товариществ, в том числе СНТСН "Русское поле", СНТ "Аппарат", СНТ "Коксохимик", СНТ "Издатель", СНТ СН "Рябинка", СНТ СН "Надежда-2", СНТ "Зенит", СНT СН "Весна", СНТ СН "Базовый", СНТ "Рассвет-2".

Ко всем садоводческим товариществам подходит одна подъездная дорога протяженностью 2 323 м, по которой, в том числе, осуществляет движение рейсовый автобус № 113 с конечной остановкой у СНТ СН "Рябинка" и СНТ СН "Надежда-2".

По информации, имеющейся у истцов, данная дорога не располагается в границах земель ни у одного из указанного садовых товариществ.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы); дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Ни в администрации Кемеровского муниципального округа, ни в ГИБДД по Кемеровскому муниципальному округу нет информации о том, кому принадлежит участок подъездной дороги протяженностью 2 323 м; указанная дорога отсутствует в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения и, по мнению администрации Кемеровского муниципального округа, принадлежит садоводческим товариществам.

На протяжении многих лет обслуживанием данной подъездной дороги занимаются указанные выше 10 садоводческих некоммерческих товариществ.

Спорный участок дороги в состав земель, предоставленных садоводческим товариществам, не входит, что подтверждается проведенными садоводческими товариществами межеваниями своих земельных участков.

Согласно Федеральному закону от 29.07.2017 № 217-ФЗ (ред. от 14.04.2023) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" садоводческие товарищества не имеют право оплачивать какие-либо услуги по содержанию территории, выходящей за их пределы, соответственно, осуществлять ремонт спорной подъездной дороги садоводческие товарищества также не имеют права.

Истцы считают, что в рамках классификации, установленной ст. 5 Закона РФ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" спорная автомобильная дорога является дорогой местного значения, которой пользуется неопределенный круг лиц, поскольку только на общественном транспорте по данной дороге перевозится более 2 000 человек в день, не считая личный транспорт.

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

Частью 3 ст. 15 закона РФ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 15, п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" ч. 1 ст. 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу приведенных норм закона автомобильные дороги, находящиеся в ведении органов местного управления, должны быть включены в реестр муниципальной собственности, что в силу закона позволяет вести учет состояния дорог и их элементов, обеспечивает возможность контроля за проведением своевременного надлежащего ремонта, содержанием дороги и безопасностью движения по ней, что отвечает законным правам и интересам собственников земельных участков в садоводческом массиве, а также неопределенного круга лиц, использующих дорогу.

Содержанием и обеспечением надлежащего состояния дорог муниципального значения, их ремонтом занимаются местные администрации, т.к. в местных бюджетах должны быть заложены деньги на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения.

Федеральный законодатель возложил на местную администрацию, как на орган местного самоуправления, обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.

В силу ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанности по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагаются на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В связи с этим истцы полагают, что спорный участок подъездной дороги в садоводческом массиве в районе 27 км автотрассы г. Кемерово – пгт. Промышленная протяженностью 2 323 м принадлежит на праве собственности Кемеровскому муниципальному округу.

Вместе с тем, длительное неустранение нарушений, непроведение ремонта дороги может повлечь негативные последствия в виде угрозы для жизни и здоровья людей, что в свою очередь приводит к нарушению прав и законных интересов в области дорожной безопасности неопределенного круга лиц, создает условия для несоблюдения основополагающих принципов обеспечения безопасности дорожного движения.

Истцы просили обязать администрацию Кемеровского муниципального округа Кемеровской области принять на баланс и включить в перечень дорог общего пользования подъезд к садоводческому массиву, в который входят 10 садоводческих некоммерческих товариществ, в том числе СНТСН "Русское поле", СНТ "Аппарат", СНТ "Коксохимик", СНТ "Издатель", СНТ СН "Рябинка", СНТ СН "Надежда-2", СНТ "Зенит", СНT СН "Весна", СНТ СН "Базовый", СНТ "Рассвет-2", протяженностью 2 323 м в Кемеровском муниципальном округе в на 27 км автотрассы г. Кемерово – пгт. Промышленная в срок до одного месяца после вынесения решения, и обязать администрацию Кемеровского муниципального округа провести ремонт указанного подъезда в соответствии с государственными стандартами, обеспечивающими автотранспорту бесперебойное безопасное движение.

В суд от СНТСН "Русское поле", СНТ "Аппарат", СНТ "Коксохимик", СНТ "Издатель" поступили уточнения на иск по следующим основаниям (т. 1 л.д. 60-62, 184-186, 199-200).

Согласно ортофотоплану Кемеровского района Кемеровской области, полученному из ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ, подъездная дорога к 10 садоводческим товариществам имеет протяженность от автотрассы г. Кемерово – пгт. Промышленная до конечной остановки 2 323 м.

Данная дорога на балансе администрации Кемеровского района Кемеровской области не состоит, в состав земель, предоставленным 10 садоводческим товариществам, не входит, иных сведений о принадлежности дороги кому-либо нет, паспорт дороги отсутствует.

Спорная дорога обеспечивает проезд к 10 садоводческим товариществам, однако в сводный реестр автомобильных дорог, обеспечивающих подъезд к территориям садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, согласно поручению председателя Правительства РФ от 31.08.2016 № ДМ-П11-5236, не включена.

В связи с этим истцы полагают, что подъезд к 10 садоводческим товариществам протяженностью 2 323 м от автотрассы г. Кемерово – пгт. Промышленная до конечной остановки является дорогой общего пользования и частью инженерной инфраструктуры Кемеровского муниципального округа, относится к муниципальной собственности.

В силу законодательства РФ автомобильные дороги, находящиеся в ведении органов местного управления, должны быть включены в реестр муниципальной собственности, что в силу закона позволяет вести учет состояния дорог и их элементов, обеспечивает возможность контроля за проведением своевременного надлежащего ремонта, содержанием дороги и безопасностью движения по ней, что отвечает законным правам и интересам пользователей земельных участков 10 садоводческих товариществ, а также неопределенного круга лиц, использующих спорную дорогу.

Согласно пп. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 № 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

По существу, технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы. Отсутствие паспортизации дороги создает угрозу безопасности дорожного движения и ведет к нарушению прав граждан.

Спорная подъездная дорога паспорт не имеет.

Как определено в п. 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования.

Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 Типовой инструкции).

Отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автодороги, чем нарушаются права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации, закрепленные ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

Пунктом 3 "Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог", утвержденного Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог" оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены Государственным стандартом "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93" (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 11.101993).

Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Истцы просят признать, что подъездная дорога протяженностью 2 323 м к 10 садоводческим товариществам в районе 27 км автотрассы г. Кемерово – пгт. Промышленная расположена на землях, принадлежащих Кемеровскому муниципальному округу, просят признать подъездную дорогу дорогой общего пользования местного значения, которая, расположена в границах Кемеровского муниципального округа, обязать администрацию Кемеровского муниципального округа принять на баланс и включить в перечень дорог общего пользования указанную подъездную дорогу, обязать администрацию Кемеровского муниципального округа провести паспортизацию подъездной дороги, обязать администрацию Кемеровского муниципального округа провести ремонт подъездной дороги в соответствии с государственными стандартами, обеспечивающими автотранспорту бесперебойное безопасное движение.

В суд от СНТСН "Русское поле", СНТ "Аппарат", СНТ "Коксохимик", СНТ "Издатель" поступили уточнения на иск (т. 2 л.д. 37), согласно которым истцы просят признать подъездную дорогу к 10 садоводческим товариществам в районе 27 км автотрассы г. Кемерово – пгт. Промышленная бесхозяйным имуществом.

В суд от СНТСН "Русское поле", СНТ "Аппарат", СНТ "Коксохимик", СНТ "Издатель" поступили дополнения на иск (т. 2 л.д. 10-13) по следующим основаниям.

В первоначальной редакции искового заявления не был указан тот факт, что подъездная дорога к 10 садоводческим товариществам в районе 27 км автотрассы г. Кемерово – пгт. Промышленная является единственной подъездной дорогой, существующей с момента образования данных товариществ, т.е. с конца 1980 годов.

Нормативные документы, действовавшие в период выделения земли для ведения коллективного садоводства истцам, предполагали обязательное наличие подъездных дорог к территории, используемой для организации садоводческих объединений.

Так, согласно п. 2.8 МВСН 43-85. "Застройка территорий садоводческих товариществ, здания и сооружения. Нормы проектирования" (утв. Приказом Госгражданстроя СССР от 11.12.1985 № 404) при количестве индивидуальных земельных участков на территории садоводческого товарищества более 50 на территорию следует предусматривать не менее 2 въездов.

Пунктом 2.7 того же документа установлено, что подъезды, соединяющие территорию садоводческого товарищества с дорогами общего пользования, а также проезды на территории садоводческого товарищества должны иметь покрытие низшего типа из грунтов, улучшенных различными местными материалами, согласно требованиям СНиП П-Д.5-72.

Указанное предполагает обязательное наличие как минимум одной подъездной дороги.

Проекты планировки и застройки садоводческих товариществ предусматривали также создание подъездной автодороги к садам массива "Маручак".

Впоследствии подъездная дорога была создана и введена в эксплуатацию, используется по настоящее время.

Спорная подъездная дорога является грунтовой, укрепленной местными материалами, что в полной мере соответствует требованиям ВСН 43-85 и СНиП И-Д.5-72, действовавшим в период ее создания.

Фактическое наличие дороги доказывает тот факт, что по ней осуществляет движение автобус № 113, начиная с момента образования садовых товариществ по настоящее время.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно ч. 1, ч. 2, ч. 3, ч. 9, ч. 10 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" все дороги в зависимости от их назначения делятся на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения - автодороги поселения, муниципального района или городского округа; частные автомобильные дороги.

В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального ши межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального ши межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

По смыслу приведенных положений автомобильная дорога общего пользования местного значения - это автомобильная дорога в границах населенных пунктов поселения либо муниципального района, либо городского округа, не отнесенная к автодорогам общего пользования федерального, регионального ши межмуниципального значения, частным автодорогам. Соответственно законом не установлено критериев отнесения дорог к дорогам местного значения (городского и сельского поселений либо муниципального района). Такое отнесение осуществляется по остаточному принципу. К автодорогам местного значения относятся дороги, не относящиеся ни к одной из остальных трех групп, указанных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления (органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов) в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно ответам администрации Кемеровского муниципального округа спорная подъездная дорога к 10 садоводческим товариществам в районе 27 км автотрассы г. Кемерово – пгт. Промышленная не включена в перечень дорог федерального, регионального или местного значения.

Доказательств того, что спорная подъездная дорога является частной собственностью, также нет.

Согласно Федеральному закону от 29.07.2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" спорная подъездная дорога к 10 садоводческим товариществам в районе 27 км автотрассы г. Кемерово – пгт. Промышленная не может быть отнесена к общей собственности членов указанных СНТ, т.к. пролегает за территорией садоводческих товариществ.

Фактически спорная подъездная дорога соединяет территории различных населённых пунктов (товариществ), т.к. используется не только жителями одного какого-то садового товарищества, но и жителями иных садовых товариществ, а также сотрудниками экстренных служб (скорая помощь, полиция, противопожарные службы и т.д.), сотрудниками ООО "Чистый город", энергоснабжающей компанией и иными лицами, т.е. используется неопределенным кругом лиц.

Исходя из этого и в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" можно сделать вывод, что спорная подъездная дорога является дорогой общего пользования местного значения, которая, находится в границах Кемеровского муниципального округа.

Спорная подъездная автодорога создана в период 1980-90-х годах для подъезда к садоводческим товариществам (истцов и третьих лиц) и является автодорогой общего пользования, которая предназначена для решения вопросов местного значения, поэтому в силу прямого указания закона дорога подлежит передаче в муниципальную собственность.

В судебном заседании представитель администрации Кемеровского муниципального округа Шахматова В.Ю., действующая на основании доверенности от 28.12.2023 № 1955 (срок до 31.12.2024) исковые требования не признала полностью, не отрицала, что спорный участок дороги обеспечивает движение личного транспорта членов и собственников вышеуказанных садовых товариществ, однако дорога в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Кемеровского муниципального округа, утвержденного постановлением администрации Кемеровского муниципального округа от 07.10.2021 № 2823-п, не включена, обеспечивает личные интересы садоводов, а не неопределенного круга лиц, в связи с чем основания для её содержания у администрации отсутствуют, а побуждение администрацию судом принять эту дорогу на баланс нарушит права органа местного самоуправления на самостоятельность принятия решений местного значения.

В судебном заседании представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа Савченко А.Е., действующая на основании доверенности от 09.01.2024 № 22д (срок до 31.12.2024), исковые требования в части признания дороги бесхозяйным имуществом полагала необоснованными по тем основаниям, что спорный участок дороги надлежащими документами как объект гражданских прав не подтвержден.

Представители истцов СНТ "Аппарат", СНТ "Коксохимик", третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Лазаренко Р.А., ООО "Строительное управление "Журавлевы горы", СНТ СН "Надежда-2", СНТ СН "Базовый", управления архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального округа в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в соответствии со ст. 117, 167 ГПК РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Заслушав объяснения представителей СНТСН "Русское поле" Дружининой Л.П. и Федосеенко Н.В., действующей на основании доверенности от 07.03.2023 (срок 1 год) (т. 1 л.д. 55, 152), СНТ "Издатель" Хвалеева М.В., СНТ СН "Рябинка" Соколовой Н.И., СНТ "Зенит" Маношкина С.Г., СНT СН "Весна" Кардашевой Л.В., СНТ "Рассвет-2" Габдурахмановой О.Ф., представителя ответчика - администрации Кемеровского муниципального округа Шахматовой В.Ю., представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа Савченко А.Е., заслушав заключение прокурора Джирихина А.Ю., полагавшего исковые требования необоснованными, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 12 ГК РФ, ст. 56 ГПК РФ каждое лицо имеет право на защиту своих гражданских прав способами, предусмотренными законом, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 1, ст. 8 ГК РФ выбор способа защиты права избирается истцом, при этом он должен соответствовать характеру допущенного нарушения и удовлетворение заявленных требований должно привести к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 07.10.2020 (т. л.д. 8-9) по адресу: Кемеровская область – Кузбасс, Кемеровский муниципальный округ, в 6 километрах по направлению на запад от ориентира (ориентир д. Маручак) расположен земельный участок площадью 93 454 кв.м с ; категория земли – земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование – земельные участки общего назначения; для общего пользования (уличная сеть); границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 01.11.2005; право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 07.10.2020 на основании решения Кемеровского районного суда от 04.06.2020 УИД № 42RS0040-01-2020-000250-26 номер производства по делу № 2-444/2020.

СНТ "Аппарат", СНТ "Коксохимик", СНТ "Издатель", СНТ СН "Рябинка", СНТ СН "Надежда-2", СНТ "Зенит", СНT СН "Весна", СНТ СН "Базовый", СНТ "Рассвет-2" в собственности земельные участки не имеют.

Сторонами не оспаривается, что ко всем садоводческим товариществам подходит одна подъездная дорога протяженностью около 2 323 м, по который осуществляют подъезд члены указанных садоводческих товариществ, используя личный и общественный транспорт.

В силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В силу ст. 3 указанного Закона автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1); дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление (п. 7); ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (п. 11); содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12).

Согласно ч. 1, ч. 2, ч. 3, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 04.08.2023) автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги (ч. 1).

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (ч. 2).

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (ч. 3).

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления (ч. 4).

Согласно п. 10 ст. 5, п. 10 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 04.08.2023) автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района (п. 10 ст. 5).

К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог (п. 10 ст. 6).

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 04.08.2023) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно п. 1, п. 6 и п. 11 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 04.08.2023) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве (п. 1); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п. 6); утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (п. 11).

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (п. 1).

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12).

Из указанных норм следует, что администрация Кемеровского муниципального округа обязана приводить в соответствие лишь дороги местного значения, к которым относятся дороги общего и необщего пользования.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В п. 2 ст. 214 ГК РФ и в п. 1 ст. 16 Земельного кодекса РФ закреплена презумпция государственной собственности на землю: земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Конституционный Суд РФ в определении от 11.02.2021 № 186-О обратил внимание, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю и наличия на территории Российской Федерации значительного количества нераспределенной земли сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка. Само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что участок является бесхозяйным.

Пунктом 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (действовавшим до вступления в силу с 01.03.2015 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ) устанавливалось, что до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществлялось органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное.

Как следует из материалов дела, иск заявлен в отношении участка дороги протяженностью 2 323 м, находящегося на территории Кемеровского муниципального округа в , начинается от 27 км автотрассы г. Кемерово – пгт. Промышленная и ведет к 10 садоводческим некоммерческим товариществам: СНТСН "Русское поле", СНТ "Аппарат", СНТ "Коксохимик", СНТ "Издатель", СНТ СН "Рябинка", СНТ СН "Надежда-2", СНТ "Зенит", СНT СН "Весна", СНТ СН "Базовый", СНТ "Рассвет-2".

Данный участок дороги обеспечивает движение личного транспорта членов и собственников вышеуказанных садовых товариществ, а также движение по ней пассажирского, коммунального и иного транспорта в интересах садоводов.

По спорному участку дороги в весенне-осенний период проходит рейсовый автобус № 113, маршрут обслуживает ГПК "Пассажиравтотранс" (т. 1 л.д. 35-36, 37-38, 63).

Указанный маршрут изначально был организован для перевозки членов садоводческих товариществ предприятий г. Кемерово: НПО "Крболит"; КХЗ, Мехзавод, Электротехнический завод, Кемеровотяжстрой; Кузбассэнергострой, Роскульторг, Ленинский пищеторг, фабрика Томь (т. 1 л.д. 203-210).

Спорный участок дороги подъезд к какому-либо населенному пункту, образованному в соответствии с Законом Кемеровской области от 27.12.2007 № 215-ОЗ (ред. от 07.11.2023) "Об административно-территориальном устройстве Кемеровской области" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 26.12.2007), не обеспечивает.

Письменными материалами дела также подтверждается, что спорная дорога не включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Кемеровского муниципального округа, утвержденного постановлением администрации Кемеровского муниципального округа от 07.10.2021 № 2823-п (т. 1 л.д. 37-38, 68, 69-74).

Общие требования и порядок выполнения работ по диагностике и паспортизации автомобильных дорог регламентированы ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации", который распространяется на автомобильные дороги общего пользования и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2016 № 1004-ст.

В соответствии с п. 4.2.2 ГОСТ 33388-2015 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части.

Согласно п. 9.1 ГОСТ 33388-2015 результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета.

Содержание технического паспорта автомобильной дороги установлено п. 9.2 ГОСТ 33388-2015, согласно которому технический паспорт автомобильной дороги состоит из следующих основных разделов: титульный лист; план-схема автомобильной дороги; общие данные об автомобильной дороге; экономическая характеристика; техническая характеристика; сведения об основных объемах выполненных ремонтных работ; линейный график дороги.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и настоящим Федеральным законом.

При рассмотрении дела доказательств того, что спорная дорога была спроектирована и построена ответчиком, либо его правопредшественниками, не добыто.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что под спорную дорогу выделялся земельный участок, в том числе какой-либо организации, при которой были созданы или организованы действующие садоводческие товарищества; не представлены паспорт автомобильной дороги и иные документы, подтверждающие законность образования и существования данной дороги как линейного сооружения.

ВСН 1-83. Ведомственные строительные нормы. Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования утратили силу в связи с изданием Приказа Минстроя России № 796/пр, Минтранса России № 562 от 17.12.2020.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации; местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Поскольку истцами в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что спорная дорога является объектом транспортной инфраструктуры – дорогой общего пользования местного значения, спроектированной и построенной ответчиком, либо его правопредшественниками в интересах неопределенного круга лиц; напротив, данная дорога находится исключительно в пользовании садоводов и используется ими для обеспечения собственных нужд, то основания для возложения на администрацию Кемеровского муниципального округа обязанности признать эту дорогу дорогой общего пользования местного значения, принять её на баланс и включить в перечень дорог общего пользования, обязать провести паспортизацию и ремонт отсутствуют.

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В силу данного принципа разделения власти суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления и разрешать в судебном порядке вопрос о понуждении данного органа к решению вопроса необходимости и целесообразности строительства автомобильных дорог местного значения, а в рассматриваемом случае по содержанию уже существующей дороги.

Иное по существу свидетельствовало бы об ограничении права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, в том числе в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, что противоречит ст. 12 и ст. 130 Конституции РФ, которые предусматривают самостоятельность органов местного самоуправления в решении данных вопросов.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" поддержка ведения садоводства и огородничества органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется исходя из особой социальной значимости садоводства и огородничества.

В целях оказания государственной и муниципальной поддержки садоводства и огородничества органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе: создавать в своей структуре подразделения, обеспечивающие реализацию региональной и муниципальной политики по поддержке садоводства и огородничества; принимать государственные и муниципальные программы, предусматривающие меры поддержки садоводства и огородничества (в том числе инвестиционные программы), а также ведомственные целевые программы; вести просветительскую работу в целях популяризации ведения садоводства и огородничества; организовывать в границах территории садоводства или огородничества снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, снабжение топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; осуществлять финансирование выполнения комплексных кадастровых работ применительно к кадастровым кварталам, в границах которых расположены территории садоводства или огородничества; по заявлению товарищества или участников общей долевой собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, безвозмездно приобретать в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность такое имущество общего пользования (автомобильные дороги, объекты электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты) в случае, если такое имущество в соответствии с федеральным законом может находиться в государственной или муниципальной собственности; создавать информационные системы либо обеспечивать развитие существующих информационных систем в целях их использования для проведения голосования на общем собрании членов товарищества.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления при принятии решений в области градостроительной деятельности и деятельности в области охраны окружающей среды учитывают мнение правообладателей садовых и огородных земельных участков в случае, если такие решения затрагивают их интересы и подлежат обсуждению на общественных (публичных) слушаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе осуществлять поддержку развития садоводства и огородничества в иных формах, установленных законодательством Российской Федерации.

Порядок осуществления мер государственной и муниципальной поддержки ведения садоводства и огородничества, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Порядок приобретения имущества, указанного в п. 6 ч. 3 настоящей статьи, в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность устанавливается субъектами Российской Федерации.

Реализация полномочий органов государственной власти и решение вопросов местного значения органами местного самоуправления применительно к территориям садоводства или огородничества осуществляются в пределах компетенции таких органов, определенной в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Меры государственной и муниципальной поддержки в отношении территорий садоводства и огородничества, в границах которых садовые земельные участки и огородные земельные участки принадлежат исключительно гражданам, имеющим право на их внеочередное, первоочередное или иное льготное приобретение, оказываются в приоритетном порядке.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает обязанность органа местного самоуправления осуществлять работы по строительству и ремонту дорог в целях поддержки ведения садоводства и огородничества.

В силу пп. 1 п. 3 ст. 38 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (документ утратил силу с 01.01.2019 в связи с изданием Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ) органы местного самоуправления были обязаны содействовать садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям в осуществлении работ по строительству и ремонту дорог.

Однако из системного толкования указанной нормы закона следует, что строительство подъездной дороги к садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению является работой по обустройству земельного участка, выделенного соответствующему объединению, проводимой таким объединением. В отношении подъездных дорог, как и иных дорог в пределах объединения, органы местного самоуправления обязаны были только содействовать в их строительстве и ремонте, а не брать на себя всю работу проектированию, строительству и капитальному ремонту.

Истцами заявлено требование о признании спорной дороги бесхозяйной.

Согласно п. 1, п. 3, п. 5 ст. 225 ГПК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в п. 3 и п. 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.

Согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утв. Приказом Росреестра от 15.03.2023 № П/0086) принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, представленного органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации исполнительными органами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов и муниципальных образований, либо лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов, в отношении бесхозяйных линейных объектов, эксплуатацию которых они обязаны осуществлять в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 225 ГК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 290 ГПК ГФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

Дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматриваются в порядке особого производства при отсутствии спора о праве (п. 6 ч.1 ст. 262 ГПК РФ).

Истцы, в том числе, просят признать спорную дорогу бесхозяйной недвижимостью.

В данном случае законом истцам не предоставлено право инициировать вопрос о признании недвижимости бесхозяйной, в связи с чем ими избран ненадлещаий способ защиты, а потому в удовлетворении в этой части иска также надлежит отказать.

Ссылка истцов на поручение Председателя Правительства РФ от 31.08.2016 № ДМ-П11-5236 Минтрансу России и Минэкономразвития России, которым поручено обеспечить разработку и направление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации методических рекомендаций по включению автомобильных дорог, обеспечивающих подъезд к территориям садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, в перечни автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения (п. 1), правового значения не имеет, поскольку поручение от 31.08.2016 № ДМ-П11-5236 нормативным актом не является, положения указанной программы носят рекомендательный характер и направлены на регулирование отношений, которые возникнут в будущем.

Так указанным поручением рекомендовано (п. 7) высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации после исполнения п. 1 настоящего перечня поручений разработать и утвердить планы по включению автомобильных дорог, обеспечивающих подъезд к территориям садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, в перечни автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения.

Однако в Кемеровской области-Кузбассе план по включению автомобильных дорог, обеспечивающих подъезд к территориям садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, в перечни автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, в отношении истцов не разработан и не утвержден.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований СНТСН "Русское поле" (ОГРН: 1024202052544, ИНН: 4234004343), СНТ "Аппарат" (ОГРН: 1024202053260, ИНН: 4234004350), СНТ "Коксохимик" (ОГРН: 1024202052181, ИНН: 4209009740), СНТ "Издатель" ОГРН: 1034234001450, ИНН: 4234006615) к администрации Кемеровского муниципального округа (ОГРН: 1024202052049, ИНН: 4234002138) о признании подъездной дороги к территории ведения гражданами садоводства дорогой общего пользования местного значения, расположенной в границах муниципального округа, об обязании принять на баланс и включить в перечень дорог общего пользования подъездную дорогу к территории ведения гражданами садоводства, обязании провести паспортизацию подъездной дороги, об обязании провести ремонт подъездной дороги к территории ведения гражданами садоводства в соответствии с государственными стандартами, о признании подъездной дороги бесхозяйным имуществом отказать полностью.

Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Кемеровском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский районный суд.

Председательствующий

Справка: в окончательной форме решение принято 02.02.2024.

Судья                                                                           А.А. Тупица

2-44/2024 (2-675/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Кемеровского района
СНТ "Коксохимик"
СНТ "Русское поле"
СНТ "Аппарат"
СНТ "Издатель"
Ответчики
Администрация Кемеровского муниципального округа
Другие
СНТ Зенит
ООО "Строительное управление "Журавлевы горы"
Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского округа
Управление архитектуры и градостроительства Администрация Кемеровского муниципального округа
СНТ СН "Надежда-2"
СНТ СН "Рябинка"
СНТ СН "Весна"
Лазаренко Руслан Александрович
СНТ Рассвет-2
СНТ СН "Базовый"
Суд
Кемеровский районный суд Кемеровской области
Судья
Тупица Андрей Анатольевич
Дело на странице суда
kemerovsky.kmr.sudrf.ru
14.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2023Передача материалов судье
15.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2023Подготовка дела (собеседование)
11.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.06.2023Предварительное судебное заседание
17.07.2023Подготовка дела (собеседование)
03.08.2023Подготовка дела (собеседование)
03.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2023Судебное заседание
05.10.2023Подготовка дела (собеседование)
05.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2023Судебное заседание
23.11.2023Подготовка дела (собеседование)
23.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2023Судебное заседание
11.01.2024Подготовка дела (собеседование)
11.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2024Судебное заседание
02.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее